1. Трудности ориентировки на листе бумаги
Коррекция:
· прохождение разных маршрутов до заданной точки (самым коротким путем, самым длинным, через заданную точку и т.д.);
· прохождение маршрутов, заданных в письменной или устной форме;
· продолжение маршрута по заданному образцу;
· выполнение графического диктанта, в результате которого получается какой-либо предмет: собака, слон, заяц, машина и т.д.;
· выполнение графического диктанта, в результате которого получается половина предмета с последующим дорисовыванием его до целого.
2. Трудности опознания и дифференциации зрительных образов.
Коррекция:
· Игры «Найди, чего на рисунке не хватает», «Найди ошибку», «Найди различия».
· Нахождение на картинке предмета по описанию (затем – по загадке): 1) среди предметов с сильно отличающимися зрительными образами, 2) среди зрительно похожих изображений.
· Работа с трафаретами.
· Называние (отыскивание) предмета по его тени.
· Опознание перечеркнутых изображений (с постепенно увеличивающейся сложностью перечеркивания и образа), обведение перечеркнутого предмета по контуру ярким цветом.
· Опознание незаконченных изображений, дорисовывание.
· Составление целого предмета из разрезанной картинки.
· «Puzzle».
3. Трудности дифференциации строки и межстрочного пространства.
Коррекция:
· в данном учителем образце найти и показать строчки, на которых написан текст. Заштриховать эти строчки зеленым цветом. Ввести понятие «рабочая строка»;
· на чистом тетрадном листе найти несколько рабочих строк, заштриховать их зеленым цветом. В начале каждой рабочей строки простым карандашом поставить большую точку;
|
· заштриховать красным цветом пространство, находящееся между двумя рабочими строками. Ввести понятие «межстрочное пространство»;
· написание узоров и геометрических фигур, не выходящих за границы рабочей строки;
· написание геометрических фигур, не выходящих за границы рабочей строки и выше нее по отдельности и их чередование (подготовка к написанию строчных и заглавных букв).
4. Трудности запоминания буквы и ее элементов.
Коррекция:
· знакомство с буквой, нахождение ее ассоциативного образа («б» – белка с поднятым хвостом, «д» – душ с загнутым шлангом);
· нахождение и выделение изучаемой буквы в ряде других букв (как изученных, так и не изученных ранее, но не схожих по написанию; затем - в ряду схожих по написанию), в слогах, словах, предложениях, текстах;
· выделение, называние и обведение разными цветами элементов изучаемой буквы;
· выделение в ряду букв только одного заданного элемента, затем – другого элемента;
· нахождение и выделение элементов изучаемой буквы в ряде элементов;
· конструирование изучаемой буквы;
· обведение контуров буквы, вырезанной из бархатной или наждачной бумаги;
· написание буквы на песке, пальцем на парте, мокрым пальцем на доске, толстой кистью на листе бумаги (расположенном на вертикальной поверхности) и т.д.;
· обведение букв, написанных пунктиром;
· «радужные буквы» - многократное обведение буквы разными цветами (рис.1);
· вписывание изучаемой буквы маленького размера в ее большой контур (рис. 2);
Рис. 1 Рис. 2
· игра «Мультик»: написать изучаемую графему на листе формата А4, свернуть лист пополам - написать изучаемую графему, снова согнуть лист еще раз пополам - написать графему и так до тех пор пока возможно сгибать лист. Затем дети быстро разворачивают лист - изображение буквы на глазах увеличивается;
|
· нахождение заданной буквы в зашумленном поле;
· угадывание графемы с закрытыми глазами, когда учитель пишет ее пальцем на ладони, на спине;
· достраивание, дописывание буквы. Рекомендуется составлять задание так, чтобы ребенку нужно было дописывать, достраивать тот элемент графемы, который он забывает при самостоятельном письме;
· ребенку дается ряд элементов букв, написанных раздельно. Ему предлагается обвести те элементы, из которых состоит изучаемая буква.
· «Абракадабра»: в ряду слитно написанных букв, не составляющих слово, найти и обвести изучаемую букву (на начальном этапе отработки ребенку предлагается ряд несхожих по написанию букв, затем – близких по написанию).
5. Проблемы развития мелкой моторики.
Коррекция: гимнастика для пальцев и кисти руки (вращение кисти, сжимание и разжимание пальцев в кулак, упражнения «колечки» (соединяем поочередно большой остальные пальцы), «ладонь-ребро-кулак» и др. упражнения для развития моторики.
Можно рекомендовать следующие упражнения: расстегивание и застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, плетение из ниток и т.д.
6. Трудности дифференциации букв
Коррекция:
· «превращение букв»: достроить одну из смешиваемых букв до другой или наоборот – убрать лишний элемент (о-а, л-м, и-ш, и-у, и-ц и т. д.);
|
· работа с рядом букв, в котором даны две смешиваемые буквы: обвести разным цветом;
· запись под диктовку чередующихся смешиваемых букв;
· прочтение, запись под диктовку слогов, слов со смешиваемыми буквами: ба-па, бал – вал, вата – фата и т. д.;
· вставить в слово нужную букву;
· исправь ошибку: Бьется, как рыба об мед.
7. Зеркальность написания букв
Коррекция:
· нахождение, выделение, называние точки начала написания буквы, формирование умения самостоятельно найти место точки начала письма в рабочей строке;
· запоминание механического движения при написании буквы с обязательным проговариванием направления движения вслух;
· обведение в алфавите с прописными буквами тех, которые ориентированы влево и вправо разными цветами. Такой алфавит должен быть прикреплен к парте ребенка и на рабочем месте дома до тех пор, пока ребенок перестанет делать ошибки данного вида;
· достраивание фрагментов букв до целой буквы;
· достраивание одного и того же элемента до всех возможных букв, его содержащих;
· «Четвертый лишний»: нахождение верного написания среди ошибочных.
8. Трудности соединения букв между собой
Коррекция:
· обведение слогов, слов по пунктиру без отрыва руки, как с однотипными, так и различными видами соединений;
· самостоятельное соединение букв в слоги. При этом каждая буква пишется другим цветом. Это дает учащемуся дополнительное время для обдумывания правильности соединения. Сначала соединение букв отрабатывается при письме во всю широкую линейку, затем – в узкую.
· вставить пропущенное соединение между написанными буквами;
· найти и исправить ошибку в данном образце.
9. Трудности регуляции мышечного тонуса (сильное сжатие ручки)
Коррекция: письмо на нелинованной бумаге, свободные круговые движения.
Упражнения:
- вытянуть вперед руки и с силой сжать в кулаки, досчитать до пяти и с силой бросить руки вниз, повторить несколько раз;
- вытянуть руки и как можно сильнее растопырить пальцы, досчитать до пяти и с силой бросить руки вниз, повторить несколько раз;
- сильно сжимать кулаки – разжимать;
- сильно напрячь все мышцы тела – расслабиться.
10. Ухудшение почерка при переходе от узкой разлиновки к широкой.
Коррекция:
1) Вкладывать в тетрадь с узкой разлиновкой лист в широкую разлиновку для выполнения упражнений.
2) Соединить тетради в узкую и широкую разлиновку в одну, чередуя листы.
3) Обучать письму сразу в широкой разлиновке.
11. Трудности в выборе букв гласных в слоге-слиянии.
Коррекция: для закрепления правил написания букв а—я Вы читаете ряд слов: рад, мяч, лак, рак, вяз, сядь, кран, шар, пять.
После каждого названного слова дети должны поднимать букву а или я. Такой способ работы учит детей прогнозировать написание букв.
12. Графические ошибки.
В написании букв у первоклассников могут быть выделены более или менее устойчивые типы графических ошибок, которые встречаются не только в 1 классе, но и позднее.
1). Нарушение наклона а) разные буквы имеют разный наклон; б) почерк прямой или наклон слишком велик; в) наклон влево.
Нарушение наклона приводит к непараллельности элементов одной или нескольких букв.
Коррекция: необходима отработка прямых параллельных линий с нужным наклоном. Для этого важно использование частой косой разлиновки, копирования.
Указанный дефект почерка может возникнуть также из-за неправильного положения тетради на столе. Учителю нужно контролировать наклон тетради.
2). Нарушение пропорций: вертикальных (неодинаковая высота букв или их частей), горизонтальных (неодинаковая ширина букв и их элементов), пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).
Коррекция: следует развивать глазомер.
3). Искажение овалов, полуовалов и элементов, содержащих закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (часто получается линия, как бы состоящая из бесчисленных мелких зигзагов, — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.
Коррекция: нужна работа над кривыми линиями, изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки.
4). Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: ц вместо щ, и вместо ш, л вместо м.
Коррекция: нужна тренировка внимания.
5). Неправильное письмо отдельных букв. Неверные соединения.
Коррекция: нужно дать ученику образцы написания букв, показать правила соединения, чтобы учащийся поупражнялся в написании и соединении букв.
13. Неграфические ошибки: несоблюдение строчки, расстояния между словами, между буквами, переписывание через линию полей, непропорционально большие или маленькие интервалы между словами, недописывание строки.
Коррекция: чаще обращать внимание на соблюдение правил письма.
Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки могут возникнуть при написании той или иной конкретной буквы, и при обучении письму предупреждать возможные ошибки.