Периодизация торговой либерализации в рамках АТР:
I этап (1960-1967 гг.)
Концепция создания Тихоокеанской зоны свободной торговли (ПАФТА, PacificFreeTradeArea, PAFTA) в составе экономически развитых государств – США, Канады, Японии, Австралии и Новой Зеландии (К.Кодзима).
II этап (1968-1977 гг.)
Предложение организовать Тихоокеанскую организацию по торговле и развитию – ОПТАД (OrganizationonPacificTradeandDevelopment, OPTAD) по аналогии с ЮНКТАД (1968 г.). Проблема: отсутствие объективных экономических и политических предпосылок. Инициатива Японии – образование НПО.
1968 г. – Тихоокеанский форум по торговле и развитию (PacificForumonTradeandDevelopment, PAFTAD) + Экономический совет Тихоокеанского бассейна (ТЭС, PacificBasinEconomicCouncil, PBEC), объединивший более 1000 компаний из 17 стран.
III этап (1978-1988 гг.)
Продолжение формирования региональных экономических организаций неправительственного характера. 1980 г. – Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС, PacificEconomicCooperationCouncil, PECC): участие представителей правительственных, предпринимательских и научных кругов. Основное достижение – принятие концепции «открытого регионализма» в 1992 г.
1983 г. – Соглашение о зоне свободной торговли между Австралией и Новой Зеландией (АНЗСЕРТА, Australia – NewZealandCloserEconomicRelations, ANZCERTA).
IV этап (1989-1999 гг.)
Создание зоны свободной торговли в рамках АСЕАН (1992 г.) и в рамках АТЭС (1994 г.), зон экономического роста в Восточной Азии (начиная с 1989 г.) и других. Для данного этапа характерно оживление «мягкой» регионализации (частнопредпринимательские инициативы без институционального оформления).
1989 г. – создание первойэкономической МПО – Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
V этап (с 2000 г)
Активизация подписаний интеграционных процессов как на дву-, так и многосторонней основе.
Место АТР в системе региональных торговых соглашений:
· С 2000 г. активно растёт число зон свободной торговли, например, в 2015 г. таких зон было 343.
· Современный этап интеграционных процессов в АТР характеризуется полномасштабными зонами свободной торговли, многие из которых вступили в силу в начале второго десятилетия XXI века, как например, зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА) или АСЕАН-Китай + начали функционировать все пять соглашений АСЕАН о зоне свободной торговли с основными торговыми партнерами – с Японией, Республикой Корея, Австралией и Новой Зеландией, и Индией.
· Политическими и экономическими лидерами по уровню охвата в регионе являются:
1. США – 34,4%
2. Япония – 16,5%
3. Китай – 11,2%
· Все интеграционные соглашения отличаются комплексностью охвата, а многие из них – беспошлинностью.Из 22 интеграционных соглашений 89% товарных позиций облагались нулевыми пошлинами (2010 г.) и 84% в 38 соглашениях осуществлялись на беспошлинной основе (к 2020 г. доли должны возрасти до 96% и 97% соответственно).
Общерегиональные интеграционные процессыи инициативы в АТР:
· Форум АТЭС, и Азиатско-Тихоокеанское торговое соглашение (АПТА), известное как Бангкокское соглашение (AsiaPacificTradeAgreement, APTA): Бангладеш, Индия, Лаос, Китай, Республики Корея и Шри-Ланка.
· 2015 г. – соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП, TranspacificPartnershipAgreement, TPP): США, Австралия, Перу, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Бруней, Новая Зеландия, Чили, Канада, Мексика и Япония.
· Форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, AsiaPacificEconomicCooperationForum, APEC) (1989 г.): Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (САР КНР), Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа Новая Гвинея, Перу, Республика Корея, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.
· 2015 г. – страны АТЭС: 54% мирового ВВП; 39,3% численности мирового населения; 51,2% совокупного импорта прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и 52,8% мирового экспорта ПИИ. Среднедушевой ВВП – 21888 долл.
Важно отметить, что общерегиональные интеграционные процессы уступают по глубине субрегиональной интеграции, которая охватила Юго-Восточную Азию, Северо-Восточную Азию и юг Тихоокеанского бассейна.
Интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии в рамках АСЕАН:
АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН, AssociationofSouthEastAsianNations, ASEAN): Сингапур, Таиланд, Филиппины, Индонезия и Малайзия + Бруней, Вьетнам, Лаос, Союз Мьянма, Камбоджа.
Цели:
· стимулирование экономического роста, социального прогресса и развития культуры региона на основе совместных действий;
· укрепление мира и безопасности в Юго-Восточной Азии;
· развитие сотрудничества и взаимопомощи по вопросам, представляющим общий интерес в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной областях.
В 1992 г. на Сингапурском саммите решено начать формирование зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА,ASEANFreeTradeArea, AFTA). Сначала она охватила торговлю товарами, затем услуги и инвестиции. В итоге к 2000 г.АФТА была создана для 6 стран (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур и Филиппины), в 2003 г. – для Вьетнама и к 2007 г. – для трёх других государств.
Основные направления АСЕАН: формирование единого рынка и производственной базы, высококонкурентоспособного экономического региона, региона сбалансированного экономического развития и интеграции в мировую экономику.
Интеграционные процессы осуществлялись путём подписания, например, Соглашения по торговле услугами (2004 г.), Соглашения по торговле товарами (2009 г.), Комплексного соглашения по инвестициям (2010 г.) и Рамочного соглашения о признании квалификационных навыков (2014 г.).
В 2015 г. утверждена программа окончательного завершения создания Экономического сообщества АСЕАН к 2025 г. Она призвана содействовать активизации отраслевого сотрудничества, завершить реализацию программ «одного окна» и самосертификации, формирования базы данных по торговле и либерализацию нетарифных ограничений, а также полностью достичь свободной торговли услугами, свободного перемещения инвестиций и капитала, и лиц квалифицированного труда.
Интеграционные проекты в Северо-Восточной Азии:
В 2003 г. три страны СВА решили сформировать трёхстороннюю зону свободной торговли в регионе, начав с проведения исследования её целесообразности, которое завершилось в 2009 г. Проект Северо-Восточноазиатской зоны свободной торговли (СВАЗСТ) охватывает торговлю товарами и услугами, правила происхождения, таможенныепроцедуры, защитные меры, права интеллектуальной собственности и электронную торговлю.
2015 г. – подписание Китаем и Республикой Корея соглашения о зоне свободной торговли.Оно призвано сформировать зону свободной торговли в течение 20 лет на основе ликвидации таможенных пошлин на 90% товаров взаимной торговли с сохранением исключений.
Интеграционные процессы на юге Тихоокеанского бассейна:
Странами юга Тихоокеанского бассейна подписано и инициировано 96 региональных интеграционных соглашений, в том числе 53 действуют, 2 соглашения подписаны, но не вступили в силу и ещё 41 проект находится в переговорной стадии. В субрегионе действуют такие региональные соглашения, как АНЗСЕРТА, Форум Тихоокеанскихостровов, Тихоокеанское соглашение о сближении экономических связей, ПАСЕР и Торговое соглашение между островными странами Тихого океана, ПИКТА.
АНЗСЕРТА (Australia – NewZealandCloserEconomicRelationsTradeAgreement, ANZCERTA) (1983 г.) – самый первый и успешный интеграционным проект по созданию зоны свободной торговли в Тихоокеанском бассейне стало соглашение об углублении торгово-экономического сотрудничества между Австралией и Новой Зеландией.
В целом, для АТР характерно многообразие интеграционных процессов, включая:
· преобладание интеграционных соглашений на субрегиональном в отличие от общерегионального уровня;
· большей глубиной субрегиональной интеграции в отличие от региональной;
· использование мягких схем интеграции как на общерегиональном уровне (в рамках АТЭС), так и на субрегиональном (в рамках зон экономического роста);
· динамичные темпы интеграционных процессов;
· эффект «спагетти»;
· рост роли интеграционных соглашений во внешнеторговых связях;
· преобладание двусторонних региональных торговых соглашений над многосторонними;
· подписание мега-соглашения о Транстихоокеанском партнерстве и продолжением переговоров по Соглашению о региональном всеобъемлющем экономическом партнерстве;
· слабая институционализация, основанная на принципах невзаимности, добровольности и консенсуса (в рамках АТЭС).