История книжной культуры в 19 веке (окончание)




Многие приемы работы М.О. Вольфа воспринял А.Ф. Маркс - один из крупнейших русских издателей. Он также прошел школу ученичества в солидных немецких фирмах, затем у петербургского книгопродавца Ф.А. Битепажа и у Вольфа. В 1870 г. он начинает издание еженедельного иллюстрированного журнала для семейного чтения «Нива». Маркс ориентировался на среду, перспективную в качестве читательской аудитории, - на российского «бюргера». Журнал имел широкую программу. Основное место в нем отводилось популярным современным авторам, позднее появились произведения А.П. Чехова, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, И.В. Бунина, Д.С. Мережковского и других крупных писателей. Всего за первые 30 лет на страницах журнала и его приложений было напечатано около 1500 романов, повестей и рассказов, около 1000 стихотворений, свыше 2000 биографий, почти 800 исторических очерков.

Жесточайшая конкуренция и борьба за читателя привела А.Ф. Маркса к идее гратификации - «премирования» подписчиков бесплатными приложениями - сначала в виде художественных репродукций, а затем собраний сочинений лучших отечественных и зарубежных авторов. Конечно, приложения не были в полном смысле слова бесплатными. Маркс, как расчетливый предприниматель, добился главного - увеличения числа подписчиков, и незначительно повышенная цена на журнал не только покрывала все расходы, но и приносила значительную прибыль. В качестве приложений давались парижские моды с выкройками, рисунки для рукоделия, карты железных дорог и т.п. Гратификация, впервые так широко примененная в русской издательской практике, резко повысила подписку на журнал. Ежегодный тираж «Нивы» достиг небывалой цифры - 250 тыс. экз.

Из приложений составлялись домашние библиотеки по всей стране, в том числе людьми, которые ранее не были покупателями книг, а тем более многотомных собраний сочинений. «Ниву» - первый массовый всесословный журнал - можно было найти не только в семьях интеллигенции и августейших особ, но и в домах рабочих, крестьян. К. Чуковский, в те годы влиятельный критик, свидетельствовал: «И страшно подумать, что бы такое была Россия, русская дикая провинция, без своей «Нивы», заставившей насильно (носом, носом, как щенка в молоко!) всю эту темную, забитую, засыпанную снегом страну проникнуться Чеховым, Достоевским, Гончаровым, Глебом Успенским, Щедриным...». О значении премий-репродукций писал историк искусства П.П. Гнедич: «В медвежьих углах и захолустьях, где скверный московский лубок является предметом роскоши, премия «Нивы» была своего рода откровением... Это были оригиналы, по которым дети учились рисовать, - это была школа для целого подрастающего поколения».

Книгоиздательство Маркса носило универсальный характер. Он выпускал книги по естествознанию, истории, искусству, географические атласы, издал ряд подарочных иллюстрированных книг крупного формата («Потерянный и возвращенный рай» Дж. Мильтона, «Фауст» И.-В. Гете, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «История искусств» П.П. Гнедича и др.). Особенно широко Маркс издавал художественную литературу. Он приобрел право на издание сочинений многих русских писателей. Хотя специалисты отмечают не всегда высокий уровень редакционной подготовки изданий Маркса (в них встречались искажения, пропуски), его заслугой стал планомерный массовый выпуск сравнительно дешевых книг писателей классиков и современников. А.Ф. Маркс говорил: «Я всегда держался такого правила - вместо того, чтобы издать две тысячи экземпляров по пятнадцати рублей, я издавал пять тысяч по семи. И редко ошибался в расчете. Если бы даже мое пятнадцатирублевое издание все разошлось с успехом, - я более был бы счастлив, распространив ту же книгу в двойном количестве экземпляров, но по цене вдвое более дешевой».

Основателем характерной монополистический фирмы газетного, книгоиздательского и книготоргового дела был А.С. Суворин. Крестьянский сын, провинциальный учитель, затем журналист, писатель, драматург, он начал издательскую деятельность печатанием популярного «Русского календаря». Еще в конце 60-х гг., почувствовав большие возможности книжного дела в России, он сказал М.О. Вольфу: «Будь у меня капитал, я бы наводнил книжный рынок огромным числом книг... ведь теперь, после освобождения крестьян, для русской книги открывается огромное поле...». В 1876 г. он приобретает газету «Новое время», затем становится владельцем типографии и книжного магазина (впоследствии он открывает магазины в крупнейших городах России и в Софии, а также сеть киосков на железных дорогах).

Беспримерный успех у разночинного читателя - «большой публики маленьких кошельков» (В.Г. Авсеенко) - имела предпринятая А.С. Сувориным в 80-е гг. общедоступная серия «Дешевая библиотека». В нее вошли произведения русских и зарубежных авторов, античных классиков. Аккуратно изданные книжки карманного формата, с цветными обложками, стоили от 8 до 40 копеек и выходили большими тиражами. До 1900 г. было напечатано 4 млн экз. книг «Дешевой библиотеки»; 300 из 400 выпущенных за это время Сувориным изданий приходилось на долю данной серии. Громким событием стало издание десятитомного собрания сочинений А.С. Пушкина ценой в полтора рубля, которое А.С. Суворин сумел первым выпустить в 1887 г., после окончания 50-летнего срока действия авторских прав. За один день было продано 10 тыс. экз..

Доход от «Дешевой библиотеки» позволял Суворину издавать самую разнообразную литературу - от Шопенгауэра до кулинарных книг. Он выпускал исторические сочинения, мемуары, художественную литературу, книги по искусству. Впервые он начал издавать адресно-справочные книги типа «Вся Россия», «Весь Петербург», «Вся Москва», которые не уступали зарубежным аналогам. Будучи страстным библиофилом, собравшим большую коллекцию редких книг и гравюр, А.С. Суворин предпринял выпуск ряда дорогих библиофильских изданий. В 1888 г. он печатает первое подцензурное факсимильное воспроизведение книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» 1790 года. Книга стала настоящим прорывом: несмотря на то, что она вышла тиражом всего 99 экз. и стоила 25-60 руб. в зависимости от формата и бумаги, ее общественное значение было велико.

Масштабность и противоречивость личности А.С. Суворина проявлялись в его издательском репертуаре. По мнению Е.А. Динерштейна, в нем профессионализм сочетался с дилетантством, и подобно любому дилетанту, он делал только то, что его занимало в данный момент. Часто полагаясь на интуицию. Консервативные политические позиции А.С. Суворина не оставляли равнодушным современников: его называли «двуликим Янусом», «Наполеоном русского книжного дела». Но несомненно, что наряду с А.Ф. Марксом Суворин очень много сделал для пропаганды и распространения отечественной и зарубежной литературы.

Крупнейшим предпринимателем-книжником дореволюционной России был И.Д. Сытин. Сын крестьянина, он начал свою карьеру традиционно: «мальчиком» в лавке московского купца-лубочника. Через десять лет, в 1876 г., он заводит собственную литографию и специализируется на издании лубочных картин, а затем и книг. Вышедший из низов Сытин прекрасно знал народные вкусы и умел их удовлетворить. Он привлек тысячи офеней и к началу XX в. стал монополистом в издании и торговле народными книгами. Обладая «гибкостью ума и души» (М. Горький), И.Д. Сытин сочетал в своей деятельности трезвый коммерческий расчет с просветительской идеей. Он говорил, что его мечта - «чтобы народ имел доступную по цене, понятную, здоровую, полезную книгу». В деле выпуска народных книг он сотрудничал с издательством «Посредник» Л.Н. Толстого и В.Г. Черткова, с Харьковским обществом распространения грамотности, с Комитетом грамотности в Петербурге, с Объединением библиотекарей. Вся Россия знала его как «народного издателя». А.П. Чехов писал А.С. Суворину: «На днях я был у Сытина и знакомился с его делом. Интересно в высшей степени. Это настоящее народное дело. Пожалуй, это единственная в России издательская фирма, где русским духом пахнет и мужика-покупателя не толкают в шею, Сытин - умный человек и рассказывает интересно. Когда случится вам быть в Москве, то побываем у него на складе, и в типографии, и в помещении, где ночуют покупатели...». Он выпускал календари, практические руководства для крестьян и кустарей, детские книжки и наглядные пособия, религиозную литературу. Расширяя рынок народной книги, И.Д. Сытин содействовал демократизации культуры. Он стремился сделать достоянием широких масс и лучшие произведения русской литературы, и достижения научной мысли, облекая их в популярную форму. Став крупнейшим издателем учебной книги, он привлек к созданию букварей и учебников лучших педагогов и ученых. Без В.П. Вахтерова, Н.В. Тулупова, Н.А. Рубакина он не смог бы осуществить свою просветительскую программу. Выпущенный им «Букварь» А.А. Брайковского был настолько популярен, что переиздавался с дополнениями и изменениями в течение 35 лет, а «Русский букварь» В.П. Вахтерова выдержал 118 изданий.

Далеко не все издаваемое И.Д. Сытиным было высокого качества. Ему мешал недостаток образования, известная стихийность, часто он поддавался соблазну чисто коммерческого расчета, выпуская огромными тиражами на самой дешевой бумаге всевозможные сонники, оракулы, псевдопатриотические лубки и тому подобную продукцию, но именно она давала большую прибыль, которая шла на издание предельно дешевых «культурных» книг, отличавшихся высоким уровнем полиграфического исполнения. Выпущенные им дешевыми массовыми изданиями собрания сочинений Гоголя, Пушкина, Толстого, Чехова и других писателей были изданы аккуратно и красиво.

Созданное в 1893 г. акционерное «Товарищество печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина» может служить классическим примером монополизации в русском книжном деле. В отличие от многих издателей, деятельность которых ограничивалась так называемым горизонтальным комбинированием производства, т.е. только областью книгоиздания, выпуска журнальной продукции, полиграфии, фирма И.Д. Сытина была построена на вертикальном комбинировании производства. Товарищество владело паями бумагоделательных предприятий, типографиями, сетью книжных магазинов и складов, выпускало множество видов печатной продукции, рассчитанной на разные категории читателей. Наделенный выдающимся организаторским талантом Сытин сумел создать высокоэффективное предприятие, которое из года в год наращивало выпуск книжной, газетной, журнальной, листовой продукции.

Успехи естествознания и техники, развитие наук и искусств, все большая дифференциация знаний закономерно приводили к появлению специализированных издательств наряду с универсальными. Специализация редко бывала стопроцентной, чаще всего издатели сосредоточивались на двух-трех смежных областях. Такая политика позволяла, не рискуя капиталами и ориентируясь на узкий сегмент книжного рынка, усилить свои позиции в конкурентной борьбе. Благодаря специализированным фирмам последовательно заполнялись пробелы в книжном репертуаре, более тонко и точно удовлетворялись запросы различных групп читателей.

С 1861 г. действовало крупнейшее издательство медицинской литературы К.Л. Риккера, которое выпускало также книги по техническим, естественным наукам, специальные календари, журналы, газету. А.Ф. Девриен с 1872 г. специализировался на сельскохозяйственной, естественнонаучной и детской книге. Литературу по военному делу выпускал В.А. Березовский (с 1879), книги по изобразительному искусству - И.Н. Кнебель (с 1895), изданием учебников для средней школы занималась фирма братьев Салаевых - В.В. Думнова (существовала с 1828 г.), детских книг - А.Д. Ступин (с 1882). Крупнейшим частным картографическим издательством владел А.А. Ильин (с 1859). В 1889 г. для выпуска «Энциклопедического словаря» было образовано совместное немецко-российское издательство Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. В историю русской культуры вписано имя крупнейшего издателя нотно-музыкальной литературы П.И. Юргенсона (с 1861) - мецената и друга многих композиторов. Замечательные образцы научной книги как естественного, так и гуманитарного направления дало издательство М. и С. Сабашниковых (с 1891).

Начиная с 80-90-х гг. усиливается процесс монополизации в книжном деле. Особенно высокой была степень концентрации производства в полиграфии. Так, на долю шести крупнейших предприятий в 1894 г. приходилось 43%, а в 1898 г. - 52,4% всей печатной продукции, выпущенной в Москве. Существовало два вида капиталистических объединений: торговые дома (товарищества полные и товарищества по вере) и акционерные кампании (паевые товарищества). Последние стали преобладающей организационной формой в книжном деле. Несмотря на то, что в общем финансово-промышленном потенциале России их роль была ничтожна, отрасль отличалась от прочих характером своей продукции, что вызывало особое внимание к ней со стороны властей - цензуры, администрации, полиции. Правительство проводило дискриминационную политику по отношению к книжному делу. Так, например, типографии и литографии считались не «торговыми» (коммерческими) предприятиями, а относились к так называемым художественным заведениям, не связанным с хозяйственной деятельностью. Юридическая неполноправность владельцев печатных заведений лишала их возможности получения банковского кредита, котировки акций на фондовой бирже; их векселя ограниченно принимались банками. Лишь в 1900 г. паи «Товарищества И.Д. Сытина» были допущены к биржевой котировке в Москве. Современник свидетельствовал: «Легче учесть вексель праздного человека, нежели владельца, даже крупного, печатного заведения». В аналогичном положении находились издатели и книготорговцы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: