УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА

ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ

СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

СЕРОВА А.Ю.,

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

МОУ «ЧСОШ №1 С УИОП»

 

 

ЧЕРНЯНКА

Социализированность - есть качество личности, которое представляет собой степень направленности на этот образец и достигнутый уровень соответствия образцу. Уровень социализированности определяется такой категорией, как социальная зрелость. Социальная зрелость - интегральное качество личности, освоившей и принявшей нормы морали и права данного общества (с нацеленностью на их превышение), что проявляется в выполнении ею своих социальных функций. Уровень социализированности учащихся - степень выполнения ими своих социальных функций.

Исследования социализации учащихся обусловлена наблюдаемым в российском обществе ростом девиантных и делинквентных тенденций, особенно в среде молодежи: ростом и омоложением преступности, изменением мотивов преступлений, сдвигом их причинности в сторону распада системы прежде всего моральных ценностей, когда на первое место выходят корысть, жажда легкой наживы, увеличением «случайных» преступлений, совершаемых подростками в состоянии аффекта, под действием психоактивных веществ; ростом числа подростков, ведущих асоциальный образ жизни (не учатся и не работают, бродяжничество).

Причиной роста девиантных и делинквентных тенденций, их источником, как отмечают исследователи, «становится не маргинальная среда, а нормальные семьи, в которых накопились взаимные претензии, раздражение и неприязнь».

Исследователи социализации учащихся делают вывод, что «проблемы социализации школьной молодежи приобрели острый характер». Однако нормальное, здоровое поведение и характеристики обычной, нормальной молодежи и подростков изучается гораздо реже, чем представителей девиантных групп.

Вместе с тем, изучение именно «нормальных» подростков и молодых людей заслуживают самого пристального и первоочередного внимания. И потому, что они, а не маргинализованная молодежь, составят в будущем основу государственного существования, и потому, что старшеклассники и студенты вузов - основной резерв научной и технической элиты страны.

Практическая актуальность исследования социализации учащихся подтверждается государственным заказом к образованию, который сформулирован в правительственной Концепции модернизации российского образования, где ставятся задачи формирования у школьников «гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда»

Показателями для внешнего мониторинга социализации учащихся являются:

- анализ выполнения программы развития школы;

- отсутствие отчислений из школы в 1-9 классах, сохранение контингента в 10-11 классах;

- снижение количества учащихся, состоящих на учете в КДН, отсутствие нарушений и правонарушений, совершенных учащимися, в том числе, выпускников школы в течение 7 месяцев после ее окончания;

- организация различных форм внеклассной и внешкольной работы;

- организация каникулярного отдыха учащихся;

- занятость учащихся во внеучебное время;

- способность к межкультурному диалогу и уровень освоения социальных навыков и компетенций, воспитанность;

- школьная и внешкольная успешность,

- ориентация на истинные ценности,

- культура общения и поведения,

- выполнение социальных норм, социальная адаптированность,

- здоровый образ жизни,

- готовность личности к самоопределению (мотивация, знания, умения),

- соответствие структуры потребностей выпускников 9-11 классов в продолжении образования требованиям реального рынка труда;

- динамика данных о трудоустройстве и продолжении образования;

- статус выпускников через 7 месяцев после окончания школы;

- востребованность школы и школьных связей после ее окончания выпускниками школы;

ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наряду с обучением немаловажными показателями является уровень внеурочной воспитательной работы школы.

• уровень воспитанности;

• уровень развития коллектива;

• уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью;

• уровень удовлетворенности родителей работой ОУ;

уровень этического воспитания.

Следует отметить, что данный мониторинг является составной частью уже имеющейся системы оценки деятельности педагогических коллективов.

Социальные функции учащихся - созидательный вклад, который вносит данная группа в общество. Качество социализации определяется наличием устойчивого ценностно-значимого образца достойного социального функционирования. Основным является метод "Социометрия-мониторинг ". Он позволяет получить оперативную информацию о динамике изменения взаимоотношений, их структуре в очень подвижном социальном организме - классном коллективе и степени социализации личности.

"Социометрия-мониторинг" предполагает проведение глобальных исследований на уровне всей ученической среды и локальных - в отдельных классах по ситуациям. В рамках глобального мониторинга проводятся два массовых среза среди учащихся 5-10 классов (в середине II и конце III - начале IV четвертей). Детям предлагается оценить частоту и направленность социальных контактов. Получение социометрической информации в нашей школе при наличии всех необходимых условий занимает от 5 до 10 дней. На проведение замера в одном классе требуется 10-20 минут. Сразу после ввода информации в компьютер можно получить статистические данные и множественные распечатки. Определение режимов съемов информации для локального мониторинга зависит от сложности социальных процессов в классах. Необходимо подчеркнуть, что данный метод обеспечивает принятие управленческих решений, и доступ к информации ограничен (ее получают директор школы, заместители директора по мониторингу, воспитательной работе и школьный психолог), но мы стремимся к тому, чтобы социометрия применялись не только для контроля за деятельностью классного руководителя, но и для помощи. Поэтому постепенно мы начали работать в режиме индивидуального консультирования классных руководителей с целью корректировки их деятельности и выработки общих подходов.

В конце учебного года желательна социометрия 3-4-х классов. По ее результатам и с учетом социально-психологических портретов учащихся можно подбирать руководителей будущих пятых классов. Обязательным элементом такой работы является изучение результатов подбора в следующем учебном году. В 5-х классах проводятся 2-3 социометрических среза для изучения адаптации пятиклассников. Так можно влиять на формирование детских коллективов, совершать внутришкольный перевод учащихся, в том числе на индивидуальное обучение.

"Социометрия: мониторинг " позволяет изучить процессы социализации учащихся на разных уровнях: индивидуальном, класса, школы; отследить динамику социальных процессов за несколько лет; выявить конкретных детей и классы, которым нужна психологическая помощь, а также классы, параллели, где сложилась не совсем благоприятная ситуация в ученической среде; наконец, позволяет использовать информацию на разных уровнях.

УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

 

Директор школы, администрация школы Социально-психологическая служба (психолог, социальный педагог, психоневролог) Зам. директора по воспитательной работе Классные руководители и учителя предметники
· анализ состояния учебно-воспитательного процесса; · принятие управленческих решений; · подбора педагогических кадров; · организация методической работы.   · изучение состояния социальной структуры ученической среды школы, отдельных классов; · изучение адаптации учащихся; · разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися; · индивидуальные консультации классных руководителей; · осуществление работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные консультации). · планирование воспитательной работы школы на новый учебный год; · организация методической работы с классными руководителями; · организация индивидуальной работы с учащимися; · контроль за деятельностью классных руководителей · планирование учебно-воспитательной работы с классом; · организация индивидуальной работы с учащимися; · выбор форм и методов работы с классом, с учетом социальной структуры и психологических особенностей группы.  

 

Рекомендуемые диагностики социального педагога см. в приложении 1.


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: