Цель: Изучить понятие толерантности;
Способствовать развитию сочувствия, сопереживания у
обучающихся.
- Представьте себе, что ваш друг получил плохую отметку и очень расстроился из-за этого.
Как вы поступите в такой ситуации?
(Будем успокаивать, утешать).
- Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.
А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)
- А если вы увидите ребёнка, который плачет из-за того, что упал и поранился или увидите девочку, которая потеряла свою любимую собачку и очень расстроилась? Будете ли вы им сочувствовать? (Да)
А если вы увидите ребёнка, который плачет из-за того, что упал и поранился или увидите девочку, которая потеряла свою любимую собачку и очень расстроилась? Будете ли вы им сочувствовать? (Да)
Очень часто проблемы, с которыми сталкиваются ученики, это непонимание,
как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.
Жизнь - театр, у каждого свои роли.
Запишите на листочке: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные «роли»: ученик, сын, внук, друг, помощник и т. д.
Давайте посмотрим на то, что вы написали. Можно наверняка добавить к списку ролей и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»... У каждого из нас их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться.
Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному.
А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам?
Например, мы увидели, что соседка несет тяжелую сумку. Что сделаем? Поможем, даже если она и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит вынести ведро с мусором или сходить в магазин?
Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?
Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
♦ Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.
♦ Стремление к полноценной реализации своих способностей.
♦ Умение понимать и познавать других людей.
Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.
Вы познакомились с понятием «толерантность». На доске записаны предположительные черты характера и качества толерантного человека. Выберите из них самые точные и верные качества.
1. Терпение.
2. Чувство юмора.
3. Расположенность к другим.
4. Доверие.
5. Умение владеть собой.
6. Доброжелательность.
7. Умение не осуждать других.
8. Умение слушать.
9. Любознательность.
Способность к сопереживанию.
Сейчас я вам прочитаю высказывания выдающихсчя философов, а вы подумайте и ответьте, подходят ли они к нашему уроку.
1. «Я никогда не скажу ни о ком ничего плохого… наоборот, я расскажу всё хорошее, что знаю о каждом».(Б. Франклин)
2. «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей». (Д. Дидро)
3. «Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками всё». (Ж. Поль)
- Так должны ли мы развивать в себе качества толерантного человека?
Есть упражнения, которые помогут нам это сделать быстрее.
1. Упражнение «Аплодисменты».
Цель: повысить самооценку и настроение.
Учитель просит встать всех тех, кто обладает определёнными качествами и умениями.
- Встаньте все те, кто
умеет петь;
умеет вышивать;
умеет кататься на коньках;
любит смотреть мультфильмы и другие.
Все остальные некоторое время аплодируют тем, кто встал.
2. Упражнение «Это здорово».
Цель: получить поддержку одноклассников.
Учитель: сейчас кто-нибудь из вас выйдет в круг и скажет о любом своём качестве, умении или таланте. Например: «Я умею танцевать»; «Я умею прыгать через лужи» и т.д. В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором отвечать: «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец».
- А сейчас мы подведём итог нашего занятия и сделаем это с помощью создания «Дерева толерантности».
Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.
Инструкция: «Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы ваша школа стала пространством толерантности, то есть чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». Затем листочки приклеиваются на дерево.
Учитель раздаёт карточки. Учащимся нужно дома дописать предложения, написанные на карточках:
1. Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чём-то, то я …».
2. Если я увижу престарелого человека, то я …».
3. «Когда ко мне обратятся с просьбой посоветовать в трудную минуту, то я …».
4. «Если бы я был волшебником, то …»
5. «Если мы не будем толерантны друг к другу, то …».