Цель: развитие речевых навыков, закрепление знаний об овощах, фруктах.
Задачи:
1. Образовательные:
• закреплять признаки, цвет, форму
• расширять и активизировать словарный запас детей
• закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными
• развивать память, внимание, мышление
• развивать умение работать сообща
• составлять простые предложения;
• расширять знания о окружающем мире
2. Развивающие:
• развивать слуховое восприятие
• развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность.
3. Воспитательные:
• воспитывать интерес к занятиям
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
4. Предварительная работа:
• дидактическая игра «Вершки и корешки»
• рисование по теме «Овощи» и «Фрукты»
• составление рассказов описания (по схеме)
5. Методические приемы: художественное слово, беседа, игра, использование наглядности, физкультминутка, обращение к жизненному опыту детей.
Ход НОД:
В: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас много гостей давайте поздороваемся с ними.
Придумано кем - то и просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
В: Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года сейчас на улице?
Д: Сейчас на улице конец лета.
В: Какие подарки дарит нам лето? (ответы детей)
В: Сегодня мы с вами поговорим об овощах и фруктах.
В: К нам на занятие пришли гости. Это трудолюбивые девочки Маша и Катя. Сейчас я прочитаю вам интересный рассказ об этих девочках, послушайте внимательно и приготовьтесь отвечать на вопросы.
«Богатый урожай »
Жили-были трудолюбивые девочки Маша и Катя. Маша очень любила трудиться в саду, а Катя – в огороде. Решила Маша вырастить урожай яблок и абрикос. А Катя - урожай помидор и фасоли. Овощи и фрукты выросли на славу. Но, тут Катин урожай стали поедать ненасытные гусеницы. А к Маше в сад повадились шумные воробьи и стали клевать яблоки и абрикосы. Ребята не растерялись и стали бороться с вредителями. Катя позвала на помощь птичек, а Маша решила сделать пугало. В конце лета Катя и Маша собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.
|
• О ком этот рассказ?
• Где любила работать Маша? Как её можно назвать? (Садовник)
• А где любила работать Катя? А как её можно назвать? (Огородник).
• Что выращивала в саду Маша? (яблоки и абрикос)
• А что выращивал в огороде Катя? (помидоры и фасоль)
• Кто помешал Маше? (воробьи). А кто - Кате? (гусеницы)
• Как можно назвать гусениц и воробьёв? (Вредители огорода, сада).
• Кто помог Кате избавиться от гусениц? (птицы)
• А что сделала Маша, чтобы отпугнуть воробьёв? (пугало)
• Чему радовались трудолюбивые дети в конце лета? (богатому урожаю)
В: Давайте еще раз повторим: где растут фрукты?
Д: Фрукты растут на дереве, в саду.
В: Где растут овощи?
Д: Овощи растут на грядке, в огороде.
В: У одних овощей мы едим "вершки", а у других "корешки". Сейчас мы проверим, как вы знаете вершки и корешки. Я вам показываю овощ, ваша задача назвать его и определить, что мы у него кушаем вершок или корешок.
В: показывает овощи (помидор, морковь, лук, горох, свекла). Дети отвечают.
В: А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть, встали дружно детвора, поразмяться нам пора!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В огород пойдем.
Урожай соберем:
|
Мы морковки натаскаем.
И картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко,
И вернемся по дорожке.
Словесная игра «ДА – Нет»
-Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучи солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Морозы осенью бывают? Ну а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну, а что же надо делать?
В: Скажите, а на какие две группы мы можем поделить наш урожай?
Д: Овощи и фрукты.
В: Ребята, как вы думаете, чем полезны овощи и фрукты?
Д: Овощи и фрукты содержат витамины.
В: Что такое витамины?
Воспитатель, выслушав ответы детей, делает вывод, что витамины - это вещества, которые необходимы нам для здоровья и бодрости.
В: Какие витамины вы знаете?
Д: ответы детей (А,В,С)
В: Посмотрите пожалуйста на плакат и назовите в каких фруктах и овощах содержатся эти витамины.
В: Назовите овощи и фрукты в которых содержится витамин А?
Д: Витамин А содержится в моркови, гранате, помидоре, перце, редисе.
В: Назовите овощи и фрукты в которых содержится витамин В?
Д: Витамин Б содержится в огурце, кабачке, киви.
В: Назовите овощи и фрукты, в которых содержится витамин С?
Д: Витамин С содержится в апельсине, мандарине, лимоне, грейпфруте.
В: Почему надо есть овощи и фрукты?
Выслушав ответы детей, делаем выводы что овощи и фрукты надо кушать, чтобы быть здоровыми, сильными и крепкими; чтобы щечки были румяными, волосы густыми и шелковистыми; глазки блестели и хорошо видели; зубы крепкие, без кариеса, синяков под глазами не будет.
|
В: Где можно купить овощи и фрукты?
Д: Овощи и фрукты можно купить на рынке, в магазине.
В: Фрукты и овощи мы едим не только сырые, но и готовим из них много всего вкусного. Что можно приготовить из овощей и фруктов?
В: Какой суп можно приготовить из картофеля? Гороха? Фасоли?
Д: Картофельный, гороховый, фасолевый.
В: Ребята, а вы любите сок? Нина, какой сок у тебя самый любимый?
В: На картинке вы видите разные соки, давайте назовем их.
Д: Яблочный, грушевый, свекольный, апельсиновый, банановый, ананасовый.
В: Назовите мне овощной сок?
Д: Свекольный.
В: Ребята, а сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды: команда мальчиков и команда девочек. Каждая команда подходят к своему столу, на одном столе лежит морковь, на втором - перец болгарский. Так же для вас предоставлены план – схемы, посмотрите на них внимательно и расскажите нам об овоще и фрукте.
Дети исследуют плоды по плану: что это фрукт или овощ, где растет, какой формы, какого цвета, размера, что можно из него приготовить, определяют плод на вкус, полезен или нет и почему. Команды рассказывают о выводах.
В: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
В: Где растут овощи и фрукты?
В: Почему полезно кушать овощи и фрукты?
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла…»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу!
Вот овощи спор завели на столе:
Кто лучше, вкусней и нужней на земле?
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка иль свекла?
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу.
Накрытые крышкой в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла.
И суп овощной оказался неплох!
В: Подвижная игра «Подбери картошку».
Дети начинают танцевать под веселую музыку. На полу разложены картофелины – меньше на одну от количества участников. Как только музыка смолкнет всем необходимо взять с пола по одной картофелине. Участник, оставшийся без картошки, покидает игру. Последний участник получает приз.
В: А ещё, в середине лета, убирают самый главный урожай.
Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)
Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса? (зерно)
А что можно получить из зерна? (муку)
А что мы испечём из муки? (хлеб)
Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.
Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Его покупают в магазине.
В: Хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?
Дети: Пекут из муки.
В:А что такое мука, из чего её получают?
Дети: Из зёрен.
В: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети: Да хотим.
В: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …
Дети: Тракторист.
В:Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
В: Ну, вот зёрна и созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнёр.
В: Что же делает комбайн?
Дети: Собирает колосья.
В: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее, машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу.
В: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню.
В: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
В: А как все эти продукты называются одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
В: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети: (Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
Пословицы и поговорки про хлеб:
«Без хлеба – нет обеда». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб – будет и песня». «Много свету – много хлеба». «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
В: Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети: Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
В: Какие машины помогают хлеборобам?
Дети: Трактора, комбайны, грузовые машины.
В: Как нужно относится к хлебу?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
В: Ну вот, наше путешествие и подошло к концу, теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Вы все молодцы! В благодарность за вашу работу я хочу вас угостить караваем!