Стратег – (stratos – войско, ago – веду) ведущий войско
Менеджер – (manadge – управлять, руководить) ведущий
Стратегический менеджмент –???! – силлогизм обозначающий устойчивую парадигму в менеджменте.
Формирование целей, планирование, подготовка и проведение мероприятий по их достижению называется стратегией.
Тактика представляет собой краткосрочный план действий, согласованный со стратегическим планом.
|
При осуществлении бизнеса важно построить целостную картину и понять взаимосвязь понятий:
· Миссия
· Цели
· Задачи
А также ответить на ключевые вопросы:
· Что делать?
· Кому делать?
· Когда делать?
· На что делать (на какие средства)?
Миссия компании АО "НФ" выражает клиентоориентированность всего бизнеса.
Причем клиентоориентированность пронизывает всю деятельность компании.
Основным клиентом является потребитель, но важно понимать, что для каждого работника кроме потребителя существуют внутренние клиенты - непосредственные потребители результатов его деятельности внутри компании.
Внутренняя среда, в которой осуществляется бизнес компании, называется корпоративной культурой.
Корпоративная культура формируется исходя из миссии, стратегических задач, а также в результате совместного обсуждения работников и собственников компании.
Важна идентификация и определение основных ценностей компании.
Одинаковое понимание ключевых ценностей собственниками и работниками является залогом цельного развития компании.
Основные ценности АО "НФ":
· Квалифицированный, инициативный, творческий персонал
· Высокая культура производства
· Безупречное качество продукции
Основные принципы управления должны быть одинаковыми для любого руководителя внутри компании.
|
Это является залогом эффективности системы управления компанией, когда исключается сбой в управлении на промежуточном этапе от генерального директора до непосредственного исполнителя.
Если в 1994г. АО "НФ" было производственно-ориентированной компанией, то к настоящему моменту произошла переориентация всех бизнес-процессов внутри компании в сторону продаж.
Иными словами, раньше мы продавали то, что производили.
Сейчас производим то, что продаем.
Самым главным источником успеха любой компании является персонал.
Продукты, технологии, достижения - вторичны.
Характерной особенностью является также чрезвычайная узость рынка товаров производственно-технического назначения. Число покупателей – посредников сравнительно мало, и каждый составляет значительную долю продаж. По закону Парето 20% фирм приобретают до 80% произведенного товара. Потеря каждого покупателя, представляющего целый сегмент рынка, чревата для производителя тяжёлыми, а зачастую и катастрофическими последствиями.
Гносеологическое развитие, накопление знаний методик и программного обеспечения в значительной мере определяют «моду» на методологию исследований. Так, с послевоенных лет и до конца 80-х годов, для получения конкурентных преимуществ, достаточно было оптимально управлять ресурсами на собственном предприятии. Этому периоду соответствует всплеск работ по теории исследования операций, решающих проблему оптимального распределения ресурсов. Однако, с конца 80-х годов, после насыщения мирового рынка, наметился переход от методов хозяйственного администрирования к методам предпринимательства. В гносеологическом плане это соответствовало широкому использованию в практике администрирования методов научно-технического прогнозирования [40]. В основе успешного предпринимательства на современном этапе лежит владение технологиями прогноза спроса субъектов рынка, умение создавать машины удовлетворяющие выявленный спрос, эффективное использование капитала и ресурсов для удовлетворения выявленного спроса, формировать для себя устойчивые конкурентные преимущества на основе прогнозов спроса. В настоящей работе, в соответствии с научными интересами автора, будем рассматривать только аспекты создания машин удовлетворяющих выявленный спрос, формирования конкурентных преимуществ
|
Количественной мерой опережения современности при прогнозировании является глубина прогноза [ 66 ].
Для формирования конкурентных преимуществ, достигаемая нами глубина прогноза должна обеспечить так называемый «горизонт свободного прогноза ». «Горизонт свободного прогноза» это отрезок времени, представляющий собой разность времени достигнутого при прогнозе и времени необходимого для реализации мероприятий принятых по результатам прогноза решений[99].
Время реализации мероприятий складывается из времени необходимого для НИР, опытно-конструкторских работ, времени разработки конструкторской документации, подготовку производства и освоение рынков новым товаром. По оценкам зарубежных и отечественных специалистов [3, 11, 26] для НИР, опытно-конструкторских работ требуется, как правило, 5-8 лет. От года до трёх лет уходит на подготовку рабочей конструкторской документации. Ещё 5-8 лет потребуется на подготовку производства и освоение рынков новым товаром, чтобы новый товар начал оказывать существенное влияние, вызывать перераспределение объёмов продаж.
|
Итого время реализации мероприятий составит 12 – 19 лет.
Для получения устойчивых конкурентных преимуществ, необходимо создать новое изделие, а не модификации уже известных на рынке товаров. Для получения нового изделия, необходимо накопить интеллектуальный потенциал от 50 (Дж. Р. Брайт, [8]) до 500 (Р.С. Айзенсон, [3]) открытий и изобретений. Д.Р. Эванс и Б. Берман [99] совершенно категорично утверждают что таких открытий и изобретений должно быть 58. По оценкам Р.С. Айзенсона [3] на это обычно требуется от 20 до 70 лет. По оценкам О.А. Пенязева [61] и А.И. Русанова [71] весь жизненный цикл конструктивного решения укладывается в 50-60 лет.
В работах Г.С. Альтшуллера [6], Буша [13], в качестве оценки потребности общества в каком-либо виде преобразования продукта или среды предлагается оценка патентной активности по этому виду преобразователей (средств механизации технологических процессов в сельском хозяйстве, в нашем случае). Методы наукоме И в работах Г.С. Альтшуллера [6] и А.Ф. Каменева [38] указывается также на неравномерный характер патентной активности за жизненный цикл этого вида преобразования. На рис.1.1 представлены интегральная и дифференциальная кривые оценки патентной активности конструктивного решения, построенные нами по данным приведенным А.Ф. Каменевым в [38].