Практическая задача на определение пропускной способности воздушных путей сообщения
Пропускная способность (П) ВПП находится из следующего выражения:
(1) |
– минимальный интервал между смежными взлетно-посадочными операциями.
Существует 4 схемы занятия ВПП:
1) Последовательный взлет
2) Последовательная посадка
3) Схема посадки и последующего взлета
4) Схема взлета и последующей посадки
Пропускная способность зависит от выбранной схемы занятия ВПП.
Пропускная способность при схеме последовательных взлетов
При данной схеме определяется максимальный интервал занятия ВПП
(2.1) |
– время руления самолета от предварительного до исполнительного старта;
– время выполнения операций на исполнительном старте;
– время разбега самолета;
– время разгона и набора установленной высоты.
(2.2) |
– длина пути руления самолета от места ожидания на предварительном старте до исполнительного старта;
- средняя скорость руления самолета
(2.3) |
– длина разбега самолета в стандартных условиях;
, , – поправочные коэффициенты соответственно на расчетные значения давления, температуры воздуха в месте расположения аэродрома и среднего продольного уклона ВПП;
– относительная плотность воздуха в месте расположения аэродрома;
– скорость отрыва самолета.
(2.4) |
- высота расположения аэродрома над уровнем моря.
(2.5) |
- расчетная температура воздуха;
– температура, соответствующая стандартной атмосфере при расположении аэродрома на высоте Н над уровнем моря.
°С | (2.6) |
где:
– фактическая температура на момент расчетов.
(2.7) |
|
Температура стандартной атмосферы убывает на 0,0065°С при повышении на 1 м над уровнем моря.
Существует стандартная длина ВПП. В зависимости от типов воздушных судов требуется увеличение стандартной длины ВПП на каждый 1‰ уклона.
Категория самолета | Потребное увеличение, м |
I | |
II и III | |
IV |
(2.8) |
– средний уклон ВПП (отношение разницы отметок начала и конца ВПП к ее длине).
(2.9) |
273 – коэффициент перевода температуры из градусов п Кельвину в градусы по Цельсию.
– расчетное давление атмосферы на высоте аэродрома.
Давление стандартной атмосферы уменьшается с высотой со следующей зависимостью:
(2.10) |
– расчетное давления на высоте над уровнем моря, равной 0 метров. = 760 мм.рт.ст.
(2.11) |
– высота полета самолёта, соответствующая моменту освобождения ВПП;
– вертикальная составляющая скорости полета самолета на траектории начального набора высоты.
Пропускная способность при схеме последовательных посадок
(3.1) |
– время планирования самолета;
– время пробега самолета по ВПП от момента приземления до момента до начала отруливания на рулежную дорожку;
– время отруливания самолета за боковую границу ВПП;
- время, затрачиваемое на выполнение отдельных этапов посадки при непрерывном снижении по глиссаде при полетах с непрерывным радиолокационным контролем.
Глиссада – траектория полёта летательного аппарата (самолета, вертолета, планера), по которой он снижается, в том числе — непосредственно перед посадкой.
|
(3.2) |
- расстояние от ближайшей приводной радиостанции до торца ВПП;
– расстояние от торца ВПП до точки приземления;
– скорость движения самолета на участке ;
- скорость движения самолета на участке .
Приводная радиостанция — наземный радиопередатчик ненаправленного излучения, размещённый в точке с известными координатами и предназначенный для определения курсового угла воздушного судна, а также трансляции речевых сообщений по каналу «земля — борт». Приводная радиостанция излучает незатухающие высокочастотные колебания, модулированные сигналом опознавания (идентификации радиомаяка) или речевым сообщением. Сигналы опознавания передаются кодом Морзе тонально-манипулированными колебаниями.
(3.3) |
- расстояние от торца ВПП до точки пересечения осей ВПП и рулежной дорожки, на которую отруливает самолет после пробега;
– тангенс кривой поворота на рулежную дорожку.
(3.4) |
– радиус поворота на рулежную дорожку;
– угол примыкания рулежной дорожки к ВПП.
(3.5) |
– длина пути руления самолета от точки начала схода с оси ВПП до ее боковой границы.