Организованная преступность представляет собой одно из наиболее страшных негативных социально-политических явлений, принявших в начале XXI в. характер настоящего социального бедствия. Преступления, совершаемые организованными группами, не ограничиваются конкретными составами преступлений, они могут быть разнообразными. Факт совершения их организованной группой придает им особую общественную опасность. В связи с этим возникают определенные трудности в противодействии организованной преступности, обусловленные ее масштабами.
С учетом вышеизложенного представляется целесообразным выявить проблемы противодействия данному виду преступности и определить пути решения этих проблем.
Под противодействием организованной преступности В. А. Бодренкова и В. К. Зникина понимают принятие активных мер воздействия на преступность, но не достаточных для качественного, позитивного ее изменения. Действительно, правы ученые в том, что принимаемых мероприятий недостаточно для реагирования на такой вид преступности. Следует признать, что организованная преступность обладает в настоящее время высокой степенью жизнеспособности, поэтому, по большому счету, не представляется возможным полностью ее нейтрализовать (ликвидировать), какие бы серьезные и эффективные меры для этого не предпринимались. Думается, что ее можно лишь ограничить, ставя под контроль государства. В отличие от государственных и правоохранительных органов организованная преступность стремительно налаживает связи за границей, быстрее реагирует на все трансформации, происходящие в мире.
Существенным препятствием в успешной профилактике организованной преступности является укрупнение связей преступных организаций с представителями государственной власти. Таким образом, происходит их взаимопроникновение, способствующее установлению симбиотических отношений и вступлению в сговор. При таких условиях противодействие и его меры сводятся на нет, ибо представители правительства выполняют роль уже укрывателей преступной деятельности, одновременно с этим становясь заложником преступной организации.
|
Нарушение и несоблюдение законности в органах внутренних дел в России - одна из главных составляющих проблем существования организованной преступности, поскольку укоренилась она с момента образования силовых структур государства. К сожалению, уголовное законодательство отстает от процесса общественного развития и соответственно от развития криминогенных процессов. Вследствие чего меры, применяемые для устранения новых видов криминальных проявлений, оказываются неадекватными, а это позволяет преступникам опережать реагирование правоохранительных органов на преступность.
Несмотря на указанные негативные обстоятельства следует отметить, что существует множество форм противодействия организованной преступности, знание которых необходимо для разработки важнейших направлений минимизации такой преступности.
Деятельность правоохранительных органов по противодействию организованной преступности обязательно включает те или иные профилактические мероприятия. Они условно объединяются в две группы:
Общепрофилактические (общесоциальные) меры. Основное их содержание - выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению преступных деяний, а также возникновению организованной преступной деятельности и ее групп.
|
Специальные (конкретные, специфические) меры. Это меры в отношении конкретных лиц, совершающих противоправные деяния.
Для организованной преступности меры предупреждения должны дополняться и специфическими мерами, но главным направлением борьбы с ней является комплексная профилактика, причем осуществляемая на различных уровнях (общесоциальном, специально-криминологическом, индивидуальном).
Общесоциальный уровень охватывает мероприятия экономического, политического, правового, идеологического характера, способствующие развитию общественных отношений в различных сферах общественной жизни и не имеющие специальной направленности. Основным отличием таких мероприятий является то, что они представляют собой некий фундамент для эффективного применения специальных криминологических мер предупреждения преступных проявлений.
Меры специально-криминологического уровня призваны целенаправленно устранять конкретные криминологические факторы, предупреждение преступности составляет их основное, а в ряде случаев и единственное содержание.
Для борьбы с организованной преступностью необходима комплексная профилактика, способствующая выполнению общегосударственных задач социального характера. Научные основы теории предупреждения преступлений, совершаемых организованными группировками, созданы в результате многочисленных исследований проблемы борьбы с преступностью в различных сферах экономики и социальной жизни, разработки методов и средств ее профилактики.
|
С момента объявления себя суверенным государством Российская Федерация осознает важность проблемы организованной преступности. Поэтому уже с первых дней ведется активная борьба по противодействию данного вида преступности, причем на самом высоком уровне.
Эффективность профилактического воздействия на организованную преступность зависит от многих условий. К ним можно отнести: 1) достоверность и полноту оценочных категорий (количественные и качественные показатели преступности); 2) целостное представление об объектах профилактического воздействия, то есть организованной преступности; 3) наличие сил и средств, необходимых для профилактического воздействия; 4) научную обоснованность и выполнимость планируемых мероприятий.
Оценка эффективности профилактики организованной преступности позволяет не только проникнуть в «технологию» управления объектом профилактического воздействия, но и выявить
дополнительные особенности организованной преступности. Это позволит определить оптимальную стоимость общих затрат на профилактическую работу.
Вместе с тем эффективность профилактики организованной преступности на всех ее уровнях оценить крайне затруднительно, так как необходимы критерии оценки. Это можно сделать лишь на ее среднем и низшем уровнях.
Из-за отсутствия четкого представления об объекте профилактического воздействия, в качестве которого выступает организованная преступность, в правоохранительной практике, как правило, профилактическая деятельность осуществляется и оценивается только с позиций «оказываемости» влияния на состояние преступности криминогенных детерминантов. По существу, не подвергается рассмотрению эффективность тех или иных планируемых профилактических мер. Хотя следует признать, что проблема оценки эффективности профилактической деятельности достаточно полно исследовалась многими российскими учеными.
Следует отметить, что вопросы показателей и критериев эффективности профилактики преступлений, а тем более вопросы особенностей противодействия организованной преступности и профилактики преступлений в разнообразных сферах жизни и экономики до настоящего времени не подвергались детальному изучению и остаются еще, как и проблемы самой организованной преступности, дискуссионными.
Как известно, показатели эффективности выполнения профилактических мероприятий, благодаря которым оценивается вся работа, осуществляемая в процессе непрерывного учета и анализа служебной деятельности по идентифицированным, заранее установленным критериям, нуждаются в постоянном совершенствовании и корректировке. К этому и сводится эффективность профилактики и борьбы с организованной преступностью.
Не зная четких критериев оценки деятельности, нельзя ее измерить. Издержки нашей правоохранительной системы состоят в том, что получаемая информация, в целом о преступности и об организованной преступности в частности, в основном собирается и не подвергается глубокому анализу.
Отсутствие научного обеспечения практической деятельности органов внутренних дел привело к тому, что в деятельности в целом МВД, региональных ГУВД, УВД и УВДТ отсутствуют аналитическая работа, глубокий факторный анализ преступности и прогностическое направление. Работа органов внутренних дел по причине отсутствия научного обеспечения осуществляется практически вслепую и сведена к примитивному анализу количественных показателей преступности. Данный анализ проводится только за текущий и прошлый годы, вся основная статистика преступности, ее качественные характеристики не анализируются и мертвым грузом ложатся в ежегодные отчеты органов внутренних дел.
Методики анализа преступности до сих пор не разработаны МВД РФ. Научные методы анализа деятельности органов внутренних дел (математические, социологические и др.) в борьбе с преступностью не применяются. Органы внутренних дел не получают научных рекомендаций, реализация которых позволила бы значительно улучшить работу в первую очередь оперативно-следственных подразделений, а также остальных служб МВД РФ.
Следствием данного положения является то, что нет обратной связи между информацией и правоохранительной деятельностью, то есть информация накапливается сама по себе, а профилактическая деятельность и противодействие организованной преступности не связаны с ней.
Учитывая транснациональный характер современной организованной преступности, следует принимать во внимание, что и планируемые профилактические мероприятия должны также носить характер международного сотрудничества. И это не случайно. Транснациональный характер организованной преступности самим своим характером подталкивает субъектов организованной преступности к международному сотрудничеству. Соответственно поэтому противоборствовать международной преступности представляется возможным в условиях тес- ной координации и взаимодействия правоохранительных органов различных стран3. Данный союз уже сам по себе является чрезвычайно важным и эффективным профилактическим средством против организованной преступности.
Так, например, 21-22 апреля 2005 г. состоялось очередное заседание Совета министров внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ), в котором приняли участие делегации Полиции Республики Армения, МВД Азербайджанской
Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Грузии и Украины, директор Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видам преступлений на территории государств.
По нашему мнению, в борьбе с организованной преступностью, если учесть ее латентный характер, нужны в первую очередь профилактические меры воздействия. Зарубежные эксперты утверждают, что воздействие на организованную преступность осуществляется в основном опосредованно. Практически борьба ведется вслепую.
К направлениям профилактической деятельности против организованной преступности (преступлений) профессор Г. М. Миньковский относит:
– достаточную законодательную базу;
– четкую понятийную и концептуальную характеристику данного вида преступности и борьбы с ней в современный период;
– специализацию кадров, ведущих борьбу с организованной преступностью, и их подготовку;
– знание реального состояния и тенденций развития организованной преступности, комплексное программирование, обоснованные прогнозные оценки;
– современную информационную базу, достаточное ресурсное обеспечение.