Заикание различной степени тяжести (невротическое, неврозоподобное)




Междисциплинарный подход при работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях ДОО (из опыта работы).

Иванова Е. Е., учитель- логопед высшей квалификационной категории МАДОУ детский сад №355г. Казань

Ключевые слова: подход, междисциплинарный, маршрутизация, команда, дневник, сопровождение

approach, interdisciplinary, routing, team, diary, accommodation

Междисциплинарный подход – совместная работа команды специалистов в области психологии, педагогики и медицины.

Сущность междисциплинарного подхода – в преодолении границ между отдельными дисциплинами, в расширении возможностей взаимодействия среди членов команды, в нахождении общего профессионального языка (в т.ч., терминологического) и развитии взаимообогащающего сотрудничества, позволяющего видеть ребенка «целостно».

Применение междисциплинарного подхода происходит:

· на этапе оценки ребенка и его семьи (как ресурса его развития). Совместные обсуждения позволяют избежать дублирования сбора анамнеза разными специалистами (они задают лишь специфические уточняющие вопросы), и помогает составить системное представление о ребенке.

· на этапе составления программы помощи. Знания специалистов разных областей дают больше рабочих гипотез и помогают выделить приоритетное направление в коррекции и развитии ребенка, с учетом его ресурсов, потребностей и интересов. Совместное планирование занятий с определением ответственного специалиста на данном этапе.

· совместная оценка эффективности проведения программы.

Успешное функционирование команды возможно в условиях единого «образовательного» и терминологического поля. Отработка командного взаимодействия - непростой процесс, требующий, в том числе и «личностной притирки» специалистов команды. Каждый специалист команды должен уметь руководить обсуждениями и участвовать в них наравне со всеми, уметь сотрудничать, делиться профессиональной информацией в доступной форме и своими знаниями, оказывать поддержку семье и членам своего профессионального сообщества.

Состав команды:

} Учитель-логопед

} психолог

} воспитатель

} медсестра физиотерапевтического кабинета

} инструктор по физической культуре

} музыкальный руководитель.

Тесная взаимосвязь с районным психиатром и кафедрой неврологии 8 детской неврологической больницы.

Состав команды специалистов варьируется в зависимости от запроса от актуальной проблемы, требующей решения.

Маршрутизация: Предлагаемая схема работы с детьми, имеющие речевые проблемы:

1) задержка речевого развития органического генеза(ЗРР), общее недоразвитие речи II-III уровня(ОНР), задержка психического и речевого развития(ЗПРР).

Проблема при обращении Специалист, осуществляющий первичный осмотр: Консультации других членов команды: (рекомендованы после первичного осмотра или в процессе составления индивидуальной программы помощи) Участие в индивидуальной программе помощи
ОНР II-IV уровня Ребенок с задержкой речевого развития логопед   Коррекционные занятия, логопедический массаж, консультация родителей
психолог Психологическая диагностика Коррекционные занятия, обучение навыкам релаксации (при наличии высокого уровня тревожности на фоне речевой некомптентности),кон- сультация родителей
врач-психиатр, психотерапевт, невролог Назначение дополнительных исследований (УЗДГ, ЭЭГ, РЭГ) с последующей консультацией по результатам исследований и назначением терапии Наблюдение в процессе терапии, коррекция дозировки и курсов препаратов, консультация логопеда и психолога («обратная связь», оценка эффективности медикаментозной терапии на фоне коррекционно-развивающих занятий с ребенком)
Другие специалисты   При необходимости – Медсестра физиотерапевтического кабинета - проведение физиотерапевтических процедур, назначенных неврологом Инструктор по физической культуре– занятия по формированию общей и мелкой моторики, координация в пространстве.
Воспитатель– развивающие занятия с учетом возрастных показателей.
Музыкальный руководитель- формирование просодических компонентов речи

Заикание различной степени тяжести (невротическое, неврозоподобное)

Проблема при обращении Специалист, осуществляющий первичный осмотр: Консультации других членов команды: (рекомендованы после первичного осмотра или в процессе составления индивидуальной программы помощи) Участие в индивидуальной программе помощи
Ребенок с заиканием логопед   Коррекционные занятия, логоритмика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж, консультация родителей
психолог Психологическая диагностика Коррекционные занятия по работе с самооценкой, эмоциональными состояниями (песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия), консультация родителей
врач-психиатр, психотерапевт Назначение дополнительных исследований (УЗДГ, ЭЭГ, РЭГ) с последующей консультацией по результатам исследований и назначением терапии Наблюдение в процессе терапии, коррекция дозировки и курсов препаратов, консультация логопеда и психолога («обратная связь», оценка эффективности медикаментозной терапии на фоне коррекционно-развивающих занятий с ребенком)
Другие специалисты При необходимости Музыкальный руководитель-формирование вокального дыхания, музыкальных фраз,голосоведения. Медсестра физиотерапевтического кабинета- проведение физиотерапевтических процедур, назначенных неврологом.

Работа по командному сопровождению включает в себя 4 этапа:

Этап-диагностический.

На данном этапе происходит:

-Сбор информации о состоянии здоровья, особенностях роста и развития ребенка

-Обсуждение полученных результатов

-Выявление проблемы

2этап - планово-организационный. Реализуя второй этап специалисты:

-Согласовывают направления, методы и приемы коррекционно-развивающего сопровождения

- организуют деятельность

-составляют индивидуальные программы сопровождения дошкольников.

3этап – коррекционный:

-каждый специалист своими методами, взаимодействуя с другими участвует в коррекционно-развивающей деятельности

-обучение педагогов методам и приемам коррекционной работы

4 этап – итогово-оценочный.

На данном этапе осуществляется:

- совместная оценка эффективности коррекционной работы

-оценка уровня реализации инд. программ

- определение задач коррекционной работы на следующий период.

Для осуществления взаимодействия удобно использовать

«Дневник индивидуального сопровождения ребёнка»

В дневнике отражено расписание занятий специалистов, результаты диагностики (каждого специалиста включённого в команду), и непосредственно сам дневник, в котором отражены дата занятия, тема занятия и результаты. Удобство дневника в том, что всегда можно посмотреть, чем на данном этапе занимается с ребёнком каждый член команды и возможно подкорректировать свою работу. В дневнике также обозначен ответственный специалист, отвечающий за координацию работы специалистов.

 

Список литературы:

1.Белоусова М.В., Иванова Е.Е. учебно-методическое пособие «Речевые нарушения в раннем дошкольном возрасте: междисциплинарный подход» Казань 2012г.,40 стр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: