Проблемы противодействия торговли людьми.




Торговля людьми, являясь атрибутом далекого прошлого, в современных условиях проявляется как одно из опасных преступлений, посягающих начесть, свободу, достоинство, неприкосновенность и безопасность человека и гражданина. Торговля людьми противоречит гуманистическим и демократическим принципам, установленным Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Конвенцией о защите прав человека и основных свобод
(1950 г.), Международными пактами о гражданских и политических правах (1966 г.), другими международно-правовыми актами. Цинизм и жестокость в попрании прав человека при совершении таких преступлений выражается в том, что человек становится объектом сделки, к нему применяется право собственности, как к товару, вещи. Людей обманным путем либо насильно перемещают из одного региона в другой внутри страны или через государственные границы в иные страны, принуждают к труду, ставят в долговую зависимость, лишают свободы передвижения, совершают в отношении них физическое, психическое, сексуальное насилие.

Число жертв международной торговли людьми составляет от 600 тыс. до 800 тыс. человек в год, а если учитывать торговлю людьми внутри отдельных стран, то общее количество жертв колеблется от 2 млн. до 4 млн. При этом 80% пострадавших от указанного вида преступлений составляют женщины и дети, 70% из которых продают в другие страны в целях сексуальной эксплуатации, принуждения к занятию проституцией, использования в порно индустрии, в сфере досуга и развлечений[159]. По данным Международной организации по миграционным вопросам (International Organization of Migration), ежегодно только на европейских рынках проституции продают не менее 500 тыс. женщин. Точную цифру определить сложно, поскольку к торговле женщинами нередко причастны организованные группы, что обусловливает высокую латентность подобных преступлений.

Будучи одним из способов извлечения криминальных доходов, торговля людьми ежегодно приносит прибыль транснациональным преступным синдикатам в размере около 10 млрд. долл. США.

Торговля людьми тесно связана, как правило, с неблагополучной экономической ситуацией, в первую очередь с безработицей. Люди, вынужденные искать источники дохода, не видя никакой перспективы выйти из нужды, прибегают к помощи знакомых или коммерческих структур, не зная, что те связаны с криминальной средой. Среди личностных факторов, оказывающих влияние на распространение данного вида преступлений, следует назвать семейное неблагополучие, проявляющееся в безнадзорности, утрате связей с семьей и родителями, моральной и материальной поддержки со стороны родных и близких.

Национальное законодательство современных цивилизованных стран рассматривает человека, его неотъемлемые права и свободы как объекты, не только изъятые из гражданского оборота, но и обеспеченные дополнительными гарантиями и повышенной государственно-правовой охраной. Не является исключением и Российская Федерация. Так, Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, гарантирует каждому право на жизнь, достоинство, личную свободу и неприкосновенность, свободу передвижения и выбора места жительства, свободу использования своих способностей и право на свободный труд. Эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку с рождения. Статья 128 ГК РФ исключает человека, а также названные права и свободы из числа объектов гражданских прав, рассматривая любые сделки в отношении человека, его прав и свобод незаконными и не влекущими каких-либо гражданско-правовых последствий. Указанные правовые положения служат важной гарантией, исключающей возврат государства к таким пережиткам прошлого, как рабство и работорговля. Нормы, охраняющие личную свободу человека от различных форм проявления рабства, всегда присутствовали в уголовном законодательстве России на разных этапах его развития.

Почти половина выявленных случаев (47,4%) торговли людьми в России приходится на административные центры субъектов Российской Федерации, на сельскую местность – 26,3%, на крупные, средние и малые города – 26,3%. Оценивая эти показатели и учитывая чрезвычайно высокую латентность рассматриваемых преступлений, следует прийти к выводу, что преобладание выявленных фактов купли-продажи людей в городах отнюдь не означает, что они чаще имеют место именно там. Это, скорее всего, говорит о том, что деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью более активно осуществляется в городах (особенно в административных центрах субъектов Российской Федерации), а в сельской местности она традиционно малоэффективна.

Изучение материалов уголовных дел о преступлениях, связанных с торговлей людьми, расследованных в Российской Федерации, показывает, что в половине случаев (54,3%) преступная деятельность осуществлялась в пределах города (района), в пределах территории субъекта Российской Федерации – 20,7%. При совершении каждого восьмого деяния (12,5%) преступная деятельность торговцев людьми выходила за пределы России, а также стран ближнего зарубежья и Балтии.

Количество посягательств, квалифицированных как торговля людьми (ст. 1271 УК РФ), статистически выглядит весьма скромно. По данным ГИАЦ МВД России, в 2004 г. было зарегистрировано 17 фактов, имевших место в 6 регионах (в суды направлены дела в отношении 4 обвиняемых); в 2005 г. – 60 преступлений в 19 субъектах Российской Федерации (24 обвиняемых), в 2006 г. – 106 эпизодов в 22 регионах (45 обвиняемых).

Несмотря на рост количества зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 1271 УК РФ, противодействие торговле людьми значительно осложняется разнообразием деяний, которые, в соответствии с международным законодательством[160], охватываются этим понятием. В уголовном законодательстве России к числу преступлений, связанных с торговлей людьми, могут быть отнесены:

вовлечение в занятие проституцией и организация занятия проституцией (ст. 240, 241);

незаконное распространение порнографических материалов или предметов, изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242, 2421);

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в целях использования органов или тканей потерпевшего, а также принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (п. «ж» ч. 2 ст. 111;
ст. 120 УК РФ).

Следует отметить, что во время непродолжительного действия
ст. 1271 УК РФ проявились недостатки ее уголовно-правовой конструкции, а равно обусловленные ими проблемы правоприменения, лежащие в уголовно-процессуальной и криминалистической областях. На данное обстоятельство указывали в своих научных исследованиях М.Ю. Буряк, И.Д. Измайлова, Е.А. Кислова, С.Н. Макаров и др.[161] В первую очередь это отразилось на судебной практике – за торговлю людьми осуждается считаное число лиц. В частности, в 2004 г. по ст. 1271 УК РФ был признан виновным и осужден 1 человек, в 2005 г. – 3, в 2006 г. – 4. Таким образом, из 73 подсудимых, обвинявшихся в совершении торговли людьми, виновным был признан только каждый десятый (10,9%). Остальные осуждены за сводничество, вовлечение в проституцию, содержание притонов, поскольку в их деяниях признаков торговли людьми суды не усмотрели[162].

Таким образом, если ориентироваться на вступившие в законную силу приговоры судов, проблема торговли людьми для Российской Федерации не актуальна. Однако если взглянуть на нее с другой стороны – со стороны стран, где осуществляется сексуальная эксплуатация российских женщин, то все выглядит не столь благостно. По мнению специального представителя ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми Х. Конрад, в России жертвами этих преступлений ежегодно становятся от 20 тыс. до 50 тыс. человек[163]. Согласно Обзору о положении в области торговли людьми, подготовленному Федеральным ведомством криминальной полиции Германии, на территории этой страны в 2003 г. полиция выявила 317 таких женщин – граждан России (в 2002 г. – 143), в том числе 192 в возрасте от 15 до 30 лет.

В ежегодных докладах Государственного департамента США, подготавливаемых на основе информации, полученной из посольств США, от должностных лиц правительств зарубежных стран, представителей неправительственных и международных организаций, журналистов и жертв современной работорговли, постоянно отражается ситуация в сфере торговли людьми на постсоветском пространстве.

Анализируя положение в 2004 г., авторы доклада отметили, что Россия – это в первую очередь источник поставки женщин, ставших впоследствии объектами торговли с целью сексуальной эксплуатации, а также страна назначения и транзита лиц, продаваемых для сексуальной и трудовой эксплуатации из региональных и соседних стран в Россию и далее в государства Персидского залива, Европы, Азии и Северной Америки.

Анализ материалов расследованных уголовных дел, а также результаты социологических исследований позволяют сделать вывод, что в настоящее время среди торговцев людьми, осуществляющих транснациональную преступную деятельность[164], связанную с вывозом потерпевших за рубеж, сложилась определенная специализация. Преступники образуют своеобразные цепочки, каждому элементу в которых отведена конкретная роль. Наличие такой специализации и четкого распределения ролей дает возможность утверждать, что подобная преступная деятельность должна рассматриваться как организованная[165].

Начальное звено специализированной преступной деятельности, связанной с торговлей людьми, составляют вербовщики, в качестве которых, как правило, выступают сограждане лиц – будущих жертв таких деяний. Далее идут посредники – большинство из них из той же страны, что и жертвы торговли. Благодаря наличию сети взаимосвязанных посредников образуется канал переправки жертв торговли людьми от места покупки к месту эксплуатации.

Эффективную борьбу с торговлей людьми нельзя обеспечить лишь путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов. В настоящее время остро ощущается нехватка комплексного федерального закона, посвященного различным аспектам борьбы с этим злом. Нормы, имеющие отношение к торговле людьми, разбросаны по разным разделам и главам УК РФ и не составляют единого правового комплекса. Они не обеспечивают надлежащего однозначного толкования правовых норм, в результате чего преступники уходят от наказания. Нужно отметить, что в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ осуществляется подготовка модельного закона «О борьбе с торговлей людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми». Представляется, что эти законопроекты должны быть тесно увязаны между собой.

Важно также учитывать положительный зарубежный опыт противодействия торговле людьми. Так, в США 28 октября 2000 г. был принят Закон 106-386 о защите жертв торговли людьми (больше известный как Акт о защите жертв торговли людьми (АЗЖТЛ), который носит комплексный характер и регулирует все вопросы противодействия торговле людьми. В Законе даны определения понятий торговли людьми; использования принудительного труда; продажи людей, в частности детей, в секс-индустрию; изъятия документов, удостоверяющих личность, в целях постановки человека в зависимое положение и др.

Указанный Закон обязывает Правительство США уделять особое внимание трем аспектам деятельности по борьбе с торговлей людьми: защите потерпевших, уголовному преследованию виновных и превенции. Он предусмотрел ряд новых форм защиты и оказания содействия лицам, пострадавшим от торговли людьми; расширил круг преступных деяний и усилил наказания; вывел деятельность Правительства США по предотвращению случаев торговли людьми на международный уровень. На основе мониторинга исполнения Акта о защите жертв торговли людьми осуществляется его корректировка посредством принятия новых законов.

Возвращаясь к проблемам борьбы с торговлей людьми в России, следует обратить внимание на пробельность уголовного законодательства, образовавшуюся после принятия в 2003 г. законодательного решения об исключении из УК РФ ст. 152 «Торговля несовершеннолетними». Как представляется, такое решение было поспешным, недостаточно продуманным, не соответствующим общепризнанным принципам и нормам международного права и криминогенной ситуации в России.

Названный состав преступления был необоснованно изъят из специальной гл. 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних» УК РФ 1996 г. вместе с набором квалифицирующих признаков, характерных именно для торговли детьми и позволяющих дифференцированно учитывать общественную опасность этого посягательства. Состав в существенно усеченном виде был перенесен в ст. 1271 УК РФ, размыт в ней, утратил многие признаки, специфические для совершения сделок в отношении детей.

Так, ст. 152 предусматривала строгие меры уголовной ответственности за все без исключения сделки в отношении детей, совершенные в любых формах и в любых целях. Следует признать, что ст. 1271 УК РФ не охватывает случаи продажи ребенка его же родителями или другими лицами за бутылку водки или мизерную сумму, а также факты передачи детей под видом подарка, погашения долга, мены, залога, аренды, торговли детьми в целях усыновления. За рамками уголовной ответственности остаются сделки в отношении детей-сирот, заключаемые в нарушение закона с иностранными усыновителями, торговля детьми через Интернет, вывоз беременных суррогатных матерей за рубеж с целью приобретения рожденных ими детей на территории иностранных государств.

Значительному увеличению числа преступлений, связанных с торговлей детьми, на наш взгляд, способствуют неоправданно низкие уголовные санкции за их совершение. Указанные преступления без достаточных оснований отнесены законодателем к категории преступлений небольшой и средней тяжести (с санкцией до пяти лет лишения свободы и ниже): например, понуждение ребенка к действиям сексуального характера (ст. 133), половое сношение, мужеложство и лесбиянство, а также совершение развратных действий без применения насилия в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста (ст. 134, 135 УК РФ). На перечисленные преступления распространяется большинство актов амнистии, ежегодно принимаемых в России, а осужденные за них лица фактически остаются безнаказанными, что способствует рецидиву коммерческой сексуальной эксплуатации детей.

Как уже отмечалось, преступления, связанные с подневольной эксплуатацией людей, совершаются организованными преступными группами и сообществами, которые действуют дерзко, решительно, тщательно маскируя свою преступную деятельность. В связи с этим повышается роль оперативно-розыскных мероприятий в борьбе с данным видом преступлений. В то же время наиболее эффективные из них (например, оперативный эксперимент) могут осуществляться только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений. Это обстоятельство снижает возможности выявления и пресечения такого рода преступлений.

Актуальной проблемой, имеющей непосредственное отношение к предупреждению торговли людьми, является отсутствие адекватного законодательства. ООН в своих рекомендациях по вопросу о правах человека и торговле людьми (2002 г.) призвала способствовать борьбе против таких преступлений. Государствам рекомендовано, в частности, в соответствии с международными стандартами пересмотреть национальное законодательство, административные контрольные процедуры и условия лицензирования и функционирования компаний, которые могут служить прикрытием для торговли людьми, таких как брачные агентства, агентства по трудоустройству, туристические агентства, гостиницы.

Однако в Российской Федерации вопреки указанным рекомендациям согласно ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с 1 января 2007 г. прекращено лицензирование деятельности туроператоров и турагентств. Тем самым государство исключило в отношении лиц и организаций, занимающихся этими видами деятельности, действенный организационно-правовой механизм контроля, создав предпосылки для ее дальнейшей криминализации.

Серьезным препятствием для активизации борьбы с торговлей людьми служит отсутствие в настоящее время нормативных правовых актов Правительства РФ о реализации Федерального закона от 20.08.2004
№ 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Это обстоятельство препятствует осуществлению эффективных мер защиты жертв торговли людьми и свидетелей, а также позволяет преступникам оказывать противозаконное воздействие на участников уголовного процесса, вследствие чего значительная часть потерпевших, свидетелей и иных участников отказываются от данных ранее показаний, что приводит к прекращению уголовного преследования в отношении торговцев людьми.

Следует обратить внимание и на отсутствие эффективного контроля за судьбой российских детей, усыновленных иностранными гражданами. Вопиющие факты последнего времени, ставшие достоянием мирового сообщества – убийства российских детей, усыновленных гражданами США, – лишнее тому подтверждение. Результаты проверок, проведенных органами прокуратуры, свидетельствуют о том, что этому вопросу не уделяется должного внимания. Многие фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью, связанной с усыновлением, работают без необходимых юридических документов и гарантий.

Аналогичное положение складывается и в отношении организаций, занимающихся трудоустройством российских граждан за рубежом. Под видом трудоустройства людей вывозят заграницу фирмы, не имеющие на то лицензий, где их заставляют заниматься проституцией и иными видами принудительного труда.

К сожалению, и средства массовой информации способствуют процветанию торговли людьми, рекламируя деятельность организаций, занимающихся предоставлением сексуальных услуг.

Считаем целесообразным вернуть в УК РФ ст. 152; ужесточить уголовные наказания за совершение преступлений, связанных с сексуальной и иной эксплуатацией людей, и прежде всего несовершеннолетних. В любом случае санкции за совершение таких преступлений должны превышать пять лет лишения свободы, а преступления – признаваться тяжкими.

Следует усилить государственный контроль за деятельностью организаций, предоставляющих брачные, туристические и иные услуги, а также услуги по трудоустройству граждан за рубежом, которые могут служить каналом торговли людьми.

Настоятельно необходимо, чтобы Правительство РФ разработало и приняло нормативные правовые акты, которые обеспечили бы надлежащую реализацию Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Важно также усилить контроль за процессом усыновления иностранными гражданами российских детей с тем, чтобы иметь возможность следить за их дальнейшей судьбой. Представляется целесообразным давать разрешения на усыновление российских детей гражданам только тех государств, с которыми Россия имеет двусторонние договоры, предусматривающие осуществление мониторинга этапов жизни таких детей специально уполномоченными органами Российской Федерации.

Вопросы для повторения:

1. Общая характеристика работорговли и современные ее виды.

2. Миграция какисточник торговли людьми.

3. Торговля женщинами.

4. Торговля детьми.

5. Секс-индустрия.

6. Проблемы противодействия торговли людьми.

Резюме по теме:

Актуальной проблемой, имеющей непосредственное отношение к предупреждению торговли людьми, является отсутствие адекватного законодательства. Считаем целесообразным вернуть в УК РФ ст. 152; ужесточить уголовные наказания за совершение преступлений, связанных с сексуальной и иной эксплуатацией людей, и прежде всего несовершеннолетних.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: