Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук, представители этого подхода и основные положения их теорий




Школа научного управления, представители этой школы и основные положения их теорий

Школа научного управления сформировалась в 1885 — 1920 гг.

Основные принципы школы научного управления: разработка оптимальных методов осуществления работы на базе изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.; абсолютное следование разработанным стандартам; подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут дать наибольшую пользу; оплата по результатам труда; выделение управленческих функций в отдельную сферу профессиональной деятельности.

Ф. У. Тейлор — инженер-практик и менеджер. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер: хронометраж; инструктивные карточки; методы переобучения рабочих; плановое бюро; сбор социальной информации. Ключевым элементом его подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.

Френка и Лилиан Гилберт занимались вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство.

Л. Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется "управление кадрами". Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров.

Г. Гантт занимался разработками в области методики премиальной оплаты, составивил карты-схемы для производственного планирования (ленточные графики Гантта), внес вклад в разработку теории лидерства.

Гаррингтон Эмерсон разработал комплексный системный подход к организации управления. Главная его работа «Двенадцать принципов производительности».

Г.Форд – механик и предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США, явился продолжателем учения Тейлора и внедрял его теоретические положения на практике.

Принципы организации производства Г.Форда: замена ручной работы машинной; максимум разделения труда; специализация; расстановка оборудования по ходу технологического процесса; механизация транспортных работ; регламентированный ритм производства.

Административная школа в управлении, представители этой школы и основные положения их теорий

Административная (классическая) школа управления сформировалась в период 1920-1950гг. Основателем данной школы является Анри Файоль, менеджер-практик, французский горный инженер, основоположник теории управления.

Представители классической школы управления рассматривали организацию комплексно и занимались разработкой методик по совершенствованию управления с позиции целостности.

По мнению А.Файоля администрирование является основой управления и включает в себя 6 групп операций управления: техническую и технологическую (изготовление, производство, переработка), коммерческую (обмен, закупка, продажа), финансовую (эффективное управление капиталом, привлечение капитала), охранную (охрана физических лиц и собственности), учетную (балансовые ведомости, инвентаризация, статистика, издержки производства), административную (организация, контроль и координирование, распорядительство, планирование).

Файоль сформулировал 14 принципов административного управления: разделение труда; полномочия и ответственность (каждый несет ответственность за свою часть работы); единоначалие – каждый работник подчиняется одному непосредственному руководителю; дисциплина; единообразие в действиях; подчинение личного общественному; хорошая оплата труда; справедливость; централизация; иерархия или скалярная цепь; порядок; инициативность работников; отсутствие «текучки» кадров; корпоративный дух (или единство коллектива).

Макс Вебер – известный немецкий социолог. Им был разработан тип идеальной организации, которую он назвал бюрократией. Ученый признавал что такой «идеальной бюрократии» на практике не существует, и она скорее является избирательной моделью реального мира.

Идеальной бюрократии по Веберу свойственны следующие характеристики: разделение труда; иерархия власти; формальный отбор; формальные правила и процедуры; беспристрастность; ориентированность на карьеру.

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук, представители этого подхода и основные положения их теорий

Школа человеческих отношений формировалась в 1930-1950 гг.

Основные положения школы человеческих отношений: люди в основном мотивируются социальными потребностями; в результате промышленной революции работа потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимоотношениях; люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящих от руководства; работник откликается на распоряжения руководителя, если руководитель может удовлетворить социальные нужды своих подчиненных.

Мэри Паркер Фоллиет была одним из первых теоретиков, обосновывающих необходимость научного исследования психологических аспектов управления.

Фоллиет утверждала, что теория управления должна базироваться на достижениях научной психологии. Она одна из первых выдвинула идею «участия рабочих в управлении» и боролась за создание атмосферы «подлинной общности интересов».

Элтон Мэйо - основатель школы «человеческих отношений», провел «Хотторнский эксперимент», который позволил сделать следующие выводы: социальные нормы поведения влияют на производительность труда; социальные стимулы в значительной мере сказываются на поведении членов организации; групповые факторы поведения главенствуют над личностными; для деятельности всей группы важно неформальное лидерство.

Школа поведенческих наук (1950-…) значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Дуглас МакГрегор получил широкую известность, благодаря разработанной им двухфакторной теории «Х» и «Y», ориентирующей сосредоточенность лидера на работу (достижение конечного результата, рост производительности труда и т.д.) или на человека (создание человеческих отношений, помощь в профессиональном росте и т.п.).

Согласно теории «Х», когда люди изначально не любят трудиться, идеальным руководителем является автократ, способный оказать психологическое воздействие на подчиненных.

В соответствии с теорией «Y», для людей стремящихся хорошо работать, идеальным является демократичный руководитель, применяющий теорию человеческих отношений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: