Час общения: «Урок толерантности или учимся сочувствовать»




Цель: Изучить понятие толерантности;

Способствовать развитию сочувствия, сопереживания у

обучающихся.

 

- Представьте себе, что ваш друг получил плохую отметку и очень расстроился из-за этого.

Как вы поступите в такой ситуации?

(Будем успокаивать, утешать).

- Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.

А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)

- А если вы увидите ребёнка, который плачет из-за того, что упал и поранился или увидите девочку, которая потеряла свою любимую собачку и очень расстроилась? Будете ли вы им сочувствовать? (Да)

А если вы увидите ребёнка, который плачет из-за того, что упал и поранился или увидите девочку, которая потеряла свою любимую собачку и очень расстроилась? Будете ли вы им сочувствовать? (Да)

Очень часто проблемы, с которыми сталкиваются ученики, это непонимание,
как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

Жизнь - театр, у каждого свои роли.

Запишите на листочке: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные «роли»: ученик, сын, внук, друг, помощник и т. д.

Давайте посмотрим на то, что вы написали. Можно наверняка добавить к списку ролей и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»... У каждого из нас их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравят­ся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться.

Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьет­ся, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному.

А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам?

Например, мы увидели, что соседка несет тяжелую сумку. Что сделаем? По­можем, даже если она и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит вы­нести ведро с мусором или сходить в магазин?

Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?

Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци­онном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не­сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель­но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре­миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст­вам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

♦ Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.

♦ Стремление к полноценной реализации своих способностей.

♦ Умение понимать и познавать других людей.

Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.

 

Вы познакомились с понятием «толерантность». На доске записаны предположительные черты характера и качества толерантного человека. Выберите из них самые точные и верные качества.

1. Терпение.

2. Чувство юмора.

3. Расположенность к другим.

4. Доверие.

5. Умение владеть собой.

6. Доброжелательность.

7. Умение не осуждать других.

8. Умение слушать.

9. Любознательность.

Способность к сопереживанию.

Сейчас я вам прочитаю высказывания выдающихсчя философов, а вы подумайте и ответьте, подходят ли они к нашему уроку.

1. «Я никогда не скажу ни о ком ничего плохого… наоборот, я расскажу всё хорошее, что знаю о каждом».(Б. Франклин)

2. «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей». (Д. Дидро)

3. «Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками всё». (Ж. Поль)

- Так должны ли мы развивать в себе качества толерантного человека?

Есть упражнения, которые помогут нам это сделать быстрее.

1. Упражнение «Аплодисменты».

Цель: повысить самооценку и настроение.

Учитель просит встать всех тех, кто обладает определёнными качествами и умениями.

- Встаньте все те, кто

умеет петь;

умеет вышивать;

умеет кататься на коньках;

любит смотреть мультфильмы и другие.

Все остальные некоторое время аплодируют тем, кто встал.

2. Упражнение «Это здорово».

Цель: получить поддержку одноклассников.

Учитель: сейчас кто-нибудь из вас выйдет в круг и скажет о любом своём качестве, умении или таланте. Например: «Я умею танцевать»; «Я умею прыгать через лужи» и т.д. В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором отвечать: «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец».

- А сейчас мы подведём итог нашего занятия и сделаем это с помощью создания «Дерева толерантности».

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.

Инструкция: «Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы ваша школа стала пространством толерантности, то есть чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». Затем листоч­ки приклеиваются на дерево.

 

Учитель раздаёт карточки. Учащимся нужно дома дописать предложения, написанные на карточках:

1. Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чём-то, то я …».

2. Если я увижу престарелого человека, то я …».

3. «Когда ко мне обратятся с просьбой посоветовать в трудную минуту, то я …».

4. «Если бы я был волшебником, то …»

5. «Если мы не будем толерантны друг к другу, то …».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: