Общая педагогика, история педагогики и образования
Задание 1. Подготовка сообщения с презентацией по одной из актуальных проблем современной системы образования
Перечень тем
1. Роль истории педагогики в системе педагогического знания.
2. Понятие личности в педагогике. Основные факторы развития и формирования личности.
3. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки.
4. Своеобразие инновационной образовательной среды для различных возрастных групп обучающихся.
5. Теоретико-методологические основания управления образовательными системами.
6. Педагогическое общение и педагогическая коммуникация.
7. Проблема детства в философско- и религиозно-педагогических, собственно педагогических воззрениях в исторической ретроспективе.
8. Педагогическая деятельность, ее объективный и субъективный характер.
9. Историко-педагогический процесс как единство развития образовательной практики и педагогической теории. Вклад М. В. Ломоносова в развитие просвещения.
10. Методологические основания научно-исследовательской педагогической деятельности.
11. Традиционные и инновационные технологии управления образовательными системами.
12. Сущность и функциональные характеристики педагогики как науки. Характеристика терминологии педагогической науки.
13. Базисные педагогические традиции. Советский период: политизация школьного образования. Расцвет педагогических идей А. С. Макаренко.
14. Анализ приоритетных педагогических проблем: Болонский процесс.
15. Семья в системе воспитания и социализации личности.
16. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса и педагогической мысли
|
17. Современная система образования: демократические преобразования, модели образования, основные тенденции развития.
18. Теоретические основы интенсификации обучения посредством использования инновационных технологий обучения.
19. Педагогические технологии в обучении и воспитании.
20. Становление научной педагогики (на примере П. Ф. Каптерева, К. Н. Вентцеля).
21. Социокультурные детерминанты формирования мировой и национальных образовательных систем на примере Античности.
22. Сущность и типология воспитательных систем. Закономерности развития воспитательных систем.
23. Сущность целостного педагогического процесса и его характеристика.
24. Динамика развития личности обучающегося в процессе обучения.
25. Учитель (воспитатель) как субъект образовательного процесса
26. Динамика развития педагогики как науки: научно-педагогические школы.
27. Системность и структурность научно-педагогического знания. Проблема внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня.
28. Своеобразие инновационной образовательной среды для различных возрастных групп обучающихся.
29. Государственно-общественная система управления образованием
30. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Этапы воспитательного воздействия. Технология педагогической поддержки
31. Характеристика традиционных и инновационных подходов к проблеме развития личности.
32. Ребенок как субъект социализации и образования
Требования к написанию, оформлению, к структуре презентации:
|
Актуальная проблема выбирается обучающимся самостоятельно. В процессе сообщения необходимо обосновать ее актуальность и дать характеристику различных подходов, теорий, концепций, точек зрения на данную проблему, способы ее решения. Упоминание фамилий исследователей обязательно.
Объем сообщения - до 10 минут. Объем презентации - до 7 слайдов. Требования к оформлению и представлению презентации типовые. Аспиранты заочной формы обучения предъявляют текст сообщения и презентацию.
Задание 2. Используя не менее 10 авторефератов исследований по педагогике и/или психологии, написать аналитическую записку, посвященную одной из актуальных проблем (выбрать из предложенного в задании 1 списка, при этом в задании 1 и в задании 2 должны рассматриваться разные вопросы)
Инструкция и/или методические рекомендации по выполнению:
Жестких требований к структуре или объему аналитической записки не предъявляется. Базовый вариант структуры аналитической записка может состоять из следующих частей:
- аннотация,
- содержание,
- введение,
- основная часть,
- заключение,
- подпись,
- приложения.
Аннотация: В аннотации кратко излагается суть содержания текста, объект и предмет, цели и задачи, методы исследования, обоснование и полученные результаты. Каждый из этих параметров начинается с абзаца. В аннотации указываются используемые источники информации. Размер аннотации не должен превышать 2/3 страницы формата А4.
Содержание: Включает в себя наименования всех структурных частей текста с указанием номеров страниц, на которых размещается начало каждой части.
Введение: Включает в себя несколько составных частей, которые не выделяются подзаголовками, но присутствуют в обязательном порядке. Введение включает в себя постановку проблемы (т.е. ее предназначение, характеристику основных методологических принципов при ее изучении, четко сформулированную цель, причины и основания исследования, круг вопросов, подлежащих рассмотрению). Разъясняется, какие методы использовались при обработке информации.
Основная часть: Излагается суть исследования. В логической последовательности дается изложение исследуемых вопросов темы (выделенных, как правило, в подразделы) на основе самостоятельного изучения источников и привлечения, где это необходимо, исследовательской и иной литературы. Поэтапный анализ и обобщения. Выдвижение гипотез, версий и их обоснование. Состоит из разделов и подразделов.
Заключение: В конце Аналитической записки должны быть обязательно Выводы, Прогноз и Предложения (Рекомендации). Строятся они на основании результатов анализа материалов, приводимых в разделах, но не повторяют их, а обобщают.
Основные требования к выводам:
непротиворечивость и жесткая логическая взаимосвязь с основным текстом подраздела;
отсутствие прямых повторений текста раздела;
недопустимость выводов, не обоснованных основным текстом;
выводы должны характеризовать рассматриваемый период или явление;
в обязательном порядке выводы должны содержать общие прогнозные оценки протекания процессов на ближайшую перспективу;
подводится общий итог исследований по указанной тематике;
текст выводов должен быть краток.
Объем итогового заключения не должен превышать одной страницы.
|