Блок информации по теме занятия




Тема 7: МОЗГ И ПСИХИКА.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

 

Мотивация темы. Значимость данной темы в том, что она позволяет найти физиологические основы в любых психологических действиях человека.

Цель. Конечный результат занятия усвоение о сновных понятий темы: анатомо – физиологические основы психики, обстановочная афферентация, акцептор результата действия, блоки головного мозга.

Конкретные задачи занятия.

Студент должен знать взаимосвязи работы мозга и психики; знать основные положения теорий и концепций Н.А. Бернштейна, К. Хала, П.К. Анохина, Е.Н. Соколова, А.Р. Лурии.

Студент должен уметь обосновать взаимодействие в работе мозга и психической организации человека.

Задания для самоподготовки ( контрольные вопросы, тестовые задания, профессиональные ситуации)

Контрольные вопросы для самопроверки усвоения основных понятий темы:

  1. Кто из ученых внес большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психическими явлениями?
  2. Каковы основные положения концепции функциональной системы П.К. Анохина?

! Ответы на данные вопросы содержатся в информационном материале.

Тестовые контроль знаний

Задание 1. Выберите один правильный ответ:

Задание 1. Теории о взаимосвязи мозга и психики развивались учеными:

1. Н.А. Бернштейн 4. все ответы верны
2. П.К. Анохин 5. все ответы неверны
3. Е.Н. Соколов  

Задание 2. Кто из ученых рассматривал живой организм как саморегулирующуюся систему для поддержания гомеостаза:

1. Н.А. Бернштейн 4. все ответы верны
2. К. Халл 5. все ответы неверны
3. А.Р. Лурия  

Задание 3. Автором теории условно – рефлекторного научения был ученый:

1. Е.Н. Соколов 4. все ответы верны
2. А.Р Лурия 5. все ответы неверны
3. И.П. Павлов  

Задание 4. Понятие концептуальной рефлекторной дуги было предложено учеными:

1. Е.Н. Соколов и Ч. И. Измайлов 4. все ответы верны
2. И.П. Павлов и И.М. Сеченов 5. все ответы неверны
3.К. Халл и А.Р. Лурия  

Задание 5. Согласно теории А. Р. Лурии, блок связанный с познавательными процессами и предназначенный для процессов получения, переработки и хранения информации, это:

1. первый 4. все ответы верны
2. второй 5. все ответы неверны
3. третий  

Эталонные ответы: 1-4, 2-2, 3-3, 4-1, 5-2.

Задание 2. Заполните пропущенные места:

  1. ……….. предложили понятие концептуальной рефлекторной дуги, состоящей из трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных систем нейронов.
  2. ………..связан с познавательными процессами и предназначен для процессов получения, переработки и хранения информации.
  3. Воздействие на организм внешних факторов окружающей среды было названо П.К. Анохиным……
  4. Идея взаимосвязи мозга и психики развивалась на протяжении всей истории накопления психологических знаний……
  5. ……………утверждает, что формирование любого двигательного акта есть активная психомоторная реакция. При этом освоение движения осуществляется под воздействием сознания.

Блок информации по теме занятия

В IV веке до н.э. Алкмеон Кротонский сформулировал идею о том, что психические явления тесно связаны с работой мозга. Эту идею поддерживали многие античные ученые, например, Гиппократ. Идея взаимосвязи мозга и психики развивалась на протяжении всей истории накопления психологических знаний, в результате чего появлялись новые ее варианты.

В начале ХХ века сформировались две новые науки: физиология высшей нервной деятельности (изучает органические процессы, происходящие в головном мозге м вызывающие различные телесные реакции) и психофизиология (исследует анатомо – физиологические основы психики).

Психическая деятельность (психика, сознание, мысль) есть функция нормально работающего мозга. Психика – это свойство мозга, проявляющееся в идеальном отражении окружающего мира. Мозг – это орган психики «органический субстрат психофизических функций (С.Рубинштейн)». Физиологические процессы в мозгу человека являются материальной основой психики, но не отождествляются с нею. Мозг – материальный субстрат психики, но важно отношение к материальному объекту, который она отражает. Сознание – осознанное бытие.

Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем мире. И.М. Сеченов в работе «Рефлексы головного мозга» показал обусловленность психической деятельности внешним миром. И.П. Павлов рассматривал сознательную деятельность как отражательную. Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психическими явлениями, внес И.М. Сеченов. Позднее его идеи развил И.П. Павлов, открывший теорию условно – рефлекторного научения. Идеи и разработки И. П. Павлова послужили основой для создания новых теорий, среди которых выделяются теории и концепции Н.А. Бернштейна, К. Халла, П.К. Анохина, Е.Н. Соколова, А.Р. Лурии и др.

Н.А. Бернштейн считает, что даже самое простое приобретенное движение, не говоря о деятельности и поведении человека в целом, не может быть выполнено без участия психики. Он утверждает, что формирование любого двигательного акта есть активная психомоторная реакция. При этом освоение движения осуществляется под воздействием сознания, которое при этом осуществляет определенную сенсорную коррекцию нервной системы, обеспечивающей выполнение нового движения. Чем сложнее движение, тем больше требуется корригирующих изменений. Когда же движение освоено и доведено до автоматизма, процесс управления выходит из поля фантазии и превращается в фоновый.

К. Халл рассматривал живой организм как саморегулирующуюся систему со специфическими механизмами регуляции для поддержания гомеостаза (физического и биохимического равновесия).

П.К. Анохин разработал концепцию функциональной системы. Воздействие на организм внешних факторов окружающей среды было названо П.К. Анохиным обстановочной афферентацией. Необычные воздействия на организм вызывают ответную реакцию, которая называется ориентировочной реакцией и является стимулом для проявления активности. Все воздействующие на человека объекты и условия деятельности воспринимаются человеком в виде образа. Образ соотносится с информацией в памяти, мотивационными установками и приводит к возникновению плана действий. Ожидаемый итог действий назван П.К. Анохиным акцептор результата действия (цель, на которую направлено действие). Если имеется акцептор и программа действия, начинается исполнение действия. При этом включается воля и процесс получения информации о выполнении поставленной цели. Информация о результатах действия имеет характер обратной связи (обратной афферентации) и направлена на формирование установки по отношению к действию. Информация проходит через эмоциональную сферу. Если эмоции носят положительный характер, действие прекращается, отрицательный характер – в выполнении действия вносятся коррективы. Теория подчеркивает, что психические явления и физиологические процессы взаимосвязаны и играют важную роль в регуляции поведения.

Е.Н. Соколов и Ч. И. Измайлов предложили понятие концептуальной рефлекторной дуги, состоящей из трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных систем нейронов: афферентной (сенсорного анализа), эффекторной (исполнительной, отвечающей за органы движения) и модулирующей (управляющей связями между афферентной и эффекторной системами). Первая система нейронов обеспечивает получение и переработку информации, вторая система обеспечивает выработку команд и их выполнение, третья система осуществляет обмен информацией между первыми двумя.

А.Р. Лурия предложил выделить анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явления. Первый блок предназначен для поддержания определенного уровня активности. Он включает ретикулярную формацию ствола мозга, глубинные отделы среднего мозга, структуры лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.

Второй блок связан с познавательными процессами и предназначен для процессов получения, переработки и хранения информации. Блок состоит из участков коры головного мозга, которые в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок обеспечивает функции мышления, поведенческой регуляции и самоконтроля. Структуры, входящие в данный блок, находятся в передних отделах коры головного мозга. Данная концепция была выдвинута А.Р. Лурией в результате анализа результатов проводимых им экспериментальных исследований функциональных и органических нарушений и заболеваний мозга.

Итоговый контроль осуществляется по результатам выполнения студентами заданий тестового контроля.

Список литературы

Основная литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: Питер, 2007, с. 105 -120
  2. Немов Р.С. Психология. В 3 кн.: Кн 1. – М.: Просвещение: ВЛАДОС,1995, с. 24 -63.

Дополнительная литература.

  1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М.: Мир, 1988.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер Ком, 1999, с. 128 -134
  3. Маршинин Б.А. Функционально – компонентный анализ мыслительных действий и их мозгового обеспечения // Мир психологии, 2008, №1, с. 251 -262.
  4. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1992.
  5. Лебедев А.Н. Константа М.Н. Ливанова и психофизиологические закономерности работы мозга // Психологический журнал, 2008, № 1, с. 133-137.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: