Принцип территориальности налогового контроля.




Выражается в том, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика по поводу осуществления мероприятий налогового контроля возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на учете.

Принцип ограничения сферы налогового контроля только вопросами исполнения обязанностей лиц, предусмотренных налоговым законодательством.

Действующее в настоящее время законодательство предоставляет налоговым органам полномочия по осуществлению контроля не только в сфере налоговых отношений, но и в сфере административно-правовых и валютных отношений. Соответственно, налоговый контроль следует отличать от административно-правового или валютного контроля, возможность проведения которого предусмотрена законодательством.

Презумпция добросовестности налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных обязанных лиц.

При проведении контрольных мероприятий налоговые органы должны исходить из презумпции добросовестности проверяемого ими лица и надлежащего исполнения им своих обязанностей. Согласно ст. 3 НК РФ, в случае наличия противоречий или неясности налогового законодательства все сомнения, касающиеся оценки действий налогоплательщика, должны толковаться в его пользу.

Принцип соблюдения налоговой тайны.

Налоговое законодательство устанавливает требование соблюдения специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в ст. 102 НК РФ. Налоговая тайна не подлежит разглашению должностными лицами уполномоченных органов, привлекаемыми специалистами, экспертами, переводчиками за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Принцип возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных действий при проведении налогового контроля.

При проведении налогового контроля не допускается причинение ущерба проверяемой организации или физическому лицу (ст. 103 НК РФ). Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход)(ст. 35 и 103 НК РФ).

 

Субъекты налогового контроля.

Государство, как обязательный субъект налоговых правоотношений, опосредует свое участие в данных правоотношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами.

Налоговый кодекс в числе участников налоговых отношений (ст. 9 НК РФ) упоминает различные государственные органы: финансовые, налоговые, таможенные органы, органы налоговой полиции, органы государственных внебюджетных фондов. Однако только налоговым и таможенным органам предоставляются полномочия по осуществлению контрольной деятельности в сфере налогообложения, которые и являются в настоящее время субъектами налогового контроля.

Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы, которые имеют всеобъемлющие контрольные полномочия в сфере налогообложения на территории Российской Федерации. Важное значение для характеристики субъектов налогового контроля имеет организация их деятельности и предоставленные им властные полномочия.

Налоговые органы Российской Федерации – это организованная государством единая система контрольных органов за соблюдением правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд налогов и других обязательных платежей, а также за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов и другими лицами надлежащего исполнения своих обязанностей, установленных налоговым законодательством.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из:

1/ федерального органа исполнительной власти – Министерства РФ по налогам и сборам;

2/ территориальных органов МНС РФ:

- межрегиональные инспекции МНС РФ;

- управления МНС РФ по субъектам РФ;

- инспекции МНС РФ межрайонного уровня;

- инспекции МНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления (ИМНС);

3/ подведомственных организаций.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и осуществляют свои функции посредством реализации своих полномочий.

Права и обязанности налоговых органов РФ регламентируются статьями 30-33 НК РФ, законом «О налоговых органах Российской Федерации», Положением «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» (ППРФ от 16.10.2000 № 783).

Основными задачами налоговых органов являются:

- учет налогоплательщиков;

- учет поступления налогов;

- анализ динамики поступления налогов по всем признакам;

- информирование органов государственной власти о поступлении налогов;

- совершенствование системы налогообложения (законодательная инициатива, методические разработки, информационное обеспечение);

- информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства.

Для выполнения обозначенных задач согласно НК РФ налоговые органы имеют право:

- проводить налоговые проверки;

- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов;

- проводить выемку документов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях;

- приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков;

- осматривать любые производственные, складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения доходов;

- определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся дополнительной информации;

- взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени;

- предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.

Основные обязанности налоговых органов:

- ведение учета налогоплательщиков;

- соблюдение законодательства о налогах и сборах;

- осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов;

- соблюдение налоговой тайны;

- информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства.

 

Виды налогового контроля.

В связи с тем что в настоящем исследовании налоговый контроль рассматривается как целостная система составляющих его элементов, критерии классификации видов налогового контроля становятся очевидными: они будут полностью определяться характеристикой того элемента налогового контроля, который будет являться основой для классификации. Таким образом, с известной степенью условности можно предложить следующую классификацию налогового контроля.

1. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность:

а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;

б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными органами.

2. В зависимости от характеристики контролируемых лиц:

а) налоговый контроль организаций;

б) налоговый контроль индивидуальных предпринимателей;

в) налоговый контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

3. В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица:

а) комплексный налоговый контроль – подразумевает исследование всего комплекса деятельности подконтрольного лица;

б) тематический (специальный или выборочный) налоговый контроль – осуществление проверки деятельности подконтрольного лица по уплате определенных налогов;

в) целевой налоговый контроль – производится по отдельным финансовым операциям налогоплательщиков, таким, например, как экспортно-импортные операции;

4. В зависимости от используемых методов и приемов проверки документов налоговый контроль делится еще на два подвида:

1) в зависимости от степени охвата предметов контроля:

а) сплошной налоговый контроль предполагает проверку всех имеющихся документов, связанных с уплатой налогов и сборов;

б) выборочный налоговый контроль предусматривает проверку только части специально отобранных документов.

2) В зависимости от источников получения сведений и данных:

а) документальный налоговый контроль, основанный на изучении документально зафиксированных данных;

б) фактический налоговый контроль, основанный на изучении фактического состояния объектов налогообложения;

в) встречный налоговый контроль, предусматривающий получение информации о действиях обязанных лиц от их контрагентов, банков и других третьих лиц.

5. В зависимости от стадии осуществления мероприятий налогового контроля:

а) предварительный налоговый контроль – предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства;

б) текущий налоговый контроль – носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде;

в) последующий налоговый контроль – проверка реального исполнения требований налогового законодательства, решений и предписаний контролирующих органов;

6. В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля:

а) камеральный налоговый контроль – проводится по месту расположения налогового органа;

б) выездной налоговый контроль – проводится по месту нахождения проверяемого лица;

7. В зависимости от плана проведения контрольных мероприятий:

а) плановый налоговый контроль;

б) внеплановый налоговый контроль, который осуществляется только в установленных налоговым законодательством случаях.

Таким образом, приведенная классификация в зависимости от различных критериев показывает многогранность и сложность такого явления как налоговый контроль.

 

Заключение

 

Создание прочной финансовой основы существования государства и общества, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц.

Завершая анализ некоторых положений теории налогового контроля, хотелось бы отметить, что формирование Особенной части налогового права продолжает наполнение указанной категории новым содержанием посредством введения новых форм налогового контроля и специальных контрольных режимов (таких, например, как режим налогового склада – ст. 197 НК РФ), что позволяет выдвинуть своеобразный лозунг о том, что “ налоговый контроль – больше, чем контроль в его традиционном понимании”.

 

Литература

 

1. Ногина О.А.

Налоговый контроль: вопросы теории. – СПб.: Питер, 2002.

 

2.Налогообложение юридических и физических лиц / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская, Т.Е. Косарева и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2001.

 

3. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д.

Финансовое право: Учеб. Пособие. – М.: Юрист, 2002.

 

4. Налоговый кодекс Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: