ТЕМА: Типологический подход в изучении личности (2 часа)




РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ»

 

ТЕМА: Наследственность и среда в детерминации индивидуальных различий (2 часа)

Уровень (пороговый)

Тест

1. Наследственность как фактор индивидуальных различий представлена:

- индивидуальным генотипом

- общевидовым генотипом

- совокупностью генов, полученных индивидуумом от родителей

- внешними (фенотипическими) проявлениями биологических и психологических признаков

2. Наследственность обеспечивает в индивидуальном и видовом развитии:

- изменчивость

- устойчивость

- и изменчивость, и устойчивость

- это зависит от средовых влияний

3. Наследственность обеспечивает особенности проявления:

- только качественных признаков

- только количественных признаков

- и качественных, и количественных признаков

- это зависит от средовых влияний

4. Наследование количественных признаков:

- объясняется принципом «нормы (диапазона) реакции»

- жестко связано с генотипом

- слабо связано с генотипом

5. Среда как фактор индивидуальных различий:

- включает всю совокупность воздействий, получаемых индивидуумом от зачатия до смерти

- включает всю совокупность воздействий, получаемых индивидуумом от рождения до смерти

- включает всю совокупность социальных воздействий, получаемых индивидуумом после рождения

6. Среда обеспечивает в индивидуальном и видовом развитии:

- изменчивость

- устойчивость

- и изменчивость, и устойчивость

- это зависит от особенностей генотипа

7. Дети (сиблинги), рожденные в одной семье от одних родителей:

- обладают 100% идентичным генотипом

- обладают 100% уникальным генотипом

- обладают примерно 50% идентичностью генотипа

- обладают примерно 25% идентичностью генотипа

8. Наследование психологических признаков, как правило:

- объясняется полигенным наследованием

- моногенным наследованием

- и моногенным, и полигенным наследованием

- это имеет индивидуальный характер

9. Большинство современных ученых в анализе роли средового фактора в развитии индивидуальных различий отводят главное место:

- пренатальной среде

- постнатальной среде

- общесемейной (разделяемой) среде

- индивидуальной (неразделяемой) среде

10. Фенотип является проявлением:

- только генотипа

- только влияния среды

- взаимодействия генотипа со средой

11. Абсолютной генетической идентичностью обладают:

- родственники 1-й степени родства (родители-дети, сиблинги)

- монозиготные близнецы

- дизиготные близнецы

- супруги

12. Общение и взаимодействие с родителями младшего и старшего сиблингов в семье является примером:

- индивидуальной среды

- общесемейной среды

- широкой социальной среды

- узкой социальной среды

13. Облысение у некоторых мужчин является признаком:

- сцепленным с полом

- зависимым от пола

- ограниченным полом

14. Наиболее полная структура социальной среды представлена в модели, разработанной:

- Л.С. Выготским

- У. Бронфенбреннером

- Х. Вернером

- Дж. Уотсоном

15. Наиболее чистым психогенетическим методом является:

- генеалогический

- приёмных детей

- близнецовый

Уровень (средний)

1. Охарактеризуйте роль наследственности и среды в детерминации индивидуальных различий

2. Проанализируйте роль общесемейной и индивидуальной среды в детерминации индивидуальных различий

3. Проанализируйте роль пренатальной и постнатальной среды в детерминации индивидуальных различий

4. Сделайте критический анализ биогенетических и социогенетических теорий природы индивидуальных различий

5. Охарактеризуйте основные направления индивидуального развития, являющиеся генетически детерминированными

6. Объясните, какую роль в развитии индивидуальных особенностей личности, играют такие генетически детерминированные признаки как «физическая привлекательность», «возраст полового созревания», «сексуальная активность».

7. Опишите основные достоинства и недостатки близнецового метода в определении роли наследственности и среды в детерминации индивидуальных различий.

8. Опишите основные достоинства и недостатки генеалогического метода в определении роли наследственности и среды в детерминации индивидуальных различий.

9. Опишите основные достоинства и недостатки метода приёмных детей в определении роли наследственности и среды в детерминации индивидуальных различий.

10. Выполните анализ и законспектируйте статью И.В. Равич-Щербо «Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов» (Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. – М.: ЧеРо, 2000. - с. 233-254).

Уровень (высокий)

1. Разработайте информационный буклет для приёмных родителей по организации ими благоприятной развивающей среды для ребёнка, если известно, что его биологические родители:

А) имели коэффициент интеллекта ниже средней статистической нормы;

Б) имели среднестатистический интеллект;

В) имели коэффициент интеллекта выше средней статистической нормы;

Г) страдали алкоголизмом.

2. Как известно, монозиготные близнецы обладают абсолютно идентичным генотипом. Однако, не редкими являются случаи, когда новорождённые близнецы различаются по росту и весу, а также в постнатальном развитии имеют различную динамику и уровень интеллектуального развития. Объясните, чем может быть вызвано указанное событие? Разработайте психолого-педагогические рекомендации родителям монозиготных близнецов, которые:

А) родились с разным ростом и весом

Б) родились без явных различий в росте и весе

3. Родители довольно часто ожидают, что их дети должны быть сильно похожими на них как внешне, так и своими личностными чертами, способностями и т.п. Однако, такое встречается крайне редко. Подготовьте информационное сообщение, в котором в доступной для рядовых родителей форме объясните, почему их ожидания не всегда оправдываются.

4. Родители довольно часто удивляются тому, что их дети так мало похожи между собой как внешне, так и своими личностными чертами, способностями и т.п. Подготовьте информационное сообщение, в котором в доступной для рядовых родителей форме объясните, почему их ожидания не всегда оправдываются.

 

ТЕМА: Типологический подход в изучении личности (2 часа)

 

Уровень (пороговый)

Тест

1. Типологические свойства являются:

- устойчивыми и неизменными

- устойчивыми

- изменчивыми

- ситуационно зависимыми

2. Типологические психологические и психофизиологические свойства имеют, как правило:

- наследственную природу

- средовую обусловленность

- врождённую природу

- сложную генотип-средовую детерминацию

3. Индивидуум, отнесённый в определённой типологии, к какой-то одной группе:

- будет относиться только к данной группе на протяжении всей жизни

- может относиться к разным группам в зависимости от возраста

- может одновременно относиться к разным группам

4. Типологический подход в характеристике индивидуальности базируется на:

- анализе континуальных (количественных) признаков

- анализе дискретных (качественных) признаков

- анализе как континуальных (количественных) признаков, так и дискретных (качественных) признаков

- анализе только «ярких», «заострённых» признаков

5. С типологическим анализом индивидуальности, как правило, связан:

- идеографический психологический подход

- номотетический психологический подход

- и идеографический, и номотетический подходы

6. Типология Э. Кречмера относится к:

- эмпирическим типологиям

- теоретическим типологиям

7. Типология Г. Айзенка относится к:

- эмпирическим типологиям

- теоретическим типологиям

8. Интроверсия описывается К.-Г. Юнгом как:

- направленность личности на внутренние, субъективные переживания

- направленность личности на внешние объекты, зависимость от них

9. Анальные типы характера описаны в теории:

- Г. Айзенка

- Э. Фромма

- З. Фрейда

- К. Хорни

10. Неплодотворные и плодотворные ориентации как основание типологии личности представлено в работах:

- Г. Айзенка

- Э. Фромма

- З. Фрейда

- К. Хорни

Уровень (средний)

1. Сравните понятие «черты» и «типа». Какое из них более полно описывает индивидуальность?

2. Какое практическое значение имеет выделение типов в психологии?

3. Какой признак используется З. Фрейдом для классификации типов характера? Назовите и кратко опишите каждый тип (его достоинства и недостатки)

4. Выполните сравнительный анализ экстраверта и интроверта в соответствии с теорией К.-Г. Юнга. Какие функциональные типы дополнительно к общим типам выделяет К.-Г. Юнг?

5. Охарактеризуйте положительные и отрицательные свойства неплодотворных типов в соответствии с теорией Э. Фромма, заполнив таблицу:

 

Название типа Положительные свойства Отрицательные свойства
     

 

6. Выполните анализ и законспектируйте статьи З. Фрейда «Психоанализ и учение о характерах», К.Г. Юнга «Психологические типы», А.Ф. Лазурского «Классификация личностей», Э. Фромма «Характер», И. Бриггс-Майерс, М.Х. Мак-Колли, А.Л. Хэммер «Типология Майерс-Бриггс (Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. – М.: ЧеРо, 2000).

Уровень (высокий)

1. Ниже перечислены литературные и сказочные герои. Определите, кто из них и почему может быть отнесен к тем или иным типам в соответствии с типологиями К.-Г. Юнга, З. Фрейда, Э. Фромма?

Анна Каренина, Чиполлино, Родион Раскольников, Буратино, Алиса, Пьер Безухов, братец Кролик и братец Лис, Колобок, д'Артаньян, Скарлетт О'Хара, Баба-яга, Отелло, Джульетта, Дон Кихот, Чацкий, Плюшкин. Онегин, Печорин, Емеля, Санчо Панса, кот Матроскин, Золушка, Настасья Филипповна, Снежная Королева, Белоснежка, Красная Шапочка, Павел Корчагин, Данко, Ниловна, Чеширский кот, Обломов, Коробочка, Собакевич, Остап Бендер, Людоедка Эллочка, Киса Воробьянинов, кот Бегемот, кот Базилио и лиса Алиса, Лужин, Наташа Ростова, Гарри Поттер, Гермиона.

2. Используя (на Ваш выбор) художественные произведения (романы, повести, рассказы, поэмы) и произведения искусства (картины-портреты) выполните сравнительный психологический анализ двух героев, уделив особое внимание описанию их личностного типа в соответствии с наиболее близкими Вам типологиями.

3. Определите перечень профессий, в которых наиболее полно смогли бы себя реализовать представители тех или иных психологических типов, а также профессии, которые им не рекомендуются. Для работы используйте наиболее близкую Вам типологию. Результат оформите в таблицу:

 

Тип личности Рекомендуемые профессии Обоснование Не рекомендуемые профессии Обоснование
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: