Тренинговое занятие для старших дошкольников
По формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями «Особенный цветок»
Разработала:
Бурыхина Ю.А.
педагог-психолог
1 кв.категория, к.п.н.
воспитатель
высшая кв.категория
Челябинск 2019
Задачи:
- развивать групповую сплоченность, коммуникативные навыки;
- развивать эмпатию, сочувствие, содействие;
- способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе, снятию психоэмоционального напряжения;
- формировать представление о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- учить проявлять дружелюбие, симпатию, замечать состояния другого человека;
- способствовать освоению элементарных навыков принятия другого человека, даже если его внешний вид, речь, действия, поведение вызывают негативные эмоции.
Ход занятия:
Упражнение - Приветствие «Здравствуй, друг!»
Дети стоят в кругу, психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
Психолог: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с одним особенным цветком.
Психолог прикрепляет к мольберту большой цветок.
Вот посмотрите - это цветок, но в середине этого цветка написано слово « Толерантность ». Что же мы понимаем под словом « толерантность »?
Я вам сейчас прочитаю слова, которые написаны в лепестках цветка: уважение; терпение; сотрудничество; сострадани е; прощение; доброта, любовь, забота, милосердие.
Игра «Поменяйтесь местами те кто…»
Психолог: На свете много цветов и они все разные. И мы с вами тоже разные. Мы все тоже очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи и предлагю убедиться в этом, поменявшись местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например:
«Пересядьте те, у кого есть сестра»,
- и все те, у кого есть сестра, меняются местами.
- Пересядьте те, у кого есть брат,
кто любит мороженное,…
кто никогда не дерется,…
кто любит плавать,…
кто лучше всех ездит на велосипеде,…
кто любит помогать маме и др.
Дети играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.
Упражнение «Прорвись в круг»
Дети берутся за руки и образуют замкнутый круг. Психолог определяет, кто из участников чувствует себя менее всего включенным в группу (в нашем случае это «особый» ребенок). Он предлагает ему первым исполнить упражнение: разорвать круг и проникнуть в него. То же самое могут проделать остальные дети.
Психолог: Сложно было попасть в круг?
Упражнение. «Комплименты»
Психолог: Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.
После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», психолог обсуждает с детьми то, что дети почувствовали во время упражнения.
Психолог:
Вам понравилось это упражнение?
Почему?
Что нового вы узнали друг о друге?
Были комплименты одинаковыми или разными?
Почему разные?
Психолог: Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
Психолог: А теперь постараемся объединиться в одно целое!
Игра «Веселая сороконожка!»
Дети садятся в одну линию, кладут руки соседям на плечи и по команде поднимают то левую, то правую ноги. «Сороконожка марширует!»
Упражнение «Я самый лучший, а ты?»
Психолог: А сейчас предлагаю вам почувствовать свою уникальность и побыть в роли звезды.
Психолог помогает одному из детей встать на стул («сцену»). Остальные участники встают вокруг стула и хлопают в ладоши с восклицаниями «Браво!», «Бис!».
На этом почетном месте должен побывать каждый ребенок, а наслаждение от игры получают и те, в чей адрес раздаются аплодисменты, и те, кто рукоплещет.