Урок №27. Тема: Шахматные комбинации
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тематических приемов. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.
Цель: Закрепление и систематизация знаний и навыков детей в использовании сочетания тактических приемов.
Задачи:
Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность.
Развивающие: развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности
Воспитательные: воспитывать чувство личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.
Формирование УУД:
Личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, развитие логического, тактического и стратегического и творческого мышления учащихся.
Регулятивные: способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану, умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций.
Познавательные: умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры, формирование понятия об игровых возможностях шахматных фигур, нахождение выигрышных ходов.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, работа в команде, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Материалы:
Карточки с «адресами» и словами, примерами, карточки судоку
Плоские шахматные фигуры, картинка-ступеньки
Магнитная шахматная доска
Мультимедийная презентация «Шахматные комбинации»
Комплекты шахмат
Аудиозапись песни «Шахматы» или другая спокойная музыка
Рисунок чаша с огоньками.
1. Оргмомент. Ритуал приветствия. Дети встают парами. слайд№1
Давайте, ребята, поприветствуем друг друга.
Здравствуй, друг! – дети обмениваются рукопожатием.
Как ты тут?- похлопывают по плечу друг друга.
Я скучал! – руки прикладывают к своему сердцу.
Ты пришел? – разводят руки.
Как хорошо! - обнимают друг друга. Садитесь.
Время даром не теряем
И работать начинаем.
2. Актуализация знаний и сообщение темы.
- Выберите слова, которые помогут нам на уроке (на доске на карточках)
Лень, любознательность, грубость, насмешливость, доброта, трудолюбие
- Почему вы так думаете, объясните? (Трудолюбие - любовь к труду, к учебе, старание в учебе. Доброта - душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Любознательность - склонность к приобретению новых знаний). Лишние убираем.
Слайд№2. Как вы понимаете выражение " Шахматы - это гимнастика для ума"? (развивает мозг, чтобы сделать ход, нужно обязательно подумать)
Слайд№3 - На уроке мы поговорим о шахматных комбинациях. Вначале вспомним ценности фигур.
Разместите шахматные фигуры на ступеньках. (Практическая работа: выходят к доске и прикрепляют фигуры, п - 1, К и С – 3, Л – 5, Ф- 9)
|
- Решите шахматные примеры (на парту карточку).
Слайд №4 - А решение проверим по слайду.
3. Объяснение нового материала
- Что такое шахматные комбинации? Это боевые операции на шахматной доске, приводящие к успеху. Как скульптор создает из куска камня фигуры, так и шахматист сочиняет комбинацию из различных приемов, полагаясь на свою интуицию. Чтобы добиться победы над противником, мало переставлять фигуры. Необходимо знать и уметь применять различные шахматные приёмы, которые помогут быстро поставить мат сопернику, достичь преимущества.
- А какие вы знаете боевые операции? (Перекрытие и блокировка, освобождение пространства и завлечение, уничтожение защиты, двойной удар, связка, размен, жертва).
Обычно комбинации сопровождаются жертвой фигуры.
Посмотрите на доску (расположены фигуры примера №4).
1. Л: b6+ аb (или 1… Кр: b6) ладья бьет слона, пешка или король бьет ладью
Ф: d4 ферзь бьет ферзя (уничтожили защиту)
Если 1… Ф: b6 или 1…Л: b6, то 2.Фс8х (если на ход белых черные бьют ферзем или ладьей, то ферзь объявляет мат, освободили диагональ)
- Откройте учебники на стр. 58 ( «Шахматы. Играем и выигрываем» 2 класс). Если поможете расставить фигуры, я покажу, как еще приемы работают вместе. (1 ученик диктует расположение фигур примера №1, другой расставляет на дем. доске, я показываю и объясняю)
1.Л d8 + Л: d8
2. Ф: b7 (если черные побьют ладью ладьей, то потеряют ферзя; отвлекли и получили преимущество, прием отвлечения)
Если 1… С:d8, то 2. Ф е8 Х (если побьют слоном, получат мат, прием перекрытие)
Перекрытие - лишаем манёвра и прерываем связи фигур соперника.
|
Физминутка
А сейчас устав изрядно, войска встали поразмяться
Раз и два, и три, четыре -
Ставим ноги мы пошире (ноги на ширине плеч)
Руки врозь, наклон вперед (руки на пояс, наклон)
Вправо, влево поворот.
Отдохнем сейчас немного (разводим руки, потягиваемся)
И по шахматным дорогам.
Повторение правил игры
- Перед игрой вспомним правила. Тронул фигуру – ходи. Играть надо молча, не спеша.
Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить. Нельзя мешать партнеру думать, подсказывать игрокам. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться. Перед партией и после окончания рукопожатие – это дань уважения. Запрещается водить пальцем по шахматной доске. Если партнер предлагает ничью, можно принять. Как в анекдоте. Играют два шахматиста. У одного проигранная позиция, сдаваться пора. Посмотрел в окно:
- А чья это там собака бегает?!
- Ничья
- Согласен!!
6. Закрепление Работа в парах. Задание «Объяви мат в 2 хода»
- Теперь давайте посмотрим, как приемы используются на практике. Получите адрес фигур и расставьте на доске.
Дети получают карточки с «адресами» шахматных фигур и расставляют их на шахматной доске (комбинация №1, страница 59). Пересаживаются напротив друг друга
Слайд№5. Проверьте положение фигур и выполните задание. Проверяем (слайд№6). 1. Ла5+ Л:а5 (1…К:а5 2. Фа6Х) 2.Ф:с2
- Какие приемы использовали? (отвлечение и перекр) Конец презентации
6. Игровая практика (по времени, 5-7 мин.)
7. Итог урока.
- Какие приемы повторили?
- Сколько стоят фигуры?
- Что такое шахматные комбинации?
Рефлексия.
- А теперь подумайте и оцените свою работу на уроке. Перед вами чаша, но она пуста, давайте наполним ее огоньками:
кто считает, что справился со всеми заданиями, выбирает большой огонек;
кто не со всеми заданиями - выбирает огонек поменьше.
Слайд №7 - Что получилось? Чаша искрится разными огоньками и радует светом.
- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы больших огоньков в чаше было больше? (слушать учителя, не ленится, чаще играть в шахматы).
- Ребята, сегодня на занятии вы были добрыми, трудолюбивыми и любознательными, как запланировали в начале.
Спасибо за урок.
8. Д.з.: решить 2-3 примера на стр.59-60, карточка судоку.