Энергии Господа
Энергия Кришны едина. Но по воле Кришны эта единая энергия, которую называют атма-шакти, сварупа-шакти или пара-шакти проявляет: («Шри Чайтанья Шикшамрита стр.49)
1) Три парабхавы (изначальных силы) (ЧЧ Мадхья 20.252-257)
Иччха-шакти - Сила желания Кришны | Гьяна-шакти - Сила знания | Крия-шакти - сила созидания. |
Подчинена только Кришне, ибо все возникает по Его высшей воле. | Желание порождает необходимость в знании, и знание это выражается через Вāсудеву. | Подчинена Баладеве и Санкаршане. |
2) Три вибхавы (определяющих аспекта) (ЧЧ Мадхья 20.111)
Энергия | Антаранга-шакти (чит-шакти, чит-вайбхава, пара-шакти, йогамайя) - внутренняя духовная энергия Господа. | Татастха-шакти (джива-шакти, джива-вайбхава) – ( «Татастха » - расположенный на границе) – пограничная энергия, способна проявлять сознание, и находиться в бессознательном состоянии. | Бахиранга-шакти (майя-шакти, ачит-вайбхава, пракрити) – ( «Бахир » - внешний) – внешняя материальная энергия, не наделенная сознанием. | |||||||||||||||||||
Описание | Эта энергия в полной мере наделена сознанием и таким образом представляет собой противоположность материи. Поэтому ее также называют чит-шакти – («чит » - сознание) энергией обладающей сознанием. Сознают свое подчиненное состояние по отношению к Кришне. Поскольку эта энергия очень тесно связана с Господом, ее называют антаранга-шакти – («антар » - внутренний) внутренней энергией. А поскольку она в своих отношениях выше пограничной и внешней энергии Господа, ее называют пара-шакти – высшей энергией. | Состоит из бессчетного количества живых существ. Находясь между духовной и материальной энергиями, она может примыкать к любой из них. Индивидуальные души – мельчайшие частицы духа, легко попадают во власть материального мира. Однако, будучи чистым духом, они могут достичь вечной жизни в духовном мире, исполненном высшего блаженства. Индивидуальные души бывают двух видов:
Такова единственная способность дживы – выбирать майя или Кришна. Выбрав влияние духовной энергии, она становится духовной энергией, а, попав под влияние материальной энергии, по своим качествам она приближается к материальной энергии. Даже, если она действует как материальная энергия, то есть, не проявляет признаков вечности, знания и блаженства, она всегда имеет возможность вернуться к полному сознанию (ШБ 3.26.18). Сознание пограничной энергии в обусловленном материей состоянии подобно сознанию спящего.
Пограничная энергия всегда связана с Кришной. Эта связь остается, по крайней мере, со стороны Кришны, который как Сверхдуша сопровождает живое существо (дживу) во всех его скитаниях, поддерживая его существование и направляя на путь осознания Бога. Когда же со стороны живого существа проявляется полное сознание, то оно переходит в разряд духовной энергии Обладает той же духовной природой что и чит вайбхава, только атомарных размеров. | Бахиранга-шакти - Внешняя энергия Господа называется так потому, что она как бы отделена от Него. Один раз (в начале Творения) бросив на нее Свой взгляд, Кришна приводит ее в движение. Не проявляя Себя в работе этой энергии непосредственно, Он тем не менее, полностью контролирует Свою внешнюю энергию, хотя мы этого непосредственно не видим. Благодаря этой кажущейся отделенности от Кришны, внешнюю энергию называют майей, или иллюзией. Слово майя происходит от «мияте-аная », что значит «служащий мерой или пределом», или «то, чего нет». Поскольку нет ничего, что было бы полностью оторвано и независимо от Кришны, то материальная энергия лишь создает такую иллюзию независимости. На самом деле все всегда связано с Кришной. Поэтому попытка управлять материальной энергией независимо от Бога и называется «майя». Эта энергия представляет из себя разнообразие постоянно меняющихся форм из мертвой материи. Она вводит в заблуждение обусловленные души, представляя их взору бесконечное количество временных и постоянно изменяющихся форм, сделанных из инертной и не обладающей сознанием материальной энергии, или трех гун материальной природы. Создает бесчисленное количество Вселенных их разнообразными материальными энергиями. Майя зависит от высшей энергии, и что бы ни было сотворено ею является реальностью. Хотя майя является внешней энергией и низшей по отношению к пограничной энергии, или индивидуальным живым существам, несмотря на это внешняя энергия обладает силой покрывать и вводить в заблуждение пограничную энергию. | |||||||||||||||||||
Где проявлена | Вишну-дхама (Голока, Вайкунтха) – духовный мир. | Вираджа – граница между духовной сферой и материальной.
В сущности, все живые существа, населяющие материальный мир находятся под властью бахиранга-шакти, в обязанности которой входит причинять им тройственные страдания:
| Деви-дхама – материальный мир, созданный Майя-деви, тень совершенного духовного мира. | |||||||||||||||||||
Состоит из | 3) Три анубхавы (проявляющих аспекта духовной энергии) (ЧЧ Мадхья 6.158-160, ШБ 1.1 стр37)
В антаранга-шакти - находятся в постоянном динамическом развитии. В татастха-шакти - эти свойства крайне ограничены. В бахиранга-шакти – они просто искаженно отражаются и проявляют только тень своего изначального положения. (см. ниже в смешении энергий) | Внешняя энергия проявляется двояко:
|
Внешняя и пограничная энергии связаны лишь последствиями деятельности живого существа; внешняя и внутренняя энергии не соприкасаются; а пограничная энергия, соприкасаясь (или иными словами, находясь под влиянием) с духовной энергией становится также духовной (БГ 8.3; 13.21).
Внешняя энергия является тенью или искаженным отражением внутренней энергии Кришны. Разнообразные объекты, которые мы видим в материальном мире, существуют здесь лишь потому, что в духовном мире имеются их духовные прототипы. Но в духовном мире все эти объекты служат Кришне, а в материальном все существует как бы отдельно от Него.
Однако в некоторых случаях по воле Кришны духовная энергия вторгается в материальную. Результатом этого являются такие феномены, как земные Вриндаван, Навадвипа, а также многочисленные храмы Господа, в которых параллельно существуют и материальная и духовная реальность.
Разделение энергий на внутреннюю, внешнюю и пограничную относительно. Для Кришны все Его энергии равны. Это означает, что по Его воле внешняя энергия может начать действовать как внутренняя, внутренняя - как внешняя или пограничная и т.д. В действительности с энергиями ничего не происходит - на абсолютном уровне их конституциональное положение неизменно и духовно. Изменения происходят лишь с нашей ограниченной точки зрения (ведь даже освобожденное живое существо продолжает оставаться ограниченным).
Смешение энергий Господа
Антаранга-шакти (чит-шакти, чит-вайбхава, пара-шакти, йогамайя) - внутренняя духовная энергия Господа. | Татастха-шакти (джива-шакти, джива-вайбхава) – ( «Татастха » - расположенный на границе) – пограничная энергия | Бахиранга-шакти (майя-шакти, ачит-вайбхава, пракрити) – ( «Бахир » - внешний) – внешняя материальная энергия, не наделенная сознанием | ||||||
+Сандхини | +Самвит | +Хладини | +Сандхини | +Самвит | +Хладини | +Сандхини | +Самвит | +Хладини |
Находятся в постоянном динамическом развитии. Порождают: | Динамическое развитие крайне ограничено. Порождают: | Искаженно отражаются и проявляют только тень своего изначального положения. Порождают: | ||||||
-Имя Шри Кришны; -Его форма; -Его качества; -Его деяния; -Духовный мир, -все атрибуты присущие духовному миру. | -Весь спектр трансцендентный эмоций, называемых бхавами | - Все разнообразие любовных взаимоотношений, из которых состоит вечно возрастающая раса, духовное блаженство | -Трансцендентное бытие живых существ: трансцендентное имя, форма, качества и т.п. | -Осознание безличного Брахмана | -Блаженство от осознания Брахмана и положения внутри Него. | - 14 планетарных систем материального космоса, -у обусловленных джив материальное имя, тела, качества и деятельность. --помогает дживам достичь высших райских планет и дает им материальные чувства. | -тонкие тела обусловленных душ, в форме разума и ложного эго и приносит обусловленным дживам мысли, надежды, воображение и суждения. | -грубые мирские наслаждения и тонкие райские наслаждения на высших планетных системах. |
Полное проявление всех энергий называется вишудха-сатвой. Духовное разнообразие этих энергий можно наблюдать в материальном мире, когда Господь разворачивает в нем Свои игры. Игры и экспансии Господа в материальном мире не материальны – их природа чисто духовна.
В материальной гуне благости всегда есть примесь страсти и невежества, поэтому ее называют мишра-сатвой. Но духовное разнообразие вишудха-сатвы полностью свободно от материальных качеств.