ПЕРИПЛ ПОНТА ЕВКСИНСКОГО.




ФЛАВИЙ АРРИАН. «ПЕРИПЛ ПОНТА ЕВКСИНСКОГО».

Флавий Арриан (ок. 86+после 161) происходил из знатной вифинской семьи из города Никомедии, получил философское образование, был проконсулом провинции Бетика, консулом, затем (с 130 по 136) наместником провинции Каппадокия, которая включала тогда почти весь север Малой Азии – Галатию, Полемонов Понт, Малую Армению и побережье Черного моря вплоть до Диоскурии (совр. Сухуми). К литературному наследию Арриана принадлежат многочисленные сочинения, среди них исторические – «Анабасис Александра», «Индийская история», «Парфянская история», «История диадохов», географическое – «Перипл Понта Евксинского», военно-исторические «Диспозиция против аланов», «Тактика» и некоторые другие. Последние из перечисленных произведений Арриан написал, будучи наместником Вифинии, – «Перипл» ок. 132, «Диспозицию» в 135, «Тактику» в 136. Из публикуемых ниже фрагментов «Перипла» видно, что он составлен в виде письма-отчета императору Адриану о поездке вдоль каппадокийского побережья Черного моря. Описание содержит не только географические детали (реки, горы, заливы и мысы, расстояния), но и военно-политические реалии местности (правители, укрепления, гарнизоны). Арриан доплыл только до Диоскурии (Сухум), но описал и дальнейшее побережье Черного моря, очевидно, по литературным источникам.

ПЕРИПЛ ПОНТА ЕВКСИНСКОГО.

Императору Цезарю Траяну Адриану Августу Арриан желает здравия.

1. Мы прибыли в Трапезунт, по словам известного Ксенофонта[1] – город эллинский, лежащий при море, колонию синопейцев...[2]

26....Крепость Диоскуриада представляет собой конечный пункт римского владычества на правой стороне от входа в Понт. Но когда я услышал о смерти Котиса, царя Боспора Киммерийского[3], то позаботился описать тебе и путь до Боспора, для того чтобы ты, если бы задумал что-нибудь относительно Боспора, имел возможность обдумывать на основании точного знакомства с этим путем.

27. Итак, если двинуться из Диоскуриады, первая стоянка будет в Питиунте, [на расстоянии] 350 стадиев[4]. Отсюда 150 стадиев до Нитики[5], где в древности жило скифское племя, о котором упоминает историк Геродот: он говорит, что этот народ ест вшей[6], и такая молва о них держится и до настоящего времени. От Нитики до реки Абаска[7] 90 стадиев, Боргис отстоит от Абаска на 120 стадиев, а от Боргиса – на 60 стадиев Несис, где выдается Гераклов мыс[8]. От Несиса до Масаитики – 90 стадиев; отсюда 60 стадиев до Ахеунта, каковая река отделяет зилхов[9] от санигов. Царем у зилхов Стахемфак[10], также получивший власть от тебя.

28. От Ахеунта 150 стадиев до Гераклова мыса; отсюда 180 до мыса, где есть защита от ветров фраския и борея. Отсюда 120 стадиев до так называемой Старой Лазики; отсюда 150 стадиев до Старой Ахеи, а отсюда до гавани Пагр 350: от гавани Пагр 180 [стадиев] до Святого порта, а отсюда до Синдики 300.

29. От Синдики до так называемого Боспора Киммерийского и боспорского города Пантикапея 540 [стадиев], отсюда 60 [стадиев] до реки Танаиса, которая, как говорят, отделяет Европу от Азии. Она вытекает из Меотийского озера и впадает в море Евксинского Понта. Впрочем, Эсхил в «Освобождаемом Прометее» границей Азии и Европы делает Фасис[11]...

30. Говорят, что объезд кругом Меотийского озера [составляет] около 9000 стадиев. От Пантикапея до местечка Казека, лежащего при море, 420 стадиев; отсюда 280 стадиев до опустевшего города Феодосии[12]; и это был древний эллинский город, ионический, колония милетцев; упоминания о нем имеются во многих литературных памятниках. Отсюда 200 стадиев до покинутого порта скифотавров[13], а отсюда до Лампады в Таврической [земле] 600 стадиев. От Лампады до порта Символа, также таврического, 520 стадиев. Отсюда 180 [стадиев] до Херсонеса Таврической земли; от Херсонеса до Керкинитиды – 600 стадиев, а от Керкинитиды до Прекрасной Гавани, также скифской, еще 700.

31. От Прекрасной Гавани до Тамираки 300 [стадиев]; внутри Тамираки есть небольшое озеро[14]. Отсюда еще 300 до устья озера; от устья озера до Эионов[15] – 380 стадиев, а отсюда до реки Борисфена – 150. Если плыть вверх по Борисфену, лежит эллинский город, по имени Ольвия. От Борисфена 60 стадиев до небольшого, необитаемого и безымянного острова, а отсюда 80 до Одесса; в Одессе стоянка для кораблей. За Одессом находится гавань истрианов, до нее 250 стадиев; далее гавань исиаков[16], до которой 50 стадиев. Отсюда до так называемого Узкого устья[17] Истра 1200 стадиев; [местности], лежащие между ними, пустынны и безымянны[18].

32. Почти против этого устья, если плыть прямо в море с ветром апарктием, лежит остров, который одни называют островом Ахилла, а другие – Бегом Ахилла[19], а третьи – по цвету – Белым[20]. Есть предание, что его подняла [со дна моря] Фетида для своего сына и что на нем живет Ахилл. На острове есть храм Ахилла с его статуей древней работы. Людей на острове нет; на нем пасется только немного коз; их, говорят, посвящают Ахиллу все пристающие сюда. Есть в храме много и других приношений – чаши, перстни и драгоценные камни, а также надписи, одни на латинском, другие на греческом языке, составленные разными метрами в похвалу Ахиллу. Некоторые, впрочем, [относятся] и к Патроклу[21], потому что все желающие угодить Ахиллу вместе с ним почитают и Патрокла. Много птиц гнездится на острове – чайки, нырки и морские вороны в несметном количестве. Эти птицы очищают храм Ахилла: каждый день рано утром слетают они к морю, затем, омочив крылья, поспешно летят с моря в храм и окропляют его; а когда этого будет достаточно, они обметают крыльями пол храма.

33. Существуют следующие рассказы: из числа посетителей острова некоторые, приезжающие сюда нарочно, привозят с собою на кораблях жертвенных животных и одних из них приносят в жертву, а других отпускают [живыми] в честь Ахилла; другие пристают, будучи вынуждены бурей; эти у самого бога просят жертвенного животного, обращая к оракулу вопрос о животных, хорошо ли и выгодно ли принести в жертву [то именно] животное, которое они сами выбрали на пастбище, и при этом кладут достаточную по их мнению плату. Если ответ оракула (в храме есть оракул) будет отрицательным, они прибавляют плату; если и после этого последует отрицание, прибавляют еще, и, когда последует согласие, они узнают, что плата достаточна. Животное при этом само останавливается и уже не убегает. Таким образом, много серебра посвящено герою в виде платы за жертвы.

34. Ахилл, [как рассказывают], является во сне одним после того, как причалят к острову, а другим еще во время плавания, когда они очутятся недалеко от него, и указывает, где лучше пристать к острову и где стать на якоре. А некоторые рассказывают, что Ахилл являлся им наяву на мачте или на конце реи, подобно Диоскурам[22]; Ахилл только в том, говорят они, уступает Диоскурам, что последние воочию являются плавающим повсюду и, явившись, спасают их, а [Ахилл является только] приближающимся уже к острову. Некоторые говорят, что и Патрокл являлся им во сне. Эти [рассказы] об острове Ахилла я записал, как слышал от лиц, которые или сами приставали к [острову], или узнали от других; они не кажутся мне невероятными: я считаю Ахилла героем предпочтительно перед другими, основываясь на благородстве его происхождения, красоте, душевной силе, удалении из здешнего мира в молодых летах, прославляющей его поэзии Гомера и постоянстве в любви и дружбе, [дошедшем до того], что он решился даже умереть после смерти своего любимца.


[1] Ксенофонт был любимым писателем Арриана, который сознательно подражал ему и заслужил почетное прозвище «Новый Ксенофонт». В данном случае Арриан апеллирует к сообщению Ксенофонта о Трапезунте.

[2] Далее Арриан последовательно описывает местности вдоль Черного моря от Трапезунта на восток и северо-восток вплоть до Диоскуриады (совр. г. Сухум).

[3] Имеется в виду царь Боспора Тиберий Юлий Котис II, царствовавший в 123/4 – 132/3 н.э. Это свидетельство Арриана является terminus post quem написания «Перипла».

[4] Стадий – греч. мера длины, равная 150 – 190 м.

[5] Из других источников этот пункт неизвестен (предполагают, что он должен находиться где-то в районе Гагр).

[6] Имеется в виду племя фтейрофагов, чье имя можно переводить или как «поедатели сосновых шишек», или как «вшееды».

[7] В этом названии слышится племенное имя абасгов (абасков), предков современных абхазов.

[8] Возможно, мыс Константиновский близ Адлера.

[9] Возможно, зилхи здесь идентичны зигам или зинхам.

[10] Из других источников этот царь неизвестен.

[11] Совр. река Риони в Грузии.

[12] Ни археологические данные, ни сведения литературных источников первых веков н.э. не подтверждают мнения Арриана об опустевшей Феодосии. Это наводит на мысль, что данное сообщение – более поздняя интерполяция в текст Арриана.

[13] Возможно, имеется в виду порт Афиней, упомянутый в анонимном перипле (предположительно в районе совр. Судака).

[14] Предположительно, это озеро Бакал к северо-западу от Евпатории.

[15] Букв. до «отмелей», в которых, может быть, следует видеть Тендровскую косу.

[16] Эти две гавани (истрианов и исиаков), никем больше не упоминаемые, локализуются предположительно в районе совр. города Одесса.

[17] Северное устье Дуная.

[18] Обычно эта часть побережья называется «Гетской» или «Скифской» пустыней.

[19] Обычно Бегом Ахилла называли совр. Тендровскую косу недалеко от устья Днепра.

[20] Далее следует самый подробный и обстоятельный в античной литературе рассказ об острове Ахилла, расположенном против устья Дуная (совр. о. Змеиный).

[21] Патрокл – друг Ахилла, погибший под стенами Трои, как это описывает Гомер в «Илиаде».

[22] Братья Диоскуры – Кастор и Полидевк – почитались как божественные покровители моряков, являющиеся им во время опасности на море.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: