Коэффициенты оборотного капитала




Управление оборотным капиталом можно проанализировать при помощи анализа коэффициентов. Подробно коэффициенты рассмотрены ранее (см. 1.3. Основные финансовые показатели). Для целей управления оборотным капиталом используются коэффициенты ликвидности и коэффициенты, характеризующие денежный цикл. Кратко напомним формулы, по которым рассчитываются эти коэффициенты:

Оборачиваемость дебиторский задолженности = Дебиторская задолженность * 365 / Выручка,
то есть средняя продолжительность кредитов (в числе дней), выдаваемых покупателям.

Оборачиваемость запасов = Запасы * 365 / Себестоимость реализованной продукции, то есть среднее число дней хранения запасов от момента поступления от поставщиков до момента реализации покупателям.

Оборачиваемость кредиторской задолженности = Кредиторская задолженность * 365 / Себестоимость реализованной продукции, то есть средняя продолжительность кредитов (в числе дней), предоставляемых поставщиками.

Наряду с оборачиваемостью (в днях), используются коэффициенты оборачиваемости, показывающие сколько раз актив «обернулся» в течение года. Например,

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности = Выручка / Дебиторская задолженность.

Коэффициенты ликвидности – финансовые показатели, характеризующие платежеспособность компании в краткосрочном периоде, ее способность отвечать по обязательствам в быстро меняющихся рыночной конъюнктуре и бизнес-среде.

Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства

Коэффициент срочной ликвидности = (Оборотные активы – Товарно-материальные запасы) / Краткосрочные обязательства

Рассмотрите следующий пример. (Если вы сможете самостоятельно определить три коэффициента оборачиваемости и два ликвидности, значит вы разобрались в материале и можете двигаться далее. Если вы столкнулись с трудностями, еще раз перечитайте соответствующие разделы 1.3.) На рис. 1 приведены отчет о прибылях и убытках и баланс торговой компании Альфа за 2012 г. Рассчитайте оборачиваемость дебиторской, кредиторской задолженности и запасов, а также коэффициенты текущей и срочной ликвидности.

Рис. 1. Отчет о прибылях и убытках и баланс компании Альфа за 2012 г.; тыс. долл.

Рассчитанные коэффициенты представлены на рис. 2.

Рис. 2. Коэффициенты оборачиваемости и ликвидности

Общепринятых нормативов для коэффициентов не существует. «Идеальные» показатели варьируются от отрасли к отрасли. Например, торговая компания может покупать в кредит и продавать за наличные. Таким образом, у компании практически не будет дебиторской задолженности кроме оплаты кредитными картами и небольшого количества запасов. В результате коэффициенты текущей и срочной ликвидности будут довольно низким. В отличие от торговой компании, производственное предприятие хранит запасы на разных этапах завершения производства – от сырья до готовой продукции, а большую часть продаж либо все продажи осуществляет в кредит. В результате оба коэффициента ликвидности будут выше. При анализе коэффициентов ликвидности абсолютный показатель за определенный год не так важен, как тренд за несколько лет. Важно оценить, улучшается или ухудшается ликвидность компании с течением времени.

Коэффициенты оборачиваемости дают возможность оценить, насколько хорошо компания управляет составляющими оборотного капитала. Например, компания Альфа в среднем хранит единицу запасов до продажи 37 дней. Безусловно, желательно максимально сократить этот срок. Чем меньше срок оборачиваемости запасов, тем быстрее запасы обращаются в денежные средства. Однако коэффициент оборачиваемости запасов может быть и слишком низким. Его легко понизить: компания может просто позволить запасам истощиться. Но это может оказаться недальновидным, если приведет к простоям, вызванным неадекватными запасами материалов, комплектующих или готовой продукции. Точно также неадекватные запасы готовой продукции могут стоить компании коммерческого успеха и репутации, если она не в состоянии удовлетворить спрос клиентов. Сложно сказать, является ли 37 дней «хорошим» или «плохим» показателем. Было бы полезно сравнить показатели Альфа с показателями похожей компании либо с показателями самой Альфы за предыдущие годы.

Период погашения дебиторской задолженности компании Альфа составил 46 дней. Так же как и в случае с предыдущим коэффициентом, желательно максимально сократить этот срок. Если клиенты платят максимально быстро, это благотворно сказывается на потоке денежных средств компании. Однако настаивать на скорейшей оплате может быть сложно. Такая практика может испортить отношения компании с клиентами. В целом большинство компаний предлагают оплату в течение 30 дней с момента поставки товаров. Большинство клиентов задерживают оплату на некоторое время, превышающее данный срок. Коэффициент компании Альфа выглядит неплохо: клиенты не слишком затягивают с оплатой, и нет признаков того, что «Альфа» оказывает на своих клиентов излишнее давление.

Если предприятие продает товары за наличные и в кредит, показатель торговой дебиторской задолженности следует поделить только на выручку от реализации в кредит. Если нет возможности выделить эту сумму из общей выручки, то коэффициент получится искаженным.

Могут быть разные мнения относительно того, какие показатели дебиторской задолженности (т.е. на конец года, середину года или средние за год) будут наиболее информативными. Самое важное – это последовательный подход при расчете показателей за каждый год.

Средняя продолжительность срока расчетов с поставщиками компании Альфа составила 69 дней. Параллельно с максимально быстрым получением денежных средств от клиентов, компания должна стараться отложить расчеты с поставщиками. Фактически такие действия эквиваленты привлечению беспроцентного займа для частичного финансирования оборотного капитала. Здесь, как и в предыдущем случае, компании следует действовать осмотрительно. Если компания приобретет репутацию хронически задерживающего оплату плательщика, у нее могут быть сложности при получении кредита. Коэффициент Альфа составляет немногим больше 2 месяцев, что не критично, но все же достаточно долго.

Официальные финансовые отчеты обычно не отражают сумму закупок. Приблизительно оценить оборачиваемость кредиторской задолженности можно, используя в качестве замены показатель себестоимости продаж. Помните, что в расчеты следует включать только кредиторскую задолженность перед поставщиками, не включая налоги, проценты и прочую кредиторскую задолженность (например, перед покупателями)

Денежный цикл

Коэффициенты оборачиваемости связаны с коэффициентами ликвидности. Денежный цикл показывает, на какое время денежные средства блокируются в текущих активах. Денежный цикл – это промежуток времени между вложением средств компании в сырье, зарплаты и прочими затратами, и притоком денежных средств от продажи товаров. В некоторых случаях данный цикл называется циклом оборотного капитала или операционным циклом. Это важное для управления денежными средствами и оборотным капиталом понятие, поскольку, чем длиннее денежный цикл, тем больше финансовых ресурсов необходимо компании. Руководство компании обязано следить, чтобы цикл не был слишком длинным.

Для производственного предприятия денежный цикл: срок оборачиваемости запасов сырья – (минус) срок оборачиваемости кредиторской задолженности + время на производство товаров + время, которое товары хранятся в качестве запасов готовых товаров + срок оборачиваемости дебиторской задолженности. Для торговых компаний, к которым относится и наша Альфа, денежный цикл вычисляется по более простой формуле (рис. 3). Логически это можно объяснить так: запасы могут превратиться в денежные средства только после того, как они будут проданы и клиент заплатит за товары. С другой стороны, денежные средства фактически инвестируются только после того, как компания заплатит поставщику за товары. Таким образом, оборотный капитал компании Альфа составляет 37 + 46 – 69 = 14 дней. Это означает, что денежные средства компании заблокированы в каждой единице запасов на 14 дней до момента их возврата (с прибылью).

Рис. 3. Денежный цикл компании Альфа (масштаб немного нарушен, чтобы вместить требуемый текст)

Самостоятельно определите продолжительность денежного цикла производственной компании Дэвис, а также все составляющие этого денежного цикла (рис. 4). Ответ в конце заметки.

Рис. 4. Исходные данные для расчета денежного цикла компании Дэвис; долларов

Овертрейдинг (чрезмерное расширение торговой деятельности) – это состояние компании, которая берет на себя обязательства, превышающие ее краткосрочные ресурсы. Данное состояние может наступить, даже если компания ведет прибыльную торговую деятельность.

Компании особенно подвержены риску овертрейдинга при быстром росте либо когда они прекращают привлекать долгосрочное финансирование. Дополнительные запасы и дебиторская задолженность финансируются за счет увеличения кредиторской задолженности. Для расширения деятельности могут потребоваться дополнительные внеоборотные активы, которые будут оплачены за счет оборотных средств, что уменьшает оборотный капитал. Если такое положение дел сохраняется слишком долго без привлечения дополнительного долгосрочного финансирования, компания может столкнуться с проблемами нехватки денежных средств. Она может оказаться неспособна в срок исполнить обязательства, и, несмотря на то, что торговая деятельность ведется с прибылью, компания может обанкротиться.

Признаки овертрейдинга включают в себя:

· Рост доходов

· Рост запасов и дебиторской задолженности

· Рост оборотных и внеоборотных активов

· Рост активов, финансируемых за счет кредитных средств

· Текущие обязательства превышают текущие активы, коэффициенты текущей и срочной ликвидности снижаются

Решить проблему можно за счет привлечения дополнительного долгосрочного финансирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: