Тема 1.Предмет дисциплины «Деловые и научные коммуникации».
Предмет дисциплины «Деловые и научные коммуникации». Понятие «коммуникация». Функции деловых коммуникаций. Концептуальные подходы к коммуникациям. Классические (Л.Уорд, Г.Тард, Ф.Теннис, М.Вебер) и неклассические концепции коммуникаций (Ю.Хабермас.Н.Луман, П.Бурдье, Э.Гидденс). Деловые и научные коммуникации как проблема междисциплинарных исследований. Знание основных правил коммуникации и практический успех.
Понятие «научная коммуникация». Классические и инновационные формы научной коммуникации. Понятие «научное сообщество». Научно-техническая информация.
Коммуникология как наука и практика.
Тема 2. Этика деловых и научных коммуникаций.
Необходимость соблюдения этических норм в деловом общении. Нравственные основы коммуникаций. Этические механизмы организации деловых и научных коммуникаций.
Общечеловеческие нормы и ценности как основа коммуникаций в современном мире. Этнокультурные нормы деловых и научных коммуникаций. Коммуникации в условиях глобализации.
Этика и этикет. Профессиональный этикет и коммуникации. Правила делового этикета в производственной и научной среде.
Тема 3.Личность в деловых и научных коммуникациях.
Личностные аспекты деловых и научных коммуникаций. Мотивы, ценности, установки в процессе коммуникаций. Коммуникативная личность. Типология личности и ее проявления в коммуникациях. Архетипы в деловой и научной коммуникации.
Интерактивные и перцептивные стороны коммуникации. Рефлексия. Идентификация. Самопрезентация личности. Механизмы воздействия на окружающих в коммуникациях.
Психологические механизмы защиты. Личность и научное сообщество. Психологические особенности личностных коммуникаций в профессиональной и учебно-научной среде.
Тема 4. Деловые и научные коммуникации в организациях.
Особенности коммуникаций в организациях и коллективах. Зависимость коммуникаций от вида организации. Научно-исследовательские группы. Научные школы, научные кружки, междисциплинарные научные объединения. Основные направления коммуникаций в производственных и научных организациях. Внешние и внутренние коммуникации. Коммуникации с властными структурами, с бизнес-структурами, с общественностью. Влияние межличностных отношений на характер коммуникаций в группе. Групповая сплоченность и ее реализация в коммуникациях. Формальная и неформальная структура коллектива. Коммуникации в корпоративной культуре. Конфликты, их причины и способы разрешения в процессе коммуникаций.
Кафедра как рабочая группа. Особенности групповых коммуникаций в системе науки и образования.
Тема 5. Публичное выступление в деловой и научной коммуникации
Сущность и компоненты публичного выступления. Характеристика публичной речи. Адаптация к аудитории публичного выступления. Подготовка к публичному выступлению. Виды публичных выступлений. Особенности публичных выступлений в научной среде. Доклады, выступления на научных конференциях и конгрессах.
Тема 6. Структура деловых коммуникаций.
Виды деловых коммуникаций. Вербальная и невербальная коммуникация. Прямая, опосредованная и косвенная коммуникация. Письменная и устная коммуникации. Формальные и межличностные коммуникации. Формы деловых коммуникаций. Классические формы деловых коммуникаций: деловой разговор, деловые беседы, деловые дискуссии, совещания, собрания, переговоры, конференции, деловые встречи. Инновационные формы деловых коммуникаций: презентации, «круглые столы», пресс-конференции, собрания акционеров, брифинги, выставки и ярмарки новых товаров.
Тема 7. Виртуальные коммуникации
Информационные системы коммуникаций в современном мире. Интернет-совещания, Интернет-конференции, их роль в деловых коммуникациях. Информационные системы в современной науке. «Невидимые колледжи», «виртуальные коллективы» и «виртуальные лаборатории». Эпистемологические, социологические, психологические аспекты виртуальных научных коммуникаций. Компьютерная герменевтика и коммуникации. Роль коммуникаций в развитии науки. Коммуникации и становление научной специальности. Значение веб-сайтов, Интернет-форумов в науке. Электронные библиотеки в системе виртуальных коммуникаций.
2.2. Обеспечение содержания дисциплины «Деловые и научные коммуникации».
Тема 1. Предмет и задачи дисциплины «Деловые и научные коммуникации».
Вопросы для самопроверки:
1. Что является предметом курса «Деловые и научные коммуникации»?
2. Какие научные дисциплины исследуют проблемы делового общения?
3. Почему знание основ делового общения необходимо для успешной трудовой и
научной деятельности?
4. Каковы основные правила делового общения?
5. Какова специфика деловых коммуникаций?
Задания для самостоятельной работы.
1. Проанализируйте понятие «деловые и научные коммуникации».
2. Раскройте сущность понятия «коммуникация».
3. Проанализируйте специфику научных коммуникаций.
4. Охарактеризуйте основные проблемы курса «Деловые и научные коммуникации».
5. Сущность научных коммуникаций.
6. Научное сообщество.
7. Дисциплинарные научные сообщества.
8. Междисциплинарные научные сообщества.
9. Научная аргументация.
Эссе, рефераты и доклады по теме:
1. Специфика деловой коммуникации в различных культурах.
2. Вербальные и невербальные средства общения и их функция в деловой коммуникации.
3. Взаимосвязь национальной ментальности и корпоративной культуры.
4. Межкультурные различия в деловой коммуникации.
5. Концепции межкультурных различий: теория ценностных ориентаций Клакхон и
Стродбека, теория ценностных конфигураций Парсонса.
6. Параметры межкультурных различий: теории Хофстеде, Тромпенаарса.
7. Теория Холла: высоко- и низко-контекстные культуры.
8. Восприятие времени в различных культурах: концепция Льюиса.
Тема 2. Этика деловых и научных коммуникаций.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем заключается основное противоречие нравственного сознания в
предпринимательской деятельности?
2. Что является механизмами нравственной регуляции делового общения?
3. Как деловая этика может способствовать повышению эффективности производства?
4. В чем заключается сущность понятия «справедливость»?
5. Какие этические ценности являются основой деловых отношений в цивилизованном
обществе?
6. В чем состоит сущность делового этикета?
7. Каких норм этикета Вы будете придерживаться при общении с начальником?
8. Каковы правила речевого этикета?
Задания для самостоятельной работы.
1. Раскройте сущность и назначение этики деловых отношений.
2. Докажите важность таких моральных норм как честность и обязательность для
успешного бизнеса.
3. Характеризуйте содержание работы М. Вебера «Протестантская этика и дух
капитализма».
4. Раскройте, каковы универсальные этические нормы и принципы деловых и научных
коммуникаций.
5. Объясните, в чем заключается специфика функционирования этики в бизнесе.
Эссе, доклады и рефераты по теме
1. Специфика телефонных переговоров с точки зрения бизнес-этикета.
2. Бизнес-этикет. Национальная и культурная специфика.
3. Деловая коммуникация в межкультурном контексте.
4. Общечеловеческие нормы и ценности как основа коммуникаций в современном мире
5. Этнокультурные нормы деловых коммуникаций
6. Этнокультурные нормы научных коммуникаций
Тема 3. Личность в деловых и научных коммуникациях.
Вопросы для самопроверки
1. Какова психическая структура личности?
2. Кто такие экстраверты и интроверты и как они проявляют себя в деловом общении?
3. Что такое самоподача в деловых отношениях? Из каких составляющих она
складывается?
4. В чем заключается интерактивная сторона делового общения?
5. Что такое социально-психологические стереотипы?
6. Что относится к барьерам на пути карьерного роста?
7. Что такое личный план развития?
8. Каковы критерии проверки собственного делового и научного потенциала?
Задания для самостоятельной работы.
1. Обоснуйте необходимость знания психологических качеств людей в деловом
общении.
2. Характеризуйте основные механизмы психологической защиты в рамках трудового
коллектива.
3. Назовите возможные базовые психологические установки и раскройте их содержание.
4. Объясните, каковы психологические механизмы защиты.
5. Раскройте, что такое экономическая и правовая психология.
Эссе, доклады и рефераты по теме
1. Личностные аспекты деловых коммуникаций
2. Личностные аспекты научных коммуникаций
3. Архетипы в деловой и научной коммуникации.
4. Личность и научное сообщество
5. Самопрезентация личности в деловых коммуникациях.
6. Самопрезентация личности в деловых коммуникациях.
Тема 4. Деловые и научные коммуникации в организациях.
Вопросы для самопроверки
1. Какие стадии проходит рабочая группа в процессе своего формирования?
2. Что такое референтнаягруппа и какова ее роль в жизни коллектива?
3. Что Вы знаете о препятствиях в деле формирования коллектива?
4. Каковы основные направленности сплоченности в коллективе?
5. Каковы показатели профессиональной зрелости рабочей группы?
6. В чем состоит неформальное лидерство в коллективе?
7. Что такое власть и когда она возможна?
8. Что такое делегирование полномочий?
9. Каковы основные стили руководства?
10. Каковы типы отношений руководителя и подчиненных?
11. Какие советы Вы бы дали начинающему руководителю?
12. Каковы современные теории конфликтов
2. Расскажите о правилах отношений с клиентами.
3. Дайте основные характеристики рабочей группы.
4. Характеризуйте позитивную направленность рабочей группы.
5. Раскройте специфику социально-психологического состава рабочей группы.
6. Объясните, каким образом власть в организации является инструментом управления.
7. Характеризуйте демократический стиль руководства.
8. Назовите наиболее типичные ошибки руководителя в отношениях с подчиненными.
9. Объясните сущность неформальных отношений между руководителем и
подчиненными.
14. Расскажите, какова роль руководителя в становлении и развитии коллектива.
15. Проанализируйте основные методы решения конфликтов.
Эссе, доклады и рефераты по теме:
1. Конфликтные ситуации и способы их преодоления в деловой коммуникации.
2. Конформизм в группе.
3. Основные причины конфликтов в организациях.
4. Основные методы предупреждения конфликтов
5. Особенности групповых коммуникаций в системе науки
Тема 5. Публичные выступления в деловых и научных коммуникациях
Вопросы для самопроверки
1. Каковы компоненты публичного выступления в деловой и научной коммуникации?
2. В чем состоит адаптация к аудитории публичного выступления?
3. В чем различие публичного выступления в деловой и в научной коммуникации?
4. Каковы виды публичных выступлений в деловой коммуникации?
5. Каковы виды публичных выступлений в научной коммуникации?
6. В чем состоит специфика выступлений на научных конференциях и конгрессах?
Задания для самостоятельной работы:
1. Сформулируйте характеристики публичной речи
2. Определите, в чем состоит сущность публичного выступления.
3. Какова подготовка к деловому публичному выступлению.
4. Какова подготовка к научному публичному выступлению.
5. Каковы особенности публичных выступлений в научной среде.
6. В чем заключается подготовка научного доклада.
Эссе, доклады и рефераты по теме:
1. Особенности публичных научных выступлений.
2. Научная беседа.
3. Роль трансляции в научных коммуникациях.
4. Эволюция научных коммуникаций.
5. Формы научных коммуникаций.
Тема 6. Деловые переговоры.
Вопросы для самопроверки:
1. В каких случаях применяется метод деловых переговоров?
2. Какие основные стадии включают переговоры?
3. Что включает подготовка переговоров?
4. На какие этапы делятся собственно переговоры?
5. Что Вы знаете о тактических приемах, применяемых на переговорах?
Задания для самостоятельной работы.
1. Раскройте, каково значение переговоров в предпринимательской деятельности.
2. Охарактеризуйте возможные виды ведения переговоров.
3. Расскажите, как готовится место проведения переговоров.
4. Раскройте содержание техник ведения переговоров.
5. Объясните, каковы возможные итоги проведения переговоров, и как их оценивать.
Эссе, доклады и рефераты по теме:
1. Функции деловых переговоров
2. Составляющие процесса деловых переговоров.
3. Стили деловых переговоров.
4. Давление в переговорах и способы противостояния в деловых переговорах.
5. Запрещенные приемы в деловых переговорах.
6. Манипуляции, применяемые в деловых переговорах
Тема 7. Виртуальные коммуникации.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем состоит специфика виртуальных коммуникаций?
2. Что такое «невидимый колледж» и какова его роль в развитии науки?
3. Какова роль интернет-конференций в виртуальных коммуникациях?
4. В чем состоят эпистемологические и социологические аспекты виртуальных научных
коммуникаций?
5. Какова связь между компьютерной герменевтикой и коммуникациями?
6. Как соотносятся коммуникации и становление научной специальности?
Задания для самостоятельной работы.
1. Особенности виртуальных коммуникаций в научной среде
2. Особенности виртуальных коммуникаций в деловой среде
3. Предмет, задачи и функции коммуникологии
4. Назовите методологические основания коммуникологии
5. Какова роль виртуальных коммуникаций в студенческой среде?
6. Каковы достоинства и ограничения Интернет-коммуникаций?
7. Какова специфика деловых и научных коммуникаций в период глобализации?
Эссе, доклады и рефераты по теме
1. Информационные системы коммуникаций в современном мире.
2. Интернет-совещания, их роль в деловых коммуникациях.
3. Роль виртуальных коммуникаций в развитии науки.
4. Коммуникации и становление научной специальности.
5. Значение веб-сайтов и Интернет-форумов в науке.
6. Электронные библиотеки в системе виртуальных коммуникаций.
III.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
Устные лекции с применением мультимедийных средств, лекции-презентации, семинарские
занятия с применением компьютерных технологий, разбор примеров - конкретных ситуаций,
диспуты, студенческие презентации, доклады, дискуссии, обсуждение проблем,
тестирование с применением компьютерных технологий.
Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие
компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины
При изучении данного курса используются программы:
• Microsoft Office Word
• Microsoft Office Excel
• MicrosoftPowerPoint
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература по курсу «Деловые и научные коммуникации»:
Рекомендуемая литература
Базовые учебники:
Сидоров П. И. Деловое общение: Учебник для вузов / П.И. Сидоров, М.Е. Путин, И.А.
Коноплева; Под ред. П.И. Сидорова. - 2-e изд., перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 384 с. -
(Высшее образование).-гриф МО РФ
Психология и этика делового общения [Текст]: учебник для студентов вузов / под ред.
В.Н.Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.- 30000 экз.-
гриф МО РФ
Барышева А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса) [Текст]: учеб. пособие
/ А.Д. Барышева, Н.Г. Шередер, Ю.А. Матюхина. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 256 с.-2000 экз.-
гриф МО РФ
Бороздина, Г. В. Психология делового общения [Текст]: учеб. для студ. вузов, обучающихся
по экон. спец. / Г. В. Бороздина. - 2-е изд. - Москва: ИНФРА-М, 2008. -295 с. - (Высшее
образование).
Деловые коммуникации: Учебное пособие / Е.И. Кривокора. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 190 с.:
Режим доступа: https://znanium.com/
Папкова О. В. Деловые коммуникации: Учебник / О.В. Папкова. - М.: Вузовский учебник:
НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 160 с. –гриф УМО Режим доступа: http:// www. znanium. com
Основная литература:
Секреты успешной презентации. Мастер-класс делового общения [Электронный ресурс]. -
М.: Кардис&Медиа, 2005. - (Бизнес-образование)
Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Т.А. Апарина, Л.М.
Гончарова, В.И. Дубинский; Отв. ред. О.Я. Гойхмана. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 352 с.:
60x90 1/16. - (Высшее образование). Режим доступа: https://znanium.com/
Психология самопрезентации личности: Монография / О.А. Пикулева. - М.: НИЦ ИНФРА-М,
2013. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль). Режим доступа: https://znanium.com/
Психология делового общения: Учебное пособие / М.И. Чеховских. - 3-e изд., стер. - М.:
ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2011. - 253 с.: Режим доступа: https://znanium.com/
Психология управления: Учебное пособие / Э.В. Островский; Всероссийский заочный
финансово-экономический институт. - М.: Вуз. учебник: ИНФРА-М, 2011. - 249 с. Режим
доступа: https://znanium.com/
Дополнительная литература:
Журнал «Язык, коммуникация и социальная среда» 2011 – 2014 гг. Режим доступа:
http:// cyberleninka. ru
Рекомендуемые Интернет-ресурсы
1. https://biznes-etiket.ru/etika.html
2. https:// www. biz - people.
3. http:// freebooks. net. ua /30068- richard - t.- de - dzhordzh - jetika - biznesa. html
4. https://webchess.ru/cd/disk13737.htm
V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА.
5.1. Вопросы к зачету.
1. Сущность и назначение дисциплины «Деловые и научные коммуникации».
2. Нравственные основы делового общения.
3. Особенности научной коммуникации.
4. Двойственная природа делового общения в условиях рыночной экономики. М.
Вебер «Протестантская этика и дух капитализма».
5. Тактические основы делового общения.
6. Основная тактика при прохождении собеседования.
7. Основы ведомственного общения.
8. Отношения с коллегами, подчиненными, руководством.
9. Правила общения по телефону и другим электронным средствам связи.
10. Правила ведения деловой беседы. Речевой этикет.
11. Особенности публичного выступления.
12. Требования к деловой письменной речи.
13. Требования к выступлению на научной конференции.
14. Структура и функции массива научных публикаций.
15. Коммуникации в научных дисциплинарных сообществах.
16. Коммуникации в междисциплинарных научных сообществах.
17. Эволюция способов трансляции научных знаний.
18. Понятие рабочей группы. Профессиональная зрелость рабочей группы.
19. Власть в трудовой организации.
20. Стили руководства и типы отношений в системе «руководитель – подчиненный».
21. Роль руководителя в становлении коллектива.
22. Тактика поведения начинающего руководителя.
23. Стадии развития коллектива. Проблема лидерства.
24. Современные теории конфликтов.
25. Понятие конфликта и конфликтной ситуации.
26. Диагностика конфликта.
27. Виды конфликтов и способы их разрешения.
28. Подготовка и проведение переговоров.
29. Тактика ведения переговоров.
30. Психологические типы деловых собеседников и тактика поведения с ними.
31. Причины возникновения конфликтов.
32. Управление стрессами для предупреждения конфликтов.
33. Управление конфликтом.
34. Стратегия поведения при конфликте.
35. Социальные стереотипы, их роль в организации делового общения.
36. Ролевое поведение в деловом общении.
37. Основные схемы восприятия.
38. Ошибки восприятия и пути их преодоления.
39. Проблема самоподачи в деловых отношениях.
40. Барьеры на пути личного роста и пути их преодоления.
41. Планирование личного развития.
42. Факторы, препятствующие росту эффективности человеческой деятельности.
43. Факторы, способствующие росту эффективности человеческой деятельности.
44. Назначение делового этикета.