Тема 2.6. Криминологическая характеристика таможенной преступности




Громов С.В.

Юб03/1703

Тема 2.6. Криминологическая характеристика таможенной преступности

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Ознакомьтесь с приведенной ниже выдержкой из статьи П. Хлебникова и выполните сформулированные далее задания.

«Лично у меня нет ни одной акции моей компании. У меня есть только зарплата и машина – говорит с непроницаемым выражением лица Михаил Ходорковский, возглавляющий банк «Менатеп» – российский коммерческий банк с капиталом, который оценивается почти в 1 млрд. долларов.

Только зарплата и машина? На самом деле он и не рассчитывает на то, что ему поверят. Хорошо известно, что Ходорковский – один из самых богатых людей в России».

Проанализируйте комплекс проблем, детерминирующих уклонение от уплаты налогов, которые возникают в связи с размыванием правомочий, с одной стороны, по владению предприятием, с другой – по контролю над ним.

 

Проблемы, детерминирующие уклонение от уплаты налогов:

1. При сопоставлении выгоды от уклонения от платы налогов и возможных отрицательных последствий с материальной точки зрения уклонение себя оправдывает, то налогоплательщик выберет именно уклонение от уплаты налогов;

2. Желание налогоплательщика избежать уплаты налогов, желание оставить эти средства себе;

3. Отсутствие в лице общественности потерпевшей стороны при неуплате налогов (потерпевшая сторона – государство);

4. Способствует совершению преступлений, предусматривающих ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, снижение авторитета налогового законодательства;

5. Налогоплательщиков не пугает ответственность за совершение налоговых преступлений. Штрафы, которые назначаются в качестве наказания, в сравнении с суммами причиненного ущерба чаще всего незначительны. Взвесив все риски и суммы экономии на налоговых платежах, плательщики налогов и сборов идут на совершение преступлений.

 

Можно выделить несколько общих принципов уклонения от налогов:

- принцип «двойной» бухгалтерии: специальное занижение в одних документах результатов деятельности для представления государственным органам, а в других отражение фактического состояния дел;

- принцип разделения активов и пассивов фирмы: передача активов подставным фирмам и перекладывание пассивов на государство и кредиторов через неплатежи;

- принцип непрозрачности: создание множества сложных схем уклонения от налогов для затруднения возможности отслеживать движение объекта налогообложения;

- принцип коррумпированности: использование должностных лиц налоговых органов и органов государственной власти в собственных целях;

- принцип общей согласованности действий: наличие неформальных правил уклонения от налогов, на основании которых действуют уклоняющиеся от налогов налогоплательщики.

 

2. Выявите показатели состояния, структуры и динамики таможенной и налоговой преступности за последние 5 лет.

 

Отчетный период Всего зарег. преступлений Всего зарег. налоговых преступлений Выявлено таможенных преступлений (таможенными органами РФ)
  2 388 476 9 041 2 031
  2 160 063 9 283 2 235
  2 058 476 8 654 2 103
  1 991 532 7 630 1 902
  2 024 337 4 503 1 928
Январь-сентябрь 2020 1 540 226     4 532 1 750

 

 

Отчетный период Преступления           Январь-сентябрь 2020
Ст. 229.1 УК РФ (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры) 399 дел 342 дела 321 дело 303 дела 234 дела 149 дел
Ст. 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники) 544 дела 528 дел 661 дело 586 дел 679 дел 736 дел
Ст. 200.2 УК РФ (контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий) 25 дел 32 дел 52 дела 52 дела 51 дело 90 дел
Ст. 200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) 88 дел 60 дел 65 дел 90 дел 72 дела 54 дела
Ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) 691 дело 683 дела 481 дело 359 дел 344 дела 268 дел
Ст. 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ) 168 дел 170 дел 173 дела 246 дел 190 дел 66 дел
Ст. 193.1 УК РФ (перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов) 90 дел 142 дела 116 дел 171 дело 194 дела 154 дела
Ст. 189 УК РФ (незаконные экспорт из РФ или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники) 7 дел 1 дело - 1 дело 1 дело 2 дела
Ст. 173.1 УК РФ (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица) 11 дел 87 дел 45 дел 79 дел 115 дел 95 дел
Ст. 173.2 УК РФ (незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица) 8 дел 187 дел 188 дел 163 дела 131 дело 128 дел
Ст. 190 УК РФ (невозвращение на территорию РФ культурных ценностей) - 1 дело - 1 дело - -
Ст. 174 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем) - 1 дело - - - -
Ст. 174.1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления) - 1 дело 1 дело 3 дела 3 дела 8 дел

 

 

3. Рассмотрите заданную ситуацию: предприниматели Фокин, Зверев и Мурзалиев для уклонения от уплаты налогов использовали две распространенные схемы: переводили свои предприятия в офшорные зоны и использовали труд якобы инвалидной артели, чтобы воспользоваться правилами льготного налогообложения.

Какие меры предупреждения такого рода уклонения от уплаты налогов вы можете предложить?

 

Исходя из этого, считаем необходимым, определить несколько способов борьбы с уклонением от уплаты налогов:

- совершенствование законодательной и нормативной базы, дающее возможность закрыть «лазейки», используемые для уклонения от уплаты налогов;

- ужесточение санкций против нарушителей налогового законодательства;

- формирование современного комплекса организационных и правовых мер предупреждения и пресечения ухода от налогообложения.

 

Формирование надежной системы противодействия уклонению от уплаты налогов предполагает осуществление ряда мер:

- обмен информацией между странами (наряду с передачей информации по запросу возможна передача информации без запроса, чтобы помочь компетентным органам другого государства начать расследование или сформулировать запрос);

- обязанность идентификации (идентификация партнеров, клиентов и иных участников сделки);

- установление истины (дополнительная проверка операций, вызывающих подозрение, силами служб внутреннего контроля);

- создание системы внутреннего контроля и подготовки сотрудников кредитных организаций;

- детализированное правовое регулирование деятельности организаций и лиц, занимающихся финансовыми операциями;

- свободный доступ сотрудников органов внутренних дел для выезда или въезда в зарубежные страны по делам данной категории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: