Порядок выполнения практической работы




Практическая работа №5: Испытание стартера, снятие его характеристик

Цель урока: в первой части практической работы научить техническому обслуживанию и ремонту стартера, для того что бы во второй части задания обучающемуся было легче снять характеристики стартера.

Задачи:

Образовательная: закрепить знания устройства, порядка разборки-сборки и ремонту стартера

Развивающая: развивать умения самостоятельно анализировать задание и организовывать трудовую деятельность.

Воспитывающая: воспитать у студентов чувство ответственности за выполненную работу, нравственные, поведенческие и другие качества личности.

Методическая цель урока: активация мыслительной деятельности студентов с использованием наглядных средств обучения.

1. Устройство стартера

Иллюстративный материал: рисунки, учебные плакаты, мультимедийный материал.

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты: монтажный стартер 35.3708; аккумулятор; запасные части стартера; замок зажигания; электрический пробник с лампой; бородок; отвертка; ключи «на 8», «на 10», «на 13»; пассатижи; провода; молоток; деревянная выколотка.

Порядок выполнения практической работы

1. Изучить устройство и работу стартера 35.3708 (рис. 1 – 4, плакат).

Стартер 35.3708 (рис. 1) – четырехполюсный четырех щеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением, с устройством для соединения и разъединения шестерни привода стартера с зубчатым венцом маховика. Стартер включается электромагнитным тяговым реле с дистанционным управлением. Номинальное напряжение стартера - В 12, номинальная мощность стартера - кВт 1,3.

 

 

Рис. 1 Стартер 35.3708 с торцевым коллектором

1 – крышка со стороны привода; 2 – стопорное кольцо; 3 – ограничительное кольцо; 4 – шестерня привода; 5 – обгонная муфта (бендикс); 6 – поводковое кольцо; 7 – резиновая заглушка; 8 – рычаг привода; 9 – якорь реле; 10 – удерживающая обмотка тягового реле; 11 – втягивающая обмотка тягового реле; 12 – стяжной болт реле; 13 – контактная пластина; 14 – крышка реле; 15 – контактные болты; 16 – коллектор; 17 – щетка; 18 – втулка вала якоря; 19 – крышка со стороны коллектора; 20 – кожух; 21 – шунтовая катушка обмотки статора; 22 – корпус; 23 – винт крепления полюса статора; 24 – якорь; 25 – обмотка якоря; 26 – промежуточное кольцо; 27 – возвратная пружина.

Работа стартера

Включение стартера производится поворотом ключа в замке 3 (см. рис. 2) зажигания по часовой стрелке. При этом по проводам 5 – 6 – 7 идет ток к обмоткам втягивающего реле 1 и 2. При прохождении тока по обмоткам 1 и 2 сердечник 2 (рис. 3) намагничивается и втягивает якорь 1. Соединенный с якорем рычаг 1 (рис. 4) поворачивается на оси 2 и вильчатым концом перемещает муфту 3 свободного хода по шлицам вала якоря 4, вводя размещенную на муфте шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика 5.

 

Рис. 2 Электрическая схема системы пуска

1 – втягивающая обмотка реле; 2 – удерживающая обмотка реле; 3 – выключатель зажигания; 4 – аккумуляторная батарея; 5-8 – провода

В конце своего хода якорь с помощью контактного диска 3 (рис. 3) замыкает через клеммы 4 и 5 цепь рабочего тока обмоток стартера. При этом втягивающая обмотка реле 1 (см. рис. 2) закорачивается, и сердечник 1 (рис. 3)

будет удерживаться в рабочем положении только удерживающей обмоткой 2 (см. рис. 2), а якорь стартера 24 (см. рис. 1) начнет вращаться, обеспечивая пуск двигателя.

При выключении стартера поворотом ключа в замке 3 (см. рис. 2) зажигания против часовой стрелки ток по проводам 5,6,7 перестает поступать на обмотки втягивающего реле. Под действием возвратной пружины 27 (см. рис. 1) якорь 9 втягивающего реле вернется в исходное положение и рычагом 8 выведет муфту 5 из зацепления с зубчатым венцом маховика.

 

Рис. 3 Обрыв в цепи стартера

1 – якорь втягивающего реле; 2 – сердечник втягивающего реле; 3 – контактный диск; 4,5 – контакты

 

 

Рис.4 Схема срабатывания втягивающего реле

1 – рычаг; 2 – ось рычага; 3 – муфта свободного хода; 4 – винтовые шлицы вала якоря; 5 – зубчатый венец маховика

2. Разборка стартера

2.1. Разобрать стартер 35.3708 в порядке представленном ниже в виде инструкционно - технологической карты

Инструкционно-технологическая карта

разборки-сборки стартера модели 35.3708

 

Рис. 5

Ключом «на 13» ослабляем затяжку гайки крепления провода к тяговому реле...

 

 

 

Рис. 6

...и отсоединяем наконечник провода.

 

 

 

Рис. 7

Отверткой выворачиваем три винта крепления тягового реле и …

 

 

 

Рис. 8

...и снимаем тяговое реле.

 

 

Рис. 9

Из корпуса реле вынимаем шток с пружиной.

 

 

Рис. 10

Для дальнейшей разборки стартера крестообразной отверткой отворачиваем два винта...

 

 

 

 

Рис. 11

...и снимаем крышку.

 

 

 

Рис. 12

Поддев отверткой, снимаем стопорное кольцо.

 

 

 

Рис. 13

Снимаем с оси шайбу.

 

 

 

Рис. 14

Ключом «на 10» отворачиваем два стяжных болта...

 

 

Рис. 15

...и вынимаем их.

 

 

Рис. 16

Разъединяем корпус стартера.

 

 

Рис. 17

Проверяем с помощью лампы напряжением 12 В, нет ли замыкания якоря на ”массу”.

Один щуп провода контрольной лампы присоединяем к валу якоря или железу сердечника, другой – поочередно то к одной, то к другой пластине коллектора. Загорание лампы укажет на замыкание обмотки на «массу». Якорь, имеющий замыкание с “массой”,

заменяем.

 

 

Рис. 18

Проверяем обмотки возбуждения статора с помощью лампы напряжением 12 В, нет ли замыкания обмоток на ”массу”, и нет ли обрыва в цепи обмоток. Обмотки возбуждения с замыканием на ”массу” и внутренними обрывами заменяем новыми.

 

Рис. 19

Из крышки привода вынимаем резиновый уплотнитель.

 

 

Рис. 20

Расшплинтовываем ось рычага.

 

 

Рис. 21

Бородком выбиваем ось...

 

 

Рис. 22

...и вынимаем якорь с приводом.

 

 

Рис. 23

Поддев отверткой, снимаем рычаг привода обгонной муфты. Шестерня должна легко вращаться в одну сторону и не вращаться в другую, не иметь сколов и забоин на заходной части зубьев. При износе шестерни или неисправности муфты меняем узел в сборе.

 

 

Рис. 24

Оперев ось якоря на деревянный брусок, через ключ «на 13» сбиваем ограничитель со стопорного кольца.

 

 

 

Рис. 25

Поддев отверткой, снимаем стопорное кольцо.

 

 

 

Рис. 26

Снимаем с оси ограничитель и обгонную муфту в сборе с шестерней привода.

 

 

Рис. 27

Поменяв муфту в сборе, ставим на место стопорное кольцо и надеваем ограничитель конусной проточкой к обмотке якоря. Ограничитель напрессовываем на стопорное кольцо ударами молотка через ключ «на 13».

3. Сборка стартера

Собрать стартер в обратной последовательности.

Внимание! При проведении разборки не забывайте о том, что разобранный стартер после изучения необходимо собрать. Этап разборки – это всего лишь подготовительная работа, важная для изучения его устройства, но наиболее ответственным этапом задания, от качества, выполнения которого зависит длительность эксплуатации, является сборка.

4. Проверка работы стартера

Проверяем работоспособность стартера подключением его к электросети аккумулятора.

 

Рис. 28

Подаем напряжение +12В на вывод реле...

 

 

Рис. 29

...«минус» – на корпус. При этом у исправного реле якорь должен выдвинуть обгонную муфту в окно передней крышки, а контактные болты – замкнуться.

 

 

Рис. 30

Подаем напряжение +12В на вывод обмотки возбуждения электродвигателя стартера …

 

 

Рис. 31

...«минус» – на корпус. При этом якорь электродвигателя должен начать вращение.

 

Техника безопасности

1. Диагностирование и ремонт стартера осуществлять только в предназначенных для этого местах;

2. При установке стартера в тисах для разборки, убедиться в надежном его фиксировании;

3. Работать надо только чистым и не замасленным исправным инструментом (гаечные ключи должны иметь строго параллельные губки, без трещин на поверхности; молотки должны быть надежно насажены на деревянные ручки из прочного и упругого дерева, поверхность ручки должна быть чистая, гладкая без заусенец; пассатижи должны иметь изоляционные покрытия ручек; отвертки должны быть с пластмассовой ручкой без трещин);

4. При разборке стартера детали укладывать аккуратно, надежно, не допускать их падения;

5. Запрещено использовать напряжение сети свыше 36В;

6. Перед началом диагностических работ переключением тумблера в положение “Вкл” убедиться в отсутствие короткого замыкания сети;

7. Не замыкать цепь электропитания иначе как через контрольное (индикаторное) приспособление;

8. Отключать сеть электропитания по окончанию диагностических работ переключением тумблера в положение “Выкл”;

9. По окончанию диагностических работ надеть защитные колпачки на иглы индикаторов;

10. Проверку работоспособности стартера осуществлять только на специальном приспособлении в присутствии мастера при этом необходимо центрировать стартер и надежно закрепить его в зажимном устройстве;

11. При проверки работоспособности стартера нужно находиться на безопасном расстоянии от стенда (один – два шага) при этом во избежание попадания частей одежды или рук во вращающиеся детали (вал якоря электродвигателя, муфта свободного хода) перед началом работ манжеты рукавов застегнуть и проверить, чтобы не было свисающих концов одежды, снять с рук кольца и браслеты, заправить волосы под головной убор.

Внимание! Техника безопасности. При проведении проверки работоспособности стартера не использовать напряжение выше 12 В. Кроме того, опасность представляют вращающиеся детали стартера при его пуске во время проверки работоспособности.

 

Список литературы

1. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей: учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И. Ламака. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 224 с.

2. Мультимедийное руководство. Ремонтируем ВАЗ – 2105 своими силами.

3. Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей: учебник водителя автотранспортных средств категории «В» / В.А. Родичев, А.А. Кива. – 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 80 с.

4. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей: Учеб. для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 544 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: