Задания к уроку биологии по теме: «Лишайники» можно использовать на разных этапах урока и для домашнего задания
1.1. Покажите стрелками на рисунке компоненты лишайника: клетки водоросли, грибницу гриба.
2 балла
Какой один из компонентов лишайники не может жить без другого? Почему? 1 балл
В приведённом ниже списке названы способы питания лишайника, за исключением одного. Выпишите способ питания, который выпадает из общего ряда. Объясните свой выбор. 1 балл
Сапротроф, фототроф, автогетеротроф, паразит, симбионт.
2.Гриб обеспечивает водоросль водой, растворенными в ней минеральными веществами. Водоросли же в процессе фотосинтеза вырабатывают углеводы, которые используются как ими самими, так и особенно грибом. Однако в значительной мере водоросли получают воду и минеральные соединения из атмосферы (дождь, роса, атмосферная влага). При искусственном повреждении водоросль способна продолжать существование самостоятельно, гриб же чаще всего погибает.
Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Размножение, расселение, симбиоз, рост, распространение.
Ответ:___________________ 1 балл
3.1. Рассмотрите лишайник и предложенные схемы. Определите форму лишайника. 1 балл
Название формы лишайника | Схема | Определите форму лишайника |
А) кустистый | ||
Б) листоватый | ||
В) накипной |
4.1. В России лишайники занимают огромные территории в тундре и лесотундре, а также в полупустынях и пустынях (здесь они в виде корочек занимают свободные от высших растений места). Много их в лесах на коре деревьев и в горах на скалах. Лихеноиндикация – использование лишайников в качестве биоиндикаторов степени загрязнения атмосферного воздуха. В больших городах большой поток транспорта, много различных промышленных предприятий. Что можно сказать о наличии лишайников в большом городе? Сделайте вывод. 3 балла
|
Подсказка: график для анализа. На какой площадке более чистый воздух?
Ответ: площадка №______. 1 балл Вывод:_____________________ 2 балла
5. Вставьте в текст «Лишайники» пропущенные слова из предложенного списка. Цифры запишите в порядке следования.
Лишайники
Лишайники – это отдельная группа _______ (А) организмов. Тело лишайника называют ______________ (Б). Их формы могут быть кустистые, __________ (В) и ____________(Г). Слоевище состоит из двух компонентов: ____________ (Д) и ___________ (Е). Вместе они образуют взаимоотношение - ____________ (Ж). Одноклеточные водоросли по способу питания ______________ (И), а гриб _____________ (К). Так как фотосинтез ослабленный, то лишайники растут очень ________________ (Л). Лишайники очень неприхотливы, поселяются на бесплодных местах. Поэтому их называют «пионерами», т.е. первыми. Размножаются лишайники кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела.
Список слов:
1) Автотрофы
2) Гетеротрофы
3) Симбиотические
4) Листоватые
5) Накипные
6) Слоевище
7) Симбиоз
8) Одноклеточная водоросль
9) Грибница
10)Быстро
11) Медленно
12) Паразитизм
Ответ:______________________
7. Используя таблицу «Примеры симбиоза» ответьте на вопросы
№ | Текстовая подсказка | Рисунок |
Азотфиксирующие бактерии могут поселяться в корнях бобовых растений. Проникнув в корни бобовых, эти бактерии (клубеньковые) вызывают разрастание клеток корней и образование на них клубеньков. | ||
Грибники знают, что подберёзовик чаще встречается под берёзами, белые грибы вблизи берёз, сосен, елей, подосиновики – в осинниках. Это объясняется тем, что между определёнными видами деревьев и грибов устанавливается тесная взаимосвязь. | ||
Тело лишайника – слоевище – состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм. | ||
1.В чём проявляется симбиоз у организмов на рисунке №1? 1 балл | ||
2.Как называется симбиоз на рисунке №2, и в чём он проявляется? 2 балла | ||
3.Почему водоросль в лишайнике может существовать отдельно, а грибница нет? 1 балл |
|