1. «Прямой» узел:
«Прямой» узел.
- узел легко вяжется;
- под нагрузкой сильно затягивается;
- самопроизвольно развязывается («ползёт»), особенно на мокрых, жестких и обледенелых веревках;
- используется для связывания веревок одинакового диаметра;
- использование без контрольных узлов недопустимо;
2. «Встречный проводник»:
Узел «встречный проводник».
- узел легко вяжется, хорошо держит;
- «не ползёт»;
- под нагрузкой сильно затягивается;
- используется для связывания веревок любого диаметра, для лент и сочетаний лента-веревка;
- удобен для вязания различных петель, оттяжек и т.п.
3. «Встречная восьмерка»:
Узел «встречная восьмерка».
- надежный узел, хорошо держит;
- «не ползёт»;
- вяжется медленно;
- сильно затягивается;
- используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметров;
- через него можно провести карабин по веревке.
4. «Грейпвайн»:
Узел «грейпвайн».
- очень надежный и красивый узел;
- для правильной вязкия требуется практика;
- под нагрузкой сильно затягивается;
- используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров;
- удобен для вязания петель, оттяжек и т.п.
5. «Шкотовый» и «брамшкотовый» узлы:
Шкотовый (в) и брамшкотовый (г) узлы.
- надежные узлы, легко вяжутся;
- под нагрузкой не затягиваются;
- шкотовый узел используется для связывания веревок одинакового диаметра, брамшкотовый - для веревок как одинакового, так и разного диаметров;
- обязательны контрольные узлы.
6. «Плоский» узел («дубовый», «проводник на разрыв»).
«Плоский» узел («дубовый»).
- применяется для связывания двух веревок при организации спуска по двойной веревке с ее последующим сдергиванием;
|
- лучше всех известных узлов проходит перегибы и расчлененный рельеф (не застревает);
- свободные концы веревок после связывания должны быть не менее 30-35см;
- узел «восьмерка» в данной конфигурации развязывается при значительно меньших нагрузках, поэтому совершенно не годится для замены «плоского» узла.
Специальные узлы.
1. «Рифовый» узел:
Узел «рифовый».
Блокирование страховочно-спускового устройства с помощью «рифового» и «контрольного» узлов.
- применяется для закрепления веревки под нагрузкой;
- легко развязывается под нагрузкой;
- требует наличия контрольного узла;
- чаще всего применяется для блокирования страховочно-спускового устройства, когда требуется закрепить веревку, удерживающую какую-либо нагрузку.
2. «Узел УИАА»:
Узел «УИАА».
- простой узел, используемый для страховки и торможения веревки при спуске пострадавшего;
- может применяться для спуска по веревке как временная и экстренная замена штатному спусковому устройству;
- закручивает веревку;
- чтобы контролирующая ветвь веревки была не со стороны муфты, узел «УИАА» надо начинать вязать на свободном конце веревки, т.е. на том, который будет выбираться;
- использовать необходимо только с муфтованным и желательно треугольным карабином;
- необходимо следить, чтобы веревка не наезжала на муфту карабина, в противном случае возможно ее свинчивание, самопроизвольное открытие защелки и полная потеря контроля над ситуацией.
|
3. Узел «Двойной УИАА»:
Узел «Двойной УИАА».
- применяется для страховки и спуска тяжелых грузов;
- создает большое усилие торможения, поэтому удобен при использовании тонких, мокрых, обледенелых веревок;
- мало «крутит» веревку.
4. Узел «Мунтера-мула».
Узел «Мунтера-мула».
- применяется для организации «плавающих» точек крепления
- является комбинацией трех узлов: сначала вяжется узел УИАА, который блокируется «рифовым» и «контрольным» узлами;
- рифовый и контрольный узлы должны располагаться на минимальном расстоянии (вплотную) от узла УИАА;
- узел лучше работает на больших грушевидных карабинах типа HMS;
- при использовании этого узла для организации «плавающей» точки свободный конец должен иметь достаточный запас длины.
5.Узел «радиум».
Узел «радиум».
Узел «радиум» – вариант организации плавающей точки, по функциональности аналогичный узлу «Мунтера-мула», но рассчитанный на работу с гораздо большим грузом. Узел Радиум позволяет безопасно управлять грузом до 1000 кг. Узел состоит из мини полиспаста с теоретическим выигрышем 1:3 и «узла УИАА», система заблокирована «рифовым» узлом, на свободном конце завязан узел «восьмерка», который подключен к станции. Стартовый узел мини полиспаста крепится к нижнему карабину. Расстояние между карабинами после завязывания узла должно быть около 10 см.
Профессиональные спасатели для узла «радиум» используют репшнур диаметром 8 мм и длиной 10 метров. В качестве подручных средств можно использовать репшнур диаметром 7 мм. При длине репшнура 10 метров с помощью узла «радиум» можно опустить груз на глубину до трех метров.
|
6.Схватывающие узлы:
Все схватывающие узлы в альпинизме вяжутся репшнуром диаметром 7 миллиметров на веревке диаметром 9,5-10,5 миллиметров.
а) «Узел Прусика» («прусик»):
Узел «прусик».
- узел свободно перемещается;
- при нагружении затягивается;
- после снятия нагрузки легко приводится в исходное состояние;
- для быстрой вязки требуется практика;
- плохо держит на жестких веревках, совершенно не держит на обледенелых веревках, «не любит» рывков на них, т.к. из-за проскальзывания витки узла могут оплавиться;
- при вязке узел «грейпвайн», связывающий концы репшнура, не должен участвовать в витках «пруссика», а должен располагаться после них. Витки самого узла должны быть ровными и плотными.
б) «Узел Бахмана»:
Узел «Бахмана».
- узел несложно вяжется;
- при нагружении хорошо держит;
- при снятии нагрузки легко развязывается;
- можно использовать как на мокрой, так и на обледенелой веревках;
- можно вязать на одинарной и на сдвоенной веревках;
- при вязке узел «грейпвайн», связывающий концы репшнура, не должен участвовать в витках «Бахмана», а должен располагаться после них. Витки самого узла (сколько влезет в карабин) должны быть ровными и плотными.
в) «французский» схватывающий («автоблок»):
Узел «французский схватывающий».
- легко вяжется;
- сдвигается при небольшом усилии на узел даже под нагрузкой;
- легко развязывается после нагрузки;
- меньше других схватывающих сжигает оплетку веревки при резком затягивании;
- очень надежен;
- при вязке узел «грейпвайн», связывающий концы репшнура, не должен участвовать в витках «французского схватывающего», а должен располагаться после них. Витки самого узла (4-6 штук) должны быть ровными и плотными.
г) «австрийский» схватывающий:
Узел «австрийский» схватывающий.
- легко вяжется;
- легко развязывается после нагрузки;
- лучше, чем другие схватывающие, работает на грязной, мокрой, обледенелой веревке;
- при вязке узел «грейпвайн», связывающий концы репшнура, не должен участвовать в витках «французского схватывающего», а должен располагаться после них. Витки самого узла (4-6 штук) должны быть ровными и плотными.
7. «Узел Гарда»:
Узел Гарда.
- несложный узел;
- применяется при любом состоянии веревки;
- хорошо фиксирует нагруженную веревку;
- используется, в основном, для автоматической фиксации веревки при ее выбирании;
- карабины должны крепиться к точке с помощью «мягкой» петли, использование третьего карабина не рекомендуется;
- особенностью узла является сложность разблокировки под нагрузкой или при выдаче веревки, поэтому не рекомендовано его использование для верхней страховки.
8. Маркировка веревки.
а) способ «куколка»:
Маркировка веревки «куколкой».
Веревка укладывается на руку петлями, чередуя стороны: петля влево, петля в право и т.д. Когда свободной веревки останется около двух метров, им надо обмотать получившуюся бухту в направлении снизу-вверх, достаточно 4-5 оборотов. Затем из свободного конца веревки делается петля, которая продевается в получившееся кольцо из бухты веревки и накидывается на верхнюю часть бухты.
Если маркировать веревку от ее середины двойным сечением и делать маркировку так, чтобы в конце остались концы веревки длиной 1,5-2 метра, то можно закрепить эту бухту веревки на спине.
Закрепление бухты веревки на спине.
б) способ «кольцами»:
Маркировка веревки «кольцами».
Веревка может сматываться в кольца, а может в моток из сплющенных колец (если длина веревки небольшая). Когда веревки останется около двух метров, начальный конец этой «смотки» загибают обратно по ходу (около 30-35 см), а оставшимся финальным концом (около 1,5-2 метров) обматывают начальный загнутый конец. Надо постараться сделать это так, чтобы мотки финального конца (6-8 оборотов) шли в направлении петельки на начальном конце.»смотки».
Такой маркировочный узел применяется также при изготовлении носилок из подручных средств и для связывания ледорубов, палок и жердей в различных целях. В ложбину, образованную двумя связываемыми элементами укладывается сложенный вдвое коренной конец веревки. Рабочим концом после этого обматываются оба этих связываемых элемента, витки затягиваются с силой и при вязке смещаются в сторону образовавшейся петли, в которую в итоге вставляется конец веревки. Петля затягивается за коренной конец. При связывании удобнее всего применять репшнур 4-7мм.
«Маркерный» узел для связывания двух ледорубов.
9. Маркировка куска репшнура.
Способ маркировки куска репшнура длиной 6-10 метров.
Отрезок репшнура складывается вдвое, его концы берутся в руку. Двойной репшнур неплотно наматывается вокруг ладони до тех пор, пока не останется свободный конец длиной около 60 см. После этого получившаяся бухточка снимается с руки и обматывается свободным концом поперек – 2-4 оборота, оставшаяся петля просовывается через бухточку. За эту петлю репшнур с помощью карабина крепится к страховочной системе.
10. Узел «мартышкина петля» («бесконечная петля»).
Узел «мартышкина петля».
- применяется при необходимости укоротить веревку и сохранить возможность быстро вернуть ее в исходное положение.
В среднем все узлы на нейлоновой/капроновой веревке ослабляют ее прочность примерно на 30-40%. Узлы на нейлоновой/капроновой ленте снижают ее прочность на 35-40%, узлы на ленте из материалов Dyneema/«Спектра» снижают ее прочность на 50% и более.
Влияние типа узла на прочность веревки.
Опасные ситуации при использовании разных узлов:
Прямой узел.
Склонен к развязыванию без наличия контрольных узлов, и даже с контрольными узлами в виде полуткацкого узла.
2. Шкотовый и брамшкотовый узлы.
Развязываются, если завязаны на незамкнутой петле (не на проводнике). Склонны к развязыванию без контрольных узлов, и даже с контрольными узлами в виде полуткацкого узла.
И прямой узел, и брамшкотовый (шкотовый) склонны к выворачиванию и развязыванию при движении узла веревки по перегибам рельефа, при упоре его в карабин страховки, при движении или спуске через узел карабина или устройства спуска.
Булинь.
На вертикальных перилах у зел подвержен развязыванию без контрольного узла и даже с контрольным полуткацким, если к петле подвески булиня пристегивается дополнительная тяга или тяжелые предметы, самостраховки участников и др.