Урок 10. Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с жанром литературы «жития»; продолжить формировать умение работы со словарями; совершенствовать умения выразительно читать, проводить анализ текста | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с содержанием произведения«Житие Сергия Радонежского»; научатся: читать текст жития, осознавая и интерпретируя читаемое, толковать значения непонятных слов и выражений, встретившихся в тексте жития, со словарем и при помощи взрослого, выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, учитывать особенности жанра, находить в тексте средства художественной выразительности | Метапредметные: Познавательные: выделять необходимую и существенную информацию из различных источников, в том числе из устного рассказа учителя; сравнивать иллюстрации, данные в учебнике, и текст произведения, соотносить их. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, опираясь на иллюстративный ряд и заголовок произведения; планировать свою работу на уроке; оценивать достижение планируемых результатов. Коммуникативные: участвовать в беседе с учителем и одноклассниками, задавать вопросы по теме урока, отвечать в корректной форме на вопросы своих одноклассников, аргументируя свой ответ; работать в малой группе дружно, распределять обязанности, договариваться, готовить совместное выступление | Личностные: высказывать толерантное отношение к религиозным верованиям других людей; осознавать право каждого отдельного человека на выбор религии |
|
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | |||||||||||||||||||||||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Учитель просит школьников, которые дорабатывали свои рассказы об Илье Муромце представить их классу. – Цель вашего сообщения – рассказать о богатыре так, чтобы другим учащимся класса захотелось о нем прочитать. Расскажите, что вы узнали о картине В. М. Васнецова «Богатыри» | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. – На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович. В центре на черном коне сидит Илья Муромец. Сила, мудрость и выдержка чувствуются во всем его облике. С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, а в левой руке – щит и громадное копье. Он одет в железную кольчугу, на голове – шлем. Богатырь зорко всматривается вдаль из-под поднесенной ко лбу руки: нет ли где врагов-кочевников. Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи. Правая рука богатыря уже вынимает меч из ножен, и конь его вот-вот понесет в бой. Справа от Ильи Муромца – Алёша Попович, самый младший богатырь. Он не так силен, как два других героя, но уверенно сжимает лук богатырская рука, и стрела у него всегда наготове. Герои полны решимости не пропустить врага. Глядя на картину, мы чувствуем сплоченность богатырей, объединенных общим стремлением | Выделять существенную информацию | |||||||||||||||||||||||||||||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока. Работа по учебнику | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите иллюстрации учебника на странице 21 и подписи к ним, а также прочитайте название произведения, которое будем читать. Подумайте, о чем пойдет речь на уроке, что будет предметом разговора. Кто изображен на рассматриваемых иллюстрациях? – Что вы слышали или знаете о Сергии Радонежском? – С каким новым словом вы встретились в заголовке произведения? – Сформулируйте учебную задачу урока. – Какие действия и в каком порядке нужно совершить, чтобы решить данную учебную задачу | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Мы познакомимся с Сергием Радонежским. – Новое слово – житие. – Узнаем, почему произведение названо житием. Составляют план работы над произведением: 1. Знакомство с текстом произведения. 2. Работа с различными источниками информации по теме урока. 3. Выводы и обобщения. 4. Оценивание результатов работы | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | |||||||||||||||||||||||||||||
III. Вступительное слово учителя о житии | Вступительное слово учителя о житии. По ходу рассказа учитель может показать слайды, на которых дается изображение Иисуса Христа и самых известных в данной местности святых. – Известны ли вам такие понятия и имена, как «святой», «Иисус Христос», «Дух Святой», «Бог Отец»? – Что обозначает каждое из них? – В связи с чем, какими событиями жизни люди употребляют данные понятия? Произносят ли члены вашей семьи данные слова, когда и в связи с чем? – Приходилось ли вам когда-нибудь говорить о святых? – Каких святых вы уже знаете? Назовите. – Житие – это повествование о земном пути людей, следовавших заповедям Христа и достигших святости, то есть о святых. Это рассказ-история о человеке, цель которого – служение Богу, благодаря чему он становится святым. Жития показывают жизнь такого человека как образец, как подвиг. Жития создавались после смерти святого и его канонизации церковью (причисления к лику святых) с целью дать пример, образец достойной, праведной жизни, следовать которой может каждый. Житие показывает, что дух могущественнее всего, что даты рождения и смерти – это еще не вся жизнь. Тело умирает, но душа вечна. Поэтому необходимо трудиться над своей душой, строить свой внутренний храм. Жития показывают, что человек, которого канонизирует церковь, был действительно избранным и именно ему предстояло терпеть невзгоды и лишения ради служения Богу. Люди читали о святых, знали их, надеялись на их защиту, понимали, что подвиг – это не только защищать землю Русскую и погибнуть за нее, подвиг – это и беззаветное служение Богу, созидание своей души. – Что, по вашему мнению, значит иметь святого покровителя? | Слушают учителя. Рассматривают слайды | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | |||||||||||||||||||||||||||||
IV. Первичное восприятие «Жития Сергия Радонежского» | Организует первичное восприятие «Жития Сергия Радонежского». Учитель читает медленно, неторопливо, Чтобы у школьников не разрушилась целостность восприятия произведения, необходимо весь текст на уроке прочитать целиком. – Объясните непонятные слова: преподобный, благородный, добродетельный, воссиять, праведный, неправедный, благодетель, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, знамение благодати Божьей, отрок, черноризец, просфора, иноческая жизнь, блаженный юноша, псалом, литургия и панихида | Слушают текст произведения. Следят по тексту. Объясняют значения слов: Черноризец (устаревшее) – монах. Псалом – религиозное песнопение. Панихиды и литургии – церковные богослужения | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета | |||||||||||||||||||||||||||||
V. Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию | Проводит беседу на эмоциональное восприятие и по содержанию. – Понравилось ли вам данное произведение? Чем особенно понравилось? – Кто был главным героем произведения? Как его звали в миру? Какое имя Варфоломей получил, когда стал монахом? – Какое чудо произошло с Варфоломеем? Чем помог ему старец? – Какую жизнь избрал для себя Варфоломей? Как вы понимаете, что такое иноческая жизнь? – Рассмотрите картину М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Найдите в тексте строки, подходящие к данной иллюстрации. Так ли вы себе представляли эту встречу? – Сформулируйте вопросы к тексту, ответы на которые вам хотелось бы получить в ходе сегодняшнего и завтрашнего уроков | Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Формулируют самостоятельно вопросы к тексту. Рассматривают картину М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию. Строить моно-логические высказывания | |||||||||||||||||||||||||||||
VI. Работа в группе | Организует работу в группе с различными источниками информации. – Какие источники информации вы знаете? К каким из них целесообразно обратиться при выполнении заданий? Задание для 1-й группы: найдите информацию о картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», подготовьте краткое сообщение о ней и о работе над картиной художника М. В. Нестерова. Задание для 2-й группы: найдите ответы на вопросы: «Какое имя получил Варфоломей в монашестве при постриге?», «Почему Сергия стали называть Радонежским?». Аргументируйте свой ответ. Подготовьте по данной теме краткое сообщение. Задание для 3-й группы: найдите информацию о Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Подготовьте о ней краткое сообщение. Задание для 4-й группы: найдите информацию об иконе «Троица» и великом иконописце Андрее Рублёве. Подготовьте краткое сообщение. Задание для 5-й группы: найдите информацию о том, как на Русь пришло христианство и почему именно эта религия была выбрана Владимиром для русского народа. Подготовьте об этом краткое сообщение. Задание для 6-й группы: найдите информацию о памятнике Сергию Радонежскому скульптора В. М. Клыкова. Подготовьте об этом краткое сообщение | Делятся на группы и получают различные задания по работе с информационными источниками. Ученики не только готовят сообщения, но и предлагают по ходу своих выступлений рассмотреть иллюстративный материал в учебнике и на других бумажных носителях.
По ходу выступления каждой группы могут вестись контрольно-оценочные листы работы с информацией.
2 балла – высокий балл.
1 балл – средний балл. 0 баллов – низкий балл | Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |||||||||||||||||||||||||||||
VII. Домашнее задание | Объясняетдомашнее задание. Научиться читать без ошибок житие, данное в учебнике. Желающие могут взять в библиотеке житие (адаптированный текст для детей) и прочитать до конца, подготовить краткий пересказ для учащихся класса. Также к следующему уроку нужно попросить найти, прочитать и распечатать Десять заповедей Бога. Индивидуальное задание: • подготовить сообщение о картине А. Н. Новоскольцева «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем» (что именно изобразил художник на картине, какое событие из жизни Сергия Радонежского); • подготовить сообщение о Куликовской битве, о том, когда и где она произошла, о ее причинах и главных действующих лицах | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи | |||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что такое житие? Что в нем самое главное? – Какую религию исповедуют русские люди? Когда появилось христианство на Руси? Кто из князей крестил Русь? – Какие религии вы еще знаете? Как нужно относиться к людям различных вероисповеданий? Почему? – Почему Сергий Радонежский стал святым? Что еще интересного вы узнали о нем и его подвигах? – Вы прочитали лишь отрывок из житийного рассказа о Сергии Радонежском. Захотелось ли вам прочитать его до конца? Где вы можете найти житие? Как об этом спросите у библиотекаря? А у родителей? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу на уроке с помощью следующих утверждений по шкале оценивания ( «0», «+ », «– », «?» ): Я могу рассказать, о том, как появилось христианство на Руси. Я знаю еще несколько религий и могу их назвать. Я знаю, как нужно относиться к людям другой религии. Я могу рассказать о Сергии Радонежском и его жизненном пути. Я хочу прочитать «Житие Сергия Радонежского» до конца. Я знаю, где найти житие и как спросить у взрослых о нем | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |