Лекция: ХУШ век - век модернизации и просвещения.
1. Модернизационные процессы в Западной Европе и США: общее и особенное.
2. Особенности российской модернизации:
а) политические реформы Петра I. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма;
б) особенности и основные этапы экономического развития России в первой четверти XVIII в.
3. Политика «просвещенного абсолютизма, Век Екатерины II: либеральные проекты и их судьба.
Вопрос 1. XVIII век в жизни Европы и Америки- время цивилизационного сдвига, время зарождения индустриальной эпохи. Процесс становления и развития индустриального общества называется модернизация. Различают два типа модернизации: органическую и неорганическую. Первый тип модернизации является результатом внутреннего, эволюционного развития общественных систем и характерен для передовых стран Западной Европы, США. Второй тип модернизации вызван внешними факторами. Это реакция на вызов других стран с более мощной экономикой и военным потенциалом. Нередко такую модернизацию называют догоняющей. По этому пути развития последовали Германия, Италия, Россия. Модернизация возможна в двух вариантах- эволюционно.через реформы, и революционно. В тех государствах, где правительства своевременно шли на реформы, модернизация осуществлялась эволюционно. Там, где власть не реагировала на вызов времени и в модернизационные процессы включались массы, происходили революции.
Идейной основой модернизации стала идеология Просвещения, базировавшаясянаидеях рационализма - это направление общественной мысли, признающее основой познания и поведения людей разум. Просветители считали, что все можно объяснить с помощью знаний. Идее божественного провидения противопоставлялась идея разума. Крупнейшими представителями этого направления были во Франции- Вольтер, Монтескье, Руссо, в Англии- Локк, в Германии- Лессинг, США-Джефферсон. Просветители сформулировали общечеловеческие ценности: свобода личности и права человека, гражданское общество, разделение властей и правовое государство, частная собственность и рыночная экономика.
|
Идея свободы и прав личности выводилась из теории «естественного права», согласно которой все люди от рождения обладают естественными (то есть дарованными природой) правами на жизнь, свободу, владение собственностью. Основа свободы личности- частная собственность. Отсюда вытекала концепция гражданского общества как демократического общества свободных собственников.
Идеологи Просвещения,отстаивая идею разделения властей и правовою государства, исходили из теории «общественного договора». Суть ее: вначале общество находилось в естественном состоянии равенства и свободы. Затем оно добровольно вручило свою судьбу государству на основе договора. Государство обязывалось охранять собственность и безопасность граждан. Граждане обязывались исполнять законы. Чтобы государство не нарушало права граждан, необходимо разделение властей на законодательную, исполнительнуюи судебную.
Значение эпохи Просвещения состояло в том, что она вслед за Возрождением и Реформацией полностью покончила со средневековой системой ценностей. Изменился облик человека, его представления о своем месте и роли в жизни; возник культ разума, идея рационально устроенного мира. Основы религиозного мировосприятия были расшатаны, человек рассматривался как творец истории. Формировался новый тип личности: прагматичной, умеренной, аккуратной и расчетливой, стремившейся преобразовать мир вокруг себя.
|
В наиболее развитых странах модернизация начались с конца XV века. Лидерство принадлежало Англии, давшей миру классический образец преобразований.
Эффективность модернизации зависит от последовательности ее проведения. Прежде всего необходим аграрный переворот, который обеспечивает накопление капитала и формирование рынка свободных рабочих рук. В Англии в последней трети XV- первой четверти XVI в., были ликвидированы мелкое и среднеекрестьянскоеземлевладение, оформилисьфермерские хозяйства и крупныеземельныевладения лендлордов.
Особенностью английской модернизации являлось то, что капитализм развивался не только в городе, но и в деревне: шел процесс обуржуазивания дворянства, которое было заинтересовано в разрушении феодальных структур.
Буржуазная революция середины XVII в., уничтожила абсолютизм, установила парламентскую монархию, привела к власти буржуазию, обеспечив благоприятные политические условия для модернизации. Революция нанесла удар по феодальной собственности, провозгласила свободу торговли и предпринимательства. Революция продвинула Англию на пути становления правового государства и гражданского общества.
В конце XVIIIстолетия в Англии началась промышленная революция - переход от мануфактурного производства к фабричному, то есть от ручного труда к машинному. которая завершила подготовительный этап модернизация.
|
Последствия промышленного переворота:
- бурное развитие капиталистического производства, ростпроизводительности труда, мировой торговли, развитие промышленных городов;
- формирование промышленной буржуазии и пролетариата. Англия – мировой лидер.
Эволюционную модель модернизации предложили и США, которые образовались в 1776 г. в результате война за независимость (1775-1781). США, начав модернизацию позднее европейцев, добились больших успехов.
Факторы «американского чуда»:
1 – отсутствие базы для развития феодальных отношений, которые не пустили глубоких корней на североамериканском континенте. На севере развивалось капиталистическое фермерское хозяйство, что делало не нужной аграрную революцию. Этому способствовали огромные неосвоенные пространства земли. Беднейшие колонисты самовольно захватывали свободные земли и становились независимыми собственниками.Лишь на юге утвердилосьплантационное хозяйство, основанное на рабском труде. К середине XVII в. в северных колониях начали появляться города, где развивались торговля и мануфактурное производство;
2 – демократические традиции, которые несли с собой колонисты и реализованные в государственном устройстве США.В 1776 г. была принята Декларация независимости. Этим документом восставшие колонии провозгласили себя свободными и независимыми государствами, объединившимися в США. Автором Декларации был Т. Джефферсон, выдающийся демократический деятель американской революции, последователь французских просветителей, чьи идеи и были положены в основу Декларации. Американская Декларация была одним из самых прогрессивных документов, провозгласив право людей на свободу, обосновав принципы демократического правления. Главным из них объявлялась политическая власть, исходящая от народа и призванная защищать интересы всех граждан.
В 1787 г. была принята первая в мире Конституция, провозгласившая США федеративнойреспубликой на основе разделения властей. Законодательная власть принадлежила Конгрессу, исполнительная власть- президенту. Конгресс и президент избирались. Полная независимость судей выражалась в их несменяемости и в праве не применять законов, противоречащих Конституции. В 1791 г. был принят Билль о правах, где гарантировалась свобода слова, собраний, печати, неприкосновенности личности и жилища. Билль не отменял в США системы рабовладения, но вводил в республике основы буржуазной демократии;
3 - господство учения английских протестантов- кальвинистов, переселившихся в Америку целыми общинами из-за преследования правительства. Кальвинисты рассматривали всякий труд как богоугодное дело, осуществление божественного призвания. Успех в трудовой сфере, предпринимательскойдеятельности расценивался ими как показатель божественного покровительства;
4 - особая духовная атмосфера, создававшая ощущуение больших возможностей для самореализации личности;
5 - формирование новой этнической общности «американский народ», в котором концентрировалось богатство культурного опыта многих народов;
6 - промышленный переворот середины XIX века и передовые методы хозяйственной деятельности, усвоенные на родине, обусловили динамичноеразвитие экономики.
Рождение США имело большое значение. Возникло государство, признавшее принцип разделения властей, политическое равенство граждан, верховенство личной свободы ичастного интереса, ответственности власти перед обществом. Эти фундаментальные принципы в дальнейшем определили облик западной индустриальной цивилизации.
Во Франции модернизация началась в XVI в., но ее успехи были менее значительны, чем в Англии. Причины отставания: сохранение абсолютизма, сеньориального землевладения, полуфеодальной зависимости крестьян, цеховых ограничений в городах, непомерные налоги на купцов и промышленников. В 1774 г. министром экономики А. Тюрго была предпринята попытка ее реформированиябез коренной ломки старых структур. Он выступил за развитие фермерского хозяйства, свободную хлебную торговлю, невмешательство государства в деятельность предпринимателей. Нежелание правящих кругов проводить коренные преобразование в стране привело к революции – радикальное, быстро, насильственное изменение политической, социальной, экономической структур, системы ценностей. Социальный состав участников революции был очень пестрым: либеральное дворянство, буржуазия, крестьянство, ремесленники, рабочие. В ходе революции расстановка политических сил менялась, что придало революции сложный, затяжной, противоречивый характер.
Великой французской буржуазной революции (14 июля 1789 года - 9 ноября 1799 года) предстояло решить два сложнейших вопроса: аграрный и о власти. Однако ни один не получил своего разрешения в полном объеме:
· революция закрепила мелкокрестьянскую частную собственность, что в условиях перехода к индустриальному обществу не способствовало созданиюматериальной основы для интенсивного увеличении объема продукции для растущего городского населения и сырья для промышленности;
· Франция, провозгласив парламентскую республику, не смогла ее с охранить из-за слабости среднего класса.
Таким образом, в ходе революции не сложились условия для стабильного социально-политического развития страны. Проблемы, обусловившие революцию конца XVIII в., предстояло решать в ходе трех революций XIX в.
Значение революции: ликвидация абсолютизма,неравенства сословий, господства католицизма; приход к власти крупной торговой и промышленной буржуазии; закрепление господства буржуазной собственности и ее неприкосновенности; создание предпосылок для промышленного переворота.
Великаяфранцузскаябуржуазнаяреволюция – рубеж между аграрным и индустриальным обществом.
Вопрос 2. а) Россия на рубеже XVII-XVIII вв. страна стояла на пороге радикальных преобразований, так как предстояло преодолеть 200 летний разрыв в уровне развития с западноевропейскими странами. Уже во второй половине XVII в. Россия пыталась дать «ответ» на «вызов» Европы, заимствую отдельные элементы западноевропейской жизни, не нарушая вековых традиций. Однако архаичная политическая, финансовая, военная системы не позволяли стране добиться существенных успехов внутри страны и за ее пределами. Для преодоления отставания России следовало европейскую экономику и культуру, европейский образ жизни поставить выше традиционных ценностей русской культуры. Начало этому процессу положили реформы Петра I.
На становление личности Петра 1 решающим образом повлияли три события:
- поездка в Архангельск (1693-1694 гг.), в ходе которой государю стала еще более очевидна необходимость выхода России к морю;
- Азовские походы (1695-1696гг.), заставившие Петра мыслить и действовать как государственного человека;
- поездка в Европу (1696-1697 rr.), из посещения которой извлек важные уроки: а) Россия не сможет сохранить независимости, не ликвидировав разрыв в уровнях экономического развития; б) развитие промышленности, торговли зависит от уровня образования и науки.
Приступая к преобразованиям, Петр 1 не имел четкого плана. Но он не сомневался в одном- государство должно стать инструментом преобразования общества. То есть опора не на инициативу людей, а на государственный механизм. Поэтому Петр начал преобразования с государственного устройства, в результате которых в России оформился абсолютизм.
При Петре произошла радикальная ломка всей структуры государственных учреждений, характерных для сословно- представительной монархии. В его правление перестала функционировать Боярская Дума. В 1711 г. был создан Сенат. Он занял ключевое место в государственной системе и выполнял судебные, административные, законосовещательные функции, назначал чиновников. Во главе Сената стоял генерал- прокурор, который подчинялся императору.
Приказы были заменены коллегиями, которые делились на ведомства. Было создано 12 коллегий: Иностранных дел. Военная. Адмиралтейская, Камер- коллегия и другие. Единые принципы работы аппарата управления излагались в общем законодательном акте- Генеральном регламенте.Для усиленияконтроля за исполнением указов монарха учреждалась прокуратура во главе с генерал-прокурором. Публичный контроль дополняется тайным надзором. При Сенате, коллегиях, в провинциях, городах вводится должность обер- фискала.
При Петре была проведена местная реформа: введено новое административноеделение. Страна делилась на 8 губерний во главе с губернаторами, которые назначались царем. Губернии делились напровинции во главе с воеводами. Благодаря реформам правительству было легче осуществлять контроль над населением. Введение паспортной системы усилило этотконтроль.
Новая система учреждений вызвала к жизни бюрократический принцип работы этого механизма вместо служебно-родового. В государственном аппарате повышалась роль непородных людей. В 1772 г. был определен порядок прохождения службы чиновниками, закрепленный в Табеле о рангах. Этот документ знаменовал собой окончательный разрыв с прежней системой местничества и утверждение нового принципа - служебной годности. Таким образом, формировался управленческий аппарат, подвластный личномонарху.
В систему новых учреждений была включена церковь. В 1721 г. был создан Синод как высший государственный орган управления делами церкви. Патриаршество ликвидировано, церковьподчинена светской власти.
Наиболее совершенным детищем Петра Iстала военная реформа. Вместо стрелецкого войска создавалась регулярная армия, то есть единообразно устроенная, обмундированная, вооруженная и обученная, находившаяся на государственном содержании. В новой армии утвердился рекрутский порядок комплектования.
Государственные преобразования Петра венчало принятие им в 1721 г. императорского титула.
Факторы утверждения абсолютизма в России:
/ \
в нутренние внешние
Внутренние - особая расстановка социальных сил в самом господствующем классе: боярство - "старое" дворянство- "новое" дворянство;
- обострение социальных противоречий;
Внешние - возникновение абсолютистских государств в странах Запада;
- неблагоприятная военно- политическая обстановка России;
- прониюновение в Россию идей рационализма. Идеологи Просвещения важное место в преобразовании общества отводили государству как идеальному средству воспитания людей. Главные рычаги совершенствования государства- правильные законы и их соблюдение. Идеи эти воспринял Петр, считавший, что совершенное законодательство, всеобщая регламентация жизни общества, четкость и исполнительность в работе государственного аппарата приведут к процветанию державы.
Но Петровский идеал рационального и справедливого государства оказался утопией. На практике образовалосьрегулярное государство(полицейское государство). Его характерные черты: всеобъемлющее регулирование жизни общества; - тотальный контроль над подданными; - грубое принуждение к исполнению законов; - широкие полномочия административного аппарат.
Важнейшей особенностью российского абсолютизма являлось и то, что он утверждался на феодальной основе, а небуржуазной как в Европе.
Таким образом, государственные преобразования не привели к демократизации политической жизни, еще более обострив конфликт между властью и обществом, отношения между которыми выстраивались по образу восточной деспотии.
б). В годы царствования ПетраI в России произошел резкий экономический скачок по значению и последствиям равный советской индустриализации. ВпервойчетвертиXVIII в. в России возникло около 200 мануфактур против 15-20 конца XVII в.
Важнейшей особенностью экономического развития страны начала XVIII в. являлась огромная роль государства, его глубокое проникновение во все сферы хозяйственной жизни
Основные причины вмешательства:
- влияние на политику Петра концепции меркантилизма, которая была широко распространена в Европе. Меркантилизм- экономическая политика, предполагающая активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь и основывалась на преобладании вывоза товаров над ввозом, поощрении развития отечественной промышленности, защите её от иностранной конкуренции. Петр, путешествуя по Европе, познакомился с идеей руководящей роли государства в экономике и не остался к ней равнодушен;
- неудачное начало Северной войны со Швецией за выход в Балтийское море (1700-1721г). С ее началом обнаружилась потребность в оружии, боеприпасах, обмундировании. Это могла дать только мощная промышленность, которой в России не было. Крупное военное производство не могло произвольно зародиться на базе кустарного ремесленного производства, так как технический уровень кустарных предприятий был низок;
- отсутствие значительного частного капитала. К тому же владельцы денежных средств не желали добровольно вкладывать деньги в сомнительное дело;
- отсутствие рынка свободных рабочих рук; отсутствие специалистов;
- отсутствие социальных слоев в российском обществе, способных осознать и осуществить общенациональные задачи.
Таким образом, в началеXVIII в.никто кроме государства не мог обеспечить условияразвития крупного производства. Поэтому вариант экономической модернизации, предложенный Петром, являлся естественным и закономерным для России, а не искусственным и случайным. Реформаторское движение не могло инициироваться «снизу", а начатое«сверху" оно могло быть успешным только через насилие и предельное напряжение сил общества.
В экономической политике Петра можно выделить два периода:
Первый- с 1700 г. до 1719 г. Государство занялось прямой экономической деятельностью. За казенный счет строились заводы. Из 200 мануфактур, созданных при Петре, половина принадлежала государству. Это оружейные, судостроительные, металлургические предприятия. Государство создавало и собственную торговлю. Захват торговли был примитивным. На заготовку и сбыт определённых товаров: соль, лён, кожу, пеньку, хлеб, сало, воск вводилась монополия, которая вела к ограничению торговой деятельности русских купцов и разорению наиболее состоятельной группы русского купечества.
Второй- с 1719 г. Государство пошло на поощрение частного промышленного предпринимательства. Распространилась практика передачи убыточных государственных предприятий частным владельцам или специально созданным для этого кампаниям. Однако ни владелец, ни кампания не являлись собственниками предприятия. Это была аренда. Главной обязанностью арендатора было своевременное выполнение казенных заказов. За государством сохранялось право конфискациипредприятия.
Итак, государство неустранялось из экономики. Но если до 1719 г. Оновоздействовало на экономику через систему запретов, монополий, пошлин и налогов, то есть через открытые формы принуждения, то теперь - через деятельность административно- контрольной бюрократической машины с помощью уставов, регламентов, привилегий. Эта работа была поручена специальным государственным учреждениям- органам управления торговлей и промышленностью (Берг- мануфактуре, Коммерц- коллегиии др.)
Частные предприятия работали на государственный заказ и под контролем государства, которое гарантировало сбыт продукции, защищало от иностранной конкуренции и тем развращало предпринимателя, истребляло частную инициативу и предприимчивость.
Специфически решалась проблема рабочих рук. В условиях несвободы основной массы сельского и городского населения капиталистический наем был крайне затруднен. Государство начало приписывать к мануфактурам крепостных крестьян для сезонной работы. Но проблема не была решена. И тогда было разрешено мануфактуристам покупать крестьян. Таким образом, создавалась не капиталистическая мануфактура, а крепостная.
Следствием форсированного экономического роста стало с одной стороны, создание мощной экономической базы, необходимой для развития наций; с другой - деформация экономических структур, которые тормозили движение общества по буржуазному пути.
В период складывания абсолютизма продолжалась консолидация сословий. Некогда единое сословие "служилых людей" распалось. Его верхушка: "служилые" по отечеству" (происхождению) превратились в дворян. "Служилые "по прибору" (набору) - в государственных крестьян.
Образование сословия дворян было юридически закреплено. Указом о единонаследии окончательно было ликвидировано различие между поместьем и вотчиной. Но за это дворяне были обязаны служить до самой смерти. За уклонение от службы поместья отбирались. Новыйкритерий их службы - принцип личной выслуги- привязывал дворянство к государственной службе, превращало их в зависимое военно- бюрократическое сословие.
Посадское население было разделено на две гильдии. Первую составляли верхи посада (богатые купцы, ремесленники), вторую- низы.
Петровская эпоха привела к слиянию в единое сословие крепостных и холопов.
Итак, Петр I предпринял попытку сделать Россию европейской страной. Но провел реформы по азиатски, усилив роль государства. Преобразования раскололи российское общество на 2 уклада: цивилизацию и почву. Первый уклад - цивилизация - охватывал малую часть России. Здесь формировались частная собственность,рыночные отношения, классы, создавались условия для становления гражданского общества. В своём развитии этот уклад более динамичен.
Второй уклад - почва- представлял традиционный полувосточный путь развития с мощным государством и общиной. За ним - многочисленное крестьянство и более медленное развитее. Между этими укладами пропасть, противостояние, отсутствие взаимопонимания, что стало еще одним фактором, тормозящим развитие страны.
Вопрос 3. "Просвещенный абсолютизм»- особая политика рядаевропейских абсолютистских государств второй половины XVIII в. дляукреплений позиции дворянства.Внешний признак - следование идеям Просвещения.Внутренний - уничтожение "сверху" наиболее устаревших феодальных институтов и некоторые шаги в сторону развития буржуазных отношений:
- упразднение сословных привилегий,
- секуляризация церковныхземель, подчинение церквигосударству,
- проведение крестьянской, судебной, школьной реформ, смягчение цензуры.
Мысль о государстве во главе с "просвещенным правителем" получила распространение среди части просветителей XVIII в., по мнению которых "просвещенный монарх" следует советам философов и проводит преобразования на «разумных» началах. С точки зрения идеологов «просвещенного абсолютизма» такая политика позволяла предотвратить революции и осуществить мирные преобразования отживших феодальных институтов. Такой путь устраивал не только монархов, но и умеренно либеральные круги буржуазии. В итоге в раде государств сложился союз философов имонархов".
Политика «просвещенного абсолютизма» - общеевропейское явление. Но наибольшеераспространениеона получила в странах с медленным развитием капиталистических оношений: Испании, Австрии, Пруссии. В России просвещенный абсолютизм связан с именем Екатерины II.
В ее деятельности выделим двапериода:
I период- 1762-1773, то есть до крестьянской войны Е. Пугачева. Это время активной реформаторской деятельности и попыток провести либеральные реформы. Отметим необычайную противоречивость шагов Екатерины II. С одной стороны- гуманизация и европеизация русской жизни, с другой – укрепление абсолютизма и крепостного права.
В рамках гуманизацииначалось обсуждение крестьянского вопроса. В 1763 г. Н.И.Панин подал Екатерине записку о законодательном ограничениикрестьянской зависимости. В 1775 г. в Вольном экономическомобществе обсуждались проекты об ограничении крепостногоправа. В 1767 – 1769 гг. для составления нового законодательства была созвана Уложенная комиссия – первое национальное собрание с открытыми дебатами. Начало парламентаризма в России?
Требовалось привести правовые нормы в соответствие с изменившимися условиями общественной жизни. Для выработки нового Уложения были созваны выборные представители от всех сословий.Для депутатов Екатерина составила «Наказ".
Главные идеиНаказа:
- необходимость сохранения самодержавия, ибо всякая другая форма правлениягубительна для России, так как цельсамодержавия - благо всехподданных;
- равенство граждан перед законом;
- освобождение крестьян.
Однако работа комиссии оказалась неэффективной. Запутанное законодательство не было приведено в порядок, не разработаны правовые установки для облегчения крепостного права, не созданы юридические основы для формирования третьего сословия. Дворянское большинство комиссии незыблемо стояло на страже своих привилегий и не было намерено осуществлять какие - либо перемены. Екатерина II, убедившись в невозможности разрешения российских проблем Уложенной комиссией, распустила ее.
Для укрепления самодержавия в 1763 г. была проведена Сенатская реформа. Сенат был разделен на 6 департаментов и утратил свое прежнее значение, лишевшисьзаконодательных функций. В 1763 - 1764 гт. проведена секуляризация церковных земель. Православное духовенство потсряло финансовую независимость и фактически стало отрядом чиновничества. Это окончательноподчинилоцерквьгосударству. В 1764г. Екатерины II лишила Украину автономии и гетманства,началось закрепощение украинских крестьян. В 1765 г. вышел указ о разрешении помещикам ссылать крестьян на каторгу, а в 1767 г. - запрет жаловаться крестьянам на своего барина. Челобитная крепостного приравнивалась к ложному доносу и каралась каторгой.
В чем причины столь противоречивой политики Екатерины?Во-первых, какпросвещенный человек она мечтала о переустройстве России на либеральных началах. Но национальные социальные теории отсутствовали.Екатерины IIобратилась к теориям западных просветителей. Главной целью своей политики она объявила благо народа. Достижение этой цели возможно через союз народа и правителяна основе закона, который обеспечивает процветание и государства, и народа. Это была попытка воплотить теорию договорного государства. Во-вторых, возрастание политической веса и активности дворянского сословия как следствие сплоченности феодалов на основе уравнивания прав вотчинников и помещиков. Следствием этогостало усиление дворянства, которое требовало всё больших прав и привилегий. Екатерина не могла этому противостоять. В-третьих, незаконность получения престола делала её позиции уязвимой, боязнь потерять власть делала её уступчивой дворянским притязаниям.
Итак, нравственные чувства, доводы разума и соображения государственной пользы побуждали Екатерину пытаться провести преобразования, но страх потерять власть толкал императрицу к политики, ориентированной на сословные интересы дворянства, а не общества в целом.
IIпериод -1775-1796.Отказ от либеральных реформ, консерватизм политики, ставка на дворянство, его консолидацию, а не на сотрудничество всех сословий. Почему? Крестьянская война напугала императрицу. Она поняла, что опорой для нее может быть только дворянство. Французская революция 1789 г.и казнь короля потрясла Екатерину.
В 1775 г. Екатерины IIпровела областную реформу. Губернии были разукрупнены: вместо 23- 50. В организации губернского и уездного управления было проведено разделение властей. Было организовано три ряда учреждений:общая администрация, финансовое управление, судебные учреждения. Создана разветвленная система сословных гражданских иуголовныхсудов: для дворян, горожан, государственных крестьян. Должностные лица губернских учреждений назначались правительством. А управление уездами передавалось в руки местного дворянства, которое один раз в три года выбирали должностное лицо– капитан-исправника. Оформление дворянского самоуправления.
В апреле 1785 г. была утверждена Жалованная грамота дворянству, получившие монопольное право на владение крестьянами, землями, недрами, право основывать заводы,торги и ярмарки, это означало, что в России оформилась частная собственность западного типа.
Дворянство освобождалосьот налогов, телесных наказаний, от обязательной службы государству. Таким образом, в России появилось первое свободное сословие.
Честь, жизнь, имущество дворянина можно было отнять толькопосле совершения им преступления. Судить дворянина мог суд, состоявший из людей, равных ему по положению. Дворяне получили право беспрепятственно выезжать за границу, создавать в уездах и губерниях дворянские собрания. Таким образом, дворянство получило законодательно оформленныесвободу ивласть. Грамота способствовала укреплению класса собственников, стимулировала развитие западного уклада. Но сохранило корпоративность дворянского сословия.
Вместе с Жалованной грамотой дворянам была подписана Ж алованная грамота городам. Екатерина мечтала создать " третье сословие", предоставив широкие полномочия занятым вторговле и промышленности.
Жалованной грамотой городам завершился процессупорядочения социальной структуры российского общества. Кдворянству, духовенству, крестьянству добавились еще два сословия: купечество и мещанство. За ними закреплялись права и привилегии; купечество освобождалось от телесных наказаний, от рекрутской повинности, от подушной подати, их дома - от воинскогопостоя. Мещанство оставалось податным сословием, но получило право передавать звание по наследству. (Мещане = ремесленники + посадские люди).
Грамота вводила городское самоуправление. Жители всех городских разрядов, достигшие 25 лет, получили право собираться на общую городскую Думу и избирать городского голову и шесть гласных сроком на три года. Городской голова и гласные занимались вопросами благоустройства, сбора податей, развития торговли, промыслов. Однако реальная власть находилась в руках городничего, назначаемого правительством.
Екатерины IIпроводила успешную экономическую политику. Развивалась промышленность.К концу XVIII в. в России работали 2294 промышленных предприятий. Государство стремилось передать промышленное строительство и производство в частные руки купцов и дворян. Росло число дворянских вотчинных мануфактур, благодаря покровительству правительства, избытку даровой рабочей силы, большим сырьевым возможностям. Были отменены откупа, введен запрет покупать крепостных крестьян к мануфактурам. То есть при Екатерине воплощались западноевропейские идеи о невмешательстве государства в торговлю и промышленность.
При Екатеринеразвивалась капиталистическая мануфактура. В 40- 60-е годы активноосваивалсяЮжный Урала. Здесь в отличие от Среднего Урала использовался труд вольнонаемных. Во второй половине XVIII в. капиталистическая мануфактура получила широкое распространение в легкой промышленности (Иваново- Вознесенский район). Ее создатели- капиталисты -крестьяне- крепостные.Шел процессформирования общенационального рынка.
Много было сделано при Екатерине в области образования, медицины, социальной помощи. Время Екатерины- пробуждение научных, литературных, философских интересов, зарождение интеллигенции.
Внешняя политика императрицы носила имперский характер, Силовой подход к решению территориальных проблем. Главная задача внешней политики- не оборона и возвращение русских земель, а расширение территорий.
Итак, Екатерина больше хотела, чем смогла. Главный выигрыш в результате её правления получило дворянство. И всё- таки именно при Екатерине начался процесс освобождения сословий в России.