На транспортное средство, прошедшее государственный технический осмотр, сотрудником ГИБДД оформляется и выдается собственнику (представителю собственника) талон о прохождении государственного технического осмотра.
Для транспортных средств юридических лиц, занимающихся эксплуатацией транспортных средств и проходящих государственный технический осмотр на собственной производственной базе, вместе с выдаваемыми талонами о прохождении государственного технического осмотра оформляется акт государственного технического осмотра группы транспортных средств в трех экземплярах. Один экземпляр акта государственного технического осмотра группы транспортных средств хранится в ГИБДД, второй - в военном комиссариате, третий - у юридического лица.
Эксплуатация неисправного транспортного средства запрещается в установленном порядке, при этом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со снятием государственных регистрационных знаков.
Сведения о прохождении транспортным средством государственного технического осмотра, получении собственником (представителем собственника) транспортного средства талона о прохождении государственного технического осмотра, акта технического осмотра транспортного средства вносятся в реестры государственного технического осмотра транспортных средств физических или юридических лиц, срок хранения которых - три года.
Допускается ведение названных реестров с использованием средств вычислительной техники (на магнитных носителях). В этом случае номер выданного талона о прохождении государственного технического осмотра заносится в диагностическую карту, а собственник (представитель собственника) транспортного средства своей подписью на ней удостоверяет факт получения талона о прохождении государственного технического осмотра. Диагностические карты хранятся в подразделении ГИБДД для подтверждения выдачи специальной продукции.
|
ГИБДД осуществляет контроль за качеством работ ПТО, участвующих в проверке технического состояния при государственном техническом осмотре транспортных средств, путем проведения ежедневных, плановых, внеплановых и контрольных проверок.
Ежедневные проверки осуществляются сотрудниками ГИБДД, постоянно закрепленными за конкретным ПТО. При этом контролируется объем и качество работ, проводимых ПТО по проверке технического состояния при государственном техническом осмотре транспортных средств. Результаты проверок ПТО вносятся сотрудниками ГИБДД в журнал результатов ежедневных проверок пунктов технического осмотра.
Плановые проверки организуются и проводятся территориальным органом управления ГИБДД субъекта Российской Федерации, но не реже одного раза в год.
К указанным проверкам могут привлекаться представители территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, представители территориальных отделений Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, инженерно-технические работники автотранспортных предприятий, а также представители других заинтересованных организаций, принимающих участие в обеспечении безопасности дорожного движения.
|
В ходе плановых проверок ПТО, кроме плановых мероприятий, осуществляется проверка:
состояния производственно-технической базы и соблюдения технологии работ по проверке технического состояния транспортных средств;
размещения оборудования, организации движения транспортных средств, а также рабочего места сотрудника ГИБДД;
наличия документации, предусмотренной перечнем документов, регламентирующих деятельность пунктов технического осмотра, в том числе нормативных правовых актов, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию транспортных средств;
соответствия квалификации контролеров технического состояния транспортных средств установленным квалификационным требованиям;
документирования результатов проверки технического состояния транспортных средств1.
Внеплановые проверки проводятся территориальным органом управления ГИБДД субъекта Российской Федерации, при наличии информации, дающей достаточные основания полагать, что ПТО не соблюдаются условия договора.
Контрольные проверки проводятся территориальным органом управления ГИБДД субъекта Российской Федерации, а также, по его поручению, подчиненными подразделениями ГИБДД, по истечении сроков устранения недостатков, выявленных ГИБДД при плановых и внеплановых проверках.
При всех видах проверок могут проводиться выборочные проверки технического состояния транспортных средств, признанных ПТО исправными.
Результаты проверок (кроме ежедневных) оформляются актами проверки в трех экземплярах.В акте проверки указываются, кем она проведена, основание проведения проверки, место и время ее проведения, выявленные недостатки, а также сроки их устранения.Первый экземпляр акта проверки вручается (направляется) руководителю ПТО, а его копии остаются для контроля в территориальном органе управления ГИБДД субъекта Российской Федерации и подчиненном подразделении ГИБДД, на территории обслуживания которого находится проверяемый ПТО.
|
Особенности контроля за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств при осуществлении надзора за дорожным движением:
При надзоре за дорожным движением контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств может проводиться на стационарных постах и контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортных средств.
Контроль технического состояния автобусов, следующих по установленному маршруту, производится на конечных станциях маршрутов, автовокзалах и пассажирских автостоянках.
Основаниями для остановки транспортных средств для контроля за конструкцией и техническим состоянием при осуществлении надзора за дорожным движением являются:
отсутствие в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля действующего талона о прохождении государственного технического осмотра;
наличие в предусмотренных местах транспортных средств нестандартных, нечитаемых или установленных с нарушениями требований Правил дорожного движения Российской Федерации государственных регистрационных знаков, а равно их отсутствие;
наличие неисправностей и условий, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств1.
При контроле за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств в процессе дорожного движения меры личной безопасности сотрудников ГИБДД, а также их взаимоотношения с участниками дорожного движения должны осуществляться в соответствии с требованиями Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Эксплуатация транспортных средств запрещается при выявлении неисправностей и условий, предусмотренных приложением к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
При выявлении не горящих (отсутствующих) фар и задних габаритных огней на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, либо недействующего со стороны водителя стеклоочистителя во время дождя или снегопада дальнейшее движение транспортного средства в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации запрещается.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, эксплуатация транспортных средств запрещается со снятием государственных регистрационных знаков в установленном порядке.
§ 4. Контроль за соблюдением требований нормативныхправовых актов юридическими лицами
За юридическими лицами, имеющими в собственности 50 и более единиц транспортных средств в городах (25 и более единиц - в сельских населенных пунктах), зарегистрированных в ГИБДД, закрепляются сотрудники ГИБДД управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе.
По решению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения района, города, округа и района в городе сотрудники ГИБДД могут закрепляться за юридическими лицами с меньшим количеством транспортных средств.
Сотрудники ГИБДД, закрепленные за юридическими лицами:
контролируют соблюдение ими требований нормативных правовых актов;
подготавливают предложения главному государственному инспектору о выдаче предписаний;
изучают сведения о структуре парка транспортных средств и динамику аварийности в нем, соблюдение водителями транспортной дисциплины, анализируют причины и условия возникновения ДТП.
На юридических лиц, за которыми закреплены сотрудники ГИБДД, заводятся наблюдательные дела.
Контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов осуществляется путем проведения:
проверок транспортных средств при выпуске их на линию;
плановых и внеплановых проверок;
контрольных проверок по выполнению ранее выданных предписаний1.
К проверкам могут привлекаться представители территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, инженерно-технические работники автотранспортных предприятий, а также представители других заинтересованных организаций, принимающих участие в обеспечении безопасности дорожного движения и охране окружающей среды.
Периодичность проверки транспортных средств при выпуске их на линию
не реже 2 раз в год | для юридических лиц с количеством транспортных средств: - 50 и более единиц в городах, - 25 и более единиц - в сельских населенных пунктах |
не реже 1 раза в год | для иных юридических лиц |
Контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств осуществляется с использованием средств технического диагностирования.
В случае выявления нарушений требований нормативных правовых актов эксплуатация транспортных средств запрещается, а водители и должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Результаты проверки транспортных средств при выпуске их на линию оформляются актом, составляемым в произвольной форме в двух экземплярах. Акт подписывается сотрудником ГИБДД, осуществлявшим проверку. Один экземпляр акта проверки вручается (направляется) руководителю юридического лица или иному должностному лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, а его копия остается в ГИБДД и с другими материалами приобщается к наблюдательному делу.
Плановые и внеплановые проверки за соблюдением юридическими лицами требований нормативных правовых актов при эксплуатации транспортных средств:
Плановые проверки осуществляются в соответствии с утвержденными графиками, но не реже 1 раза в 2 года. При плановых проверках контролируются:
реализация мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий, повышению профессионального мастерства водительского состава и иных требований в соответствии с Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов и Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами;
организация учета ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, предусмотренного Правилами учета дорожно-транспортных происшествий;
соблюдение требований Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
соблюдение требований Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации;
соответствие технического состояния транспортных средств, выпускаемых на линию, требованиям нормативных правовых актов.
Внеплановые проверки проводятся при:
совершении ДТП, повлекших гибель 5 и более человек и (или) ранение 10 и более человек, с участием транспортных средств юридических лиц или по вине их водителей, находившихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
при превышении транспортными средствами юридических лиц средних по району, городу, округу и району в городе относительных показателей аварийности и низкой транспортной дисциплины водителей1.
Контрольные проверки проводятся по истечении сроков устранения недостатков, выявленных ГИБДД в ходе плановых и внеплановых проверок.
Результаты плановых, внеплановых и контрольных проверок оформляются актами, составляемыми в произвольной форме в двух экземплярах и подписываемыми главным государственным инспектором района, города, округа и района в городе. Один экземпляр акта проверки вручается (направляется) руководителю юридического лица или иному должностному лицу, а его копия остается в ГИБДД и с другими материалами приобщается к наблюдательному делу.
В случае выявления нарушений нормативных правовых актов при выпуске транспортных средств на линию, проведении проверок руководителю юридического лица или иному должностному лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, выдается предписание.
Выявленные нарушения условий лицензирования перевозочной и транспортно-экспедиционной деятельности документируются в установленном порядке и направляются на рассмотрение в территориальные отделения Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации.
§ 5. Контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов при осуществлении разрешительной деятельности
Выдача разрешений на оборудование транспортных средств специальными сигналами и особыми государственными регистрационными знаками осуществляется в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Допуск транспортных средств к перевозке опасных грузов:
Порядок допуска транспортных средств к перевозке опасных грузов, а также требования к конструкции, техническому состоянию и оборудованию таких транспортных средств определяется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
Допуск транспортных средств к перевозке опасных грузов производится посредством выдачи свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов(форма свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов утверждена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. № 73)1.
На каждое транспортное средство должно выдаваться отдельное свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.
Бланки свидетельств о допуске к перевозке изготавливаются типографским способом и имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию (код субъекта Российской Федерации), номер (шестизначное число) и являются документами строгой отчетности.
Рассмотрение вопроса о выдаче свидетельства о допуске к перевозке осуществляется на основании представленных собственником (представителем собственника) транспортного средства документов, результатов контроля за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортного средства требованиям нормативных правовых актов.
Собственник (представитель собственника) представляет следующие документы:
заявление на выдачу свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;
документ, удостоверяющий личность собственника (представителя собственника) транспортного средства;
документ, подтверждающий право пользования и (или) распоряжения транспортным средством (для представителя собственника);
свидетельство о регистрации транспортного средства или технический паспорт транспортного средства и (или) технический талон транспортного средства;
действующий талон о прохождении государственного технического осмотра.
Выдача свидетельств о допуске к перевозке производится подразделениями ГИБДД по месту регистрации (временной регистрации) транспортных средств.
Срок действия свидетельства о допуске к перевозке устанавливается в пределах срока действия талона о прохождении государственного технического осмотра.
При отказе собственнику (представителю собственника) транспортного средства в выдаче свидетельства о допуске к перевозке на его заявлении делается запись о причине отказа.
Если причина отказа в выдаче свидетельства о допуске к перевозке заключалась в несоответствии конструкции, технического состояния или оборудования транспортного средства нормативным правовым актам, эксплуатация такого транспортного средства запрещается в установленном порядке.
Сведения о выдаче собственнику (представителю собственника) транспортного средства свидетельства о допуске к перевозке вносятся в реестр выданных свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов, который хранится в течение трех лет.
Выдача свидетельства о допуске к перевозке взамен утраченного или непригодного для пользования производится в соответствии с настоящим порядком.
Глава 3. Основные проблемы и сложности в работе ГИБДД Ординского района по техническому надзору (на основе практики)
В Ординском районе наблюдается снижение общего числа транспортных средств. При этом уменьшается доля мотоциклов и грузовых автомобилей, растет доля легковых.
Таблица 1. Количество зарегистрированного автотранспорта в Ординском районе
Легковые автомобили | Грузовые автомобили | Автобусы | Мотоциклы | Всего | |
Показатели аварийности по району низкие. Так, в 2006 году произошло 32 ДТП (на 22% меньше, чем в предыдущем году).
Конечно, это результат работы всех подразделений ГИБДД, но свою роль внесла и работа по техническому надзору. Так, например, в 2006 году ею было проверено 53 автотранспортных предприятия при выпуске транспортных средств (рост с предыдущим годом - 39,5%), проведено 39 плановых и внеплановых проверок автотранспортных предприятий (выросло на 25,8%), выдано 39 предписаний (рост - 44,4%), оштрафовано 14 должностных и юридических лиц (рост 16,7%)1.
Одно из важнейших направлений органов ГИБДД в районе - технический надзор при регистрации и техническом осмотре транспортных средств. Для этого ГИБДД Ординского района оснащено необходимым оборудованием. Из диагностического оборудования, используемого ГИБДД Ординкого района, нужно назвать:
газоанализатор многокомпонентный «Автотест - 02.02»,
измеритель дымности отработавших газов «мета-01МП»,
измеритель эффективности тормозных систем автомобиля «Эффект-02»,
прибор для измерения суммарного люфта в рулевом управлении транспортных средств «Вираж»,
измеритель параметров света фар «ИПФ-01»,
измеритель светового коэффициента пропуска стекол «Свет».
В районе существует четко отлаженная система проведения работ по техническому контролю транспортных средств. К примеру, в текущем, 2008, году технической осмотр транспортных средств предприятий и юридических лиц регулировался Постановлением Администрации Ординского муниципального района Пермского края от 13 марта 2008 года № 123 «О проведении технического осмотра в Ординском муниципальном районе в 2008 году». Согласно данномураспоряжению:
. ГИБДД разработал график проведения техосмотра.
. Создается комиссия для проведения техосмотра, в ее составе 6 человек от ГИБДД, военкомата, подразделений районной администрации.
. С должностными лицами предприятий, ответственными за прохождение техосмотра, ГИБДД проводит семинар.
. График прохождения техосмотра публикуется в районной газете «Верный путь»
. Непосредственное прохождение техосмотра. Установлены следующие правила.
Со 2 апреля по 27 июня его должны пройти все транспортные средства 47 организаций. Начало осмотра - 9.30, у некоторых - 14.30. В день осмотр проводится у 1 - 6 организаций. Большинство из них подвергается осмотру на территории ГИБДД (37 организаций), оставшиеся 10 - на собственной территории.
Техосмотр граждан будет проводится в эти же дни по вторникам и пятницам с 9.30 до 17.00 и субботам с 11.00 до 12.00 на стоянке ГИБДД.
Второй техосмотр транспорта организаций и предприятий района (автобусы и автомашины, перевозящие опасные грузы) будет проводиться в срок с 1 сентября по 30 ноября по вторникам и пятницам на стоянке ГИБДД.
О подготовленности техники и качестве техосмотра можно судить по результатам 2005 и 2007 годов.
Таблица 2.Результаты государственного технического осмотра в Ординском районе
Вид ТС | ||||||
осмотрено | признано исправными | % исправных к числу осмотренных | осмотрено | признано исправными | % исправных к числу осмотренных | |
Легковые автомобили | 94,4 | 81,6 | ||||
Грузовые автомобили | 95,4 | 81,6 | ||||
автобусы | 82,6 | |||||
мототранспорт | 68,8 | 67,2 | ||||
прицепы | 91,3 | 87,2 | ||||
полуприцепы | 76,9 | 81,8 | ||||
всего | 90,6 | 80,1 |
В 2007 году в ходе техосмотра осмотрено транспортных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - 2527, из них прошли техосмотр - 2424.
Какие выводы можно сделать из результатов техосмотра транспортных средств в районе?
Мотоциклы
На сегодня это самая проблемная группа частного транспорта. Здесь самый низкий процент прохождения техосмотра. На сегодняшний день количество мотоциклов в районе снижается. Новых мотоциклов покупают очень мало. Зато старые мотоциклы люди активно снимают с учета по 2 причинам:
выбраковка как неисправных и неподлежащих эксплуатации,
смерть хозяев.
Существует проблема по снятию с учета мотоциклов, которых уже не существует, их в базах регистрации еще большое количество. Основная причина - хозяин умер, а наследников либо нет, либо никто не идет оформлять наследство на мотоцикл. При этом основанием снять с учета такой мотоцикл является свидетельство о наследстве, за оформление которого гражданин должен оплатить нотариусу. Отсюда и такая странная пропорция - 2169 единиц мототранспорта стоит на учете, из них предоставляется на техосмотр 327, т.е. около 2 тыс. единиц остаются не осмотрены, их владельцев либо нет в живых, либо управляют ими без техосмотра, что влечет неправомерное их использование на дорогах.
На сегодняшний день в районе существует проблема по изъятию неисправного транспорта, незарегистрированного в установленном порядке в ГИБДД, не прошедшего государственный технический осмотр, так как отсутствует специальная охраняемая штрафная стоянка, куда была бы возможность поставить неисправный транспорт, включая мотоциклы. Это в числе прочего позволило бы значительно улучшить работу по выявлению и изъятию мотоциклов, хозяева которых сняли их с учета, чтобы не платить транспортный налог.
2. Легковые автомобили.
Число данной группы транспорта растет, но растет и число не прошедших техосмотр. Главная причина - большая часть прироста приходится на подержанные машины старше 7 - 10 лет. Стало возрастать число случаев обнаружения изменение маркировки номерных узлов и агрегатов транспортных средств (перебитые номера).
Так, в феврале 2007 года гражданин Р. обратился в РЭО ГИБДД для переоформления регистрационных документов в связи с заменой двигателя. При осмотре автомашины и сверке номеров было выявлено, что имеются следы нанесения маркировки номера двигателя кустарным способом. Инспектором РЭО данный двигатель был направлен на исследование в лабораторию для проверки соответствия номера на двигателе. При исследовании было установлено, что маркировка блока двигателя была нанесена кустарным способом, поэтому материал проверки был направлен в следственный отдел для принятия решения по возбуждению уголовного дела по ст. 326 УК РФ.
3. Грузовые автомобили.
Число грузовых автомобилей устойчиво снижается, но уменьшается и число машин, прошедших техосмотр. Причина та же, большой возраст автомобилей, невозможность рядом предприятий обеспечить должный уровень техобслуживания техники.
Автобусы.
Наиболее благополучная ситуация с автобусами. Свою роль играет тот фактор, что все автобусы сосредоточены в одном предприятии - ООО «Автобусные линии». Это облегчает контроль, с одной стороны, с другой позволяет собственнику обеспечивать должный уровень технического обслуживания. Результат - 100% прохождение техосмотра.