ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая определяет назначение и содержание финансового контроля. Он призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.
Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.[1]
Сущность финансового контроля сводится к обеспечению выполнения всеми хозяйствующими субъектами и их финансовыми посредниками законодательно – правовых норм, установленных органами власти в соответствии с действующим законодательством, выявлению возможных нарушений, предотвращению их или принятию мер по применению предусмотренных законом санкций, разработке предложений по совершенствованию законодательной и другой нормативно-правовой базы с целью устойчивого функционирования финансовой системы.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяется не только соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, но и экономическая обоснованность, и эффективность осуществляемых действий, и проверка соответствия данных задач государства.Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает. Необходимым условием эффективности финансового контроля является система учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения движения стоимостных показателей деятельности подотчетного юридического и физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля дают возможность для анализа и объективной оценки динамики финансовой политики показателей и хода реализации финансов на определенный период развития, как хозяйствующего субъекта, так и всего государства.[2]
|
Целью финансового контроля является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов с тем, чтобы иметь возможность принять меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем. [3]
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
|
Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов - собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.
Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль включает проверку:
1. соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода;
2. составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);
3. финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.[4]
Перед финансовым контролем, стоят такие задачи как:
|
1. обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов государственной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;
2. обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
3. обеспечение устойчивого состояния государственных финансов и финансов хозяйствующих субъектов;
4. создание условий и контроль за соблюдением субъектами государственной власти и хозяйствования норм действующего финансового права;
5. контроль за выполнением органами публичной власти и хозяйствующими субъектами финансовых обязательств;
6. содействие правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности
7. повышение ответственности органов публичной власти и субъектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;
8. оперативное выявление резервов повышения финансовой устойчивости, предотвращение и устранение недостатков финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов;
9. обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий различных организационно-правовых форм собственности. [5]
Еще следует отметить что цели и задачи финансового контроля проявляется через его функции. Выделяют такие функции:
1. социального и общегосударственного значения можно отнести: контроль источников поступления бюджетных средств; контроль расходования бюджетных ресурсов; контроль эффективности использования государственной собственности, проведения ее приватизации; контроль над использованием государственных внебюджетных фондов; контроль над обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кредитных организациях; контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций. Как фактор, обеспечивающий нормальное действие социальной системы, эта контрольная деятельность использует правовые средства воздействия на общественные отношения через функции: выявление отклонения, анализ причин отклонения, коррекция деятельности объекта контроля, превенция и правоохрана. Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности: установление отклонений в исполнении законов в части использования средств государственного бюджета; отклонения в формировании доходной части и использовании расходной части бюджета; отклонения в сфере финансовой деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций.
2. анализ – включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);
3. коррекции – заключается в разработке предложений по устранению выявленных отклонений.
4. превенции –заключается в профилактической работе для предупреждения правонарушений.
5. правоохраны – направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан и связана с привлечением их к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного и общественного воздействия.
Содержание финансового контроля
Основным содержанием финансового контроля является обеспечение качества эффективности финансово-хозяйственного управления, проверка соблюдения финансового законодательства субъектами финансовых отношений, содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике, выявление внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного продукта.[6]
Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации. Следует начать с того что, для определения содержания финансового контроля необходимо определить сферу его действия, его объекты и субъекты.Сфера действия финансового контроля регулируется совокупностью финансовых отношений. Объектом финансового контроля выступают финансовые ресурсы, которые формируются и распределяются на различных уровнях. Субъекты финансового контроля - специализированные органы и организации, наделенные контрольными полномочиями.
Содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых правом, заключается в следующих позициях:
1. Проверка выполнения обязательств перед государством и органами местного самоуправления;
2. Проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов.
3. проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.
Что касается содержания финансового контроля, можно отметить каким бывает финансовый контроль именно по содержанию, то есть содержание будет выражаться в конкретных отношениях, которые в свою очередь будут подконтрольны органам государственной власти и органам местного самоуправления:
1. Бюджетный - проводимый такими органами, как парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство;
2. налоговый – осуществляют налоговые, таможенные, правоохранительные и другие органы;
3. банковский - проводится ЦБ РФ, аудиторскими фирмами;
4. валютный - осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, иные органы и агенты валютного ФК;
5. контроль за страховой деятельностью - осуществляется Министерством финансов РФ и правоохранительными органами;
6. таможенный контроль - осуществляется Государственным таможенным комитетом.[7]