КТ №1
Сравнение двух философских концепций:
ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ
Студентки французского факультета
221 группы
2011 г.
Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. К рационалистам можно отнести философов, начиная с античных и ярких представителей нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант, Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц).
Эмпиризм (от др.-греч. empiria — опыт) — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила".
Видными представителями являлись Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи.
РАЦИОНАЛИЗМ | ЭМПИРИЗМ | |
Представители | Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц | Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.Юм |
Основные отличия | 1) связан с реализмом; 2) признает врожденные идеи» как основу истинного познания; 3) категория «субстанции» — одна из основных; 4) исследует в основном рациональные средства познания, развивает теорию дедукции. | 1) связан с номинализмом; 2) критикует «теорию» врожденных идей; 3) как правило, критикует категорию «субстанции» как одно из абстрактных понятий; 4) уделяет заметное место проблемам индуктивного метода. |
Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:
Ø сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;
Ø разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.
РАЦИОНАЛИЗМ | ЭМПИРИЗМ |
Основоположником рационализмасчитается Рене Декарт. Один из родоначальников новой философии, выступивший с требованием пересмотра всей предшествующей традиции. Нужна философия, опирающаяся на такие предпосылки, которые нельзя было бы опровергнуть и из которых можно вывести всю систему наук. Только разум есть средоточие истины, которая выводится из него дедуктивным методом. Основные сочинения Декарта: "Рассуждения о методе" (1637), "Метафизические размышления" (1641), "Начала философии" (1644), "Правила для руководства ума" и др. Заслуга Декарта перед философией в том, что он: · обосновал ведущую роль разума в познании; · выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; · стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; · выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях". Пытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания. | Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон. Он сторонник эмпиризма в обосновании познания, автор теории элиминативной индукции. Главные труды: "Новый Органон", "О достоинстве и преуспеянии наук", "Опыты политические и моральные", "Новая Атлантида". Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философии огромно. Его аналитический научный метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости экспериментального изучения природы сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI- XVII веков. Развивал учение об индукции. Логический метод Бэкон дал толчок развитию индуктивной логики. Понимание науки у Бэкона включало прежде всего новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение (фантазия), разум. Соответственно этому главными науками, по Бэкону, должны быть история, поэзия, философия. И вообще, часть философской системы Бэкона направлена на выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их преодолению. |
ПРОБЛЕМА БЫТИЯ | |
"Я мыслю, следовательно, я существую" В основе бытия и познания лежит разум поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежатьтолько разум. Как и у Бэкона методология Декарта носила антисхоластическую направленность. Эта направленность проявлялась, прежде всего, в стремлении к достижению таких знаний, которые усиливали бы власть человека над природой, а не являлись бы самоцелью или средством доказательства религиозных истин. | Считал целью человеческой жизни достижение счастья посредством истинной культуры и гуманности. Для этого необходимо открытие законов природы и покорение её. Бэкону принадлежат слова: "Знание есть сила, и тот, кто овладеет знанием, тот будет могущественным". |
СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА | |
Совершенной субстанцией является только Бог, который лишь гарант истинности познания; По Декарту, Бог не способен обманывать человека, как это случается сплошь и рядом в жизни. Субстанция— это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: · материальные (вещи); · духовные (идеи). При этом выделяет коренные свойствакаждого рода субстанций: · протяжение — для материальных; · мышление - для духовных. Учение о врожденных идеях идеи могут быть двух видов: · понятия; · суждения. Примером могут служить следующие: · врожденных понятий – Бог (существует); "число" (существует), "воля", "тело", "душа", "структура" и т. д.; · врожденные суждения — "целое больше своей части", "из ничего не бывает ничего", "нельзя одновременно быть и не быть". Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания. | Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог, несмотря на то что он придавал большое значение науке и технике в жизни человека. При этом Бэкон все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляет веру. Бэкон утверждал, что "легкие глотки философий толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии".Прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляют веру. Из этих суждений вытекает, что наука не может существовать без религии. Как видим и один и второй все же пытались найти точки соприкосновения души и тела. |
ПРОБЛЕМЫПОЗНАНИЯ | |
Рационалистическо-дедуктивный метод. Его приемы исследования: · допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; · сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; · последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; · строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования. | Бэкон выдвинул идею составления трех таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия, и промежуточных ступеней. В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента. Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной степени опирался на разум при анализе фактов. При этом дедуктивно осуществляемые выводы постоянно соотносятся с опытом. Сделав вывод из дедуктивного метода можно сказать, что он не однозначен. "Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно". |
ЦЕЛЯМИ ПОЗНАНИЯ | |
Требования Декарта к методу · Метод должен быть ориентирован на получение ясного и очевидного знания. · Всякая сложная вещь, ради успешного её изучения, согласно требованию метода, должна расчленяться на простые части. · В познании нужно идти от простого к сложному. · Знание всегда должно стремиться к полноте своего содержания. По Декарту, являются: расширение знаний человека об окружающем мире, изобретение новых технических средств и господство человека над природой. Роль Декарта и его философии трудно переоценить. Влияние его на всю последующую философскую мысль огромно. Учение и различные направления в философии, развивавшие идеи Декарта, получили название картезианство (от латинизированной формы его имени - Картезия). Бэкон и Декарт стремились к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания. | Требования Бэкона к познанию Объектом познания выступает природа. Истинному познанию мешают различные объективные и субъективные причины, которые Бэкон называет «идолами» или «призраками» познания: · Идолы рода. Они коренятся в самой природе человека, в ограниченности его ума и несовершенстве органов чувств. Идолы роды искажают познание, вносят в него антропоморфные элементы. · Идолы пещеры. Их источник – индивидуальные особенности человека, его происхождение, воспитание, образование и т.д. · Идолы рынка. Они порождениы общественными отношениями и связанными с ними условностями: языком, понятиями обыденного и научного мышления. · Идолы театра. Вызваны слепой верой в авторитет личностей и теорий. Учение Бэкона о методе Требования к методу Бэкон выражает в форме иллюстрации особенностей работы муравья, паука и пчелы; · "Путь муравья" - это метод крайнего эмпиризма. Он отличается простым собиранием фактов без их осмысления; · "Путь паука - метод радикального рационализма, который, подобно пауку, извлекает из себя знания; · "Путь пчелы" - метод, снимающий крайности эмпиризма и рационализма. Задача познания - исследование её законов, а цель познания - установление господства человека над природой. Основа познания - опыт. |
Вывод
И в завершении хотелось бы сказать, что важным событием, повлиявшее на характер философии Нового времени и направленность философской мысли, стала научная революция. Для философии нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания. Рационалистический метод Декарта, концентрируя внимание на деятельности самого человеческого ума в процессе достижения истины, представляется прямой противоположностью методу эмпиризма Бэкона, основанному на чисто опытном выведении аксиом знания, лишенных математического осмысления. Однако картезианский аналитический и одновременно дедуктивно-синтетический метод, сколь бы ни подчеркивал Декарт его чисто интеллектуальные свойства, утратил бы свою эффективность без фактора опыта.Таким образом, Новое время - время Технологического прогресса породило борьбу рационализма с эприризмом, борьбу опыта с разумoм.
Список литературы
1. Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1. – М.: Мысль, 19892. Рассел Б. История западной философии. – М.,19913. Философия. Учебник для вузов/Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова – М.: 2007.4. Рассел Б. История западной философии. – М.,1991.5. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.,1984.