Тема 4. Взаимодействие как перцепция




Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.

 

В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане.

Выделяют 4 основных функции социальной перцепции:

- познание себя;

- познание партнера по общению;

- организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

- установление эмоциональных отношений.

Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я. Осознание себя через другого имеет 2 стороны: идентификацию и рефлексию.

В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные и профессиональные различия. Огромное влияние оказывает профессия наблюдателя.

Наиболее существенными свойствами наблюдаемого являются: мимика, экспрессия, т.е. способы выражения чувств, жесты и позы, походка, внешний вид, особенности голоса и речи.

4.2 К механизмам межличностной перцепции относят механизмы:

1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия),

2) познание самого себя (рефлексия),

3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

 

Идентификация - уподобление себя другому и на основе этого предположение о мыслях, мотивах, чувствах или внутреннем состоянии другого человека.

Эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека.

. Эмпатия рассматривается как системное образование, которое включает следующие стороны: понимание эмоционального состояния другого человека (когнитивный уровень); сопереживание или сочувствие объекту эмпатии (аффективный уровень), активное помогающее субъекта (поведенческий уровень).

Следует отличать от сочувствия и сопереживания.

Сопереживание – переживание чувств другого человека путем отождествления с ним.

Сочувствие – переживание своих чувств и состояний по поводу чувств другого.

Рефлексия – механизм восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.

Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

каузальная атрибуция как механизм настолько важен и так часто работает, что на основе его формируются и другие механизмы, поэтому казуальную атрибуцию часто называют явлением, в том случае, если это явление лежит в основе других механизмов.

4. 3 каузальная атрибуция – причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения.

Итак, механизмы и эффекты, основанные на явлении каузальная атрибуция:

1 ) Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Здесь стереотип – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом.

Разновидность стереотипизации:

2) Имплицитная теория личности – представления человека о том, как в людях связаны черты характера, внешний облик и поведение. Складывается в сугубо индивидуальном опыте. Эта теория формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности.

3) Эффект ореола. Человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот, ущербным во всех отношениях после неудачи.

4) Эффект первичности. Суть: первое впечатление о человеке, первая личностная информация о нем, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Это впечатление (“+” или “-”) становится своеобразным фильтром, пропускающим в сознание только ту информацию, которая согласуется с первым впечатлением.

5) Эффект новизны (порядка) – противоположный 4-му. Касается последнего впечатления о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, способна сильнее влиять на последующее восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (но не самого первого!).

Над последней информацией человек может поразмышлять, подумать.

6) Эффект проекции. Приятному для нас человеку мы приписываем свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, т.е. наиболее четко выявляем у других те черты, которые ярко представлены в нас самих.

7) Эффект средней ошибки. Тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения. Так, например, люди с личностной атрибуции в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае пристрастия к обстоятельной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе.

Кроме этих схем выявлены некоторые закономерности процесса каузальной атрибуции. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различной в зависимости от того, был ли он участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельной и стимульной атрибуции к личностной, т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

4.4. Стереотипы относятся к когнитивным структурам человека и представляют собой одно из свойств процесса социального познания. Безусловно, они оказывают влияние на наши отношения с другими людьми. Стереотипы - знания и убеждения, которых люди придерживаются по отношению к своей или чужим группам, а также их членам (203, с. 99).

Стереотип - обобщенное представление о качествах членов своих или чужих социальных групп.

Стереотипы могут быть позитивными и негативными. Например, мы считаем, что немцы аккуратны и педантичны, молдаване пьют слишком много вина и даже дают его детям, французы - аристократичны и изысканны, эстонцы - слишком медлительны, поляки - «с гонором», им нельзя доверять, итальянцы - веселые и общительные и т. д.

Психолог В. Агеев в своем исследовании показал, что стереотипы свойственны людям в разной степени. Тот, кто склонен к эмпатии и понимает людей глубоко (на уровне чувств), в меньшей степени подвержен воздействию стереотипов. Те, кто больше склонен к рационализации, сильнее полагаются на стереотипы. Агеев изучал, как воспринимают вьетнамцы русских, и выяснил, что в большей степени их восприятие продиктовано расовыми стереотипами. Например, все европейцы кажутся вьетнамцам агрессивными и гневливыми, поскольку их глаза постоянно расширены. Нормальный для европейцев разрез глаз представляется вьетнамцам как расширение, связанное с проявлениями гнева (2, с. 35).

Этот пример показывает, как легко можно впасть в заблуждение, доверившись стереотипам. Почему же они столь живучи? Почему мы полагаем, что люди с полными губами добрее, а тонкогубые - злые и довольно ехидные? Почему мы говорим о волевом подбородке, больших доверчивых глазах, застенчивой улыбке и т. д.? Это связано с тем, что при всей своей неточности стереотипы предоставляют нам удобные кратчайшие ментальные пути, которые становятся неотъемлемой частью повседневного социального мышления. По мнению Агеева, они выполняют роль «грубой наводки», которая ориентирует нас в отношении других людей и групп. Они «экономят» наше время, и мы, не рассуждая, разделяем стереотип даже в том случае, когда среди наших близких друзей есть представители какой-либо этнической группы. В таком случае мы «исключаем» его из группы «иных».

Стереотипы небезобидны, когда речь идет о человеческих взаимоотношениях. Особенно важно понимать их роль в социальном познании, чтобы избежать недоразумений и конфликтов, спровоцированных стереотипами. Чаще стереотипы не имеют никакого отношения к тому человеку, с которым мы вступаем во взаимодействие.

 

4.5 В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.
Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.
1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".
Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д…
Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: