Основы семейного воспитания. Задачи семейного воспитания.




Преподаватель: Колесникова Т.Н.

Добрый день, уважаемые студенты 3 курса!

Прочитайте внимательно!

Вы начинаете изучение нового МДК 04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации. Данный МДК входит ВПМ.04. Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации. ПМ.04. состоит только из одного МДК.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МДК 04.01.

1. Изучение лекций (по расписанию). Внимательно читайте задания, которые будут даны к каждой лекции. Присылать только те задания, которые предполагают письменное выполнение! Их будет минимум! При выполнении работы обязательно!!! указывать: группу, дату, тему, задание, Ф.И. студента, выполнившего задание.

2.Промежуточная аттестация пройдет в форме дифференцированного зачета. Это будет защита проекта. До конца недели(до 16 октября) я пришлю вам всю документацию для его выполнения. Дам заранее, чтобы у вас было время разработать проект. Защита будет на следующей сессии.Работа достаточно сложная и отнестись прошу ответственно, т. к. это задание входит в Демонстрационный экзамен на 4 курсе.

Итоговой аттестацией по данному профессиональному модулю будет экзамен.

4. Я буду руководителем по практике данного ПМ. Для тех, кто сдает эту практику (дневники), пришлю методические рекомендации. Это будет на неделе до 16 октября.

Задание на 12.10.20(2 часа)

Преподаватель Колесникова Татьяна Николаевна

Студентам 3 курса, заочного отделения. Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование».

 

ПМ.04. Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

МДК. 04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации.

Тема:Основы семейного воспитания. Задачи семейного воспитания.

Цель: ознакомление с основами семейного воспитания, его задачами.

Задачи: познакомить с основами семейного воспитания, его задачами.

 

Задание № 1. Ознакомиться с содержанием лекции. (устно)

Лекция.

Основы семейного воспитания. Задачи семейного воспитания.

 

Как известно, на воспитание детей оказывает существенное влияние социальная среда и средства массовой информации, литература и искусство, всяокружающая действительность. Социальная среда показывает, каким должен быть современный человек, тем самым формируя личность.

Непосредственное влияние на воспитание подрастающего поколения оказывает микросреда, т.е. те люди, с кем ребенок соприкасается постоянно в повседневной жизни. В первую очередь это родители. Таким образом, начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Семья – это социальная группа, где люди разных поколений связаны кровными и родственными отношениями, позволяющими оптимально удовлетворять потребности в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена. Семья должна создавать у человека понятие дома не как помещения, где он проживает, а как места, где его ждут, понимают, защищают, поддерживают в решении жизненных проблем.

Исходя из этого, семейное воспитание – это система воспитания и образования детей, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На протяжении многих веков мыслители и педагоги подчеркивали решающее значение родителей в становлении личности ребенка.

На современном этапе семейное воспитание решает следующие социальные и педагогические задачи:

· создание максимальных условий для нормального роста и развития ребенка, его творческой самореализации;

· обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка;

· передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и заботливого отношения к стареющим родственникам;

· обучение детей полезным трудовым навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

· воспитание у детей чувства собственного достоинства, ценности своего «Я.

На эффективность семейного воспитания влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность семьи, социальное положение родителей, уклад семейной жизни, количество членов семьи, место проживания семьи, сложившаяся система отношений между родителями и отношений родителей к ребенку.

На сегодняшний день процесс развития современной семьи характеризуется рядом особенностей, а именно:

· специфика социального уклада в городской и сельской семье. В сельской местности ребенок чаще оказывается в поле зрения взрослых (родителей, родственников, соседей), которые знают его. В городе контроль за ребенком, когда его родители на работе, практически отсутствует, так как часто даже соседи по подъезду могут не знать как самого ребенка, так и его родителей;

· влияние уровня образования родителей на успешность в обучении их детей. Современные родители, как правило, имеют среднее специальное и многие высшее образование. В то же время воспитанием детей часто занимаются бабушки и дедушки, уровень образования которых ниже. Таким образом, в семье, часто сталкиваются разные подходы к воспитанию детей – бабушек и дедушек и молодых родителей;

· влияние материального достатка на подходы к воспитанию детей в различных семьях, на характер отношений родителей и детей. На детей тратится в семье от 25% до 50% дохода. При значительном материальном достатке родители, проявляя педагогическую «слепоту», путем задабривания детей подарками и т.д. формируют у них чувство пресыщения – отношения к жизни, материальным и духовным ценностям с полнейшим пренебрежением, безразличием, что служит в свою очередь основой эгоизма, тунеядства, вседозволенности и т.д.;

· разукрупнение (разделение) семьи – отделение молодых родителей от дедушек и бабушек – что имеет двойственный характер влияния на воспитание детей. Такое отделение способствует проявлению индивидуальности молодой семьи, выработке самостоятельности при решении жизненных проблем. Но в то же время, дети, воспитываясь в детском саду, лишаются возможности чаще общаться с дедушками и бабушками, зачастую остаются с малых лет (с 6-летнего возраста посещая школу) одни дома без присмотра;

· уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей и, как следствие, увеличение числа однодетных семей. Это вызвано многими причинами: занятость родителей на работе, рост материальных затрат на воспитание ребенка, неблагоприятные бытовые условия и т.д.;

· увеличение числа разводов, что влечет увеличение количества неполных семей. Однако здесь также проявляется двойственный характер ситуации, так как во многих случаях устраняется источник негативного влияния на психику ребенка, аморальный пример для подражания.

Особое место в формировании личности дошкольника принадлежит социальным условиям развития. Современная ситуация в обществе складывается таким образом, что из детства уходит так называемая «культура двора», когда во дворе в условиях игр, организованных самими детьми, формировались социально значимые качества — умение общаться со сверстниками, подчиняться общим правилам, считаться с мнением других. А сейчас на рынке игр для детей ведущее место занимают дидактические игры. Заботящиеся о быстрейшем развитии ребенка родители «играют в буквы, в цифры». Тем самым постепенно изменяется понятие «игра». Но игра — это прежде всего роль и сюжет, причем, выбираемые и исполняемые самим ребенком. В дидактической же игре руководящую роль выполняет взрослый, а ребенок подчинен правилам, которые установлены не им.

В игре, в самом широком смысле этого слова, заложены механизмы, которые пробуждают творчество, снимают эмоциональную напряженность в отношениях, тренируют выдержку и развивают самостоятельность.

В настоящее время организовать игру в ее полном и подлинном смысле, которая является ведущей деятельностью дошкольника, становится возможным зачастую только в условиях детского образовательного учреждения.

Обратим внимание на то, что в детском саду ребенок проводит до 10–12 часов активного времени и круг общения малыша как со взрослыми, так и с детьми значительно расширяется. Это позволяет наиболее полно и адекватно развивать личность ребенка и в процессе игровой деятельности, и в процессе развития продуктивных видов деятельности: театрализованной, изобразительной, музыкальной, физкультурной. Кроме того, уделяется большое внимание формированию бытовых и доступных для детей трудовых навыков.

Умение слушать и слышать, подчиняться определенным правилам, действовать в едином темпе со всеми детьми, умение подождать или поторопиться, внимание к товарищам — все эти качества помогают ребенку, а иногда и определяют его успешное обучение в школе.

Однако воспитание ребенка в дошкольном учреждении не может быть изолировано от семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе поможет всестороннему развитию личности ребенка и успешной подготовке к школе.

Контрольные вопросы. (устно)

1.Что такое семейное воспитание?

2. Назовите основные задачи семейного воспитания.

Задание №2. Ответьте на вопросы (письменно) не более 2 страниц текста!(1-2)

А) Охарактеризуйте современную семью, ее проблемы.(Воспользуйтесь текстом лекции, интернет -ресурсами и собственными наблюдениями).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: