класс Тема: Состав и строение гидросферы




Цели урока:
• сформировать представление о гидросфере, выяснить ее состав;
• сформировать представление о мировом круговороте воды;
• раскрыть значение воды в природе и жизни людей.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, электронное приложение к учебнику, учебник, часы, сигнальные карточки.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе.
Способы действий учащихся: выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека; выявить свойства воды.
Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями, электронным приложением к учебнику.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:
Организация внимания учащихся, настраивание на учебную работу.
Проверяет готовность учащихся к уроку.
«Приветствие учащихся. Я рада видеть ваши добрые и любопытные лица. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, и в такой благоприятной атмосфере начнем наш урок.»

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Учитель:
Сегодня мы перейдем к изучению новой оболочки, И мы вместе совершим удивительное открытие. Я держу в руках – самый удивительный минерал на Земле. (маленькая коробочка с образцом воды).
Учитель: (Что такое минералы? - Минералы -это вещества из которых состоят горные породы. И нас можно назвать самыми счастливыми обитателями Вселенной, т.к. мы владеем этим минералом. Посмотрите на слайд 1.Может вы уже догадались? Что же это может быть? Нет. Тогда в этом нам помогут слова Антуана де Сент-Экзюпери, великого французского писателя.
Вода!
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для
жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую
не объяснить нашими чувствами...
Ты самое большое богатство на свете...
Я прочитала без главного слова. Угадайте его.
(Если угадают, открываем шкатулку)
Если не угадали, то предлагаем следующую подсказку:

Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Вы меня в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница - вода!

Учитель:
Именно этот минерал под названием «вода» является составной частью той оболочки, которую мы начнем изучать сегодня.
Может кто- то догадался, о какой оболочке я говорю?
Учащиеся отвечают –ГИДРОСФЕРА.

3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

Учитель: Правильно. Мы говорим о гидросфере.
Вспомните из 5 класса:
1.Определение этой оболочки.
2.Из каких слов образовано название оболочки.
«ГИДРОСФЕРА («Гидро » - от греческого вода, влага; «Сфера»- от греческого шар).»
3.Какие оболочки Земли вы еще знаете?
Но прежде, чем перейти к новой теме давайте вспомним план изучения оболочек Земли.
Учащиеся:
1.Название оболочки и расшифровка термина.
2.Состав и строение оболочки.
3.Что происходит в оболочке?
4.Основные природные явления, связанные с этой оболочкой.
5.Оболочка и человек.

Учитель: Правильно. Первый вопрос мы с вами изучали в 5 классе. 4 и 5 изучим на последующих уроках. А 2и 3 пункты плана – это вопросы нашего урока. Посмотрите еще раз на план. Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Что нам сегодня предстоит узнать, изучить. Посовещайтесь в группах.
Учащиеся: Совещаются в группах. Формулируют цель урока при помощи учителя.
«• сформировать представление о гидросфере, выяснить ее состав;
• сформировать представление о мировом круговороте воды;
• раскрыть значение воды в природе и жизни людей.»

4.ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ:

Учитель: Сегодня мы последовательно изучим гидросферу. Условия работы я вам буду задавать, а вы при выполнении поднимаете зеленые карточки - значит вы справились и идем вперед. Ну а если не получается, то красные, и я и ваши одноклассники придут на помощь.

1.Состав и строение оболочки.

Учитель: Воды на Земле очень много. Она есть и в океанах, морях, реках и т.д. Посмотрите сколько синего цвета на карте океанов. Возникает вопрос. Что включает в себя гидросфера? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо поработать с текстом учебника и рисунком 61 на стр.94.
Итак, самостоятельно ознакомьтесь с текстом и рисунком.
1.Какие составные части гидросферы вы выделили?
2.Одинаков ли объем этих частей?
3.Чего больше на Земле? Чего меньше?
(Идет беседа учащихся и учителя в ходе которой выясняются ответы на поставленные вопросы.)

Слайд 2. Состав гидросферы.

Учитель: Как любое целое, гидросфера состоит из отдельных частей
Давайте попробуем составить схему.
Обсудите в группах, как можно составить схему «Состав гидросферы.»
Сделайте схему в тетрадях. Кто затрудняется поднимайте красные карточки. Кто сделал – зеленые.
(Учащиеся в группах выполняют это задание, учитель координирует деятельность и проверяет схемы. Потом идет обсуждение, как ребята справились с заданием. Один учащийся выполняет схему на доске.)

2.Что происходит в оболочке?

А) Мировой круговорот воды в природе.
Учитель: Постановка проблемного вопроса: Подумайте и скажите. Если гидросфера состоит из отдельных частей, то существуют ли они изолированно друг от друга, или связаны между собой? Связана ли гидросфера с другими оболочками Земли?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов. (Идет беседа с поиском правильного ответа.)
Учитель: Я обращаю ваше внимание на слова известного географа А. А. Григорьева. Вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств. Не случайно поэт А. Дитрих писал:
В звонкой льдинке и слезинке,
И в дождинке, и в росинке —
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
Далее, используя слайд 3. Мировой круговорот воды.
Учащиеся пытаются объяснить, как происходит Мировой круговорот воды. (Работа в группах. Какая группа первой справляется, поднимает зеленую карточку. Потом идет обсуждение, как ребята справились с заданием.)
Учитель:
Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале и в Ниле.
И в Танганьике, и в нашей квартире.

И.Якимов.
Учитель: Что означает слово «круговорот»?......
означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту или состоянию, откуда началось движение».
Учитель: Давайте все встанем, каждая группа возьмется за руки, покрутится.
Так и в природе вода находится в постоянном движении, т. е. происходит круговорот.
Назовите природное явление, о котором говорится в этом стихотворении. Каково его значение?

Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.
(С.Щипачев).

Б) Три состояния воды на Земле.
Учитель: А как же вода связывает все оболочки на Земле? Как это происходит? Давайте внимательно посмотрим на слайд. Слайд 4. Три состояния воды.
Учащиеся предлагают свои варианты ответов. (Идет беседа с поиском правильного ответа.)
Разбирая вопрос о том, что происходит с водой в природе, учитель предлагает составить схему и изучить ее.
(Учащиеся в группах выполняют это задание, учитель координирует деятельность и проверяет схемы. Потом идет обсуждение, как ребята справились с заданием. Один учащийся выполняет схему на доске.)

В) Соотношение площади воды и суши.
Учитель:
Посмотрите карту полушарий в атласах, на настенной карте, слайд 1.
Учащиеся устанавливают, сколько воды на Земле, и делают вывод, что 3/4 поверхности земного шара занято водой. (Перед вами круг разделенный на четыре части, выделите любыми знаками ¾ части круга.)
Кто готов поднимите зеленые сигнальные кружочки.

Слайд 5.Соотношение площадей суши и океана.

(Источник пресной воды; среда обитания; «2/3 массы человеческого тела состоит из воды. Человек не может прожить без воды более 8 дней; Вода создает условия для роста и развития многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты: в одних местах они разрушают горные породы, в других создают обширные низменности, транспортный путь – объединяет страны.
5. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ МАТЕРИАЛА:

1.Слайд 6.Выполните задание. Составить схему МКВ.
2. Как вы думаете вся ли вода возвращается с суши в Океан одновременно?
3.Составьте список частей гидросферы в порядке убывания скорости круговорота на основе текста учебника на с 95 -96.
1.Вода в живых организмах.
2.Вода материковых ледниковых полярных широт.
3.Воды болот и горных ледников.
4. Воды океанов.
5.Вода озер.
6.Глубокие подземные воды.
7.Воды рек.
8.Вода в атмосфере.

Анализируя проделанную работу, учитель выясняет, почему необходимо заботиться о качестве воды, почему охрана гидросферы — забота всех людей, населяющих планету, почему следует экономить воду, как учащиеся относятся к необходимости экономить воду.

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Слайд 8. Контроль.
1.Какой из перечисленных 6 природных объектов не имеет признака, общего для остальных?
А).Подземные воды.
Б).Мировой океан.
В).Многолетняя мерзлота.
Г).Ледники.
Д).Барханы.
Е).Реки.

2.Морскую воду называют «жидкой рудой», потому что...
А).Вода на Земле обладает свойством растворять многие вещества.
Б).Вода существует в 3 состояниях.
В).Вода – составная часть живых организмов.
Г).Из воды можно добывать не только соль, но и другие минеральные вещества.

3.Раставьте части гидросферы в порядке убывания объема содержащейся в них воды.
А).Ледники и снежники.
Б).Мировой океан.
В).Подземные воды.
Г).Озера.
4.Как называется постоянное движение воды из Океана на сушу через атмосферу и обратно?
А).Мировой круговорот воды в природе.
Б).Круговорот жидкости в природе.
В). Мировой круговорот жидких веществ.

5.Какой воды на Земле больше?
А).Опресненной.
Б).Пресной.
В).Соленой.

7.ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ:
1. Изучить § 28.(Прочитать, закрепить в памяти.)
2. Ответить на вопросы 3—4., с.96.
3. Выполнить задания 5-8, с.96.
4. Для желающих повысить свою результативность, получить дополнительно «5», выполнить задания 9, 10 на стр.96.
8.РЕФЛЕКСИЯ: Подведение итогов урока.
- Я узнал новое на уроке...
-Мне понравилось работать в группах...
-Мне было интересно работать по...
- У меня были такие затруднения, как...
- У меня возникли проблемы с тестом, но я...
Список использованной литературы:
1.Алексеев А. И., Николина В.В., Липкина Е.К. География 5-6 классы, учебник для общеобразовательных организаций. М: Просвещение, 2014.
2.Поурочные разработки. География 5-6 классы. Махов С.И., Махова И. П., М: Просвещение, 2009.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: