III. Текущее состояние
Общая площадь земель лесного фонда составляет 1146,1 млн га.
Основной единицей управления в лесном хозяйстве является лесничество, участковое лесничество. В настоящее время в Российской Федерации создано 1469 лесничеств и 7553 участковых лесничества. Сведения о границах лесничеств вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. Лесничества, в свою очередь, делятся на 1,7 миллиона лесных кварталов в векторных границах государственной отраслевой адресной системы местоположений (далее – отраслевая СМП). Первичной учетной единицей государственного лесного реестра является лесотаксационный выдел, общее число которых составляет 47 миллионов, которые также находятся в векторных границах отраслевой СМП.
Полномочия субъектов Российской Федерации. Большинство полномочий по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) осуществляют субъекты Российской Федерации. При этом используются следующие программно-технологические решения:
а) автоматизированное рабочее место кадастрового инженера (формирование землеустроительной и кадастровой документации, выполнение загрузки координат из текстовых файлов различных форматов, обработка данных от навигационных систем);
б) автоматизированная система «Кадастровый учет», содержащая сведения о ходе постановки лесных участков на кадастровый учет;
в) автоматизированная система «Статотчетность» (для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения данных государственной и отраслевой отчетности Федерального агентства лесного хозяйства);
г) программы обобщения документированной информации государственного лесного реестра;
д) автоматизированное рабочее место «Договоры аренды» АРМ 6-ОЦП (для ведения договоров аренды лесных участков).
В соответствии со статьей 5.1 Лесного кодекса на официальных сайтах уполномоченных органов исполнительной власти Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается информация о лесах, состав и содержание которой определены приказом Минприроды России от 29 июня 2018 г. № 301.
Полномочия Российской Федерации. К основным федеральным полномочиям в отношении земель лесного фонда относятся: правовое регулирование лесных отношений, контроль за переданными органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями Российской Федерации в области лесных отношений, контроль за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, представляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществление государственной инвентаризации лесов, государственного лесопатологического мониторинга, государственного мониторинга воспроизводства лесов, дистанционного мониторинга использования лесов, выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров, учет древесины и сделок с ней.
Для этих целей используются следующие информационные системы и цифровые сервисы: единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), федеральная государственная информационная система «Информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров (ИСДМ-Рослесхоз), информационная система «Лесопатолог/аналитик» (АИСЛА).
При этом в отношении государственного лесного реестра, как главного источника сведений о лесах, не установлены требования к его ведению в электронной форме.
Согласно статье 24 Лесного кодекса использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В целях использования лесов заключено 88 тысяч договоров аренды, 3,9 тысяч договоров безвозмездного пользования лесными участками, 3,2 тысяч договоров постоянного бессрочного пользования. Также заготовка древесины осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, количество которых в 2018 году составило 673,8 тыс. Хозяйствующие субъекты в 2018 году подали более 1 миллиона отчётных документов на бумажных носителях, сведения из которых были обобщены в отраслевую отчётность и были внесены в отраслевые информационные системы в установленный законодательством срок.
В настоящее время Рослесхоз и каждая из организаций, подведомственных Рослесхозу, самостоятельно осуществляет сбор и обработку информации по курируемым направлениям работы и обеспечивает предоставление данной информации в соответствии с полномочиями и требованиями законодательства.
Количество информационных систем и программного обеспечения, разработанных для решения отдельных прикладных задач в сфере лесных отношений, постоянно увеличивается. Формируются базы данных основных сведений о лесах, создаются портальные и геопортальные сервисы визуализации отраслевой информации. Для возможности проведения эффективного и устойчивого управления, которое включает в себя планирование задач на основе детальной информации о лесных ресурсах, контроль исполнения поставленных задач и оценку эффективности проведенных мероприятий, необходимо создание единой системы получения, обработки, хранения и использования информации при организации использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, при описании состояния лесных участков, природных процессов и хозяйственных воздействий на них, и результатов воздействий, включая производство продукции из древесины (сырья - брёвен и хлыстов), лесовосстановление и экологический вред.
В связи с тем, что организации, подведомственные Рослесхозу, самостоятельно занимаются процессами создания необходимых для работы информационных ресурсов, информатизация Рослесхоза в целом носит «лоскутный» разрозненный характер. Автоматизированные информационные системы Рослесхоза преимущественно ориентированы на автоматизацию отдельных задач и не имеют единых автоматизированных интерфейсов взаимодействия с внешними автоматизированными информационными системами в части обмена данными и используемой нормативно-справочной информацией.
По результатам анализа процесса информационного обмена в Федеральном агентстве лесного хозяйства можно обозначить следующие основные проблемы, требующие решения:
• отсутствие технологических и методологического принципов и средств, обеспечивающих единство подходов к разработке и функционированию автоматизированных информационных систем в части используемой информации, форматов информационного обмена, технических и программных решений;
• отсутствие единого информационного пространства (централизованной базы данных, централизованной базы отраслевых нормативов и справочников) для автоматизированного обеспечения участников информационного процесса реализации государственной программы оперативной актуальной информацией для выработки решений, а также обеспечения внутриотраслевого информационного обмена;
• используемые в сфере управления системы основаны на ручном вводе данных, что повышает риски технических ошибок, противоречий и искажений;
• отсутствуют средства аналитической обработки, моделирования и визуализации отраслевой информации.
Для решения указанных выше проблем необходимо создание отраслевой цифровой платформы «Цифровой лес», строящейся на единых принципах, общепринятых стандартах и общеотраслевых справочниках.