Какие качества определяют достойного человека, и как они перекликаются с качествами преданного, тождественны ли они?




Лишь та джива, которой посчастливилось обрести человеческое тело, вместе с ним обретает и шанс развить в себе качества преданного, вайшнава. Это означает, что в отличие от животных, чья природа инстинктивна и определена Господом, душа в теле человека обретает независимость, а вместе с ней и разум, который позволяет личности развиваться и перенимать качества и навыки тех, кто её окружает. Следовательно, общество, в котором рождается человек, оказывает непосредственное влияние на личность, согласно которому у неё развиваются определенные качества характера. Однако, стоит такой личности сменить окружение, как характер, а вместе с ним и привычки, могут легко измениться.

По этой причине, говоря о том, как развить природу преданного, центром для которого является Шри Кришна, Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами в своей «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 22.83) отмечает: «кришна-бхакти-джанма-мула хайа садху-санга » – общение с чистым преданным, святым, или садху, является корнем преданности Господу Шри Кришне. Сердца людей эпохи Кали утратили всякое желание познать Абсолютную Истину, им больше неинтересно знать, кто такой Бог, а это, в свою очередь, привело к тому, что здесь, в этом мире, практически не осталось святых. Нам некуда обратиться, не у кого просить о помощи. Отдавшись потоку своих собственных измышлений, мы перестали понимать и принимать утверждения священных писаний о том, кто такой человек, каковы его качества (манавата), и кто такой преданный, вайшнав, и какими качествами он обладает (вайшнавата). Поэтому, говоря о качествах человека или преданного, мы всегда должны брать во внимание окружение, в котором он пребывает. Так или иначе, если мы исследуем оба эти понятия внимательно, в соответствии с тем, как их описывают священные писания, мы с большим трудом найдем отличия между ними. Ведь человек – это прямой потомок Ману, из-за чего мы, люди, на санскрите именуемся как манушья. Ману – это сын Господа Брахмы и преданный Кришны, вайшнав. Он описал свод законов под названием «Ману-самхита», где изложены пять основополагающих принципов, следуя которым, мы можем считаться людьми. В противном случае, пренебрегая ими, мы станем не более чем двуногими животными: без принципов, без морали, с одними лишь инстинктами. В следующем стихе из «Ману-самхиты» кратко описаны эти пять законов, которые ниже я постараюсь разобрать подробней:

ахимса сатйамастейам шаучам самйамам ева ча |

этат самасикам проктам дхармасйа панча лакшанам ||

Ненасилие, правдивость, отсутствие склонности воровать, чистота, контроль чувств – таковы пять принципов дхармы.

· Первый принцип: ачаурьям – не укради.

Всё в этом мире принадлежит Верховному Господу Шри Кришне, тем не менее мы вынуждены пользоваться Его благами ради поддержания жизни в этих телах. Так, например, существует множество различных фруктов, кореньев, овощей и прочих продуктов, которые Кришна дал нам, чтобы мы могли поддерживать свои тела. Согласно философии вайшнавов, прежде чем съесть что-либо, мы должны поднести это Господу. Но мы никогда не должны подносить и соответственно пробовать то, что Он не принимает. В «Бхагавад-гите» (9.26) Кришна описывает, что Он принимает в пищу, а именно: листья, цветы, фрукты, воду, молоко и другие подобные продукты. Следуя этому наставлению Господа, вайшнавы вначале предлагают всё это Ему, а затем почитают эту пищу как Его милость (прасад). Такой процесс позволяет нам поддерживать жизнь, не навлекая на себя грех воровства, то есть жизнь, достойную человека. То, что было взято без спросу, расценивается как воровство (чаурьям), поэтому лишь предлагая Господу то, что принадлежит Ему по праву, мы можем оставаться свободными от этого греха.

· Второй принцип: самьям – жизнь в соответствии со словом священных писаний (шастр).

Ману говорит, что человек должен вести свою жизнь согласно священным писаниям, вместо того, чтобы проявлять своеволие, потакая капризам юродивого ума. И уж тем более, человеку не следует пользоваться своим положением, финансовой состоятельностью или просто физической силой ради извлечения какой-либо выгоды посредством запугивания и угроз. Воровство, незаконные половые связи, разбой, убийства, безумное стремление к материальной выгоде и положению в обществе – сегодня всё это стало нормой в нашем социуме. Этому есть лишь одна причина – мы пренебрегаем этим принципом самьям, тем самым пренебрегая словом шастр, которые говорят нам, что за всем стоит Господь Шри Кришна. Он – наш единственный повелитель, Он – наш единственный хранитель и Он – конечная цель всех наших устремлений. Предавшись Ему по-настоящему, вручив себя Его опеке, мы придем к тому, что качества смирения и терпения совершенно естественно, без каких-либо особых на то усилий, украсят наше сердце, а вся нечисть будет вырвана с корнем. В нём более не останется места для таких неблагоприятных склонностей, как зависть, жажда наживы, славы и положения; в нём не останется места ни для каких политических интриг, разногласий и споров, которые только раскалывают общество. Нам следует научиться уважать каждого, выражая надлежащее почтение, лишь это позволит нам поддерживать мирную, здоровую атмосферу в обществе. Таково общее значение этого принципа самьям. Каждый вайшнав неукоснительно следует ему и потому наделён всеми качествами достойного человека (манавата), что, несомненно, приносит радость и удовлетворение Всевышнему.

· Третий принцип: ахимса – ненасилие.

По воле Господа этот мир устроен так, что каждый здесь поддерживает свою жизнь за счёт другого – «дживо дживасйа дживанам » («Шримад-Бхагаватам», 1.13.47). Так, например, хищные животные, такие как волки, едят овец, которые, в свою очередь, также как и жуки, едят траву. Этих жучков едят лягушки, а змеи – лягушек, павлины – змей, а павлинов – хищные животные. И лишь человек способен вести жизнь, лишенную насилия. Верховный Господь Шри Кришна говорит, что предлагая Ему с любовью и преданностью яства из листьев, цветов, фруктов и молока, мы будем свободны от греха убийства, поскольку, принимая эти блюда, Господь дарует этим живым существам освобождение. Далее Он объясняет, что, предложив Ему эти блюда, после мы можем почитать их как прасад – освященную пищу, свободную от греха, тем самым поддерживая свою собственную жизнь, и это не будет противоречить принципу ненасилия, составленным Ману. Каждый из вайшнавов непоколебим в своём следовании этому принципу.

· Четвёртый принцип: шуддхата, или шаучам, – чистота.

Практически каждый может похвастаться внешней чистотой, однако подлинная чистота – это чистота сердца, это чистота ума. Ту грязь, что таится в сердце, не отмоешь никакой химией, никакими моющими средствами. Лишь общество искренних искателей Абсолютной Истины и воспевание Святых Имён без оскорблений сможет очистить наши сердца, и тот, кто следует этому, также известен как вайшнав.

· Пятый принцип: сатьям – правдивость.

Просто повторять правду, чтобы оставаться правдивым в нашей повседневной жизни ещё недостаточно, так мы не сможем принять прибежище у Вечной Истины. Вечная Истина – это Верховный Господь Шри Кришна, лишь Он существует вечно, лишь то, что связанно с Ним неизменно и постоянно. Поэтому принять у Него прибежище и жить в соответствии с Его учением – это первейшая и величайшая необходимость нашего общества. И как нам принять у Него прибежище в эту эпоху раздоров и лжи (Кали-югу)? Просто воспевать Его Святое Имя без оскорблений. Таков принцип правдивости, присущий манавате, который также находит место и в вайшнавате.

Поразмыслив логически, мы придём к заключению, что жизнь вайшнава протекает согласно принципам Ману, то есть качества манаваты и вайшнаваты едины.

72. Может ли настоящий преданный, вайшнав, искать мести?

Желание мести уничтожает человека. Если человек склонен мстить, то он начинает ненавидеть и причинять боль другим, думая, что другие ниже его.

Подобные качества разрушительны и крайне неблагоприятны на пути преданности. Они впиваются в сердце человека и низвергают его до низших форм жизни. Поэтому у вайшнава никогда не появится желание мести. Вайшнав — это истинный доброжелатель каждого живого существа.

73. Могут ли вайшнавы участвовать в диспутах?

Конечно, могут, но свою позицию они высказывают в исключительно мягкой форме, без агрессии.

Вайшнавы участвуют в диспутах лишь с одной целью – защитить и установить истину, провозглашенную в священных писаниях. Тот, кто воистину удачлив, увидит их, как вместилище всего самого благого, как тех, кто своими доводами несёт благую весть этому миру, способствующую духовному возвышению общества. По этой причине каждому стоит проявлять должное уважение ко всем чистым преданным, относясь к ним, как к представителям Верховного Господа. Это несомненно порадует Господа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: