Методические указания
по выполнению курсовых работ для студентов,
обучающихся по направлению 42.03.03 Издательское дело
Санкт-Петербург
УДК ------------
ББК -------------
Рассмотрено и рекомендовано к изданию Методическим советом
Института экономики и менеджмента и информационных технологий
(протокол № ____ от «___» ___________ 2017 г.)
Составители:
кандидат физико-математических наук, доцент С.Е. Пономарев
Рецензент:
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий и математики Курлов В.В.
М-14 Информационные технологии в издательском деле: методические указания по выполнению курсовых работ / сост. С.Е. Пономарев С.-Петерб. ун-т технол. упр. и экон. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. — 17 с.
ISBN 978-5-94047-331-2
Методические указания по выполнению курсовых работ предназначены для студентов высших учебных заведений (бакалавров), обучающихся по направлению 42.03.03 Издательское дело.
УДК --------
ББК --------------
ISBN 978-5-94047-331-2 © Пономарев С.Е., составление, 2017
© СПбУТУиЭ, 2017
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа является самостоятельной научной работой обучающегося и должна отражать приобретенные практические навыки и результаты исследования по общим и специальным разделам учебной дисциплины в рамках выбранной темы. При написании курсовой работы обучающийся должен показать: навыки работы с литературой, умение анализировать источники и делать обоснованные выводы.
Руководство и контроль выполнения, а также рецензирование и организация защиты курсовой работы возлагаются на кафедру. Для оказания научно-консультационной и методической помощи обучающемуся кафедрой выделяется научный руководитель, который определяет степень готовности курсовой работы.
|
Работа над избранной темой требует от обучающегося знаний основ методологии исследования, творческого мышления, логики аргументации и изложения, личной позиции к данной проблеме, прилежания и профессионализма.
Процесс написания курсовой работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:
1. Выбор темы и разработка рабочего плана.
2. Изучение литературы.
3. Сбор, анализ и обобщение материалов по избранной теме в соответствии с разработанным планом.
4. Формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций.
5. Оформление курсовой работы.
6. Рецензирование научным руководителем.
7. Защита на кафедре.
1. Выбор темы
Творческая работа обучающегося начинается с выбора темы, которая требует вдумчивого подхода, глубокого осознания актуальности избранной темы, ее теоретического и практического значения. Практика показывает, что правильно выбрать тему - это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. При выборе темы немаловажное значение имеет интерес самого обучающегося: наличие своих творческих идей, опыт выступления в научных кружках и стремление разобраться в данной проблеме, до конца исследовать ее.
В случае если у обучающегося возникает затруднение в выборе темы, он может обратиться за помощью к преподавателю.
Выбрав тему, обучающийся должен уяснить, в чем заключается ее сущность. Это позволит ему правильно уяснить границы предстоящего исследования и сформулировать вопросы рабочего плана.
|
Объем рекомендованных тем курсовых работ исключает их дублирование студентами при написании. После определения темы, обучающийся называет её номер преподавателю для последующей фиксации в специальной ведомости и исключения повтора. Изменение выбранной темы допускается по ходатайству самого обучающегося или по инициативе научного руководителя с письменным обоснованием необходимости замены. Помимо этого, обучающийся может предложить собственную тему, предварительно согласовав ее наименование с руководством кафедры. В последующем данная тема подлежит утверждению на заседании кафедры.
2. Разработка рабочего плана
Разработка темы курсовой работы начинается с составления рабочего плана. Обучающемуся предлагается разработать рабочий план, который позволит четко организовать работу по избранной теме исследования.
Первоначально рабочий план дает характеристику предмета исследования только в основных чертах, однако, в дальнейшем такой план может и должен уточняться, но основная задача, стоящая перед работой в целом, остается неизменной.
Рабочий план составляется в произвольной форме и представляется научному руководителю. Обычно это план-рубрикатор, состоящий из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы. Такой план обычно используют на первой стадии написания курсовой работы, позволяя эскизно представить исследуемую проблему в различных вариантах. На более поздних стадиях работы целесообразно составить план-проспект, то есть такой план, который представляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем и будет систематизироваться весь собранный материал.
|
Рабочий план курсовой работы должен содержать:
• введение;
• основную часть, разделенную на главы и параграфы;
• заключение;
• библиографический список;
• приложения.
3. Сбор, анализ и обобщение материалов исследования
Это один из самых сложных и трудоемких этапов в написании курсовой работы. Обучающемуся предстоит ознакомиться со значительным объемом нормативных правовых актов; монографий и научных статей, в которых нашли отражение различные подходы и взгляды ученых на исследуемую проблематику, многообразные пути решения проблем, выявленных в процессе исследования.
Необходимость полного раскрытия темы требует обращения обучающегося в читальные залы библиотек города. Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой курсовой работы. Работу следует начинать с более подробного ознакомления с содержанием тех глав и разделов учебников и учебных пособий, в которых излагается материал по проблематике исследуемой темы. Необходимо помнить, что учебники и учебные пособия, как правило, отражают устоявшуюся точку зрения на излагаемый вопрос, поэтому их содержание, зачастую не отражает той предполагаемой дискуссии, которая существует в научном мире по проблеме темы курсовой работы. Ценность же добротно выполненной курсовой работы выражается в том, что автору предстоит проанализировать различные позиции ученых, пытаясь при этом выявить среди них позицию, наиболее реально отражающую суть проблемы и (или) предложить свое видение решения данного вопроса. Следовательно, ограничиваться только ознакомлением с содержанием учебного материала не целесообразно, тем более, что учебный материал, как правило, отстает от динамично изменяющегося состояния исследуемой проблемы.
Наибольшее представление о состоянии изученности выбранной темы курсовой работы сформируется в результате знакомства с информационными и библиографическими изданиями. Цель выпуска первых - оперативная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания; вторые содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые извещают о том, что издано по интересующему вопросу. Выпуском информационных изданий в нашей стране по общественным наукам занимается ИНИОН.
Помимо гипертекстовых систем, возможно использование сети Интернет для поиска различного рода информации как справочного и нормативно-правого, так и аналитического содержания. В данном случае следует обратить внимание на необходимость точной фиксации электронного адреса в сети Интернет (сведения об идентифицирующем документе при библиографическом описании составной части документа (профессиональный или персональный web-сайт, периодическое электронное издание и т.д., дата публикации в сети, электронный адрес документа, дата обращения к документу).
Изучение научной, учебной и иной литературы желательно проводить по этапам:
• общее ознакомление с произведением по его оглавлению;
• беглый просмотр всего содержания;
• чтение в порядке последовательности расположения материала;
• выборочное чтение какой-либо части произведения;
• выписка представляющих интерес материалов;
• критическая оценка записанного, редактирование и чистовая запись как фрагмента текста будущей курсовой работы.
Записи прочитанного материала могут быть весьма разнообразны: простой или развернутый план, тезисы, цитаты. Более полной и сложной формой записи является конспект, представляющий собой обзор книги (отдельной главы). Рекомендуется следующий способ конспектирования: страница тетради делится пополам вертикальной чертой, слева делается запись ключевых моментов прочитанного, справа - собственные замечания.
При изучении материала не следует стремиться только к заимствованию прочитанного материала. Прежде всего собственные мысли, возникшие в результате анализа прочитанного материала, а параллельно им обдумывание найденной информации, послужат синтезом получения нового знания.
Систематизация изученных источников позволяет с большей степенью эффективности организовать их анализ и обобщение. Неоценимую помощь на данном этапе работы может сыграть использование персонального компьютера. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сущностных знаний исследуемой проблемы и формулирование основных теоретических и практических положений.
4. Композиция курсовой работы
Поскольку курсовая работа является разновидностью выпускной квалификационной работы, ее оценка зависит не только от качества проведенного автором исследования, но и от уровня общеметодологической подготовки курсовой работы. Прежде всего, это находит отражение в ее композиции.
Композиция (от лат. - составление) - это работа над организацией курсовой работы, т.е. построение авторского текста на всех его структурных уровнях, компоновка отдельных элементов произведения в единое и логичное целое. Исследовательский материал должен не только сообщать необходимую информацию, но и учить логике мышления. Логический план разрабатывается таким образом, чтобы переход от простого материала к более сложному и от известной информации к новой совершался последовательно, постепенно, чтобы одно утверждение вытекало из другого.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в данном вопросе нет и не может быть стандарта. Автор вправе самостоятельно выбрать тот или иной порядок расположения материала, полученного в результате проведенного исследования. Единственным критерием, применимым в данном случае - внутренняя логическая взаимосвязь и раскрытие темы исследования. Тем не менее, традиционно сложилась определенная композиционная структура курсовой работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:
• титульный лист;
• оглавление;
• введение;
• основная часть (главы и параграфы);
• заключение;
• библиографический список;
• приложения.
Титульный лист
Титульный лист должен содержать:
• название учебного заведения и кафедры;
• наименование учебной дисциплины, по которой выполнена курсовая работа;
• номер и название темы курсовой работы;
• фамилию, имя, отчество обучающегося;
• ученую степень, ученое звание, должность, фамилию и инициалы научного
руководителя;
• графы «Дата сдачи», «Дата защиты», «Оценка»;
• выходные данные (место и год написания курсовой работы).
Образец оформления титульного листа представлен в приложении № 1
настоящего практического пособия.
Оглавление
После титульного листа помещается оглавление, образец которого представлен в приложении №2. В оглавлении приводятся все заголовки курсовой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавлений должны точно повторять заголовки в тексте курсовой работы. Последнее слово каждого заголовка соединяют многоточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Не допускается совпадение формулировок заголовков с темой курсовой работы.
Нумерация рубрик делается с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер, как своей рубрики, так и рубрики, которым она подчинена.
Введение
Во введении к курсовой работе обосновывается актуальность выбранной темы, степень ее теоретической исследованности, формулируется объект и предмет исследования, цель и содержание поставленных задач, излагается история вопроса и ожидаемый результат, указываются использованные методы исследования.
Актуальность. В данном разделе введения обучающийся обязан сформулировать суть проблемной ситуации, своевременность и социальную значимость ее исследования.
Освещение актуальности должно быть немногословным - в пределах одной страницы. Конечная цель положений, сформулированных в актуальности - указать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования. Это позволит выработать представление не только о необходимости исследования данной темы, но и о профессиональной подготовленности самого обучающегося. Языковое оформление письменного текста может включать следующие конструкции: работа посвящена актуальной теме...; актуальность темы обусловлена..., актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна и т.п.).
Степень теоретической исследованности темы. В этой части введения следует сообщить о состоянии разработанности выбранной темы. Конечная цель - показать, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Очень часто при выполнении данного раздела введения используется следующий прием: в тексте указывается инициалы и фамилия ученого, затем кратко сообщается направление произведенного им исследования по данному вопросу, а в сноске дается наименование его труда, где это направление нашло отражение. Основное направление описываемой части введения - показать знакомство автора со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими, определять главное в современном состоянии изученности темы.
Объект и предмет исследования. Объектом курсовой работы является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы. Следовательно, объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является конечный результат, достигаемый в процессе выполнения курсовой работы. В нашем случае в качестве таковой будет выступать - состояние правовой регламентации и содержание гарантий избирательных прав граждан в Российской Федерации.
Содержание цели определяет перечень задач, которые автор должен решить для достижения цели исследования. Формулирование этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Поэтому вполне обоснованно можно сделать вывод о том, что формулировка задач курсовой работы должна быть созвучна с наименование глав и параграфов.
Список глаголов, рекомендованных к употреблению при формулировании целей исследования - изучить, описать, установить, выявить, рассмотреть; анализировать, раскрыть, разобрать, разобрать, изложить, остановиться, описать, назвать, показать, назвать, осветить, сообщить; для обозначения решения исследовательских задач - исследовать, разработать, доказать, выяснить, утвердиться, высказать предположение, выдвинуть предположение, полагать, считать и так далее.
Методы исследования. Обязательным элементом введения является также указание на методы исследования (методология исследования), которые служат инструментом в достижении задач, поставленных в курсовой работе. Прежде чем непосредственно охарактеризовать основные методы научного познания, необходимо дать определение понятию „метод”. Под термином „метод” в самом широком смысле слова понимается „путь к чему-либо”, способ социальной деятельности в конкретно взятом случае. Метод - это система правил, принципов познания; представляя собой определенную последовательность действий, приемов и операций, необходимых для получения научных результатов.
Совокупность определенных теоретических принципов, категорий, логических приемов и специальных методов исследования явлений называется методологией[1]. Каждый вид познания располагает своей, только ему присущей, методологией. Не является исключением в данном случае и научное познание. Среди имеющегося в науке (в широком смысле этого значения) массива подходов и методов особо следует выделить общенаучные подходы и методы исследования, выступающие в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретикометодологическими положениями специальных наук. Их характерными чертами являются: а) отражение в их содержании свойств, признаков, понятий ряда частных наук; б) возможность формализации, уточнения средствами математической теории. К числу общенаучных методов и подходов относят системный анализ, функциональный и структурный методы, математический (кибернетический) метод, вероятностный, моделирование, формализация и др.
Для курсовых работ по отраслевым дисциплинам характерно применение частнонаучных методов познания, с помощью которых можно достигнуть определенной детализации познания явлений. В конце введения желательно раскрыть структуру курсовой работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов.
Особо следует обратить внимание на то, что во введении не должно быть полемики по проблеме исследования; Все это должно найти место в главах и параграфах, содержащихся в основной части.
Объем введения не должен превышать 3-4 страниц.
Основная часть (главы и параграфы)
В главах и параграфах основной части курсовой работы подробно излагается аналитический материал, полученный автором в процессе исследования темы и отражающий полемику в научном мире по существу заявленной во введении проблемы, а также формулируются способы ее решения. Содержание глав должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать.
В процессе изложения содержания основной части автору необходимо воздержаться от сухой констатации какой-либо позиции. Следует указать ее слабые или сильные стороны, а также представить свое видение данного вопроса либо аргументировано последовать за высказанной позицией. Это позволит показать умение автора логично и аргументировано излагать материал, полученный в результате исследования. Каждая глава должна завершаться выводом, представляющим собой резюме по материалам исследования.
Заключение
Данная часть курсовой работы исполняет роль концовки, носящей форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Заключение выполняется в форме последовательного, логически стройного изложения полученных итогов и их соотношения с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. По своей сути заключение
- это анализ и одновременно синтез тех выводов, которые автор сформулировал в конце каждой главы курсовой работы.
В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшей исследовательской работы по данной теме, ее формы и методы, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь. Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность проделанной автором исследовательской работы. Но такие предложения обязательно должны базироваться на материалах проведенного исследования и представленного автором в курсовой работе.
Библиографический список
Библиографический список отражает использованные, цитированные произведения, издания и другие документы. Данный раздел курсовой работы оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1-84. „Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления”, а также ГОСТом 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила».
Развернутая методика изложена в Правилах составления у библиографического описания.
Библиографию целесообразно сгруппировать следующим образом:
• нормативные правовые акты (по их юридической силе начиная с Конституции, международных актов, основ законодательства, кодексов в нисходящем порядке, внутри группы равной юридической силы по алфавиту или, предпочтительнее, по дате издания);
• монографии и учебная литература (в алфавитном порядке);
• журнальные статьи и газетные публикации (в алфавитном порядке);
• диссертации и авторефераты диссертаций (в алфавитном порядке);
• литература на иностранном языке (в алфавитном порядке).
В списке литературы называются как те источники, на которые обучающийся ссылается в работе, так и все другие, изученные по данной проблеме и сформировавшие представление обучающегося по исследуемой теме.
Приложения
Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания проблемы, выносятся в приложение. Приложения помещают после библиографии в порядке их упоминания в тексте. Приложения не засчитываются в заданные объемы курсовой работы.
В приложения обычно входят различные схемы, графики, таблицы, данные социологических исследований и т.п. и т.п. Все приложения должны иметь свой порядковый номер (Приложение 1, 2 и т.д.). Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение №» и иметь тематический заголовок, поясняющий его содержание.
Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», обычно сокращаемое до «См. Приложение № 1».
5. Оформление курсовой работы
5.1. Требования, предъявляемые к оформлению курсовой работы
Завершающим этапом разработки курсовой работы является письменное изложение основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций. На основе собранных материалов уточняется структура, содержание и объем курсовой работы.
Не следует приступать к окончательному оформлению курсовой работы сразу же после (или в процессе) сбора и анализа материала. Полезно еще раз продумать содержание всей темы в соответствии с планом и имеющимися фактическими результатами исследования, а затем уже приступать к написанию курсовой работы.
Вполне оправданной является методика деятельности, когда обучающиеся первый вариант пишут быстро, без тщательной стилистической обработки текста. Затем внимательно перечитывают, редактируют и показывают ее научному руководителю. В соответствии с его указаниями вносят изменения, коррективы и дополнения. Безусловно, каждый обучающийся будет использовать свой, индивидуальный стиль работы по оформлению курсовой работы, но основные требования, предъявляемые к оформлению работы, должны быть соблюдены.
Курсовая работа печатается на компьютере на одной стороне стандартного листа формата А4. Таблицы и схемы могут быть выполнены на листах иного формата, но должны быть аккуратно сложены по формату А4. Ориентировочный объем курсовой работы 20-25 листов.
Текст оформляется в соответствии с требованиями делопроизводства. Он печатается через 2 интервала (1,4 через множитель в опции „формат”, „абзац”).
На странице располагается 28-30 строк, в строке - 60 ± 2 знаков, включая пробелы и знаки препинания (шрифт „Times New Roman” 12). Сверху и внизу страницы отступают 20 мм, слева - 30 мм, справа - 10 мм (аналогичные данные устанавливаются в опции „файл”, „параметры страницы” с добавлением: „переплет - 0”, „верхний и нижний колонтитул - 1,25”, „для всего документа”). Абзац должен быть равен 5 знакам (первая строка отступ 1 см. в опции „формат”, „абзац”). Текст печатается с переносом (опция „Сервис” - „язык” - „расстановка переносов”).
Страницы нумеруются последовательно в нарастающем порядке. Номер страницы располагают сверху по центру. Не проставляют номер на титульном листе, но он включается в общий объем работы. Следовательно, нумерация курсовой работы начинается с цифры „2” на листе, где указано оглавление работы. Он располагается сразу за титульным листом.
Ссылки на источники имеют свою нумерацию на каждой странице, где они указаны. С новой страницы начинают основные структурные элементы работы: оглавление, введение, заключение, библиографический список, приложения (если они есть).
Перед тематической частью заголовка используется индексационная система нумерации: ставят индекс из номера этого заголовка старшей рубрики (например, главы) и через точку номера заголовков рубрик, которые входят в старшую рубрику (параграфа и подпараграфа).
Каждую новую главу (заголовок 1-й ступени) необходимо начинать с новой страницы с указанием её порядкового номера только арабскими цифрами (Глава 1) и наименования, располагающегося за номером. Внутренние структурные части глав - параграфы (заголовки 2-й ступени) - указывают сразу после наименования главы с красной строки с указанием названия подзаголовка (например, 1.3. Компетенция Государственной думы, где 1 - номер главы; 3 - номер параграфа в ней), а в дальнейшем они идут подряд без выделения на новом листе.
Автор курсовой работы обязан соблюдать установленное расстояние между главой и следующим за ней текстом. Оно должно быть равно трем интервалам (установив курсор на наименование главы: опция „Формат” - „Абзац” - „Интервал после - 12 пт”. Точно такое же расстояние соблюдается между заголовками глав и параграфов. Расстояние между основаниями строк заголовка принимают таким же, как и в самом тексте. Принято также и такое правило, что точку в конце заголовка не ставят. Рекомендуется не делать переносов в заголовке и подчеркивать его. Допускается графическое оформление рубрик.
В новом абзаце, начинающемся с новой (красной) строки, фразы печатают с отступом от начала строки в 1 см, что соответствует пяти ударам по клавише печатной машинки (в компьютере эта операция установлена в 1 см. - см. выше).
При написании работы следует учитывать целый ряд технических правил цитирования, оформления таблиц (схем, диаграмм), правил употребления числительных, правил сокращения и т.п.
Так, при цитировании соблюдаются следующие правила (приложение 4).
Непосредственно сама цитата берется в кавычки и приводится в том виде, в каком она дана в источнике, с сохранением смысла и особенностей авторского написания. Пропуск слов, предложений, абзацев допускается при цитировании лишь тогда, когда это не искажает всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на местах пропуска. Каждая цитата обязательно должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно размещаться в соответствии с требованиями библиографических стандартов. Если же в приводимой цитате вы выделяете какие-то слова, то сразу же в скобках вы пишете об этом: (курсив мой - Ю.Е..), (выделено мною -Ю.Е.) и т.п. Если вы даете еще иные пояснения, введенные в сам текст цитаты, то обязательно помещаете свои инициалы.
Кроме того, все схемы, диаграммы, таблицы нумеруют арабскими цифрами на протяжении всего текста. Например, "Таблица 3". Такую надпись размещают над правым верхним углом. Таблицу сопровождают тематическим заголовком, который располагают посередине страницы, пишут с прописной буквы без точки в конце. Если в тексте приводится одна таблица, то нумерация не указывается.
Важным требованием является правильное оформление при написании числительных. Однозначные количественные числительные пишутся словами. Например: „восемь лет”, („8 лет” неправильная запись), „шесть стран” (неправильно - „6 стран”), „три страницы” (неправильно - „3 страницы”). Многозначные количественные числительные пишутся, как правило, цифрами (5 лет, а не "пять лет"), за исключением тех числительных, с которых начинается новый абзац. В этом случае они пишутся просто словами. Кроме того, надо иметь ввиду, что количественные числительные при написании арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они не называются вместе с существительными. Пример, „в 7 главах” (неправильно - „в 7-ми главах”). Однозначные и многозначные порядковые числительные пишутся, как правило, только словами. Например, „третий”, „семнадцатый”, „десятый”. Могут быть исключения, когда порядковый номер обусловлен многократным повторением традиционного названия. Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, а также в научных текстах пишут цифрами. Пример, „10-кратное превосходство”, „5- тонный груз” и т.п. Порядковые числительные, если пишутся арабскими цифрами, имеют падежные окончания. В первом случае, когда они состоят из одной буквы, оканчивающейся на две согласные, на „и” и на согласную букву (например, девятая - „9-я”, а не „9-ая”; пятидесятых - „50-х”, а не „50-ых” или „50-тых”, „в 90-м году”, а не „в 90-ом” или „в 90-том году”). Во втором случае, порядковые числительные также имеют падежные окончания - это когда они состоят из двух букв и если они оканчиваются на согласную и гласную букву (например, „2-го разряда”, а не „1-о” или „2-ого разряда”). Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они расположены после существительного, к которому они приставлены. К примеру, «в ч. „2. абз. 3; „в гл.1». При записи римскими цифрами порядковые числительные окончаний не имеют. Например, "XX (а не "ХХ-й") век.
Кроме того, имеются общепринятые правила сокращения слов и выражений, применяемые при написании диссертаций, рефератов, дипломных, курсовых работ, статей. При этом используются три основных способа:
1. Когда пишут первые буквы слова, („гл.” - глава, „св.” - святой, „ст.” - статья);
2. Оставляют лишь первую букву слова (век - „в”, год - „г”);
3. Оставляется только часть слова без окончания и суффикса („абз.” - абзац, „сов.” - советский);
4. Когда пропускается сразу несколько букв в середине слова, а вместо них ставят дефис (университет - „ун-т”, издательство - „изд-во”).
Существует и такое правило, когда сокращение, как таковое, не должно заканчиваться на гласную, если она сама не является начальной буквой слова, на букву „и”, а также мягкий и твердый знаки.
Обучающиеся должны также быть внимательны при использовании и таких трех видов сокращений, как - буквенные аббревиатуры, сложносокращенные слова, условные географические сокращения по начальным буквам слов или по частям слов.
Такими аббревиатурами удобно пользоваться, так как они составляются из общеизвестных словообразований („ВУЗ”). Если вы сами захотели обозначить свой сложный термин такой аббревиатурой, то в этом случае ее следует указывать сразу же после данного сложного термина, употребленного вами в работе впервые. Например: „средства массовой информации (СМИ)”. После этого вы можете свою аббревиатуру свободно использовать без расшифровки.
При написании курсовой работы обучающийся должен соблюдать общепринятые условные графические сокращения по начальным буквам слов или по частям таких слов: „и т. д.” (и так далее), „и т.п.” (и тому подобное), „и др.” (и другое), „т.е.” (то - есть), „и пр.” (и прочее), „вв” - века, „гг” - годы, „н. э.” (нашей эры), „обл.” (область), „гр.” (гражданин), „доц.” (доцент), „акад.” (академик). При сносках и ссылках на источники употребляются такие сокращения, как - „ст. ст.” (статьи), „см.” (смотри), „ср.” (сравни), „напр.” (например), „т.т.” (тома).
Следует иметь также ввиду, что внутри самих предложений такие слова, как „и другие”, „и тому подобное”, „и прочие” не принято сокращать. Не допускаются сокращения слов „так называемый” (т. н.), „так как” (т.к.), „например” (напр.), „около” (ок.), „формула” (ф - ла).
Курсовая работа должна выглядеть как единая логически обоснованная работа. Это возможно только в том случае, если в процессе ознакомления с её содержанием четко просматривался основной замысел автора в решении взятой проблемы. Но в тоже время следует избегать категорических, безапелляционных суждений, что раздражающе действует на тех, кто имеет иную точку зрения и другое мнение по данному вопросу. Содержание следует излагать от третьего лица, избегая употребления местоимения „Я” (на наш взгляд, по нашему мнению, нам представляется и т.д.).
Перед сдачей научному руководителю на рецензирование курсовая работа должна быть внимательно вычитана с целью устранения имеющихся орфографических и стилистических ошибок. В противном случае работа подлежит возвращению для их устранения.
На последней странице обучающийся ставит свою подпись.
5.2. Порядок ссылки на литературные источники
В тексте курсовой работы при упоминании какого-либо автора надо указать сначала его инициалы, затем фамилию (например, как подчеркивает М.В. Баглай; по мнению О.Е. Кутафина, следует согласиться с Е.И. Козловым и т.д.). В сноске (ссылке), наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициалы автора (Баглай М.В., Кутафин О.Е, Козлов Е.И. и т.д.).
При использовании научной работы (книги, статьи) в первый раз в сноске даются все выходные данные о ней (фамилия и инициалы автора, название, место издания, издательство, год, страница).
Например:
«По мнению М.В. Баглая, российское общество в настоящем - общество без официальной идеологии, хотя совсем недавно оно было тотально заидеологизированным».
При последующем упоминании того же произведения в сноске достаточно написать:
См.: Баглай М.В. Указ.соч. - С. 18.
Необходимо помнить, что подобное сокращение выходных данных возможно только в отношении одной работы данного автора. В случае использования в курсовой работе нескольких работ данного автора, все они, помимо одной, указываются полностью.
Если на одной и той же странице одноименная работа цитируется подряд несколько раз, то достаточно лишь указать:
См.: Там же. - С. 47.
Если же цитируемые на одной и той же странице одноименные работы отделены другими цитируемыми работами, то при последующем цитировании указывается ее полное название без выходных сведений, т.к. они уже указывались ранее. Достаточно повторить: Ф.И.О. автора, полное название произведения; далее фразу «Указ.ранее» и страницы.
При использовании статьи в сноске указывается фамилия и инициалы автора, название статьи, журнала, год, номер, страница, на которой находится соответствующий текст. Например: Володин А.Г. Гражданское общество и политика в России: смена парадигм // Полис. - 1998. - № 6. - С. 92-103.
При использовании коллективных работ приводится название работы, фамилия и инициалы ее ответственного редактора.
Ссылка на нормативные правовые акты
При первом упоминании о нормативном правовом акте (кроме Конституции) в тексте или сноске указать его полное наименование, кем и когда принят, в сноске обязательно указать источник.
5.3. Оформление библиографического списка
Каждый источник должен быть соответствующим образом описан (приложение 5). В описание должны входить: фамилия и инициалы автора или авторов, но не более 3-х первых (остальные перечисляются после наклонной черты), если они имеются, полное название книги (сведения,