Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание.




Тема: Философия эпохи Возрождения.

План:

§1. Основные особенности эпохи Возрождения. §2. Гуманизм Возрождения. §3. Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание. §4. Социальные теории. §5. Реформация.

 

Основные особенности эпохи Возрождения.

XIV-XV века в странах Западной Европы происходят изменения, знаменующих начало новой эпохи Возрождения (фр. Ренессанс) - прежде всего процесс секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов) во всех областях культурной и общественной жизни. Возрождается античная культура, античный образ жизни, способ мышления и чувствования. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек - антропоцентризм и гуманизм.

Самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, стремление к земному счастью становятся отличительными качествами человека. У древних греков созерцание (по-гречески – «теория») ставилось выше деятельности (за исключением государственной). В средние века высшей формой деятельности признается та, что ведет к спасению души: это молитва, богослужебный ритуал, чтение священных книг. И только в эпоху Возрождения творческая деятельность приобретает сакральный (священный) характер. Человек не просто удовлетворяет свои сугубо земные нужды, он созидает новый мир, создает красоту, творит самого себя. Человеку не нужна теперь милость Бога, он сам – творец.

 

Гуманизм Возрождения.

Гуманизм (от лат. humanus-человеческий) в общем смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни.. В узком смысле слова гуманизм - идейное движение периода Ренессанса, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры.

Наиболее видными представителями гуманизма Возрождения являются представители итальянского гуманизма Франческо Петрарка (1304-1374), Лоренцо Валла (1407-1457), Марсилио Фичино (1422-1495), Пико делла Мирандола (1463-1495), Пьетро Помпонацци (1462-1525), а также «заальпийского, северного» гуманизма – например, голландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536), французский гуманист Мишель де Монтень (1533-1592). Общими или близкими для них можно считать следующие черты.

Гуманисты отстаивает идею независимости и самостоятельности человеческой личности, стремление к свободе. Идея самореализации человека, задача совершенствования и тем самым движение к «божественному совершенству». Созерцание без действий бессмыслен­но. Человек — homo faber (человек деятельный, производящий).

Мировоззрение гуманистов отличается земным характером, подчеркивает естественность человека, а добродетелью является все, что ведет к наслаж­дению, как физическому, так и духовному. Аскетизм же, отказ от земной жизни и ее даров, является бессмысленным и даже аморальным. Смысл жизни состоит в использовании жизненных благ.

Гуманисты отстаивали идеи о независимости философии от теологии. Выступая против схоластики средневековья, они полагали, что философия должна сойти «с неба на землю», заниматься основными вопросами естественной жизни человека. Философия должна исходить из научных принципов, истина является результатом рационального познания. Религию следует сохранить лишь для воспитания народа, но она не имеет преимуществ перед истиной.

Итак, основные лозунги эпохи Возрождения: – Ищущие блага должны, стремиться «не к добродетели, но к насла­ждению ради него самого»(Лоренцо Валла) - «Человек — кузнец своего счастья» (Пико дела Мирандола).- «Любая вещь рождается, чтобы служить человеку, а человек — для того, чтобы сохранить компанию и дружбу людей» (Леон Баттиста Альберти). - «Человек рождается не для того, чтобы умереть и сгнить, но для того, чтобы производить» (Леон Баттиста Альберти).

 

Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание.

Возрождение вырабатывает новое мировоззрение - пантеизм (от греч. пан — всё и тео — Бог) — «Природа и Бог — одно и то же» (Лоренцо Валла ), — придание природе свойств, которые ранее приписывались только Богу, — разум­ности, бесконечности, объединяющей и созидающей силы. Совершенный Бог не может иметь несовершенных творений. Зна­чит, все природное — божественно, и познание и преобразование его составляет главную цель человеческой деятельности.

Главный вопрос для Николая Кузанского (1401-1464), немецкого философа-пантеиста - выразить в рациональной, матема­тической форме тождество Бога и природы. О Боге можно иметь только «ученое незнание» — понимание непреодолимой сложности его природы. Бог есть абсолютный максимум, то есть «то, больше чего ничего не может быть». Бог как абсолютный максимум есть также абсолютный минимум, «поскольку ему ничего не противоположно». Все конечные вещи располагаются между абсолютным максиму­мом и абсолютным минимумом, то есть «Бог во всех вещах, как все они в нем».

Н. Кузанский использует понятие бесконечности для пояснения Бога и реальности. Если в мире вещей круг и прямая различаются, то в бесконечности окружность имеет тенденцию стать прямой. Окружность бесконечного круга - это бесконечная прямая линия, замкнутая с обеих сторон. Он (бесконечный круг) и есть Бог и реальность. Отсюда бесконечное бытие не имеет центра и внешней границы. Мир имеет центр повсюду, следовательно, Земля — не центр мира. Поэтому реальность более подвижна, а отсюда человек обладает свободой. Если Бог есть творчество, то и человек, подобно Богу обладает творческим началом и тем самым человек обожествляется.

Вслед за Н. Кузанским польский астроном Николай Коперник (1473 – 1543) основал новую астрономическую систему – гелиоцентрическую систему мира (от греч. Гелиос- солнце), сводящуюся к тому, что центр Земли — не центр Вселенной, и бросил вызов церковным авторитетам в делах науки, разоблачая их невежество в вопросах устройства Вселенной. Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира. Учение Коперника подрывало самые основы религиозного мировоззрения и откры­вало широкий путь к материалистическому, подлинно научному познанию явлений природы.

Отправным пунктом научного познания итальянского исследователя Галилео Галилея (1564–1642) признавался экспериментальный опыт с использованием приборов и инструментов, поддающийся точным измерениям, расширяющий возможности наших органов чувств. С помощью изобретенного им телескопа Галилей увидел, что Луна имеет сложный рельеф и солнечные пятна, существование и изменчивость которых опровергали тезис Аристотеля о совершенстве небес. Галилей сделал вывод, что Солнце вращается вокруг своей оси, установил, что Венера меняет фазы. Это доказывало, что она светит отражённым светом Солнца. Галилей подтвердил вращение планет вокруг Солнца, а не вокруг Земли, открыл спутники Юпитера и кольца Сатурна. Млечный путь, который невооружённым глазом выглядит как сплошное сияние, на самом деле представляет собой громадное скопление звёзд.

Джордано Бруно (1548-1600) — пантеист с атеистическими и ма­териалистическими оттенками. Праосновой мира у Бруно выступает Единое - материя. «Душой мира» Бруно называет мировую душу, всеобщий разум, которая существует внутри материи, формирует ее изнутри, удерживает мир в единстве и в разнообразии. Бруно приходит к идее о всеобщей одушевленности материи. Его философия природы имеет характер гилозоизма и панпсихизма (представления, соответственно оживляющие и одухотворяющие всю природу). Таким образом, Бруно пантеистически отождествляет природу и «Душу мира» (Бога). Поскольку Бруно считал природу, Вселенную единой и бесконечной субстанцией, творящей саму себя, и у нее не может быть никакого «центра», отсюда природа есть Бог в вещах, и Бог находится в самой природе, а не вне её. Тем самым отвергается наличие внешнего Бога, а значит - и креационизма.

Таким образом, если для Н. Кузанского природа - это часть Бога, то для Дж. Бруно Бог - это часть природы. Тем самым, Бруно вступил в непримиримый конфликт с тогдашним христианским миром, со схоластической философией и университетской наукой. Преследуемый инквизицией, он 17 февраля 1600 г. был сожжен.

 

Социальные теории.

Вместо одностороннего религиозного объяснения, характерного для средневековья, новые социальные концепции основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях.

Никколо Макиавелли (1469-1527) — итальянский мыслитель, го­сударственный деятель(главное сочинение — «Государь») - основатель теории политического реализма — государственной политики, свободной от религиозных и моральных ограничений и основанной исключительно на силе и разуме. Макиавелли отделяет политику от теологических и религиозных представлений. Политику определяют не Бог или мораль, а естественные законы жизни и человеческая психология. Реальные интересы, корысть, стремление к обогащению, - это и есть мотивы, обуславливающие политическую деятельность. Правитель не должен быть связан религией, моралью или своим собственным словом. Он должен руководствоваться реальными фактами, может быть жестоким, хитрым, беспощадным; руководствоваться моралью силы, но не моралью религиозной, лишь так он овладеет стихией человеческого поведения, вытекающего из инстинктов, жажды богатства, благосостояния. «Цель оправдывает средства».

Утопический социализм. Утопические теории XVI в. выдвигают идеалы социального равенства. Утопия - место, которое не существует, а утопизм - направления мысли.

Английский гуманист Т. Мор (1479-1555) в произведении «Утопия» критикует английское общественное устройство на примере жизни вымышленного острова Утопия. Причина резкой социальной дифференциации усматривается в частной собственности. Следует изменить общественные отношения на основе общественной собственности, высокоорганизованного производства и руководства для справедливого и равного распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать.

Итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568-1639) в «Городе Солнца» призывает к ликвидации частной собственности и эксплуатации силой массового восстания. Государственное устройство Солнечного города представляет собой систему, во главе которой стоит жрец- Метафизик. Его помощники - Власть, Мудрость и Любовь - занимаются вопросами войны и мира, военным искусством и ремеслом; свободными искусствами, науками, школьным образованием; вопросами контроля рождаемости, воспитания, медициной, земледелием и скотоводством. Политическая, светская власть переплетается с церковной, духовной.

Произведения утопистов, с одной стороны, выдвигают идеал социального равенства, с другой – провозглашают диктат государства над личностью, что рассматривается некоторыми исследователями как предвосхищение тоталитарных идей.

 

Реформация.

Термин «Реформация» - движение, критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учения в политической, идеологической системе европейского общества. В XVI веке это выразилось в формировании протестантизма.

Реформация начинается с деятельности Мартина Лютера (1483-1546), выступившего против церкви как единственного посредника между Богом и человеком и против выдачи за деньги отпущений грехов (индульгенций)- это было выступление против моральной нечистоплотности римской церкви и католического духовенства. По Лютеру, дело освобождения находится в руках каждого человека, теперь сам стоит перед богом с просьбой об искуплении грехов. Бог предопределяет людей к вечному спасению, потому что знает - они уверуют в течение своей жизни. Другими словами, спасение человека не зависит от церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, но достигается чистой верой, которая является «божьим даром».

По Лютеру, этот мир является юдолью греха и страданий, спасения от которых следует искать в Боге. Государство - орудие земного мира, и поэтому оно отмечено грехом. Мирскую несправедливость нельзя искоренить, ее можно лишь терпеть и признавать и подчиняться ей.

В первой половине XVI в. лютеранство распространяется в другие страны. Швейцарский реформатор Ульрих Цвингли (1484-1531) проводит радикальную реформу церкви, а начиная с 1531 года подымается вторая волна Реформации, связанная с личностью французского теолога Жана Кальвина (1509-1564). Кальвин существенно дополнил лютеровское учение о предопределении. У Лютера любой человек предопределен в конечном счете к спасению. Кальвин же полагал, что еще до своего рождения человек определяется либо к спасению, либо к вечной погибели, и в течение земной жизни своего предопределения он не знает. Однако характер предопределения может быть с некоторой долей вероятности угадан по двум основным признакам. Первым является личная вера, о которой может судить лишь сам верующий, вторым – успех в мирских делах(«Упорный труд и богатство-богоугодное дело»). Эти признаки сформировали в среде кальвинистов особое сознание, характеризующееся фанатичной самоцензурой и стремлением к накоплению материальных благ, и ставшее одним из факторов ускорения первоначального накопления капитала благодаря стремлению не тратить накопленное, а пускать его в дело.

Итак, и Реформация, и Возрождение объективно преследовали одну цель – обоснование индивидуализма, автономности личности, означая поиск новых религиозно-философских оснований развития европейской культуры, которые были необходимы для перехода к новой индустриальной капиталистической цивилизации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: