РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП. О3 Электротехника и электроника
Цикла общепрофессиональных дисциплин
Основной профессиональной образовательной программы
по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Пермь, 2016
ОДОБРЕНО Председатель ПЦК специальности 23.02.03 _______________ Е.В.Брагина «____» _____________ 20__г. | УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УР ГБПОУ ПКТС ________________И.С.Шарпан «____»__________20__г. |
Составитель: Тарасова Е.П., преподаватель ГБПОУ ПКТС
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Голубева В.П., к.п.н., руководитель учебно-методической службы ГБПОУ ПКТС
Содержательная экспертиза: Карнаушенко И.С., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ПКТС
Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза: Сулейманов Э.Н., преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Пермский промышленно-коммерческий колледж»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014г.№ 383
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины ………………………4
2. Структура и содержание учебной дисциплины …………………………...6
3. Условия реализации учебной дисциплины ……………………………….13
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ………..15
5. Приложение 1………………………………………………………………..16
6. Приложение 2………………………………………………………………..17
6. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу………18
Паспорт рабочей ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника и электроника
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ПКТС специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, разработанной в соответствии с ФГОС СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании - повышение квалификации, переподготовка и профессиональная подготовка работников в области автомобильного транспорта при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины (ОПОП):
Базовая часть
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- Пользоваться измерительными приборами;
- Производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля;
- Производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- Методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и электронных цепей;
- Компоненты автомобильных электронных и устройств;
- Методы электрических измерений;
- Устройство и принцип действия электрических машин;
Вариативная часть
Обоснование: С целью реализации требований работодателей и ориентации профессиональной подготовки студента в области знаний электрооборудования автомобилей, обучающийся в рамках овладения указанным видом профессиональной деятельности должен уметь:
- производить расчеты по элементам электроприводов
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- Принцип действия микропроцессоров;
- Системы управления электроприводом
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ОПОП по 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и овладению профессиональными компетенциями (ПК) (Приложение 1):
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны сформироваться общие компетенции (ОК) (Приложение 2):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 159 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 106 часов
самостоятельной работы обучающегося 53 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 159 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) В том числе вариативная часть | 12 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | Не предусмотрено |
практические занятия | 6 |
контрольные работы | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 146 |
в том числе: | |
- проработка конспектов занятий, учебной литературы, учебных пособий; -подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим работам, подготовка к их защите; -решение задач, практических заданий по отдельным темам дисциплины; - изучение отдельных вопросов по теме с последующим оформлением реферата; | 10 10 10 23 |
Итоговая аттестация в форме экзамена 4 семестр |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уро вень освое ния | ||||
Аудитор. | Самост. | ||||||
Раздел 1. Электротехника | |||||||
Тема 1.1. Электрическое поле | Содержание учебного материала | ||||||
Электрический ток в проводниках. Основные характеристики электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы. | 1 | 4 | 2 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||||
Практические работы | Не предусмотрено | ||||||
Тема 1.2 Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала | ||||||
Характеристика элементов электрической цепи. Электрические схемы. Электрическое сопротивление. Режим работы электрической цепи. Основы расчета электрической цепи постоянного тока: закон Ома, закон Кирхгофа, расчет электрической цепи методом контурных токов, методом узловых потенциалов, методом двух узлов (узлового напряжения). | 2 | 4 | 2 | ||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||||
Практические работы | |||||||
Исследование электрических цепей с последовательным и параллельным соединением резисторов. | 1 | ||||||
Тема 1.3 Электромагнетизм | Содержание учебного материала | ||||||
Основные свойства и характеристики магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция. Магнитные цепи: разветвленные, неразветвленные цепи, электромагнитные силы, энергия магнитного поля. | 1 | 6 | 2 | ||||
2 | |||||||
2 | |||||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||||
Практические работы | |||||||
Решение задач по определению параметров электромагнетизма. | 1 | ||||||
Тема 1.4 Однофазные цепи переменного тока | Содержание учебного материала: | ||||||
Характеристики синусоидального тока: период, амплитуда, частота, фаза, мгновенное и действующее значение. Параметры переменного тока: индуктивность, активное сопротивление, емкость, реактивные сопротивления, мощность, векторная диаграмма. Электрические цепи: с активным сопротивлением, с катушкой индуктивности, с емкостью; векторная диаграмма; цепи RLC, резонанс токов и напряжений. | 2 | ||||||
2 | 6 | ||||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||||
Практические работы | |||||||
Исследование резонанса токов и напряжений | 4 | ||||||
Тема 1.5 Трехфазные цепи переменного тока | Содержание учебного материала | ||||||
Принцип построения трехфазной системы. Характеристика соединений трехфазной цепи: соединение звездой, треугольником. | 6 | 2 | |||||
2 | |||||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||||
Практические работы | |||||||
Исследование трехфазной электрической цепи при соединении нагрузки звездой и треугольником | 4 | ||||||
Тема 1.6 Трансформаторы | Содержание учебного материала: | ||||||
Однофазные трансформаторы: назначение, принцип действия, устройство, режимы работы, мощность, потеря мощности, КПД. Виды трансформаторов: трехфазные, многообмоточные, автотрансформаторы – назначение, устройство, работа характеристики. | 6 | 2 | |||||
1 | |||||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||||
Практические работы | |||||||
Расчет параметров трансформатора | 4 | ||||||
Тема 1.7 Электрические машины | Содержание учебного материала: | ||||||
Электрические машины переменного тока: назначение, классификация, вращающееся магнитное поле, устройство. Трехфазные асинхронные двигатели: принцип действия, классификация двигателей. Область применения. Однофазные асинхронные двигатели: принцип работы, устройство, область применения. Синхронные машины: принципа работы синхронного двигателя, генератора, область применения. Электрические машины постоянного тока: назначение, классификация, принцип работы, способы возбуждения, реакция якоря, коммутация. Электрические двигатели постоянного тока, их характеристика, область применения. | 12 | 2 | |||||
Генераторы постоянного тока: принцип работы, устройство, ЭДС, характеристики, самовозбуждение, область применения ГПТ с параллельной обмоткой возбуждения. Основы электропривода: понятие об электроприводе, расчет мощности и выбор двигателя при различных режимах работы. Принципы управления электроприводом. Принципы передачи и распределении энергии, применение электроснабжения на промышленных предприятиях | 2 | ||||||
1 | |||||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||||
Практические работы | |||||||
Расчет трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. | 2 | ||||||
Исследование двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением. | 4 | ||||||
Исследование трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором | 4 | ||||||
Тема 1.8 Электрические измерения | Содержание учебного материала: | ||||||
Основные понятия измерений: основные понятия измерений, погрешности измерений, класс точности, классификация приборов. Измерение электрических параметров: приборы для измерения тока и напряжения; электрического сопротивления; мощности; условные обозначения на шкалах приборов. | 8 | 2 | |||||
2 | |||||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||||
Практические работы | |||||||
Проверка аналоговых приборов | 4 | ||||||
Измерение напряжения универсальным цифровым вольтметром | 4 | ||||||
Раздел 2. Электроника | |||||||
Тема 2.1 Полупроводниковые приборы | Содержание учебного материала: | ||||||
Характеристика физических процессов в полупроводниках. Полупроводниковые диоды: классификация, свойства, маркировка, область применения. Полупроводниковые транзисторы: классификация, принцип действия, область применения. Полупроводниковые фотоэлементы: понятие фотоэффекта; фотоэлементы с внешним и внутренним фотоэффектом; фотодиод, светодиод, фотореле. | 12 | 2 | |||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||||
Практические работы | |||||||
Решение задач | 2 | ||||||
Тема 2.2. Электронные устройства | Содержание учебного материала: | ||||||
Электронные выпрямители: назначение, однофазные и трехфазные выпрямители, сглаживающие фильтры. Электронные стабилизаторы: назначение, стабилизаторы тока, стабилизаторы напряжения. Электронные усилители: назначение, классификация, параметры и характеристики усилителей, принцип работы усилителя низкой частоты, многокаскадные усилители, импульсные и избирательные усилители Электронные генераторы: назначение, классификация, структурная схема; колебательный контур, генераторы синусоидальных колебаний типа LC и RC. Электронные измерительные приборы: цифровые вольтметры, электронный осциллограф. Понятие о микропроцессорах: объективная необходимость применения микропроцессоров и микро ЭВМ для комплексной автоматизации управления производством; структурная схема ЭВМ, взаимодействие блоков. Интегральные микросхемы: классификация, система обозначения, основные параметры. | 16 | 2 1 | |||||
Лабораторные работы | Не предусмотрено | ||||||
Практические работы | |||||||
Решение задач по элементам электроприводов. | |||||||
Всего | |||||||
условия реализации программы дисциплины