История концепции ненасилия




Правительство Российской Федерации

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Факультет социальных наук

Департамент государственного и муниципального управления

 

 

ЭССЕ
по дисциплине «Философия»
на тему:

«Пацифистские проекты ненасилия – история и современность»


План работы

Введение. 3

История концепции ненасилия. 4

Заключение. 6

Литература. 7

 

 


Введение

Этика ненасилия, зародившаяся на Востоке в середине I тысячелетия до н.э., а в XX веке превратившаяся в целое общественно-политическое движение, сегодня остаётся одной из самых противоречивых и сложных концепций. Цель данной работы – определить роль принципа ненасилия в современности и перспективы его дальнейшего развития; для этого в работе поставлены следующие задачи: 1) изучить историю концепции ненасилия и проследить её развитие; 2) определить современное состояние ненасильственного мировоззрения.

Ненасилие как идея присутствует во взглядах любых религий и народов, однако как система ценностей ненасилие не получает достаточного распространения в связи с глубоко укоренившимися технологиями насилия, на которых построен современный мир. Ключевыми работами в философии ненасилия являются труды Л.Н. Толстого («Закон насилия и закон любви» и др.), М.К. Ганди («Моя вера в ненасилие») и М.Л. Кинга (в т. ч. «Паломничество к ненасилию»). Является ненасилие утопической идеей или же это сложный, но необходимый шаг для развития человечества – этот вопрос актуален как в масштабах всего мирового сообщества, так и для каждого отдельного человека. Теоретической разработкой проблемы ненасилия и её реализации нужно заниматься, так как на сегодняшний день существует множество механизмов и орудий убийства и других способов насилия – человечество на пороге ядерных войн и глобального самоистребления, это угроза стала близкой и явной; однако вместе с тем гуманитарное право начинает играть всё большую роль. В современной политике развитых стран рассматриваются два пути – путь гуманности и общечеловеческих ценностей, во главе которых – жизнь; и путь полного самоуничтожения, поскольку, по мнению автора работы, при наращивании вооружения и развитии прогресса в сторону увеличения силы насилия, исход в виде гибели человека как вида неизбежен.


История концепции ненасилия

Впервые принцип ненасилия как встречается в философии буддизма. Восьмеричный Путь, ведущий к нирване – освобождению от всех страданий – предполагает отказ от насилия по отношению к любому живому существу; сам по себе Срединный путь, как его ещё называют, состоит в избегании двух крайностей: жизни во страстях (которые связаны с причинением страдания другим) и жизни, посвящённой самоистязанию, то есть насилию по отношению к себе. Согласно философии буддизма, всё живое испытывает страдания, однако следуя Восьмеричному пути, после череды перерождений (сансара), можно освободиться от страданий. Таким образом, избавление от кармы и страданий и обретение нирваны, являющееся целью существования в буддизме, исключает какое-либо насилие, как приносящее страдания другому существу или же карме осуществляющего насилие.

Ненасилие также является составляющей принципа «неделания» в даосизме, индуизме и конфуцианстве. Интересная трактовка принципа «неделания» в «Дао дэ Цзин» представлена Макуха Г.В.: «В «Дао дэ Цзин» «недеяние» означает всего лишь отказ от применения силы. (…) В трактате говорится, что действие посредством «недеяния» – это удар без усилия (69 чж.). Поэтому более правильной интерпретацией (толкованием) принципа «у вэй» было бы не «недеяние», а «ненасилие», «ненасильственное деяние», «не причинение вреда всему окружающему» (по сути дела, тот же принцип «не навреди», идея ненарушения мировой гармонии)»[1]. Таким образом, ненасилие является важнейшим элементом восточного мировоззрения.

Идеи ненасилия продолжаются и в христианстве. В Нагорной проповеди Христа есть заповедь «Ну убий», которая трактуется более широко как отрицание любого насилия, даже помыслов, которые могут привести к губительным последствиям. Распятие Христа, его великая жертва, являет пример непротивления злу насилием: «Не противься злому. Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5: 39)». Позже мысль о непротивлении злу насилием развивается и становится учением Л.Н. Толстого, подчёркивающего ненасильственность как единственно правильный образ жизни и мысли, ведущий человека к счастью.[2]

На основании джайнизма и идей Толстого в том числе, М. Ганди основал собственное движение ненасильственного освобождения Индии от английских колонизаторов; так теоретические и личные установки и принципы ненасилия успешно реализовались на практике как общественно-освободительное движение.[3] В 1960-х годах в философии ненасилия центральной персоной становится Мартин Лютер Кинг, автор философских трудов и лидер ненасительственной борьбы негритянского населения США за гражданские права.


Заключение

В настоящее время, с одной стороны, возрастает роль гуманитарного права и правоохранительных организаций, создаются миротворческие организации и программы; с другой - появляются новые виды вооружений, государствами наращивается военная мощь, а декларируемые ценности не несут верховенства при проведении военных операций. В целом все международные программы разоружения можно охарактеризовать высказыванием З. Баумана: «Война против насилия» ведется во имя монополии на использование силы»[4].

Однако это верно, если говорить о межгосударственных отношениях. Но что происходит с самим обществом? По мнению автора работы, люди, живущие в развитых странах, постепенно начинают осознавать недопустимость и губительность насилия. Наиболее ярко это проявляется в изменении отношения к животным. Растёт количество вегетарианцев и веганов – людей, которые нашли в себе силы противостоять традиционно сложившемуся миру насилия и эксплуатации. Как известно, нравственность человека проявляется именно в его отношении к более слабым существам, которые неспособны сопротивляться. Изменение отношения к животным – ещё одно доказательство того, что пацифистская, ненасильственная борьба с насилием эффективна, и ведёт к совершенствованию как межличностных и межгосударственных отношений, так и к улучшению самой концепции Человека.

 


Литература

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2002. – 390 С.

2. Бренькова А.С. Утопия ненасилия Л.Н. Толстого. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 5-1 (31). С. 30-32.

3. Макуха Г. В. Диалектика сущности и существования человека в даосском трактате «Дао дэ Цзин». // Культура народов Причерноморья. 2009. № 174. Т. 1. С. 282-285. [Электронный ресурс] URL: https://forum.anthropology.ru/viewtopic.php?p=18023 (Дата обращения: 21.05.2016).

4. Меняева М.П. Идея ненасилия в контексте философии культуры (Л. Н. Толстой, М. Ганди и Э. Фромм). // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. № 1 (17). С. 23-29.


[1] Макуха Г. В. Диалектика сущности и существования человека в даосском трактате «Дао дэ Цзин». // Культура народов Причерноморья. 2009. № 174. Т. 1. С. 282-285. [Электронный ресурс] URL: https://forum.anthropology.ru/viewtopic.php?p=18023 (Дата обращения: 21.05.2016).

[2] Бренькова А.С. Утопия ненасилия Л.Н. Толстого. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 5-1 (31). С. 30-31.

[3] Меняева М.П. Идея ненасилия в контексте философии культуры (Л. Н. Толстой, М. Ганди и Э. Фромм). // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. № 1 (17). С. 25.

[4] Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2002. С. 263.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: