Обратимся к истории возникновения суверенного государства Республики Казахстан. Основным решающим преимуществом президентской формы правления Республики Казахстан, сделавшей ее легитимной в глазах казахстанского общества, является обеспечение главой государства политической стабильности страны в условиях переходного периода. В условиях распада Советского Союза, приведшего к кризису государственной власти в целом, образованию политического вакуума, полному разрыву правовой преемственности страны, единственно правильной и закономерной явилась создание сильной президентской власти. В конце 80-х годов в СССР начался период тотального кризиса государственной власти и системы государственного управления. Наблюдалась стагнация практически во всех отраслях экономики, социальная сфера практически не развивалась, нарастал социальный и правовой нигилизм. В обществе назревали упаднические настроения, наблюдался рост правонарушений, стали проявляются признаки массового недовольства. Отметим массовые выступления против политики СССР в Казахстане 16 декабря 1986 г., выступления в Грузии, в прибалтийских республиках. Особый резонанс по всему СССР получило декабрьской выступление молодежи в Алматы. Как известно, данное выступление было жестоко подавлено политическим руководством СССР.
В этих условиях именно президентская власть стала воплощением государственного суверенитета, сохранив конституционный характер политического процесса, не дав ему выйти за рамки правового поля. По мнению многих исследователей, формирование эффективной президентской формы правления в значительной степени ослабило и авторитарные тенденции, позволив избежать установления военно-полицейской диктатуры, опирающейся на режим чрезвычайного положения.
|
Говоря о периодизации становления и развития формы правления в Республике Казахстан можно выделить несколько этапов.
Первый этап связан с учреждением поста Президента Казахской ССР. 24 апреля 1990 г. на первой сессии Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва был принят Закон «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР». Закон определил Президента как Главу Казахской Советской Социалистической Республики – составной части Союза ССР. Это и предопределило особенности конституционно-правового статуса Президента Республики. Президент наделялся правом представлять Верховному Совету Казахской ССР кандидатуру на пост Председателя Совета Министров Казахской ССР. При этом Президент не признавался главой исполнительной власти. Характерной чертой этого этапа следует признать своеобразный дуализм в осуществлении государственной власти в республике.
Вторым этапом стало принятие 25 октября 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики. Декларация наделила государственную власть Казахской ССР верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях, определенных Союзным договором. Отметим, что Декларация было политическим документом, а не юридическим. То есть Декларация заложила политическую основу для создания независимого Казахстана.
|
Третий этап. Переход к этому этапу последовал достаточно быстро. Это было обусловлено общим динамизмом развития ситуации как в Советском Союзе в целом, так и в Казахстане. Этот переход связан с принятием Закона Казахской ССР от 20 ноября 1990 г. «О совершенствовании структуры государственной власти, внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР».
Положения Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики были инкорпорированы в текст Конституции Казахской ССР 20 ноября 1990 г. посредством Закона «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР». Согласно изменениям Президент Казахской ССР стал главой высшей исполнительной и распорядительной власти, был учрежден пост Вице-президента Казахской ССР, который избирался Верховным Советом по представлению Президента республики. Совет министров был преобразован в Кабинет министров, образованы должности премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов.
На наш взгляд, этот период можно рассматривать как этап существования в Казахстане парламентской республики. Здесь, несмотря на существование института президента Республики Казахстан, именно Верховный Совет с формально-юридической точки зрения обладал полномочиями по решению основных вопросов внутренней и внешней политики и осуществлял контроль за деятельностью исполнительных органов государственной власти. Таким образом, Первый Президент Республики Казахстан был избран в условиях парламентарной республики, что предопределило перечень его полномочий и соотношение с другими институтами государственной власти.
|
Четвертый этап связан с принятием 28 января 1993 г. Конституции Республики Казахстан. Этот период связан с усилением системы исполнительной власти как власти, непосредственно возглавляемой Президентом страны. В это время на смену Совета Министров пришел Кабинет Министров, был сформирован единый аппарат, объединивший аппарат Президента и аппарат Кабинета Министров.
Таким образом, говоря о становлении президентской власти в Республике Казахстан можно отметить, что в самом его начале президентская власть функционировала в системе, приближавшейся к парламентской форме правления. Так, Верховный Совет избирал президента и контролировал правительство, которое было ему подотчетно. В ноябре 1990 г. к президенту перешел весь объем полномочий исполнительной власти. Была сделана попытка сформировать единую исполнительную власть во главе с Президентом, произошло слияние Аппарата Президента и Кабинета Министров. В основу политической системы этого периода была положена классическая модель президентской республики. В целом же в периоде становления президентской власти она становилась и укреплялась как важнейший политический институт, обеспечивающий независимость, самостоятельность Республики. Но наряду с этими нововведениями в государстве оставалось много пережитков прошлого, и не последнее место в этом списке занимали устаревшие правовая база и законодательство республики. Создав новое государство, новые институты власти, необходимо было привести их в логически завершенную форму. Все эти обстоятельства привели к принятию Верховным Советом почти единогласно (309 из 312 голосов) 28 января 1993 г. первой Конституции независимого Казахстана.
Будучи депутатом Верховного Совета XII XIII я был одним из непосредственных авторов Конституции 1993 г. Хочу отметить демократический характер первой Конституции РК. Особенно это касалось раздела, регулировавшего основные права и свободы человека.
Пятый этап. Характеризуя данный этап, отмечу, что Конституция 1993 г., будучи демократической по содержанию, все же несла на себе печать социалистического государства. Многие важнейшие вопросы не были отражены в ней. Это касалось таких вопросов, как введение частной собственности на землю, вопросы взаимоотношений ветвей власти, ответственность власти перед народом и др. Именно поэтому была необходима новая Конституция.
30 августа 1995 г. на всенародном референдуме была принята Конституция Республики Казахстан. Этот этап можно рассматривать как период учреждения и становления президентской республики в Казахстане. На этом этапе развития формы правления Казахстана в нее были внесены существенные коррективы. Конституция Казахстана 1995 г. способствовала сосредоточению власти в системе исполнительных органов и существенной централизации государственных регуляторов. Подобные решения были вполне оправданны и привели к стабилизации государственно-властных отношений. По достижении этой стабильности были созданы условия для расширения системы воздействия законодательных (представительных) органов на процессы непосредственного управления.
Шестой этап. Это современный, текущий этап развития формы правления в Республике Казахстан. Начало этого этапа можно определить 2001 г. Данный этап связан с политическим реформированием государственно-правовой системы. Отметим, что механизмы государственного управления не в полной мере отвечали запросам экономического роста в стране. Особо явственно это противоречие проявилось в регионах. Переломить негативные тенденции был призван Закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан». Этот этап можно характеризовать как этап децентрализации осуществления управленческих процессов, этап перехода на новое качество взаимодействия органов государственной власти, относящихся к ее различным ветвям. На этом этапе осуществляется децентрализация государственной власти.