КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
Заведующий кафедрой: доктор медицинских наук, профессор Губарев Е.А.
Преподаватель: ассистент кафедры общей гигиены Шаблинская А.В.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
Санитарно-гигиеническая оценка профессии медицинской сестры, работающей в операционном блоке хирургического отделения больницы скорой медицинской помощи.
Исполнитель: студент 4 курса 5 группы
Князев Андрей Игоревич
Проверила: к.м.н., ассистент кафедры
Шаблинская А.В.
КУРСК – 2000
Детальная санитарно-гигиеническая оценка профессии медицинской сестры, работающей в операционном блоке хирургического отделения больницы скорой медицинской помощи г. Курска.
Медицинская сестра хирургического отделения БСМП имеет рабочий день длительностью 9 часов, с 800 до 1700, с обеденным перерывом продолжительностью 30 минут с 1430 до 1500 дня.
В 745 медицинская сестра операционного блока приходит на свое рабочее место. Одевает белый халат, сменную обувь и получает необходимый для работы инвентарь и документацию. В 830 санитарка под непосредственным руководством медицинской сестры хирургического блока проводит влажную уборку и дезинфекцию помещений и аппаратуры. Медсестра проверяет работу санитарки и дает дальнейшие указания. В 900 медицинская сестра получает необходимые материалы у старшей медсестры отделения, а также узнает план операций на текущий день.
В 915 медсестра начинает подготовку непосредственно к хирургическому дню. Надевает стерильный халат, спецодежду, специальную обувь. Дальнейшие условия работы в операционной связаны со стерильными условиями. Во время подготовки к плановым операциям медицинская сестра отдает распоряжение младшему медицинскому персоналу, чтобы они помогли принести стерильные биксы с чистыми хирургическими инструментами, перевязочным материалом, хирургическим бельем. Перед проведением хирургических операций медсестра предварительно кварцует операционную комнату в течение тридцати минут, готовит рабочий стол с хирургическим инструментарием и перевязочным материалом. В 955 медицинская сестра одевает лечащего врача и его ассистента в стерильную одежду и перчатки, участвует в ходе операции. В 10 00 начинаются плановые операции, в которых медицинская сестра принимает непосредственное участие, готовя медицинскую аппаратуру, устанавливая лампы, проводя текущую уборку.
|
Медсестра должна внимательно следить за всеми правилами асептики и антисептики, не только во время операции, но и между ними, при доставке больного в операционную и транспортировке его обратно в палату после оперативного вмешательства, при смене стерильного белья в операционной, подсчете использованных в ходе операций салфеток и тампонов. Медсестра участвует в приготовлении растворов для местной, а если попросит анестезиолог и для общей анестезии. Во время операции медицинская сестра организует текущую уборку во время операции. После операции медсестра закладывает хирургические инструменты в дезинфицирующие растворы, хирургическое белье собирает в прорезиненные мешки, которые доставляются в прачечную, и готовится к проведению следующей манипуляции, при необходимости санитарка операционного блока делает влажную уборку дезинфицирующими растворами.
|
Медицинская сестра операционного блока обязана подготовить к операции марлевые тампоны, ватные шарики, салфетки, маски, различные дезинфицирующие растворы.
К 1400-1420 обычно заканчиваются плановые операции. Операционная медсестра заканчивает послеоперационную обработку хирургических инструментов, должна заложить их в биксы и отправить в автоклавную, заполнить необходимую документацию, по отправке грязного операционного белья в централизованную автоклавную.
В 1430 медсестра идет на обеденный перерыв, который длится 30 минут. Она обедает в столовой при больнице, после чего отдыхает в комнате отдыха.
После обеденного перерыва, медицинская сестра должна выписать требования на необходимые медикаменты и перевязочный материал, обсудить с лечащими врачами план предстоящих операций на предстоящий день, проследить за выполнением санитаркой влажной уборки дезинфицирующими растворами. Медицинская сестра операционного блока ответственна за приготовление операционной к следующим операциям (либо срочным в этот день, либо плановым на следующий операционный день). После проведения всех операций медицинская сестра организует уборку в операционной с соблюдением всех правил асептики. Свободное время медицинская сестра проводит в комнате для медицинского персонала.
В течение всего рабочего дня медсестра операционного блока работает стоя, находясь в постоянном движении. Ее работу можно отнести ко II классу интенсивности труда. Отмечается напряжение органов зрения, повышенное внимание к указаниям врача, к соблюдению правил техники безопасности. Весь рабочий день медсестра находится в постоянном эмоциональном напряжении, так как любая неосторожность может привести к медицинской ошибке.
|
Очень важно отметить соблюдение правил асептики и антисептики в операционной (накрытие стерильного стола, правильная дезинфекция хирургического инструментария, работа в стерильных перчатках, маске, шапочке, бахилах и халате). В случае поступления экстренных больных быть готовой к выполнению указаний хирурга.
Гигиеническая оценка условий труда медсестры операционного блока: операционный блок располагается в отдельном крыле хирургического отделения на 2-ем этаже 4-х этажного здания. Общая площадь операционной 32 м2, высота стены 3,5 м, окна ориентированы на север, световой коэффициент 1/4, угол падения 28° КЕО 2,5%, искусственное освещение 500 лк, 4 бестеневых лампы на 2 операционных стола, отопление централизованное паровое, температура в операционной 20°С, искусственная вентиляция обусловлена кондиционером с преобладанием притока над вытяжкой, стены облицованы белыми глазурованными плитками на высоту 1,6 м, потолок выкрашен белой масляной краской, пол покрыт светло-коричневой плиткой, данные показатели соответствуют гигиеническим нормативам. Операционная оборудована двумя операционными столами, двумя столиками для стерильных инструментов и маленьким столиком для стерильного перевязочного материала, рабочим столом, двумя стеклянными шкафами для хранения дезинфицирующих растворов и медикаментов, холодильником, раковиной с водопроводным краном.
ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВРЕДНОСТИ
1. Возможное попадание крови, гноя, химически активных веществ на кожу и слизистые оболочки медицинской сестры.
2. Возможность травматизации при проведении кварцевания операционной, а также при автоклавировании (при децентрализованном автоклавировании) и стерилизации хирургического инструментария.
3. Высокая ответственность и психоэмоциональная нагрузка.