УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА
ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ
СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
СЕРОВА А.Ю.,
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
МОУ «ЧСОШ №1 С УИОП»
ЧЕРНЯНКА
Социализированность - есть качество личности, которое представляет собой степень направленности на этот образец и достигнутый уровень соответствия образцу. Уровень социализированности определяется такой категорией, как социальная зрелость. Социальная зрелость - интегральное качество личности, освоившей и принявшей нормы морали и права данного общества (с нацеленностью на их превышение), что проявляется в выполнении ею своих социальных функций. Уровень социализированности учащихся - степень выполнения ими своих социальных функций.
Исследования социализации учащихся обусловлена наблюдаемым в российском обществе ростом девиантных и делинквентных тенденций, особенно в среде молодежи: ростом и омоложением преступности, изменением мотивов преступлений, сдвигом их причинности в сторону распада системы прежде всего моральных ценностей, когда на первое место выходят корысть, жажда легкой наживы, увеличением «случайных» преступлений, совершаемых подростками в состоянии аффекта, под действием психоактивных веществ; ростом числа подростков, ведущих асоциальный образ жизни (не учатся и не работают, бродяжничество).
Причиной роста девиантных и делинквентных тенденций, их источником, как отмечают исследователи, «становится не маргинальная среда, а нормальные семьи, в которых накопились взаимные претензии, раздражение и неприязнь».
Исследователи социализации учащихся делают вывод, что «проблемы социализации школьной молодежи приобрели острый характер». Однако нормальное, здоровое поведение и характеристики обычной, нормальной молодежи и подростков изучается гораздо реже, чем представителей девиантных групп.
Вместе с тем, изучение именно «нормальных» подростков и молодых людей заслуживают самого пристального и первоочередного внимания. И потому, что они, а не маргинализованная молодежь, составят в будущем основу государственного существования, и потому, что старшеклассники и студенты вузов - основной резерв научной и технической элиты страны.
Практическая актуальность исследования социализации учащихся подтверждается государственным заказом к образованию, который сформулирован в правительственной Концепции модернизации российского образования, где ставятся задачи формирования у школьников «гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда»
Показателями для внешнего мониторинга социализации учащихся являются:
- анализ выполнения программы развития школы;
- отсутствие отчислений из школы в 1-9 классах, сохранение контингента в 10-11 классах;
- снижение количества учащихся, состоящих на учете в КДН, отсутствие нарушений и правонарушений, совершенных учащимися, в том числе, выпускников школы в течение 7 месяцев после ее окончания;
- организация различных форм внеклассной и внешкольной работы;
- организация каникулярного отдыха учащихся;
- занятость учащихся во внеучебное время;
- способность к межкультурному диалогу и уровень освоения социальных навыков и компетенций, воспитанность;
- школьная и внешкольная успешность,
- ориентация на истинные ценности,
- культура общения и поведения,
- выполнение социальных норм, социальная адаптированность,
- здоровый образ жизни,
- готовность личности к самоопределению (мотивация, знания, умения),
- соответствие структуры потребностей выпускников 9-11 классов в продолжении образования требованиям реального рынка труда;
- динамика данных о трудоустройстве и продолжении образования;
- статус выпускников через 7 месяцев после окончания школы;
- востребованность школы и школьных связей после ее окончания выпускниками школы;
ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наряду с обучением немаловажными показателями является уровень внеурочной воспитательной работы школы.
• уровень воспитанности;
• уровень развития коллектива;
• уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью;
• уровень удовлетворенности родителей работой ОУ;
уровень этического воспитания.
Следует отметить, что данный мониторинг является составной частью уже имеющейся системы оценки деятельности педагогических коллективов.
Социальные функции учащихся - созидательный вклад, который вносит данная группа в общество. Качество социализации определяется наличием устойчивого ценностно-значимого образца достойного социального функционирования. Основным является метод "Социометрия-мониторинг ". Он позволяет получить оперативную информацию о динамике изменения взаимоотношений, их структуре в очень подвижном социальном организме - классном коллективе и степени социализации личности.
"Социометрия-мониторинг" предполагает проведение глобальных исследований на уровне всей ученической среды и локальных - в отдельных классах по ситуациям. В рамках глобального мониторинга проводятся два массовых среза среди учащихся 5-10 классов (в середине II и конце III - начале IV четвертей). Детям предлагается оценить частоту и направленность социальных контактов. Получение социометрической информации в нашей школе при наличии всех необходимых условий занимает от 5 до 10 дней. На проведение замера в одном классе требуется 10-20 минут. Сразу после ввода информации в компьютер можно получить статистические данные и множественные распечатки. Определение режимов съемов информации для локального мониторинга зависит от сложности социальных процессов в классах. Необходимо подчеркнуть, что данный метод обеспечивает принятие управленческих решений, и доступ к информации ограничен (ее получают директор школы, заместители директора по мониторингу, воспитательной работе и школьный психолог), но мы стремимся к тому, чтобы социометрия применялись не только для контроля за деятельностью классного руководителя, но и для помощи. Поэтому постепенно мы начали работать в режиме индивидуального консультирования классных руководителей с целью корректировки их деятельности и выработки общих подходов.
В конце учебного года желательна социометрия 3-4-х классов. По ее результатам и с учетом социально-психологических портретов учащихся можно подбирать руководителей будущих пятых классов. Обязательным элементом такой работы является изучение результатов подбора в следующем учебном году. В 5-х классах проводятся 2-3 социометрических среза для изучения адаптации пятиклассников. Так можно влиять на формирование детских коллективов, совершать внутришкольный перевод учащихся, в том числе на индивидуальное обучение.
"Социометрия: мониторинг " позволяет изучить процессы социализации учащихся на разных уровнях: индивидуальном, класса, школы; отследить динамику социальных процессов за несколько лет; выявить конкретных детей и классы, которым нужна психологическая помощь, а также классы, параллели, где сложилась не совсем благоприятная ситуация в ученической среде; наконец, позволяет использовать информацию на разных уровнях.
УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Директор школы, администрация школы | Социально-психологическая служба (психолог, социальный педагог, психоневролог) | Зам. директора по воспитательной работе | Классные руководители и учителя предметники |
· анализ состояния учебно-воспитательного процесса; · принятие управленческих решений; · подбора педагогических кадров; · организация методической работы. | · изучение состояния социальной структуры ученической среды школы, отдельных классов; · изучение адаптации учащихся; · разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися; · индивидуальные консультации классных руководителей; · осуществление работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные консультации). | · планирование воспитательной работы школы на новый учебный год; · организация методической работы с классными руководителями; · организация индивидуальной работы с учащимися; · контроль за деятельностью классных руководителей | · планирование учебно-воспитательной работы с классом; · организация индивидуальной работы с учащимися; · выбор форм и методов работы с классом, с учетом социальной структуры и психологических особенностей группы. |
Рекомендуемые диагностики социального педагога см. в приложении 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1