Цель занятия: Формирование знаний по адаптивной физической культуре.
Знать: Социальную роль АФК в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
Уметь: Разбираться в вопросах АФК, применяемых в целях реабилитации больных;
Владеть: Методами АФК.
Мотивация темы занятия: АФК является частью культуры общества, изучающей различные аспекты физического воспитания людей, утративших какие либо функциональные возможности, в том числе и двигательные, а также применение их в соответствии с потребностями общества.
Контрольные вопросы:
1. Основные понятия. Цели и задачи АФК.
2. Перечислить основные принципы АФК.
3. Методы АФК.
4. Основные средства АФК.
5. Врачебно-педагогический контроль, виды и задачи АФК.
АФК – наука, изучающая различные аспекты физического воспитания людей, утративших на длительное время или навсегда какие-либо функциональные возможности, в том числе двигательные. Адаптивная двигательная реабилитация направлена на восстановление у людей с ограниченными физическими возможностями утраченных функций.
Основная цель АФК – адаптировать людей, имеющих функциональные ограничения к физическим и социальным условиям окружающей среды.
ЗАДАЧИ АФК:
1. Оптимизация функционального состояния организма, повышение уровня здоровья.
2. Профилактика заболеваний и осложнений.
3. Формирование положительных компенсаций.
4. Формирование жизненно необходимых знаний, умений и навыков по сохранению и поддержанию организма в активном функциональном состоянии.
5. Гармоничное физическое развитие.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫАФК:
Принцип сознательности и активности – развитие умения ориентироваться в окружающей действительности.
|
Принцип индивидуализации –учитывается возраст, пол, особенности состояния здоровья, физического развития, личностные качества обучаемого.
Принцип последовательности -постепенное увеличение сложности и уровня нагрузки, применение подводящих и имитационных упражнений.
Принцип доступности – все используемые средства должны соответствовать физическим и функциональным возможностям занимающихся.
Принцип систематичности –способстввует формированию двигательных навыков.
Принцип прочности – создание у занимающихся полных и точных представлений об изучаемых движениях для выработки прочного навыка.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫАФК:
- связь знаний и умений с жизнью и практикой.
- увеличение выносливости, дыхательная гимнастика и аэробные упраженения, упражнения велотренажере.
- улучшение функций сердечно-сосудистой системы: дыхательная гимнастика, аэробные упраженния (плавание, ходьба, танцы, лыжи, скандинавская ходьба)
- нормализация обмена веществ: фитнес, аэробика, плавание, лыжи, подвижные и спортивные игры.
- ликвидация контрактур: стретчинг, упражнения с увеличением амплитуды движений, аквааэробика, плавание.
- улучшение функций сердечно-сосудистой системы: дыхательная гимнастика, аэробные упраженния (плавание, ходьба, танцы, лыжи, скандинавская ходьба)
- нормализация обмена веществ: фитнес, аэробика, плавание, лыжи, подвижные и спортивные игры.
- ликвидация контрактур: стретчинг, упражнения с увеличением амплитуды движений, аквааэробика, плавание.
|
МЕТОДЫАФК:
- репродуктивный – преподаватель демонстрирует ученику упражнение и привлекает его к последовательному воспроизведению
- проблемный – преподаватель создаёт проблемную ситуацию, предлагает задачу и побуждает занимающегося к её решению
- игровое – подвижные и спортивные игры
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА АФК:
- общеразвивающие физические упраженения
- дыхательные упражнения
- танцы и танцевально-ритмичные упражнения
- подвижные и спортивные игры
- виды единоборств (дзюдо, вольная борьба, классическая борьба)
ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ, ВИДЫ, ЗАДАЧИ АФК.
Виды контроля:
1) этапный – оценка уровня функциональных возможностей организма в соответствии с этапом тренировочного процесса.
2) текущий – определение режима нагрузок и оценка резервов.
3) оперативный контроль – оценка влияния нагрузки на организм, направленность, степень и тренировочный эффект.
Задачи:
1. Организация учебно-тренировочных занятий
2. Определение состояния здоровья и оценка динамики
3. Оценка физического развития, функционального состояния и работоспособности.
4. Выбор эффективных средств реабилитации.
5. Оценка гигиенических условий проведения занятий.
6. Соответствие спортивного инвентаря одежды и обуви.
Литература:
1. Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье: учебник для студ. мед. вузов/МЗ и соц. развития РФ.- М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006, 320с.
2. Епифанов В.А. Спортивная медицина. – М.: ГЭОТАР – МЕДИА, 2006.