Опыт по определению реакции среды сока растений, настоев из лепестков цветов,а также пищевых продуктов, средств бытовой химии и т.д.
Введение
Мы знаем, что реакция среды бывает кислой, нейтральной и щелочной.
В научных работах реакцию среды водных растворов измеряют специальными приборами, рН-метрами (читается пэ-аш метрами). Это точное измерение.
С помощью специальных растворов,содержащих особые вещества, изменяющие цвет в зависимости от кислотно-основных свойств растворов, можно измерить рН примерно. Эти вещества называют индикаторами (toindicate – указывать). Такими растворами можно пропитать фильтровальную бумагу, получатся бумажные индикаторы.
Что такое индикатор? Указатель! Указывает, какая реакция среды водного раствора. Фильтровальная бумага пропитана специальным химическим реактивом, меняющим цвет в зависимости от того в кислый раствор ее макнут, в щелочной или в не кислый и не щелочной, а нейтральный. Для оценки реакции среды (кислотной или щелочной) есть специальная шкала – шкала рН (пэ аш, так химики говорят). Красный-желтый цвет – кислая (в условных единицах рН меньше 6,5), зеленый-синий – щелочная, бледный желтовато-зеленоватый – нейтральное (в условных единицах рН больше 7,5).
Не только химические реактивы обладают такими чудесными свойствами – то есть могут менять цвет в зависимости от среды раствора – кислотной или щелочной. Но и соки ягод, овощей… Вода, окрашенная соком из лепестков цветов.
Цель работы
Найти растения, плоды, цветки, стебли, листья или корни которых содержат вещества, обладающие свойствами кислотно-основных индикаторов.
Гипотеза
У большинства растений клеточный сок содержит вещества-индикаторы.
|
Оборудование и материалы
Пластмассовые или стеклянные баночки с крышками ёмкостью 50-100 мл, например, из-под детского питания или лекарств. Для приготовления растворов их потребуется не менее 5 штук. (или чайные чашки)
Шприц на 2-5 мл (без иглы) для взятия проб – 1 штука (или чайные ложки)
Лимонная кислота или столовый уксус 5%
Питьевая сода.
Кипячёная вода.
Блистеры (пластмассовые пластинки с углублениями) из-под жевательной резинки (или формочки для льда или любые сосуды небольшого размера)
Фотоаппарат или мобильный телефон с фотокамерой.
Растения для приготовления индикаторов.
Атлас для определения растений (если берем лепестки или части неизвестных трав и деревьев)
Порядок работы (все стадии фотографируем)
1) Приготовьте кислотный и щелочной растворы (лимонная кислота и питьевая сода) Кислотный раствор готовится так: к 50 мл холодной кипячёной воды добавляется 1 чайная ложка лимонной кислоты. Щелочной раствор готовится чуть иначе: в чистую баночку помещают 1 чайную ложку соды и доливают 50 мл теплой кипяченой воды. Банки с растворами нужно подписать несмываемыми фломастерами или наклеить на них этикетки: «раствор лимонной кислоты» (кислая среда), «раствор питьевой соды» (щелочная среда). Для лучшей сохранности растворов баночки необходимо плотно закрыть крышками.
2) Выберите растения, которые вы будете исследовать. Их может быть неограниченное количество (желательно не менее пяти) – в дальнейшем по каждому из них вы заполните свою Анкету проекта.
3) Для проведения эксперимента нужно выделить из растения сок. Или приготовить настой или отвар. Например, свеклу, краснокочанную капусту можно натереть на терке, а потом отжать из них сок с помощью ситечка, белой ткани или марли. Если сок имеет слишком интенсивную окраску, его можно разбавить кипяченой водой. Можно взять черный виноград – порезать ножом, потом растереть ложкой. Лепестки цветов можно растереть чайной ложкой и залить водой, дать немного отстояться, прозрачный раствор слить. Для исследования достаточно 5 мл раствора. Для приготовления такого количества достаточно несколько граммов корнеплода,2-3 ягоды, 2-3 лепестка.
|
4) В три ячейки в блистере (или в чайные чашки и др.)налейте с помощью шприца по 1 мл исследуемого раствора (или по 1/3- ½ чайной ложки, главное, чтобы объемы были равными). После этого в 1-ю ячейку налейте 1 мл (или другой, выбранный вами объем) лимонной кислоты (К), ко второй 1 мл кипяченой воды (Н), к 3-й -1мл раствора соды (Щ).
5) Через 5 минут оцените, как изменился цвет растворов. Прозрачные ячейки помещаем на белый фон. Чайные чашки ставим так, чтобы были освещены одинаково. Занесите ваши наблюдения в таблицу. Таблица: 1 графа – вид растения, 2 – цвет раствора при прибавлении кислого раствора (К) и т. д. 3 графа – н, 4 графа –Щ.
6) Сделайте вывод, как менялся цвет раствора от реакции среды (К, Н,. Щ)
7) Оформите отчет. У кого есть компьютер – составьте рассказ по пунктам этого плана. И вставьте фотографии по этапам. Если компьютера нет, то отчет пишете на листочке, рисуете таблицу с результатами. Фотографируете. Все присылаете мне.
|
Техника безопасности
При работе с кислотным, щелочным раствором и настойками будьте аккуратны, старайтесь, чтобы вещества не попадали на кожу, на слизистые носа и рта и в глаза. Если вы ощутили жжение или мылкость на руках, промойте их под краном большим количеством воды, потом можно помыть руки с мылом. Если вещества попали на слизистую, её надо промыть холодной кипячёной водой.
Работа 2
Выберите самыйудачный на ваш взгляд природный индикатор. Лучший индикатор имеет разные цвета в разных кислотно-основных средах (К, Н, Щ). Попробуйте определить реакцию сред разных пищевых продуктов. Или моющих средств. Можно пользоваться раствором природного индикатора. А еще можно сделать бумажный индикатор: нарезать на полоски бумажную салфетку, пропитать раствором сока растения и высушить. А потом использовать так же, как бумажный универсальный индикатор у нас на занятиях. Опишите ваши действия: перечислите протестированные продукты или средства - укажите, какую они имеют реакцию (К, Н, Щ). Не забывайте делать фотографии.
Окончание работы
«Конец – делу венец!»
Закончив практическую часть, приберите ваше рабочее место. Аккуратно соберите бумагу и остатки растений. Протрите стол тряпочкой. Вымойте использованные емкости или столовую посуду.
Оформите результаты. Вышлите мне. Если что-то будет не понятно, обращайтесь с вопросами в общей рассылке «Фор информейшн»