Ф: d4 ферзь бьет ферзя (уничтожили защиту)




Урок №27. Тема: Шахматные комбинации

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тематических приемов. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.

Цель: Закрепление и систематизация знаний и навыков детей в использовании сочетания тактических приемов.

Задачи:

Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность.

Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности

Воспитательные: воспитывать чувство личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.

Формирование УУД:

Личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, развитие логического, тактического и стратегического и творческого мышления учащихся.

Регулятивные: способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану, умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций.

Познавательные: умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры, формирование понятия об игровых возможностях шахматных фигур, нахождение выигрышных ходов.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Материалы:

Карточки с «адресами» и словами, примерами, карточки судоку

Плоские шахматные фигуры, картинка-ступеньки

Магнитная шахматная доска

Мультимедийная презентация «Шахматные комбинации»

Комплекты шахмат

Аудиозапись песни «Шахматы» или другая спокойная музыка

Рисунок чаша с огоньками.

 

 

1. Оргмомент. Ритуал приветствия. Дети встают парами. слайд№1

Давайте, ребята, поприветствуем друг друга.

Здравствуй, друг! – дети обмениваются рукопожатием.

Как ты тут?- похлопывают по плечу друг друга.

Я скучал! – руки прикладывают к своему сердцу.

Ты пришел? – разводят руки.

Как хорошо! - обнимают друг друга. Садитесь.

Время даром не теряем

И работать начинаем.

2. Актуализация знаний и сообщение темы.

- Выберите слова, которые помогут нам на уроке (на доске на карточках)

Лень, любознательность, грубость, насмешливость, доброта, трудолюбие

- Почему вы так думаете, объясните? (Трудолюбие - любовь к труду, к учебе, старание в учебе. Доброта - душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Любознательность - склонность к приобретению новых знаний). Лишние убираем.

Слайд№2. Как вы понимаете выражение " Шахматы - это гимнастика для ума"? (развивает мозг, чтобы сделать ход, нужно обязательно подумать)

Слайд№3 - На уроке мы поговорим о шахматных комбинациях. Вначале вспомним ценности фигур.

Разместите шахматные фигуры на ступеньках. (Практическая работа: выходят к доске и прикрепляют фигуры, п - 1, К и С – 3, Л – 5, Ф- 9)

- Решите шахматные примеры (на парту карточку).

Слайд №4 - А решение проверим по слайду.

3. Объяснение нового материала

- Что такое шахматные комбинации? Это боевые операции на шахматной доске, приводящие к успеху. Как скульптор создает из куска камня фигуры, так и шахматист сочиняет комбинацию из различных приемов, полагаясь на свою интуицию. Чтобы добиться победы над противником, мало переставлять фигуры. Необходимо знать и уметь применять различные шахматные приёмы, которые помогут быстро поставить мат сопернику, достичь преимущества.

- А какие вы знаете боевые операции? (Перекрытие и блокировка, освобождение пространства и завлечение, уничтожение защиты, двойной удар, связка, размен, жертва).

Обычно комбинации сопровождаются жертвой фигуры.

Посмотрите на доску (расположены фигуры примера №4).

1. Л: b6+ аb (или 1… Кр: b6) ладья бьет слона, пешка или король бьет ладью

Ф: d4 ферзь бьет ферзя (уничтожили защиту)

Если 1… Ф: b6 или 1…Л: b6, то 2.Фс8х (если на ход белых черные бьют ферзем или ладьей, то ферзь объявляет мат, освободили диагональ)

- Откройте учебники на стр. 58 ( «Шахматы. Играем и выигрываем» 2 класс). Если поможете расставить фигуры, я покажу, как еще приемы работают вместе. (1 ученик диктует расположение фигур примера №1, другой расставляет на дем. доске, я показываю и объясняю)

1.Л d8 + Л: d8

2. Ф: b7 (если черные побьют ладью ладьей, то потеряют ферзя; отвлекли и получили преимущество, прием отвлечения)

Если 1… С:d8, то 2. Ф е8 Х (если побьют слоном, получат мат, прием перекрытие)

Перекрытие - лишаем манёвра и прерываем связи фигур соперника.

Физминутка

А сейчас устав изрядно, войска встали поразмяться

Раз и два, и три, четыре -

Ставим ноги мы пошире (ноги на ширине плеч)

Руки врозь, наклон вперед (руки на пояс, наклон)

Вправо, влево поворот.

Отдохнем сейчас немного (разводим руки, потягиваемся)

И по шахматным дорогам.

Повторение правил игры

- Перед игрой вспомним правила. Тронул фигуру – ходи. Играть надо молча, не спеша.

Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить. Нельзя мешать партнеру думать, подсказывать игрокам. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться. Перед партией и после окончания рукопожатие – это дань уважения. Запрещается водить пальцем по шахматной доске. Если партнер предлагает ничью, можно принять. Как в анекдоте. Играют два шахматиста. У одного проигранная позиция, сдаваться пора. Посмотрел в окно:
- А чья это там собака бегает?!
- Ничья
- Согласен!!

6. Закрепление Работа в парах. Задание «Объяви мат в 2 хода»

- Теперь давайте посмотрим, как приемы используются на практике. Получите адрес фигур и расставьте на доске.

Дети получают карточки с «адресами» шахматных фигур и расставляют их на шахматной доске (комбинация №1, страница 59). Пересаживаются напротив друг друга

Слайд№5. Проверьте положение фигур и выполните задание. Проверяем (слайд№6). 1. Ла5+ Л:а5 (1…К:а5 2. Фа6Х) 2.Ф:с2

- Какие приемы использовали? (отвлечение и перекр) Конец презентации

6. Игровая практика (по времени, 5-7 мин.)

7. Итог урока.

- Какие приемы повторили?

- Сколько стоят фигуры?

- Что такое шахматные комбинации?

Рефлексия.

- А теперь подумайте и оцените свою работу на уроке. Перед вами чаша, но она пуста, давайте наполним ее огоньками:

кто считает, что справился со всеми заданиями, выбирает большой огонек;

кто не со всеми заданиями - выбирает огонек поменьше.

Слайд №7 - Что получилось? Чаша искрится разными огоньками и радует светом.

- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы больших огоньков в чаше было больше? (слушать учителя, не ленится, чаще играть в шахматы).

- Ребята, сегодня на занятии вы были добрыми, трудолюбивыми и любознательными, как запланировали в начале.

Спасибо за урок.

8. Д.з.: решить 2-3 примера на стр.59-60, карточка судоку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: