Урок 10. Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского»




Урок 10. Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского»

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с жанром литературы «жития»; продолжить формировать умение работы со словарями; совершенствовать умения выразительно читать, проводить анализ текста
Планируемые результаты
Предметные: познакомятся с содержанием произведения«Житие Сергия Радонежского»; научатся: читать текст жития, осознавая и интерпретируя читаемое, толковать значения непонятных слов и выражений, встретившихся в тексте жития, со словарем и при помощи взрослого, выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, учитывать особенности жанра, находить в тексте средства художественной выразительности Метапредметные: Познавательные: выделять необходимую и существенную информацию из различных источников, в том числе из устного рассказа учителя; сравнивать иллюстрации, данные в учебнике, и текст произведения, соотносить их. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, опираясь на иллюстративный ряд и заголовок произведения; планировать свою работу на уроке; оценивать достижение планируемых результатов. Коммуникативные: участвовать в беседе с учителем и одноклассниками, задавать вопросы по теме урока, отвечать в корректной форме на вопросы своих одноклассников, аргументируя свой ответ; работать в малой группе дружно, распределять обязанности, договариваться, готовить совместное выступление Личностные: высказывать толерантное отношение к религиозным верованиям других людей; осознавать право каждого отдельного человека на выбор религии

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Учитель просит школьников, которые дорабатывали свои рассказы об Илье Муромце представить их классу. – Цель вашего сообщения – рассказать о богатыре так, чтобы другим учащимся класса захотелось о нем прочитать. Расскажите, что вы узнали о картине В. М. Васнецова «Богатыри» Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. – На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович. В центре на черном коне сидит Илья Муромец. Сила, мудрость и выдержка чувствуются во всем его облике. С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, а в левой руке – щит и громадное копье. Он одет в железную кольчугу, на голове – шлем. Богатырь зорко всматривается вдаль из-под поднесенной ко лбу руки: нет ли где врагов-кочевников. Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи. Правая рука богатыря уже вынимает меч из ножен, и конь его вот-вот понесет в бой. Справа от Ильи Муромца – Алёша Попович, самый младший богатырь. Он не так силен, как два других героя, но уверенно сжимает лук богатырская рука, и стрела у него всегда наготове. Герои полны решимости не пропустить врага. Глядя на картину, мы чувствуем сплоченность богатырей, объединенных общим стремлением Выделять существенную информацию
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока. Работа по учебнику Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите иллюстрации учебника на странице 21 и подписи к ним, а также прочитайте название произведения, которое будем читать. Подумайте, о чем пойдет речь на уроке, что будет предметом разговора. Кто изображен на рассматриваемых иллюстрациях? – Что вы слышали или знаете о Сергии Радонежском? – С каким новым словом вы встретились в заголовке произведения? – Сформулируйте учебную задачу урока. – Какие действия и в каком порядке нужно совершить, чтобы решить данную учебную задачу Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Мы познакомимся с Сергием Радонежским.   – Новое слово – житие.   – Узнаем, почему произведение названо житием. Составляют план работы над произведением: 1. Знакомство с текстом произведения. 2. Работа с различными источниками информации по теме урока. 3. Выводы и обобщения. 4. Оценивание результатов работы Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Вступительное слово учителя о житии Вступительное слово учителя о житии. По ходу рассказа учитель может показать слайды, на которых дается изображение Иисуса Христа и самых известных в данной местности святых. – Известны ли вам такие понятия и имена, как «святой», «Иисус Христос», «Дух Святой», «Бог Отец»? – Что обозначает каждое из них? – В связи с чем, какими событиями жизни люди употребляют данные понятия? Произносят ли члены вашей семьи данные слова, когда и в связи с чем? – Приходилось ли вам когда-нибудь говорить о святых? – Каких святых вы уже знаете? Назовите. – Житие – это повествование о земном пути людей, следовавших заповедям Христа и достигших святости, то есть о святых. Это рассказ-история о человеке, цель которого – служение Богу, благодаря чему он становится святым. Жития показывают жизнь такого человека как образец, как подвиг. Жития создавались после смерти святого и его канонизации церковью (причисления к лику святых) с целью дать пример, образец достойной, праведной жизни, следовать которой может каждый. Житие показывает, что дух могущественнее всего, что даты рождения и смерти – это еще не вся жизнь. Тело умирает, но душа вечна. Поэтому необходимо трудиться над своей душой, строить свой внутренний храм. Жития показывают, что человек, которого канонизирует церковь, был действительно избранным и именно ему предстояло терпеть невзгоды и лишения ради служения Богу. Люди читали о святых, знали их, надеялись на их защиту, понимали, что подвиг – это не только защищать землю Русскую и погибнуть за нее, подвиг – это и беззаветное служение Богу, созидание своей души. – Что, по вашему мнению, значит иметь святого покровителя? Слушают учителя. Рассматривают слайды Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
IV. Первичное восприятие «Жития Сергия Радонежского» Организует первичное восприятие «Жития Сергия Радонежского». Учитель читает медленно, неторопливо, Чтобы у школьников не разрушилась целостность восприятия произведения, необходимо весь текст на уроке прочитать целиком. – Объясните непонятные слова: преподобный, благородный, добродетельный, воссиять, праведный, неправедный, благодетель, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, знамение благодати Божьей, отрок, черноризец, просфора, иноческая жизнь, блаженный юноша, псалом, литургия и панихида Слушают текст произведения. Следят по тексту. Объясняют значения слов: Черноризец (устаревшее) – монах. Псалом – религиозное песнопение. Панихиды и литургии – церковные богослужения Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета
V. Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию Проводит беседу на эмоциональное восприятие и по содержанию. – Понравилось ли вам данное произведение? Чем особенно понравилось? – Кто был главным героем произведения? Как его звали в миру? Какое имя Варфоломей получил, когда стал монахом? – Какое чудо произошло с Варфоломеем? Чем помог ему старец? – Какую жизнь избрал для себя Варфоломей? Как вы понимаете, что такое иноческая жизнь? – Рассмотрите картину М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Найдите в тексте строки, подходящие к данной иллюстрации. Так ли вы себе представляли эту встречу? – Сформулируйте вопросы к тексту, ответы на которые вам хотелось бы получить в ходе сегодняшнего и завтрашнего уроков Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Формулируют самостоятельно вопросы к тексту. Рассматривают картину М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию. Строить моно-логические высказывания
VI. Работа в группе Организует работу в группе с различными источниками информации. – Какие источники информации вы знаете? К каким из них целесообразно обратиться при выполнении заданий? Задание для 1-й группы: найдите информацию о картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», подготовьте краткое сообщение о ней и о работе над картиной художника М. В. Нестерова. Задание для 2-й группы: найдите ответы на вопросы: «Какое имя получил Варфоломей в монашестве при постриге?», «Почему Сергия стали называть Радонежским?». Аргументируйте свой ответ. Подготовьте по данной теме краткое сообщение. Задание для 3-й группы: найдите информацию о Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Подготовьте о ней краткое сообщение. Задание для 4-й группы: найдите информацию об иконе «Троица» и великом иконописце Андрее Рублёве. Подготовьте краткое сообщение. Задание для 5-й группы: найдите информацию о том, как на Русь пришло христианство и почему именно эта религия была выбрана Владимиром для русского народа. Подготовьте об этом краткое сообщение. Задание для 6-й группы: найдите информацию о памятнике Сергию Радонежскому скульптора В. М. Клыкова. Подготовьте об этом краткое сообщение Делятся на группы и получают различные задания по работе с информационными источниками. Ученики не только готовят сообщения, но и предлагают по ходу своих выступлений рассмотреть иллюстративный материал в учебнике и на других бумажных носителях. По ходу выступления каждой группы могут вестись контрольно-оценочные листы работы с информацией.
Критерии оценивания Баллы
2 балла 1 балл 0 баллов
Насколько интересна информация?      
Насколько полезна инфор-мация?      
Отражено ли главное в сообщении?      
Есть ли иллюстративное сопровождение?      
Баллы      
Всего баллов  

2 балла – высокий балл.

1 балл – средний балл.

0 баллов – низкий балл

Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
VII. Домашнее задание Объясняетдомашнее задание. Научиться читать без ошибок житие, данное в учебнике. Желающие могут взять в библиотеке житие (адаптированный текст для детей) и прочитать до конца, подготовить краткий пересказ для учащихся класса. Также к следующему уроку нужно попросить найти, прочитать и распечатать Десять заповедей Бога. Индивидуальное задание: • подготовить сообщение о картине А. Н. Новоскольцева «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем» (что именно изобразил художник на картине, какое событие из жизни Сергия Радонежского); • подготовить сообщение о Куликовской битве, о том, когда и где она произошла, о ее причинах и главных действующих лицах Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
VIII. Итог урока. Рефлексия Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что такое житие? Что в нем самое главное? – Какую религию исповедуют русские люди? Когда появилось христианство на Руси? Кто из князей крестил Русь? – Какие религии вы еще знаете? Как нужно относиться к людям различных вероисповеданий? Почему? – Почему Сергий Радонежский стал святым? Что еще интересного вы узнали о нем и его подвигах? – Вы прочитали лишь отрывок из житийного рассказа о Сергии Радонежском. Захотелось ли вам прочитать его до конца? Где вы можете найти житие? Как об этом спросите у библиотекаря? А у родителей? Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу на уроке с помощью следующих утверждений по шкале оценивания ( «0», «+ », «– », «): Я могу рассказать, о том, как появилось христианство на Руси. Я знаю еще несколько религий и могу их назвать. Я знаю, как нужно относиться к людям другой религии. Я могу рассказать о Сергии Радонежском и его жизненном пути. Я хочу прочитать «Житие Сергия Радонежского» до конца. Я знаю, где найти житие и как спросить у взрослых о нем Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: