Введение
Согласно ст. 15 Конституции РФ органы и должностные лица местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию и законы. На этот счет существует и постановление Конституционного Суда РФ, который устанавливает, что для того чтобы обеспечить реализацию конституционных положений, а также защитить права граждан от возможных злоупотреблений своими полномочиями со стороны органов и должностных лиц местного самоуправления, федеральный законодатель вправе предусмотреть адекватные меры ответственности, в том числе досрочное прекращение полномочий органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Органы местного самоуправления несут ответственность перед различными физическими и юридическими лицами в случае совершения действий, нарушающих основные права и свободы и причиняющих имущественный и иной ущерб. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер и наступает в судебном порядке. Строго говоря, необходимо отметить, что к ответственности перед физическими и юридическими лицами могут быть привлечены только органы местного самоуправления, но не должностные лица, так как последние не являются субъектами гражданского права. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ).
Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
В настоящее время существуют различные мнения ученых относительно формулировки определения «ответственность органов местного самоуправления». Так, О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев под ответственностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления понимают неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление задач и функций. Подобное определение дает Е.А. Кольцова, рассматривая ответственность органов местного самоуправления как претерпевание органами местного самоуправления неблагоприятных последствий, предусмотренных санкцией правовой нормы, как результат совершения правонарушения. Она считает, что говорить об отношениях ответственности можно с момента вступления в силу решения уполномоченного субъекта, устанавливающего факт совершения правонарушения, субъекта ответственности и меры ответственности, то есть с момента, когда лицо признано совершившим правонарушение и в отношении него, вследствие этого, реализованы санкции правовой нормы.
|
По мнению Е.С. Шугриной, ответственность – это реагирование государства в лице должностных лиц или органов на правонарушение и обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия. Почти во всех определениях ответственность органов местного самоуправления отождествляют с применением определенных санкций за невыполнение органами местного самоуправления и их должностных лиц своих юридических обязанностей.
Ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Издавая нормы права, государство определяет ответственность органов местного самоуправления независимо от их воли и желания, которая носит государственно-принудительный характер. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также контроль за их деятельностью служат обеспечению функционирования местного самоуправления в интересах населения, граждан, общества в целом, а также защите интересов государства, населения, граждан, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования, независимо от организационно-правовых форм собственности.
|
Ответственность также рассматривают в позитивном (перспективном) и негативном (ретроспективном) аспектах. В настоящее время ученые-юристы разделились на сторонников только негативной ответственности и на сторонников, которые в ответственность включают как негативный, так и позитивный аспект. По мнению Е.С. Шугриной, позитивная ответственность наступает за будущее поведение, негативная - за уже совершенное.
Позитивная ответственность есть осознание и воспроизведение личностью в своем поведении необходимости выполнения долга. Позитивная ответственность представляет собой ответственную деятельность по решению вопросов местного значения, которая реализуется в форме различных отчетов о работе перед избирателями выборных органов и должностных лиц или, например, отчёт исполнительного органа перед представительным органом.
Сущность негативной ответственности заключается в применении мер государственного воздействия в случае нарушения правовых предписаний, содержащихся в нормативных актах вышестоящего уровня. Р.Л. Хачатуров, Р.Г. Ягутян считают, что негативная ответственность это временное явление, поскольку возникает в связи с нарушением требований социальных норм. Основанием негативной ответственности является правонарушение, наличие которого в некоторых случаях должно быть подтверждено юрисдикционным органом. Федеральный закон 2003г. № 131, в ст.70 установил ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед: - населением (в результате утраты его доверия); - государством (в случае нарушения ими Конституции РФ, конституции, устава субъекта РФ, федеральных законов, законов субъекта Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления органами и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; - физическими и юридическими лицами в порядке, установленном действующим законодательством. Таким образом, федеральное законодательство устанавливает круг субъектов, перед которыми органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответственность. К числу таких субъектов относятся население, физические и юридические лица и государство. Ст. 72 Федерального закона 2003г. № 131 содержит нормы, регулирующие особенности привлечения к ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед государством.
|