Тема 7. Виртуальные коммуникации




Тема 1.Предмет дисциплины «Деловые и научные коммуникации».

Предмет дисциплины «Деловые и научные коммуникации». Понятие «коммуникация». Функции деловых коммуникаций. Концептуальные подходы к коммуникациям. Классические (Л.Уорд, Г.Тард, Ф.Теннис, М.Вебер) и неклассические концепции коммуникаций (Ю.Хабермас.Н.Луман, П.Бурдье, Э.Гидденс). Деловые и научные коммуникации как проблема междисциплинарных исследований. Знание основных правил коммуникации и практический успех.

Понятие «научная коммуникация». Классические и инновационные формы научной коммуникации. Понятие «научное сообщество». Научно-техническая информация.

Коммуникология как наука и практика.

 

Тема 2. Этика деловых и научных коммуникаций.

Необходимость соблюдения этических норм в деловом общении. Нравственные основы коммуникаций. Этические механизмы организации деловых и научных коммуникаций.

Общечеловеческие нормы и ценности как основа коммуникаций в современном мире. Этнокультурные нормы деловых и научных коммуникаций. Коммуникации в условиях глобализации.

Этика и этикет. Профессиональный этикет и коммуникации. Правила делового этикета в производственной и научной среде.

Тема 3.Личность в деловых и научных коммуникациях.

Личностные аспекты деловых и научных коммуникаций. Мотивы, ценности, установки в процессе коммуникаций. Коммуникативная личность. Типология личности и ее проявления в коммуникациях. Архетипы в деловой и научной коммуникации.

Интерактивные и перцептивные стороны коммуникации. Рефлексия. Идентификация. Самопрезентация личности. Механизмы воздействия на окружающих в коммуникациях.

Психологические механизмы защиты. Личность и научное сообщество. Психологические особенности личностных коммуникаций в профессиональной и учебно-научной среде.

Тема 4. Деловые и научные коммуникации в организациях.

Особенности коммуникаций в организациях и коллективах. Зависимость коммуникаций от вида организации. Научно-исследовательские группы. Научные школы, научные кружки, междисциплинарные научные объединения. Основные направления коммуникаций в производственных и научных организациях. Внешние и внутренние коммуникации. Коммуникации с властными структурами, с бизнес-структурами, с общественностью. Влияние межличностных отношений на характер коммуникаций в группе. Групповая сплоченность и ее реализация в коммуникациях. Формальная и неформальная структура коллектива. Коммуникации в корпоративной культуре. Конфликты, их причины и способы разрешения в процессе коммуникаций.

Кафедра как рабочая группа. Особенности групповых коммуникаций в системе науки и образования.

Тема 5. Публичное выступление в деловой и научной коммуникации

Сущность и компоненты публичного выступления. Характеристика публичной речи. Адаптация к аудитории публичного выступления. Подготовка к публичному выступлению. Виды публичных выступлений. Особенности публичных выступлений в научной среде. Доклады, выступления на научных конференциях и конгрессах.

 

Тема 6. Структура деловых коммуникаций.

Виды деловых коммуникаций. Вербальная и невербальная коммуникация. Прямая, опосредованная и косвенная коммуникация. Письменная и устная коммуникации. Формальные и межличностные коммуникации. Формы деловых коммуникаций. Классические формы деловых коммуникаций: деловой разговор, деловые беседы, деловые дискуссии, совещания, собрания, переговоры, конференции, деловые встречи. Инновационные формы деловых коммуникаций: презентации, «круглые столы», пресс-конференции, собрания акционеров, брифинги, выставки и ярмарки новых товаров.

Тема 7. Виртуальные коммуникации

Информационные системы коммуникаций в современном мире. Интернет-совещания, Интернет-конференции, их роль в деловых коммуникациях. Информационные системы в современной науке. «Невидимые колледжи», «виртуальные коллективы» и «виртуальные лаборатории». Эпистемологические, социологические, психологические аспекты виртуальных научных коммуникаций. Компьютерная герменевтика и коммуникации. Роль коммуникаций в развитии науки. Коммуникации и становление научной специальности. Значение веб-сайтов, Интернет-форумов в науке. Электронные библиотеки в системе виртуальных коммуникаций.

 

2.2. Обеспечение содержания дисциплины «Деловые и научные коммуникации».

Тема 1. Предмет и задачи дисциплины «Деловые и научные коммуникации».

Вопросы для самопроверки:

1. Что является предметом курса «Деловые и научные коммуникации»?

2. Какие научные дисциплины исследуют проблемы делового общения?

3. Почему знание основ делового общения необходимо для успешной трудовой и

научной деятельности?

4. Каковы основные правила делового общения?

5. Какова специфика деловых коммуникаций?

Задания для самостоятельной работы.

1. Проанализируйте понятие «деловые и научные коммуникации».

2. Раскройте сущность понятия «коммуникация».

3. Проанализируйте специфику научных коммуникаций.

4. Охарактеризуйте основные проблемы курса «Деловые и научные коммуникации».

5. Сущность научных коммуникаций.

6. Научное сообщество.

7. Дисциплинарные научные сообщества.

8. Междисциплинарные научные сообщества.

9. Научная аргументация.

Эссе, рефераты и доклады по теме:

1. Специфика деловой коммуникации в различных культурах.

2. Вербальные и невербальные средства общения и их функция в деловой коммуникации.

3. Взаимосвязь национальной ментальности и корпоративной культуры.

4. Межкультурные различия в деловой коммуникации.

5. Концепции межкультурных различий: теория ценностных ориентаций Клакхон и

Стродбека, теория ценностных конфигураций Парсонса.

6. Параметры межкультурных различий: теории Хофстеде, Тромпенаарса.

7. Теория Холла: высоко- и низко-контекстные культуры.

8. Восприятие времени в различных культурах: концепция Льюиса.

Тема 2. Этика деловых и научных коммуникаций.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается основное противоречие нравственного сознания в

предпринимательской деятельности?

2. Что является механизмами нравственной регуляции делового общения?

3. Как деловая этика может способствовать повышению эффективности производства?

4. В чем заключается сущность понятия «справедливость»?

5. Какие этические ценности являются основой деловых отношений в цивилизованном

обществе?

6. В чем состоит сущность делового этикета?

7. Каких норм этикета Вы будете придерживаться при общении с начальником?

8. Каковы правила речевого этикета?

Задания для самостоятельной работы.

1. Раскройте сущность и назначение этики деловых отношений.

2. Докажите важность таких моральных норм как честность и обязательность для

успешного бизнеса.

3. Характеризуйте содержание работы М. Вебера «Протестантская этика и дух

капитализма».

4. Раскройте, каковы универсальные этические нормы и принципы деловых и научных

коммуникаций.

5. Объясните, в чем заключается специфика функционирования этики в бизнесе.

Эссе, доклады и рефераты по теме

1. Специфика телефонных переговоров с точки зрения бизнес-этикета.

2. Бизнес-этикет. Национальная и культурная специфика.

3. Деловая коммуникация в межкультурном контексте.

4. Общечеловеческие нормы и ценности как основа коммуникаций в современном мире

5. Этнокультурные нормы деловых коммуникаций

6. Этнокультурные нормы научных коммуникаций

Тема 3. Личность в деловых и научных коммуникациях.

Вопросы для самопроверки

1. Какова психическая структура личности?

2. Кто такие экстраверты и интроверты и как они проявляют себя в деловом общении?

3. Что такое самоподача в деловых отношениях? Из каких составляющих она

складывается?

4. В чем заключается интерактивная сторона делового общения?

5. Что такое социально-психологические стереотипы?

6. Что относится к барьерам на пути карьерного роста?

7. Что такое личный план развития?

8. Каковы критерии проверки собственного делового и научного потенциала?

Задания для самостоятельной работы.

1. Обоснуйте необходимость знания психологических качеств людей в деловом

общении.

2. Характеризуйте основные механизмы психологической защиты в рамках трудового

коллектива.

3. Назовите возможные базовые психологические установки и раскройте их содержание.

4. Объясните, каковы психологические механизмы защиты.

5. Раскройте, что такое экономическая и правовая психология.

Эссе, доклады и рефераты по теме

1. Личностные аспекты деловых коммуникаций

2. Личностные аспекты научных коммуникаций

3. Архетипы в деловой и научной коммуникации.

4. Личность и научное сообщество

5. Самопрезентация личности в деловых коммуникациях.

6. Самопрезентация личности в деловых коммуникациях.

Тема 4. Деловые и научные коммуникации в организациях.

Вопросы для самопроверки

1. Какие стадии проходит рабочая группа в процессе своего формирования?

2. Что такое референтнаягруппа и какова ее роль в жизни коллектива?

3. Что Вы знаете о препятствиях в деле формирования коллектива?

4. Каковы основные направленности сплоченности в коллективе?

5. Каковы показатели профессиональной зрелости рабочей группы?

6. В чем состоит неформальное лидерство в коллективе?

7. Что такое власть и когда она возможна?

8. Что такое делегирование полномочий?

9. Каковы основные стили руководства?

10. Каковы типы отношений руководителя и подчиненных?

11. Какие советы Вы бы дали начинающему руководителю?

12. Каковы современные теории конфликтов

2. Расскажите о правилах отношений с клиентами.

3. Дайте основные характеристики рабочей группы.

4. Характеризуйте позитивную направленность рабочей группы.

5. Раскройте специфику социально-психологического состава рабочей группы.

6. Объясните, каким образом власть в организации является инструментом управления.

7. Характеризуйте демократический стиль руководства.

8. Назовите наиболее типичные ошибки руководителя в отношениях с подчиненными.

9. Объясните сущность неформальных отношений между руководителем и

подчиненными.

14. Расскажите, какова роль руководителя в становлении и развитии коллектива.

15. Проанализируйте основные методы решения конфликтов.

Эссе, доклады и рефераты по теме:

1. Конфликтные ситуации и способы их преодоления в деловой коммуникации.

2. Конформизм в группе.

3. Основные причины конфликтов в организациях.

4. Основные методы предупреждения конфликтов

5. Особенности групповых коммуникаций в системе науки

Тема 5. Публичные выступления в деловых и научных коммуникациях

Вопросы для самопроверки

1. Каковы компоненты публичного выступления в деловой и научной коммуникации?

2. В чем состоит адаптация к аудитории публичного выступления?

3. В чем различие публичного выступления в деловой и в научной коммуникации?

4. Каковы виды публичных выступлений в деловой коммуникации?

5. Каковы виды публичных выступлений в научной коммуникации?

6. В чем состоит специфика выступлений на научных конференциях и конгрессах?

Задания для самостоятельной работы:

1. Сформулируйте характеристики публичной речи

2. Определите, в чем состоит сущность публичного выступления.

3. Какова подготовка к деловому публичному выступлению.

4. Какова подготовка к научному публичному выступлению.

5. Каковы особенности публичных выступлений в научной среде.

6. В чем заключается подготовка научного доклада.

Эссе, доклады и рефераты по теме:

1. Особенности публичных научных выступлений.

2. Научная беседа.

3. Роль трансляции в научных коммуникациях.

4. Эволюция научных коммуникаций.

5. Формы научных коммуникаций.

Тема 6. Деловые переговоры.

Вопросы для самопроверки:

1. В каких случаях применяется метод деловых переговоров?

2. Какие основные стадии включают переговоры?

3. Что включает подготовка переговоров?

4. На какие этапы делятся собственно переговоры?

5. Что Вы знаете о тактических приемах, применяемых на переговорах?

Задания для самостоятельной работы.

1. Раскройте, каково значение переговоров в предпринимательской деятельности.

2. Охарактеризуйте возможные виды ведения переговоров.

3. Расскажите, как готовится место проведения переговоров.

4. Раскройте содержание техник ведения переговоров.

5. Объясните, каковы возможные итоги проведения переговоров, и как их оценивать.

Эссе, доклады и рефераты по теме:

1. Функции деловых переговоров

2. Составляющие процесса деловых переговоров.

3. Стили деловых переговоров.

4. Давление в переговорах и способы противостояния в деловых переговорах.

5. Запрещенные приемы в деловых переговорах.

6. Манипуляции, применяемые в деловых переговорах

Тема 7. Виртуальные коммуникации.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состоит специфика виртуальных коммуникаций?

2. Что такое «невидимый колледж» и какова его роль в развитии науки?

3. Какова роль интернет-конференций в виртуальных коммуникациях?

4. В чем состоят эпистемологические и социологические аспекты виртуальных научных

коммуникаций?

5. Какова связь между компьютерной герменевтикой и коммуникациями?

6. Как соотносятся коммуникации и становление научной специальности?

Задания для самостоятельной работы.

1. Особенности виртуальных коммуникаций в научной среде

2. Особенности виртуальных коммуникаций в деловой среде

3. Предмет, задачи и функции коммуникологии

4. Назовите методологические основания коммуникологии

5. Какова роль виртуальных коммуникаций в студенческой среде?

6. Каковы достоинства и ограничения Интернет-коммуникаций?

7. Какова специфика деловых и научных коммуникаций в период глобализации?

Эссе, доклады и рефераты по теме

1. Информационные системы коммуникаций в современном мире.

2. Интернет-совещания, их роль в деловых коммуникациях.

3. Роль виртуальных коммуникаций в развитии науки.

4. Коммуникации и становление научной специальности.

5. Значение веб-сайтов и Интернет-форумов в науке.

6. Электронные библиотеки в системе виртуальных коммуникаций.

III.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

Устные лекции с применением мультимедийных средств, лекции-презентации, семинарские

занятия с применением компьютерных технологий, разбор примеров - конкретных ситуаций,

диспуты, студенческие презентации, доклады, дискуссии, обсуждение проблем,

тестирование с применением компьютерных технологий.

Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие

компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины

При изучении данного курса используются программы:

• Microsoft Office Word

• Microsoft Office Excel

• MicrosoftPowerPoint

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература по курсу «Деловые и научные коммуникации»:

Рекомендуемая литература

Базовые учебники:

Сидоров П. И. Деловое общение: Учебник для вузов / П.И. Сидоров, М.Е. Путин, И.А.

Коноплева; Под ред. П.И. Сидорова. - 2-e изд., перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 384 с. -

(Высшее образование).-гриф МО РФ

Психология и этика делового общения [Текст]: учебник для студентов вузов / под ред.

В.Н.Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.- 30000 экз.-

гриф МО РФ

Барышева А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса) [Текст]: учеб. пособие

/ А.Д. Барышева, Н.Г. Шередер, Ю.А. Матюхина. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 256 с.-2000 экз.-

гриф МО РФ

Бороздина, Г. В. Психология делового общения [Текст]: учеб. для студ. вузов, обучающихся

по экон. спец. / Г. В. Бороздина. - 2-е изд. - Москва: ИНФРА-М, 2008. -295 с. - (Высшее

образование).

Деловые коммуникации: Учебное пособие / Е.И. Кривокора. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 190 с.:

Режим доступа: https://znanium.com/

Папкова О. В. Деловые коммуникации: Учебник / О.В. Папкова. - М.: Вузовский учебник:

НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 160 с. –гриф УМО Режим доступа: http:// www. znanium. com

Основная литература:

Секреты успешной презентации. Мастер-класс делового общения [Электронный ресурс]. -

М.: Кардис&Медиа, 2005. - (Бизнес-образование)

Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Т.А. Апарина, Л.М.

Гончарова, В.И. Дубинский; Отв. ред. О.Я. Гойхмана. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 352 с.:

60x90 1/16. - (Высшее образование). Режим доступа: https://znanium.com/

Психология самопрезентации личности: Монография / О.А. Пикулева. - М.: НИЦ ИНФРА-М,

2013. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль). Режим доступа: https://znanium.com/

Психология делового общения: Учебное пособие / М.И. Чеховских. - 3-e изд., стер. - М.:

ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2011. - 253 с.: Режим доступа: https://znanium.com/

Психология управления: Учебное пособие / Э.В. Островский; Всероссийский заочный

финансово-экономический институт. - М.: Вуз. учебник: ИНФРА-М, 2011. - 249 с. Режим

доступа: https://znanium.com/

Дополнительная литература:

Журнал «Язык, коммуникация и социальная среда» 2011 – 2014 гг. Режим доступа:

http:// cyberleninka. ru

Рекомендуемые Интернет-ресурсы

1. https://biznes-etiket.ru/etika.html

2. https:// www. biz - people.

3. http:// freebooks. net. ua /30068- richard - t.- de - dzhordzh - jetika - biznesa. html

4. https://webchess.ru/cd/disk13737.htm

V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА.

5.1. Вопросы к зачету.

1. Сущность и назначение дисциплины «Деловые и научные коммуникации».

2. Нравственные основы делового общения.

3. Особенности научной коммуникации.

4. Двойственная природа делового общения в условиях рыночной экономики. М.

Вебер «Протестантская этика и дух капитализма».

5. Тактические основы делового общения.

6. Основная тактика при прохождении собеседования.

7. Основы ведомственного общения.

8. Отношения с коллегами, подчиненными, руководством.

9. Правила общения по телефону и другим электронным средствам связи.

10. Правила ведения деловой беседы. Речевой этикет.

11. Особенности публичного выступления.

12. Требования к деловой письменной речи.

13. Требования к выступлению на научной конференции.

14. Структура и функции массива научных публикаций.

15. Коммуникации в научных дисциплинарных сообществах.

16. Коммуникации в междисциплинарных научных сообществах.

17. Эволюция способов трансляции научных знаний.

18. Понятие рабочей группы. Профессиональная зрелость рабочей группы.

19. Власть в трудовой организации.

20. Стили руководства и типы отношений в системе «руководитель – подчиненный».

21. Роль руководителя в становлении коллектива.

22. Тактика поведения начинающего руководителя.

23. Стадии развития коллектива. Проблема лидерства.

24. Современные теории конфликтов.

25. Понятие конфликта и конфликтной ситуации.

26. Диагностика конфликта.

27. Виды конфликтов и способы их разрешения.

28. Подготовка и проведение переговоров.

29. Тактика ведения переговоров.

30. Психологические типы деловых собеседников и тактика поведения с ними.

31. Причины возникновения конфликтов.

32. Управление стрессами для предупреждения конфликтов.

33. Управление конфликтом.

34. Стратегия поведения при конфликте.

35. Социальные стереотипы, их роль в организации делового общения.

36. Ролевое поведение в деловом общении.

37. Основные схемы восприятия.

38. Ошибки восприятия и пути их преодоления.

39. Проблема самоподачи в деловых отношениях.

40. Барьеры на пути личного роста и пути их преодоления.

41. Планирование личного развития.

42. Факторы, препятствующие росту эффективности человеческой деятельности.

43. Факторы, способствующие росту эффективности человеческой деятельности.

44. Назначение делового этикета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: