Узлы для связывания двух веревок.




1. «Прямой» узел:

 

«Прямой» узел.

 

- узел легко вяжется;
- под нагрузкой сильно затягивается;
- самопроизвольно развязывается («ползёт»), особенно на мокрых, жестких и обледенелых веревках;
- используется для связывания веревок одинакового диаметра;
- использование без контрольных узлов недопустимо;

 

2. «Встречный проводник»:

Узел «встречный проводник».

 

- узел легко вяжется, хорошо держит;
- «не ползёт»;
- под нагрузкой сильно затягивается;
- используется для связывания веревок любого диаметра, для лент и сочетаний лента-веревка;
- удобен для вязания различных петель, оттяжек и т.п.

 

3. «Встречная восьмерка»:

 

Узел «встречная восьмерка».

 

- надежный узел, хорошо держит;
- «не ползёт»;
- вяжется медленно;

- сильно затягивается;
- используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметров;

- через него можно провести карабин по веревке.

 

4. «Грейпвайн»:

 

Узел «грейпвайн».

 

- очень надежный и красивый узел;
- для правильной вязкия требуется практика;
- под нагрузкой сильно затягивается;
- используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров;

- удобен для вязания петель, оттяжек и т.п.

 

5. «Шкотовый» и «брамшкотовый» узлы:

 

Шкотовый (в) и брамшкотовый (г) узлы.

 

- надежные узлы, легко вяжутся;
- под нагрузкой не затягиваются;
- шкотовый узел используется для связывания веревок одинакового диаметра, брамшкотовый - для веревок как одинакового, так и разного диаметров;
- обязательны контрольные узлы.

 

6. «Плоский» узел («дубовый», «проводник на разрыв»).

 

«Плоский» узел («дубовый»).

 

- применяется для связывания двух веревок при организации спуска по двойной веревке с ее последующим сдергиванием;

- лучше всех известных узлов проходит перегибы и расчлененный рельеф (не застревает);

- свободные концы веревок после связывания должны быть не менее 30-35см;

- узел «восьмерка» в данной конфигурации развязывается при значительно меньших нагрузках, поэтому совершенно не годится для замены «плоского» узла.

 

Специальные узлы.

1. «Рифовый» узел:

 

Узел «рифовый».

 

Блокирование страховочно-спускового устройства с помощью «рифового» и «контрольного» узлов.

 

- применяется для закрепления веревки под нагрузкой;

- легко развязывается под нагрузкой;

- требует наличия контрольного узла;

- чаще всего применяется для блокирования страховочно-спускового устройства, когда требуется закрепить веревку, удерживающую какую-либо нагрузку.

 

2. «Узел УИАА»:

 

Узел «УИАА».

 

- простой узел, используемый для страховки и торможения веревки при спуске пострадавшего;
- может применяться для спуска по веревке как временная и экстренная замена штатному спусковому устройству;

- закручивает веревку;

- чтобы контролирующая ветвь веревки была не со стороны муфты, узел «УИАА» надо начинать вязать на свободном конце веревки, т.е. на том, который будет выбираться;

- использовать необходимо только с муфтованным и желательно треугольным карабином;

- необходимо следить, чтобы веревка не наезжала на муфту карабина, в противном случае возможно ее свинчивание, самопроизвольное открытие защелки и полная потеря контроля над ситуацией.

 

3. Узел «Двойной УИАА»:

 

Узел «Двойной УИАА».

 

- применяется для страховки и спуска тяжелых грузов;

- создает большое усилие торможения, поэтому удобен при использовании тонких, мокрых, обледенелых веревок;

- мало «крутит» веревку.

 

4. Узел «Мунтера-мула».

 

Узел «Мунтера-мула».

 

- применяется для организации «плавающих» точек крепления

- является комбинацией трех узлов: сначала вяжется узел УИАА, который блокируется «рифовым» и «контрольным» узлами;

- рифовый и контрольный узлы должны располагаться на минимальном рас­стоянии (вплотную) от узла УИАА;

- узел лучше работает на больших грушевидных кара­бинах типа HMS;

- при использовании этого узла для организации «плавающей» точки свободный конец должен иметь достаточный запас длины.

 

5.Узел «радиум».

 

Узел «радиум».

 

Узел «радиум» – вариант организации плавающей точки, по функциональности аналогичный узлу «Мунтера-мула», но рассчитанный на работу с гораздо большим грузом. Узел Радиум позволяет безопасно управлять грузом до 1000 кг. Узел состоит из мини полиспаста с теоретическим выигрышем 1:3 и «узла УИАА», система заблокирована «рифовым» узлом, на свободном конце завязан узел «восьмерка», который подключен к станции. Стартовый узел мини полиспаста крепится к нижнему карабину. Расстояние между карабинами после завязывания узла должно быть около 10 см.

Профессиональные спасатели для узла «радиум» используют репшнур диаметром 8 мм и длиной 10 метров. В качестве подручных средств можно использовать репшнур диаметром 7 мм. При длине репшнура 10 метров с помощью узла «радиум» можно опустить груз на глубину до трех метров.

 

6.Схватывающие узлы:

Все схватывающие узлы в альпинизме вяжутся репшнуром диаметром 7 миллиметров на веревке диаметром 9,5-10,5 миллиметров.

а) «Узел Прусика» («прусик»):

 

Узел «прусик».

 

- узел свободно перемещается;
- при нагружении затягивается;
- после снятия нагрузки легко приводится в исходное состояние;
- для быстрой вязки требуется практика;
- плохо держит на жестких веревках, совершенно не держит на обледенелых веревках, «не любит» рывков на них, т.к. из-за проскальзывания витки узла могут оплавиться;
- при вязке узел «грейпвайн», связывающий концы репшнура, не должен участвовать в витках «пруссика», а должен располагаться после них. Витки самого узла должны быть ровными и плотными.

 

б) «Узел Бахмана»:

 

Узел «Бахмана».

 

- узел несложно вяжется;

- при нагружении хорошо держит;
- при снятии нагрузки легко развязывается;
- можно использовать как на мокрой, так и на обледенелой веревках;
- можно вязать на одинарной и на сдвоенной веревках;

- при вязке узел «грейпвайн», связывающий концы репшнура, не должен участвовать в витках «Бахмана», а должен располагаться после них. Витки самого узла (сколько влезет в карабин) должны быть ровными и плотными.

 

в) «французский» схватывающий («автоблок»):

 

Узел «французский схватывающий».

 

- легко вяжется;

- сдвигается при небольшом усилии на узел даже под нагрузкой;

- легко развязывается после нагрузки;

- меньше других схватывающих сжигает оплетку веревки при резком затягивании;

- очень надежен;

- при вязке узел «грейпвайн», связывающий концы репшнура, не должен участвовать в витках «французского схватывающего», а должен располагаться после них. Витки самого узла (4-6 штук) должны быть ровными и плотными.

 

г) «австрийский» схватывающий:

 

Узел «австрийский» схватывающий.

 

- легко вяжется;

- легко развязывается после нагрузки;

- лучше, чем другие схватывающие, работает на грязной, мокрой, обледенелой веревке;

- при вязке узел «грейпвайн», связывающий концы репшнура, не должен участвовать в витках «французского схватывающего», а должен располагаться после них. Витки самого узла (4-6 штук) должны быть ровными и плотными.

 

7. «Узел Гарда»:

 

Узел Гарда.

 

- несложный узел;
- применяется при любом состоянии веревки;
- хорошо фиксирует нагруженную веревку;
- используется, в основном, для автоматической фиксации веревки при ее выбирании;

- карабины должны крепиться к точке с помощью «мягкой» петли, использование третьего карабина не рекомендуется;

- особенностью узла является сложность разблокировки под нагрузкой или при выдаче веревки, поэтому не рекомендовано его использование для верхней страховки.

 

8. Маркировка веревки.

а) способ «куколка»:

 

Маркировка веревки «куколкой».

 

Веревка укладывается на руку петлями, чередуя стороны: петля влево, петля в право и т.д. Когда свободной веревки останется около двух метров, им надо обмотать получившуюся бухту в направлении снизу-вверх, достаточно 4-5 оборотов. Затем из свободного конца веревки делается петля, которая продевается в получившееся кольцо из бухты веревки и накидывается на верхнюю часть бухты.

Если маркировать веревку от ее середины двойным сечением и делать маркировку так, чтобы в конце остались концы веревки длиной 1,5-2 метра, то можно закрепить эту бухту веревки на спине.

 

Закрепление бухты веревки на спине.

 

б) способ «кольцами»:

 

Маркировка веревки «кольцами».

 

Веревка может сматываться в кольца, а может в моток из сплющенных колец (если длина веревки небольшая). Когда веревки останется около двух метров, начальный конец этой «смотки» загибают обратно по ходу (около 30-35 см), а оставшимся финальным концом (около 1,5-2 метров) обматывают начальный загнутый конец. Надо постараться сделать это так, чтобы мотки финального конца (6-8 оборотов) шли в направлении петельки на начальном конце.»смотки».

Такой маркировочный узел применяется также при изготовлении носилок из подручных средств и для связывания ледорубов, палок и жердей в различных целях. В ложбину, образованную двумя связываемыми элементами укладывается сложенный вдвое коренной конец веревки. Рабочим концом после этого обматываются оба этих связываемых элемента, витки затягиваются с силой и при вязке смещаются в сторону образовавшейся петли, в которую в итоге вставляется конец веревки. Петля затягивается за коренной конец. При связывании удобнее всего применять репшнур 4-7мм.

 

«Маркерный» узел для связывания двух ледорубов.

 

9. Маркировка куска репшнура.

 

Способ маркировки куска репшнура длиной 6-10 метров.

 

Отрезок репшнура складывается вдвое, его концы берутся в руку. Двойной репшнур неплотно наматывается вокруг ладони до тех пор, пока не останется свободный конец длиной около 60 см. После этого получившаяся бухточка снимается с руки и обматывается свободным концом поперек – 2-4 оборота, оставшаяся петля просовывается через бухточку. За эту петлю репшнур с помощью карабина крепится к страховочной системе.

 

10. Узел «мартышкина петля» («бесконечная петля»).

 

Узел «мартышкина петля».

 

- применяется при необходимости укоротить веревку и сохранить возможность быстро вернуть ее в исходное положение.

 

В среднем все узлы на нейлоновой/капроновой веревке ослабляют ее прочность примерно на 30-40%. Узлы на нейлоновой/капроновой ленте снижают ее проч­ность на 35-40%, узлы на ленте из материалов Dyneema/«Спектра» снижают ее прочность на 50% и более.

 

Влияние типа узла на прочность веревки.

 

Опасные ситуации при использовании разных узлов:

Прямой узел.

Склонен к развязыванию без наличия контрольных узлов, и даже с контрольными узлами в виде полуткацкого узла.

2. Шкотовый и брамшкотовый узлы.

Развязываются, если завязаны на незамкнутой петле (не на проводнике). Склонны к развязыванию без контрольных узлов, и даже с контрольными узлами в виде полуткацкого узла.

И прямой узел, и брамшкотовый (шкотовый) склонны к выворачиванию и развязыванию при движении узла веревки по перегибам рельефа, при упоре его в карабин страховки, при движении или спуске через узел карабина или устройства спуска.

Булинь.

На вертикальных перилах у зел подвержен развязыванию без контрольного узла и даже с контрольным полуткацким, если к петле подвески булиня пристегивается дополнительная тяга или тяжелые предметы, самостраховки участников и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: