Интеллектуальная собственность как продукт инновационной деятельности и особенности развития мировой системы интеллектуальной собственности




Вопросы:

3.1 Интеллектуальная собственность как продукт инновационной деятельности

3.2 История формирования и эволюция мировой системы интеллектуальной собственности

3.3 Школы, учения и проблемы методологического обеспечения международного патентно-лицензионного бизнеса

 

1. Интеллектуальная собственность как продукт инновационной деятельности.

Любая инновация проходит пе­риод создания, развития, использования и отмирания, т. е. имеет жизненный цикл, или процесс своего развития, называемый инно­вационным процессом.

Процесс создания и использования инноваций во всех сферах человеческой деятельности сопровождал всю историю развития общества, а это значит, что группа неохраняемых инноваций имеет тот же возраст, что и само человечество. Охраняемые инновации (интеллектуальная собственность) имеют значительно более ко­роткий возраст, начало которого связано с принятием, начиная с XVIII столетия, первых национальных патентных законов и зако­нов об авторском праве в ведущих странах мира, а затем и подписа­нием международных конвенций и соглашений в данной области.

Деление всего многообразия имеющихся в мировой экономике идей, знаний, научно-технического потенциала на неохраняемые и охраняемые инновации по признаку их ценности для общества, очевидно, не в полной мере раскрывает накопленный в мире по­тенциал идей и знаний. На представленной на рис. 2.3 диаграмме показано, что в группу незащищенных идей и знаний входят и те из них, которые отвечают требованиям охраноспособных инноваций, но по разным причинам не имеют такой защиты. При этом все идеи и знания в мире делятся на:

• те, которые нельзя защитить;

• те, которые можно защитить, но они не защищены;

• те, которые защищены и представляют собой интеллектуаль­ную собственность.

 

 

Несмотря на высокую ценность входящих во вторую группу знаний, они, в отличие от объектов интеллектуальной собственно­сти, являются общедоступными, а следовательно, их владельцы и пользователи лишены монопольных преимуществ на рынке.

Общая природа и специфика неохраняемых и охраняемых ин­новаций (интеллектуальная собственность) особенно ярко прояв­ляются при сравнении их жизненных циклов, или инновационных процессов.

Инновационный процесс — это процесс преобразования науч­ного знания в инновацию, который можно представить как после­довательность событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распро­страняется при их практическом использовании. В отличие от по­нятия «научно-техническая деятельность» (НТД) инновационный процесс не заканчивается внедрением новшества в производство и его доведением до проектной мощности. Этот процесс не прерыва­ется и после внедрения, ибо по мере распространения новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ра­нее не известные потребительские свойства. Общая роль в иннова­ционном процессе, или жизненном цикле конкретного новшества, принадлежит рыночному этапу его использования. Именно на рынке происходит компенсация всех расходов, связанных с жиз­ненным циклом нововведения, получением прибыли, и, по существу, именно в рыночных условиях происходит оценка научно-тех­нической и коммерческой значимости конкретного новшества.

Общую природу и различия инновационных процессов неохра­няемых (традиционных) и охраняемых (интеллектуальная собст­венность) инноваций можно показать на основе сравнения этапов и стадий их жизненных циклов, которые соответственно представ­лены на рис. 2.4 и 2.5.

 
 

Инновационный процесс, или жизненный цикл неохраняемого но­вовведения, в его классическом виде представлен на рис. 2.4. Он включает пять основных этапов: разработка и внедрение новшест­ва, выведение товара на рынок, освоение рынка и обеспечение рос­та объемов продаж, насыщение рынка, спад продаж в связи с мо­ральным и физическим устареванием продуктовой или процессной инновации.

Этап I—разработка и внедрение новшества включает пять его основных стадий: маркетинговые исследования, НИР, ОКР, созда­ние прототипа продукции, внедрение и промышленное производ­ство.

1. Стадия маркетинговых исследований включает в себя изучение разработчиком нужд и потребностей в новых товарах, анализ товаров-аналогов и выявление не удовлетворяющих эти потребности свойств аналогов, исследование требований к конкурентоспособно­сти новых товаров и условий их реализации на отраслевых рынках. Учету подлежат такие факторы, как производственные возможности фирм, устойчивость спроса с использованием нововведений и про­гноз на ближайшие годы, позиции партнеров на рынках данной продукции в различных странах, степень защищенности научно-технических достижений от фирм-конкурентов, наличие на рынке товаров-аналогов, финансовые и производственные связи партне­ров по коммерческим сделкам и ряд других.

По результатам маркетинга дается реальная оценка конъюнкту­ры рынка, внутренних возможностей фирмы, что позволяет ей рас­считывать на максимальную прибыль от внедрения нововведения и укрепления своих позиций на рынке. Напротив, неполноценные маркетинговые исследования и ошибки в оценке конъюнктуры и перспектив развития рынка могут привести к значительным фи­нансовым потерям и даже разорению фирм.

В современных условиях практически все крупные, средние и малые фирмы занимаются систематическим сбором, изучением и обобщением данных об инновациях в интересующей их области, которые сосредоточиваются в подразделениях маркетинга, отделах новой техники и технологии, инновационных службах.

2. Стадия научно-исследовательских работ (НИР) и разработка «идеи» новшества включает в себя анализ результатов маркетинго­вых и научных исследований, который может привести к положи­тельному или отрицательному решению относительно разработки товара. Принятие решения о разработке и выходе на рынок с но­вым товаром связано с немалым риском. В мировой практике есть много примеров того, как созданная известными фирмами новая продукция не нашла спрос на рынке, и фирмы несли крупные фи­нансовые потери или даже терпели крах. Например, сотни миллио­нов долларов были напрасно затрачены на создание французского авиалайнера «Конкорд», автомобиля среднего класса «Эдзел» фир­мы «Форд», компьютеров фирмы «Ксерокс». По данным западных экспертов, на рынке товаров широкого потребления терпит неудачу 40% всех предлагаемых новинок, на рынке товаров промышлен­ного назначения — 20%, а на рынке услуг — 8%.

При положительном решении по результатам маркетинговых и патентных исследований приступают к разработке товара.

Разработка нового товара начинается с поиска идей. Существу­ет множество источников для ее создания. К ним относятся: потре­бители, за нуждами и потребностями которых можно следить с по­мощью опросов, обсуждений, поступающих писем и жалоб; уче­ные и специалисты, изобретающие новые изделия и материалы или открывающие их новые свойства; конкуренты, реализующие на рынках новые товары; агенты и дилеры фирмы, постоянно кон­тактирующие с потребителями. К числу наиболее активных источ­ников идей относятся изобретатели, патентные поверенные, лабо­ратории университетов и вузов, консультационные и рекламные агентства, фирмы, занимающиеся маркетинговыми исследования­ми, отраслевые союзы и ассоциации. Отбор идей имеет цель вы­явить оптимальный вариант и отсеять непригодные идеи.

На стадии научно-исследовательских работ разрабатываются идея товара, его замысел и образ. Идея товара дает общее представление о новинке, замысел — это проработанный вариант идеи, выраженный в понятных для потребителя характеристиках, образ товара — конкрет­ное представление потребителей о реально существующем или по­тенциальном товаре. Идею товара воспринимают на трех уровнях: товар по замыслу, товар в реальном исполнении и товар с подкрепле­нием. В товаре по замыслу разработчик стремится реализовать ре­зультаты проведенных маркетинговых исследований. Реальный товар обладает определенными характеристиками, набором свойств, каче­ством, специфическим оформлением и упаковкой, названием. Товар с подкреплением означает предоставление дополнительных услуг и выгод покупателю, таких, как монтаж, гарантии, послепродажное об­служивание, поставки в кредит. Подкрепление товара позволяет обеспечить покупателя комплексом услуг не только при продаже, но и в процессе его использования и является одним из существенных элементов конкурентоспособности товара на рынке. Следует преду­смотреть проверку замысла товара путем его опробования на соответ­ствующих группах потребителей, которым предоставляются прорабо­танные варианты всех замыслов.

3. Стадия опытно-конструкторских работ (ОКР) включает в себя работы, необходимые для воплощения замысла в реальный то­вар. На этой стадии разрабатывается конструкция или технологиче­ский процесс, создается конструкторская и техническая документа­ция, изготавливаются, испытываются и дорабатываются различные варианты нового товара. При этом свойства, научно-технические, экономические, экологические и эстетические характеристики и параметры создаваемого товара должны соответствовать условиям конкурентоспособности, определенным по результатам маркетин­говых и патентных исследований. На стадии ОКР дается ответ на во­прос: поддается ли идея нового товара воплощению в изделие, рен­табельное с технической и коммерческой точек зрения.

4. Стадия создания и внедрения прототипа товара. Полученные
на этой стадии один или несколько образцов товара должны удов-
летворять следующим критериям:

1) отвечать потребностям и нуждам потребителей, выявленным в результате маркетинговых исследований;

2) безопасно и надежно работать при использовании в обычных условиях;

3) себестоимость товара должна быть в рамках расчетной.

Созданный прототип подвергается функциональным испыта­ниям в лабораториях и в условиях эксплуатации. После их завер­шения проводятся испытания прототипа в рыночных условиях на основе разработанной для этих целей маркетинговой программы. По результатам функциональных и рыночных испытаний осущест­вляется доработка прототипа.

5. Стадия промышленного освоения означает подготовку производства и коммерческой реализации нового товара. Эта стадия связана с большими расходами на строительство или аренду помещений, приобретение оборудования, проведение монтажных и пуско-наладочных работ, внедрение новых технологических процессов,
рекламу, создание или расширение сбытовой сети и другие мероприятия. Программа маркетинга нового товара должна предусматривать определение своевременности выхода на рынок, территорий сбыта товара и последовательности их освоения, профиля первостепенных по значимости сегментов рынка, а также другие мероприятия комплексного маркетинга. При этом нужно учитывать сложившуюся общехозяйственную и отраслевую конъюнктуру в странах реализации нового товара, а также тенденции развития рынка.

По завершении первого этапа жизненного цикла инноваций, включающего рассмотренные пять стадий его разработки, новше­ство, как и любой товар рыночной новизны, проходит традиционные этапы своего развития — вывеления на рынок, роста продаж, насыщения рынка, спада и ухода с рынка[*].

Этап II— выведение товара на рынок начинается с момента его поступления в продажу. Сбыт товара растет медленно, фирма несет убытки в связи с незначительными продажами и высокими расхо­дами по организации распространения товара и стимулированию сбыта. Производитель выпускает только основные варианты това­ра, поскольку рынок еще не готов к принятию его модификаций. Цены на этом этапе обычно повышенные, поэтому фирмы фокуси­руют свои усилия на представителях групп населения с высоким уровнем доходов.

Этап III — рост продаж связан с увеличением спроса, расши­рением территории сбыта и сегментацией рынка. Примеру первых покупателей следуют обычные потребители, особенно если о това­ре распространяются благоприятные отзывы. Растет число конку­рентов, предлагающих товар с новыми свойствами, что стимулиру­ет продолжение периода роста товара. С этой целью производители стремятся повысить качество новинки, выпустить ее новые моде­ли, проникнуть на новые сегменты рынка, расширить каналы сбы­та товаров, своевременно снизить цены для привлечения дополни­тельного числа покупателей. Прибыль растет, поскольку издержки производства и стимулирования сбыта на этом этапе значительно ниже поступающих денежных средств от реализации большого объема продаж.

Этап IV — этап насыщения рынка (зрелости). На этом этапе дос­тигаются максимальные объемы продаж, ориентированные на ем­кость рынка. Одновременно наблюдается замедление темпов сбыта, поскольку товар воспринят большинством потенциальных покупа­телей и резервы его дальнейшего роста сокращаются. Прибыль ста­билизируется или снижается в связи с ростом затрат на защиту това­ра от конкурентов- По времени этот этап обычно протяженнее пре­дыдущих, на первое место здесь выходит проблема маркетинга. На этапе зрелости у многих производителей скапливаются запасы не­проданных товаров, что ведет к обострению конкуренции. Растут расходы на рекламу, модификацию товаров, предоставление льгот, снижаются цены. Проводятся активные маркетинговые исследова­ния и мероприятия для удержания товара на рынке.

На этапе зрелости фирме следует принимать наиболее энергич­ные меры по модификации товара, его совершенствованию и про­ведению комплекса маркетинговых исследований. Модификация товара предусматривает поиск новых пользователей и сегментов рынка, стимулирование более интенсивного потребления товара существующими клиентами. Совершенствование товара включает улучшение качества, свойств и внешнего оформления. Комплекс маркетинговых исследований направлен на привлечение новых покупателей и переманивание клиентов конкурирующих фирм, в том числе за счет снижения цены, усиления рекламы, предоставле­ния льгот, распространения сувениров и др.

Этап V— этап спада и ухода с рынка характеризуется резким па­дением сбыта и снижением прибыли. Падение сбыта связано с ря­дом причин, в том числе с появлением новых товаров и техноло­гий, изменением моды и вкусов потребителей, обострением конку­ренции со стороны отечественных и зарубежных производителей. Поддержание сбыта устаревающего товара становится нерента­бельным, отвлекает фирму от принятия энергичных мер по поиску замены для них. Вступление товара в стадию упадка необходимо отслеживать посредством регулярного анализа показателей сбыта товаров, доли рынка, уровня издержек и рентабельности.

Как видно из представленной на рис. 2.5 другой схемы — «Ин­новационный процесс, или этапы жизненного цикла охраняемых инноваций (интеллектуальная собственность)», их объекты (ОИС) включают в себя те же этапы и стадии развития, что и неохраняе­мые инновации.

Однако имеются и существенные различия на этапе I — разра­ботка и внедрение ОИС, а также в период инновационной деятель­ности.

 
 

На этапе I — разработка и внедрение ОИС появляются две но­вые обязательные стадии: «патентные исследования» и «экспертиза и правовая защита» ОИС.

Стадию «патентные исследования» следует рассматривать как составную часть маркетинговых исследований при разработке то­варов с использованием объектов интеллектуальной собственно­сти. Патенты несут не только функцию защиты изобретений от использования их другими фирмами, но и являются средствами оперативной информации о новейших научно-технических дости­жениях. Патентные исследования позволяют создавать не только конкурентоспособные научно-технические достижения, но и уникальные, не имеющие аналогов в соответствующей отрасли. Па­тентные фонды позволяют легальным путем собирать новейшую научно-техническую информацию, относящуюся к разрабатывае­мым товарам, анализировать изменения и тенденции в области на­учно-технических исследований.

Широко используются патентные исследования для целей мар­кетинга новых товаров в практике зарубежных фирм. Практически все фирмы имеют патентные фонды и накапливают в досье инфор­мацию об изобретениях в интересующей их сфере деятельности или пользуются услугами специализированных организаций. По утверждению одного из руководителей Национального патентного ведомства Франции, 80% информации, содержащейся в патентах на изобретения и необходимой для маркетинговых исследований нововведений, невозможно найти ни в одном другом источнике[†].

Совсем иная ситуация с маркетинговыми исследованиями с ис­пользованием патентной информации складывается в Российской Федерации. Хотя сам патент и является инструментом маркетинга и служит мощным оружием в конкурентной борьбе, до настоящего времени патентная информация за редким исключением не рас­сматривалась специалистами-маркетологами как инструмент ана­лиза рынка. В этой связи представляются чрезвычайно важными проводимые с 1990 г. Российским институтом интеллектуальной собственности (РИИС) исследования, в результате которых его спе­циалистами была разработана концепция маркетинговых исследо­ваний на основе патентной информации [‡]. В концепции рассматри­ваются факторы, определяющие конкурентоспособность новой продукции, и предлагаются различные виды информационных тех­нологий для их системного анализа. К числу этих факторов отнесе­ны: технический уровень продукции, соответствие качества товара требованиям покупателей, соответствие товара тенденциям разви­тия рынка продукции данного вида, условия конкуренции на рынке данной продукции, патентно-правовые показатели продукции.

Огромный опыт в проведении экспертизы и патентных иссле­дований новейших разработок в различных отраслях производства накоплен в Федеральном институте промышленной собственности Роспатента, а в системном виде законодательно-нормативная база, методологическая база и порядок проведения этих исследований нашли детальное отражение в учебнике В. Е. Китайского[§].

Стадия патентной защиты имеет место в тех случаях, когда в товаре реализованы объекты интеллектуальной собственности, об­ладающие признаками патентоспособности, т. е. имеющие новиз­ну, изобретательский уровень и промышленную применимость. Под патентованием понимается комплекс мер по обеспечению правовой охраны изобретений в различных странах, который включает в себя отбор объекта для патентования, выбор стран и процедур патентования, а также необходимые действия по оформ­лению заявок и получению патентов в патентных ведомствах соот­ветствующих стран. Основой для проведения этих мер, способст­вующих эффективному коммерческому использованию изобрете­ний в предпринимательской деятельности, служат маркетинговые исследования, выполненные как на первых двух стадиях этапа раз­работки товара, так и при определении целей патентования. Ос­новные цели патентования — получение исключительных прав на объекты промышленной собственности и их защита от конкурен­тов на территории стран, представляющих для патентообладателя интерес с точки зрения поставки в эти страны новых товаров и про­дажи лицензий. При отборе изобретений для патентования учиты­ваются результаты прогнозирования потребностей потенциальных покупателей и возможности патентообладателя удовлетворить эти потребности путем предложения соответствующих промышлен­ных изделий или технологий. Предлагаемый для патентной защи­ты объект должен обладать более высокими технико-экономическими показателями по сравнению с лучшими отечественными и зарубежными образцами. При решении вопроса о патентовании необходимо определить технический уровень объектов, в которых изобретение будет использовано, с учетом имеющихся запатенто­ванных разработок фирм-конкурентов и прогноза направлений их исследований. При отборе изобретений для патентования в целях продажи лицензий необходимо учитывать степень готовности объ­екта техники как условие для быстрейшего освоения его в про­мышленности. При всех условиях отбора изобретений должна учитываться возможность обеспечения надежной, достаточно ши­рокой патентной охраны, когда изобретение характеризуется принципиально новыми особенностями, имеет основополагающее значение, перспективу и возможность дальнейшего усовершенст­вования.

Целесообразность патентования изобретений в каждой кон­кретной стране зависит от многих факторов: политического и эко­номического положения в стране, состояния торгово-экономиче­ских связей, возможности продажи новых товаров и лицензий, особенностей патентной системы и др. Важнейшим критерием для выбора страны патентования является уровень развития и сложив­шаяся конъюнктура в промышленности, направления техническо­го и промышленного развития. Необходимо также учитывать данные о перспективах развития соответствующих отраслей промышлен­ности и техники, важность и актуальность сделанных технических разработок для развития отраслей. В ряде случаев возможность или целесообразность патентования в стране определяется особенно­стями патентного законодательства и практикой его применения.

Соответствующие процедуры патентования выбираются в за­висимости от предполагаемых рынков сбыта объекта техники и действующих правовых и нормативных актов относительно усло­вий подачи заявки на патенты и получения патентов, участия стра­ны в международных и региональных договорах по охране про­мышленной собственности, затрат средств на патентование и др. Традиционная процедура предусматривает патентование изобрете­ний в соответствии с требованиями национальных законода­тельств. Она осуществляется, как правило, при выявленной пер­спективе реализации этих изобретений в странах, которые не явля­ются участницами международных или региональных соглашений по охране промышленной собственности, и с учетом количества стран патентования.

Патентование изобретений за границей по процедуре Договора о патентной кооперации (РСТ) связано с дополнительными расхо­дами по уплате международной пошлины, однако использование данной процедуры дает ряд преимуществ:

· возможность получения конвенционного приоритета при ус­ловии подачи одной заявки в патентное ведомство своей страны с указанием нескольких стран патентования — участниц РСТ;

· возможность получения более раннего приоритета при не­возможности использования конвенционного приоритета;

· возможность проведения дополнительных исследований по перспективным изобретениям, включая испытания, определение работоспособности, технико-экономических характеристик, выяс­нение перспектив их коммерческой реализации.

Процедура получения европейского патента также дает опреде­ленные преимущества заявителю в сравнении с традиционной процедурой патентования: подготовка и подача одной заявки на одном языке в Европейское патентное ведомство через одного па­тентного поверенного с получением охранного документа на изо­бретение на несколько стран — участниц Европейской патентной конвенции.

Наряду с инновациями, инновационным процессом в деловом мире широко применяются термины «инновационная деятельность» и «научно-техническая деятельность», временные рамки которых определены на этапах жизненного цикла неохраняемых и охраняемых инноваций (см. рис. 2.4 и 2.5).

Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных ис­следований и разработок для расширения и обновления номенкла­туры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров и ус­луг), совершенствования технологии их изготовления с последую­щим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и ком­мерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к со­циально-экономическому эффекту от применения инноваций.

Как видно из приведенных на рис. 2.4 и 2.5 схем жизненных циклов неохраняемых и охраняемых инноваций, они включают в себя разделенные по времени два вида деятельности: научно-тех­ническую и инновационную. При этом при плановой экономике инновационный процесс ограничивается только научно-техниче­ской деятельностью из-за отсутствия рынка, а в рыночной эконо­мике инновационный процесс включает в себя как научно-техни­ческую, так и инновационную деятельность.

В основе инновационной деятельности лежит предшествующая ей научно-техническая деятельность (НТД). Понятие НТД введено в обращение ЮНЕСКО и широко применяется в качестве базовой категории при разработке международных стандартов в статистике науки и техники. В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО в качестве объектов статистики предусматривается три вида НТД: научные исследования и разработки; научно-техническое образо­вание и подготовка кадров; научно-технические услуги.

Различие научно-технической и инновационной деятельности проявляется также в том, что НТД составляет расходную часть ин­новационного процесса, а инновационная деятельность — его до­ходную часть.

В условиях рыночной экономики невозможно для предприни­мательских структур осуществлять научно-техническую деятель­ность в отрыве от инновационной, поскольку только на этапах ин­новационной деятельности проходит не только возмещение всех затрат на этапе НТД, но и обеспечивается прибыль и эффектив­ность всего инновационного процесса.

Сопоставление представленных на диаграммах рис. 2.4 и 2.5 этапов «инновационная деятельность» для неохраняемых и охра­няемых инноваций убедительно показывает преимущества интел­лектуальной собственности по сравнению с неохраняемыми инно­вациями.

Преимущества охраняемых инноваций проявляются не толь­ко в том, что благодаря монопольному положению на рынках кри­вые денежных потоков от реализации товаров и услуг значительно выше, чем соответствующие кривые для неохраняемых инноваций. Эффективность ОИС повышается и в связи с тем, что наряду с про­дажей товаров и услуг для охраняемых инноваций существует воз­можность продать лицензии на использование ОИС, благодаря чему дополнительно увеличиваются денежные потоки. Происхо­дит суммирование денежных потоков от реализации товаров и ус­луг и лицензионных поступлений за весь период инновационной деятельности, что наглядно видно на диаграмме рис. 2.5.

Из сопоставительного анализа жизненных циклов неохраняе­мых инноваций и инноваций ОИС можно говорить о конкурент­ных преимуществах последних. Они проявляются в следующем:

1. монопольное положение правообладателей и лицензиатов на товарных рынках продуктов и услуг на территории действия охран­ных документов, что позволяет владельцам и пользователям интел­лектуальной собственностью обеспечивать максимальные объемы продаж, высокие цены и наивысшую прибыль из-за отсутствия на рынке конкурентов;

2. избегать ограничений, связанных с применением антимоно­польного законодательства на территории стран действия охран­ных документов. Действующие в разных странах антимонопольное и антитрестовское законодательство, а также законы о недобросо­вестной конкуренции не распространяются на монопольные пре­имущества в отношении использования результатов интеллекту­альной деятельности и средств индивидуализации, охраняемых законодательством о патентном и авторском праве и в режиме коммерческой тайны;

2. более высокая конкурентоспособность реализуемых на рын­ке товаров и услуг на основе ОИС с учетом изобретательского уров­ня, новизны, оригинальности и качества продукции и услуг, фор­мирующих потребительский спрос на рынке;

3. применение охраняемых инноваций (интеллектуальная соб­ственность) обеспечивает быстрый рост деловой репутации (гуд­вилл) корпораций, их имиджа, популярности товарных знаков и фирменных наименований компаний, их превращение в «бренды» и быстрый рост рыночной стоимости компаний за счет нематери­альных активов;

4. на основе использования охраняемых инноваций получили развитие в ведущих странах мира и являются перспективными для России такие новые формы предпринимательской деятельности, как франчайзинг (коммерческая концессия), производственная кооперация на лицензионной основе, создание совместных пред­приятий с использованием собственных или приобретенных ОИС и др.

Если на ранней стадии формирования системы правовой охра­ны результатов интеллектуальной деятельности ее целью станови­лась защита этих объектов от конкурентов, то современная система правовой охраны этих результатов позволяет создать синергетический эффект от комплексного использования вышеуказанных конкурентных преимуществ.

По существу, лишь практическая деятельность по реализации потенциала ОИС в качестве инноваций для производства конку­рентоспособной продукции и перевооружения производства под­водит итог другим направлениям управления интеллектуальной собственностью, включая процессы ее создания, экспертизы, пра­вовой охраны, стоимостной оценки и учета, вовлечения в хозяйст­венный оборот и др. Очевидно, что без получения итогового ре­зультата все эти виды деятельности, связанные с большими затра­тами средств, не принесут положительного эффекта и не могут быть признаны экономически оправданными. Системный подход к управлению интеллектуальной собственностью на разных уров­нях должен предусматривать систему подготовительных и обеспе­чивающих мер, связанных с разработкой, правовой охраной и уче­том результатов интеллектуальной деятельности, но обязательным и приоритетным условием функционирования этой системы должны стать получение конечного экономического и/или социального эффекта от их реализации.

В современной мировой экономике непрерывно развивается процесс усиления доли охраняемых инноваций по сравнению с не­охраняемыми «нетрадиционными» инновациями. Этому способст­вуют происходящие в мире процессы глобализации, создание и внедрение новых наукоемких технологий, интенсификация меж­дународного патентно-лицензионного обмена, которые ведут к не­прерывному росту объемов и повышению роли объектов интеллек­туальной собственности в развитии национальных экономик и ми­ровой экономики в целом.

Вместе с тем не следует отвергать роли и значения «традицион­ных» инноваций, не подпадающих под понятие «объекты интел­лектуальной собственности». О современной экономике можно говорить как об «инновационной», имея в виду, что она рассчитана на одновременное использование неохраняемых инноваций и объ­ектов интеллектуальной собственности при приоритетном разви­тии последних.

К неохраняемым инновациям следует отнести такие новшест­ва, которые по тем или иным причинам нельзя отнести к категории «интеллектуальная собственность». Они также могут быть «базис­ными», «улучшающими» и «псевдоинновациями», безусловная роль которых в развитии всех сфер деятельности человека остается приоритетной.

Даже многие охраноспособные результаты интеллектуальной собственности по тем или иным причинам не имеют правовой охраны и на законных основаниях могут быть использованы кон­курирующими фирмами. Во-первых, правовая охрана ОИС имеет временные и территориальные ограничения, за пределами которых они могут использоваться как «традиционные» инновации. Боль­шой объем инноваций относится к категории ноу-хау, значитель­ный объем охраноспособных разработок по тем или иным причи­нам не охраняются их авторами.

При одновременном использовании «традиционных» и «интел­лектуальных» инноваций в современной мировой экономике все более остро встает вопрос об их роли в инновационном процессе и качественно новом подходе к использованию интеллектуальной собственности в бизнесе. Новые возможности для решения соци­ально-экономических задач общества возникли в связи с образова­нием и бурным развитием в современном мировом хозяйстве наряду с товарными рынками наукоемкой продукции национального и мирового рынков интеллектуальной собственности.

2. История формирования и эволюция мировой системы интеллектуальной собственности. Проблема использования интеллектуальной собственности в миро­вой «экономике знаний» в XXI в. приобрела все признаки глобаль­ной экономики и, следовательно, требует неотложного решения.

Формирование современной мировой системы управления ин­теллектуальной собственностью, основанной на действующих в этой сфере международных соглашениях и организациях, заняло длительный эволюционный период и включало две взаимосвязан­ные фазы: национальную и интернациональную. При этом такая закономерность имела место в отношении любых результатов ин­теллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

 

История и эволюция патентов

В истории и эволюции патентов выделяют три важных периода:

• Привилегии (XV—XVIII вв.), когда суверен, как высший ор­ган, осуществляющий власть, предоставляет по своему усмотре­нию монополию бенефициарию, т. е. лицу, получающему благо­деяние. Привилегии основаны на концепциях полезности и фаво­ритизма.

• Национальные патенты (1790—1883 гг.), когда любой изобре­татель вправе подать заявку на патент, а выдача патента зависит ис­ключительно от объективных условий. В этот период охрана мест­ных изобретений за рубежом не практикуется.

• Интернационализация (с 1883 г. по настоящее время), когда охрана изобретений происходит за пределами страны их происхож­дения и развивается вместе с международной торговлей патентами и лицензиями. Заключаются всемирные и региональные конвен­ции по вопросам правовой охраны и обмену изобретениями.

Привилегии можно было получить в виде документа о предо­ставлении особого права отдельному лицу. В них содержались пра­ва определенного рода, в частности, освобождение от обязатель­ных прав гильдии, от налогообложения, предоставление земель, беспроцентных займов, дворянских титулов, а также так называе­мых промышленных привилегий: права на разработку полезных ископаемых, на использование новой техники, созданной в своей стране или за рубежом.

Впервые положение о промышленных привилегиях было при­нято в 1474 г. в Венецианской Республике и получило название «Парте Венициана». В нем были заложены принципы современ­ных патентов.

Еще ранее, в период XII—ХIV столетий, практика выдачи осо­бых привилегий на организацию новых производств на основе им­портированной техники и технологии получила развитие в Англии. Такие права предоставлялись королевской властью в виде почет­ных грамот или «открытых писем», скрепленных печатью. В 1628 г. в Англии было принято «Положение о монополиях», в котором все привилегии о предоставлении монопольных прав объявлялись не­действительными, за исключением всех патентных грамот, предо­ставляемых до 14 лет первому и подлинному изобретателю новых производств. Такие привилегии выдавались на основе предостав­ления изобретателям подробного «описания» изобретения, что явилось предвестником современных патентов.

Принятие национальных патентных законов в странах Западной Европы и США происходило в условиях начавшейся в XVIII в. про­мышленной революции.

В Англии, где раньше других началась индустриализация, с 1760 г. резко возросло число выдаваемых национальных патентов. Почти одновременно Соединенные Штаты (1790 г.) и Франция (1791 г.) приняли патентные законы, предусматривающие выдачу патентов всем изобретателям, если выполнялись определенные, установ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: