АЛЛ'ОД – в самом широком смысле термин А. обозначает одну из форм собственности на землю у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы.




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

А. Г. Глебов, О. В. Скобелкин

 

 

ТЕРМИНЫ

ЕВРОПЕЙСКОГО ФЕОДАЛИЗМА

 

 

Специальность 030401 (020700)

История

 

Пособие по курсам ОПД.Ф.09.2 и ОПД.Ф.01.3

 

 

Воронеж – 2005


Рекомендовано научно-методическим советом исторического ф-та (протокол № 5 от 26.05.2005).

 

 

Авторы – проф. А. Г. Глебов, доц. О. В. Скобелкин.

 

 

Пособие подготовлено на кафедре истории России и кафедре истории средних веков и зарубежных славянских народов исторического факультета Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов 1 и 2 курсов очной и очно-заочной форм обучения исторического факультета.

 

 

© А.Г.Глебов, О.В.Скобелкин

© Воронежский государственный университет

 

 

Введение

 

Настоящее пособие предназначено для студентов 1 и 2 курсов исторического факультета ВГУ, изучающих историю европейского феодализма в рамках дисциплин "История России" и "История средних веков".

В силу сложившихся традиций в учебной и исследовательской литературе одни и те же явления и институты феодального общества Западной Европы и России обозначаются зачастую различными терминами. Наряду с другими причинами, это приводит к восприятию российского и западноевропейского феодализма как двух совершенно различных систем, объединенных лишь понятием "феодализм" и наличием двух основных классов средневекового общества. Положение усугубляется еще и тем обстоятельством, что история России и Западной Европы в средние века изучается на разных курсах.

Учитывая это обстоятельство, авторы пособия своей основной целью считают продемонстрировать, что, несмотря на все стадиальные и региональные различия, основные феодальные институты в России и в Западной Европе были едиными и, следовательно, феодализм в масштабах континента был в своей основе единым. При этом они исходят из того, что сам термин "феодализм" будет рассматриваться, прежде всего, как система отношений между феодалами и крестьянами.

Пособие рассчитано на использование его студентами при самостоятельной работе с исследовательской литературой, где значение многих ключевых понятий и терминов не объясняется, ввиду их очевидности для авторов соответствующих изданий.

В пособие включены как термины источников, так и термины исследовательской литературы, в которых описываются основные институты и явления феодального общества и которые в источниках не встречаются.

Пособие представляет собой словарь, построенный по алфавитному принципу. Для упрощения работы понятия и термины, состоящие из нескольких слов, объясняются в отдельных статьях, расположенных по первой букве первого слова данного словосочетания. (Например, термин "абсол'ютная мон'архия" следует искать на букву "А", а "сосл'овная мон'архия" – на букву "С".)

Заглавное слово (слова), т. е. название каждой отдельной статьи, дается жирными прописными буквами с апострофом перед ударной гласной буквой. Заглавное слово, встречающееся в тексте объяснения, обозначается прописной первой буквой с точкой, выделенной жирным шрифтом.

Различные значения заглавного слова выделяются цифрой со скобкой.

В статьях использована система перекрестных ссылок на другие заглавные слова, которые в этом случае выделяются прописными буквами. Если заглавное слово, на которое производится ссылка, имеет несколько значений, соответствующее значение обозначается цифрой в скобках. (Например: СЕНЬОРИЯ (1)). Если в одной и той же статье заглавное слово другой статьи в том же значении используются более одного раза, выделение не применяется.

 

* * *

 

АБСОЛ'ЮТНАЯ МОН'АРХИЯ – одна из исторических форм государственности эпохи ФЕОДАЛИЗМА, при которой централизованная власть монарха (см. ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО) становится более или менее неограниченной (абсолютной). В подавляющем большинстве государств Европы А.М. пришла на смену СОСЛОВНОЙ (сословно‑представительной) МОНАРХИИ. Этот процесс происходил на фоне перехода ряда европейских стран к капиталистическим отношениям.

В своей политике, которую принято называть абсолютизмом, А.М. опирается на постоянную армию, подвластный монарху управленческий аппарат (профессиональную бюрократию), систему постоянных налогов и подчиняет своим целям церковь, делая ее государственной. При А.М. монарх является главой и законодательной, и исполнительной, и военной и судебной власти.

Русским эквивалентом А.М. является термин "самодержавие". Начало появления первых признаков самодержавия в России нередко относят ко времени княжения Василия III, однако связывают их исключительно с властным характером великого князя. В период регентства Елены Глинской и боярского правления едва наметившиеся тенденции движения России к абсолютизму были прерваны. Вновь самодержавие стало формироваться в России в годы опричнины и послеопричный период царствования Ивана IV, при этом оно имело ярко выраженный деспотический характер. Особенностью этого периода формирования абсолютизма в России XVI в. было то, что параллельно с ним формировались и институты сословно-представительной власти (Земские соборы, земские и губные учреждения). Возникала ситуация, когда А.М. и СОСЛОВНАЯ МОНАРХИЯ сосуществовали. Однако процесс становления А.М. был прерван сначала династическим кризисом конца XVI в., а затем Смутой. В годы гражданской войны начала XVII в. и первые десятилетия после нее сословно-представительные или, как говорили на Руси, земские начала возобладали. И только с середины XVII столетия, начиная с царствования Алексея Михайловича (1645-1676) процесс формирования А.М. возобновился с тем, чтобы в основном завершиться в царствование Петра I (1682-1725). Именно при первом российском императоре самодержавная власть монарха была закреплена законодательно. А.М. в России пережила феодализм и прекратила свое существование лишь с созывом I Государственной думы в 1906 г.

АЛЛ'ОД – в самом широком смысле термин А. обозначает одну из форм собственности на землю у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы.

Термин впервые зафиксирован в титуле 59 "Салической правды" (начало VI в.), где он обозначал порядок наследования движимого и недвижимого имущества, согласно которому право на наследство закреплялось за прямыми потомками исключительно мужского пола (т.н. ранний А.). Однако уже в конце VI в. термин А. меняет свое содержание и начинает обозначать индивидуально‑семейную собственность (прежде всего, малых семей и их отдельных членов), правда, еще во многом ограниченную большой семьей и складывающейся соседской общиной.

В VII–IX вв. в результате ускорения процессов формирования последней ее члены приобретают практически неограниченные права распоряжения принадлежащей им земельной собственностью и А. постепенно превращается в свободно отчуждаемую земельную собственность малых семей внутри общины – т.н. полный или поздний А. В этом последнем значении термин употребляется наиболее часто.

С развитием процессов феодализации большая часть мелких А. превращалась в крестьянские ДЕРЖАНИЯ, а А. средних и крупных землевладельцев – в БЕНЕФИЦЦИИ и ФЕОДЫ, хотя как пережиток аллодиальная собственность продолжала существовать и позднее (см. ФРИГОЛЬД).

Для Руси периода генезиса феодализма существование А. гипотетично. В ряде исследований можно встретить мысль о том, что А. возникал как промежуточный этап в процессе формирования СЕНЬОРИИ (1) "снизу": надел общинника –> А. –> сеньория. Однако случаи возникновения сеньории "снизу" источники не подтверждают.

Существует точка зрения, согласно которой А. были некоторые княжеские сеньории 2-й половины XII – первой трети XIII в., которые в летописях называются термином "жизнь". Они представляли собой свободно отчуждаемые наследуемые владения, не связанные с какими-либо условиями или обязанностями владельца.

Со времени Батыева нашествия ивплоть до последней четверти XVIII в. А. на Руси и в России неизвестен. Только после издания Жалованной грамоты дворянству в 1785 г. А. фактически становятся земельные владения российского дворянства.

 

АР'ЕНДА (земли) форма землепользования, при которой собственник земельного участка передает его во временное владение другому лицу (арендатору) для использования путем обработки или извлечения иных доходов за определенное вознаграждение (арендную плату). Социально‑экономическое содержание А. зависит от господствующих общественных отношений. При феодальной А. арендная плата по своей экономической сущности представляет собой форму феодальной РЕНТЫ, поскольку арендные отношения при ФЕОДАЛИЗМЕ, как правило, дополняются чисто феодальными методами эксплуатации непосредственного производителя‑КРЕСТЬЯНИНА земельным собственником-ФЕОДАЛОМ (символическая БАРЩИНА и ОБРОКИ, система БАНАЛИТЕТОВ и др.).

Основные виды А. в Западной Европе при феодализме: ИЗДОЛЬЩИНА, ИСПОЛЬЩИНА.

В России эпохи раннего и зрелого феодализма А. в том виде, в каком она существовала в Западной Европе, почти неизвестна. Здесь своеобразной разновидностью А. можно считать сдачу государством "на откуп" частным лицам обширных угодий на осваиваемых территориях, где плотность населения была низкой. За ежегодную фиксированную плату эти лица в течение определенного срока могли эксплуатировать природные ресурсы территории – косить сено, ловить рыбу, добывать бобра, охотиться. Наибольшее распространение такая практика сдачи промысловых угодий на откуп получила в XVII в. в южнорусских уездах и ряде районов Сибири.

 

БАНАЛИТ'ЕТ – монопольное право владельцаСЕНЬОРИИ (1) на какое-то имущество общественного значения (например, мельницу, печь, виноградный пресс и т.п.), за принудительное пользование которым с феодально‑зависимых крестьян взималась специальная плата. За нарушение Б. на крестьян налагался штраф в денежной или натуральной форме. Институт Б. был распространен в Западной и Центральной Европе эпохи ФЕОДАЛИЗМА повсеместно, однако сам термин имел наиболее широкое хождение во Франции, где Б. различного рода существовали с X в. по 1793 г.

 

Б'АРЩИНА – термин, принятый в отечественной исторической литературе для обозначения одной из форм феодальной РЕНТЫ; является синонимом понятия "отработочная рента". Б. представляет собой даровой принудительный труд феодально‑зависимого КРЕСТЬЯНИНА, работающего с собственным рабочим скотом и инвентарем на ДОМЕНЕ (1). Для Б. характерны: а) отделение прибавочного труда от необходимого в пространстве и во времени (крестьянин работал на феодала в иное время и в ином месте, чем на себя); б) наибольшее, по сравнению с другими формами феодальной ренты, ограничение личной свободы НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (2) и наиболее жесткие формы его внеэкономического принуждения (см. КРЕПОСТНИЧЕСТВО).

Важнейшую часть Б. в средневековой Европе составляли полевые работы, но в ее состав нередко также включались извозная повинность, рубка леса, строительство и т.п. Б. могла быть повременной, т.е. измеряться продолжительностью времени (числом дней, недель) или поурочной, т.е. определяться конкретным кругом (объемом) работ.

Объем Б. в общей структуре феодальной ренты в различных регионах Европы и в отдельные периоды средневековья был чрезвычайно разнообразен, однако нигде и никогда (за исключением некоторых районов Центральной и Восточной Европы в XVI–XVII вв.) она не занимала абсолютно господствующего положения, неизменно дополняясь или заменяясь другими формами ренты (см. ОБРОК, ЦЕНЗ, ЧИНШ).

На Руси Б. появляется, по-видимому, одновременно с появлением СЕНЬОРИИ (1). До XVI в. размеры домена в сеньориях были невелики; соответственно была невелика и доля Б. в общем объеме ренты. Кроме того, в работе на домене использовались, как правило, холопы, а не крестьяне. С XVI в. размеры барской запашки возрастают, и на ней, все шире используется труд крестьян.

Время расцвета Б. в России – XVIII–XIX вв. При этом, по мере товаризации сельскохозяйственного производства, формируется своего рода региональная специализация по преобладанию той или иной формы феодальной ренты. Б. концентрируется в районах, наиболее удобных для земледелия, где полеводство давало наиболее высокие доходы; в других районах преобладал натуральный или денежный оброк. В этот период развитие Б. в. России достигает своего логического завершения: появляется т. н. "месячина", при которой крестьяне полностью лишались своих полевых наделов, трудились исключительно на домене, а средства к существованию получали от помещика в виде месячного содержания. К особенностям барщинной системы в России следует также отнести Б. на вотчинных мануфактурах.

 

БЕНЕФ'ИЦИЙ – термин западноевропейских источников, которым в исследовательской и учебной литературе принято обозначать условно‑наследуемое земельное пожалование, дававшееся на определенный срок (чаще всего, пожизненно) королем или иным крупным земельным собственником в пользование феодалу при условии несения определенной службы – военной, административной или придворной (впрочем, довольно часто совпадавших). Если наследник владельца Б. продолжал исполнять его служебные обязанности, Б. сохранялся за ним. Наибольшее распространение в Западной Европе Б. получил в VIII–IX вв., начиная с т.н. бенефициальной реформы Карла Мартелла (30‑е гг. VIII в.) во Франкском государстве.

С развитием феодальных отношений Б. превратился в ФЕОД.

Существует точка зрения, согласно которой на Руси самым ранним аналогом Б. была "волость". Во 2-й половине XI – первой трети XII в. она представляла собой неотчуждаемое земельное владение, предоставляемое князем-сюзереном князю-вассалу на условиях, прежде всего, военной службы.

Следующим по хронологии русским аналогом Б. считается землевладение в XIV–XV вв. дворцовых слуг князей, которых источники знают как "слуг под дворским" ("дворский" – управитель княжеского двора). Однако, в силу состояния источников, эта форма феодального землевладения практически не исследовалась.

Последним аналогом Б. в России было ПОМЕСТЬЕ (2) XVI–XVII в. При этом следует иметь в виду, что верховная собственность над всеми поместными землями оставалась в руках главы государства (сначала – великого князя, затем – царя). По мере развития поместной системы оно все больше и больше теряло черты Б., сближалось по своему юридическому статусу и реальному положению с ВОТЧИНОЙ и, соответственно, приобретая черты феода. Указ о единонаследии 1714 г. юридически закрепил завершение этого процесса.

 

васс'ал – ФЕОДАЛ, зависевший от более крупного феодала‑СЮЗЕРЕНА и получавший от него за несение службы (военной, административной или придворной) и выполнение других обязанностей земельные владения и покровительство (см. ВАССАЛИТЕТ, КОММЕНДАЦИЯ).

ВАССАЛИТ'ЕТ – система отношений личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров) в средневековой Западной Европе. В основе отношений В. лежали, в первую очередь, отношения межличностные, хотя вассал и мог получать от сеньора БЕНЕФИЦИЙ или ФЕОД на условиях несения определенных служб. Но чаще всего поземельные связи не играли решающего значения для возникновения В., а были результатом перехода под покровительство (см. КОММЕНДАЦИЯ (1)). Отношения В. могли быть следствием королевских пожалований, причем не только земли, но и права собирать в свою пользу ДАНЬ, а также КОРМЛЕНИЙ; пожалования вообще могли представлять собой доходы различного рода, никак не связанные с землей.

Институт, аналогичный западноевропейскому В., на Руси и в России по источникам не прослеживается. Существует априорная точка зрения, согласно которой в домонгольской Руси между князьями и дружинниками существовали отношения сюзеренитета-вассалитета (князья – сюзерены, дружинники – их вассалы), которые в XIII–XV вв. сменяются отношениями господства-подданства.

Отношения В. на Руси существовали лишь в княжеской среде. В домонгольский период это были отношения между старшими князьями – правителями земель и получавшими от них бенефиций ("волость") младшими князьями, которые тем самым превращались в вассалов старших князей. В XIV–XV вв. в договорных грамотах великих и удельных князей также фиксируются отношения В. между князьями, причем эти связи обозначались терминами родства ("брат старейший", "в отца место", "брат молодший" и др.). С возникновением России как государства и усилением власти великого государя "всеа Русии" отношения В. отмирают, а многочисленные князья превращаются в таких же подданных великих князей (затем – царей), как и прочие представители русского феодалитета.

 

ВЕЛЬКОСТ'АТЕК – ПОМЕСТЬЕ (2) в Чехии.

В'ИЛЛА – в Европе в средние века термин, обозначавший различные типы сельских поселений. Первоначально употреблялся для обозначения как отдельного домохозяйства, так и всей соседской ОБЩИНЫ, затем стал обозначать либо центр СЕНЬОРИИ (1), либо деревню зависимых КРЕСТЬЯН‑держателей в целом. Иногда термин В. применялся к городским центрам небольших размеров (особенно, во Франции).

 

В'ОТЧИНА – 1) в широком смысле слова этот русский термин обозначает СЕНЬОРИЮ (1). В данном значении применяется при характеристике аграрного строя всех европейских стран эпохи ФЕОДАЛИЗМА.

2) в узком смысле – сеньория, на которую феодал обладал безусловно­-наследственным правом, в отличие от ПОМЕСТЬЯ (3). В таком значении чаще всего применяется при характеристике аграрного строя феодальной России (приблизительный западноевропейский аналог – термин ФЕОД).

Применительно к древнерусским феодальным земельным владениям домонгольского периода в исследовательской литературе чаще всего употребляется термин В. Однако это представляется не вполне корректным, т. к. правовой статус этих владений по имеющимся источникам реконструировать крайне затруднительно. Кроме того, согласно одной из точек зрения, княжеские сеньории этого периода существовали в форме БЕНЕФИЦИЯ или АЛЛОДА, но не В. Что касается светского некняжеского землевладения домонгольского периода, то сведения о нем настолько единичны, что говорить о какой-либо реконструкции его правового статуса вообще не приходится.

Собственно В., сначала светские, а затем и монастырские, возникают, по-видимому, лишь в XIV в.

Будучи безусловно наследуемым земельным владением, русская В., тем не менее, имела ярко выраженный служебный характер, и служба (сначала де-факто, а после приятия Уложения о службе 1555/56 г. – и де-юре) была главным условием владения В. Кроме того, государство в лице монарха являлось верховным собственником вотчинных земель: великие князья и цари могли регулировать вопросы отчуждения В., включая даже и условия наследования, перераспределять их между отдельными представителями феодалитета, а также конфисковывать ("отписывать на государя").

В., как особая форма феодального землевладения просуществовала в России до 1714 г.: по Указу о единонаследии все светские сеньории получили статус В., а сам термин стал обозначать дворянское землевладение вообще (так же, как и термин "поместье").

 

ГОСУД'АРСТВО1) территориальная общность людей, возникающая в период перехода от первобытности к классовому обществу и сменяющая общности эпохи первобытности – племена и племенные союзы. В отличие от первобытных общностей, в которых люди объединялись по признаку кровного родства, население Г. (1) объединено территориальными связями, сменившими кровнородственные. Важнейшим признаком Г. (1) является наличие аппарата управления, которому подчиняется население. Синонимом Г. (1) является слово "страна".

2) аппарат управления страной. Возникает одновременно с Г. (1). Главным отличием Г. (2) от управленческих структур первобытного общества является то, что оно состоит из лиц, не занятых в процессе материального производства, для которых исполнение государственных функций является главным занятием, а источником их существования являются налоги. Основными структурными элементами Г. (2) являются: органы или должностные лица, осуществляющие законодательную, исполнительную и судебную власть, правоохранительную деятельность, деятельность по исполнению наказаний; армия; налоги. На ранних этапах развития Г. (2) оно формируется исключительно из членов господствующего класса и по персональному составу практически совпадает с последним. Кроме того, в период феодализма, когда абсолютно преобладала такая форма Г. (2), как монархия, отсутствовало разделение ветвей власти.

В зависимости от того, о каком периоде феодализма идет речь, принято выделять РАННЕФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, Г. периода ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ и ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО.

 

ДАНЬ – самая ранняя форма эксплуатации НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (1) формирующимся господствующим классом в лице военного вождя (короля, князя) или государственной властью в т.н. "варварских" обществах и раннефеодальных государствах. Д. представляет собой натуральный (продуктами сельского хозяйства и промыслов) или денежный побор, взимавшийся с подчиненного населения либо лично вождем/правителем, либо его доверенными представителями (например, дружинниками) путем более или менее регулярного объезда ими подвластных земель (см. ПОЛЮДЬЕ). После сбора значительная часть Д. распределялась между членами господствующего класса, составлявших окружение и дружину вождя/правителя.

 

ДЕРЖ'АНИЕ – часть СЕНЬОРИИ (1), находящаяся в непосредственном пользовании КРЕСТЬЯНИНА, на которой он вел собственное хозяйство. Д. включало в себя участок, на котором располагалось жилище и хозяйственные постройки, пашню, а также выгоны и выпасы, сенокосные угодья, лес. Последние, как правило, находились в коллективном пользовании всех крестьян данной сеньории.

Д. являлось источником ОБРОКА в любой его форме.

На протяжении эпохи феодализма формы крестьянских Д. в отдельные периоды и в различных странах Западной Европы были весьма разнообразны. Они различались по условиям возникновения, срокам владения (срочные или наследственные), условиям землепользования, размерам вносимых повинностей, а также юридическим статусом самих держателей (см. КОПИГОЛЬД, ЛИЗГОЛЬД, МАНС, ПРЕКАРИЙ, ФРИГОЛЬД, ЦЕНЗИВА).

Применительно к России эпохи феодализма термин Д. практически не употребляется. Крестьянские земли обычно называют "надельными", "наделами", "крестьянской запашкой" и т. п. Кроме того, следует иметь в виду, что в период позднего феодализма помещик имел дело не с отдельными крестьянами-держателями, а с "миром" – крестьянской общиной. В этом случае вся крестьянская земля сеньории может рассматриваться как Д., а "мир" – как коллективный держатель.

 

ДОМ'АШНИЕ ПР'ОМЫСЛЫ – низшая, наиболее примитивная форма ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, существующая во всех типах общества, в т.ч. и в феодальном обществе. Характеризуется: а) семейным характером производства; б) малыми объемами произведенной продукции; в) использованием исключительно ручного труда; г) натуральным характером производства (продукция производится с целью потребления внутри хозяйства самими производителями). Последний признак является основным, формообразуюшим, для Д.П. Разумеется, спорадически и как исключение продукция Д.П. может реализовываться на рынке. При феодализме Д.П. характерны, главным образом, для крестьянского хозяйства.

 

ДОМ'ЕН1) часть СЕНЬОРИИ (1), на которой феодал вел собственное хозяйство, эксплуатируя с помощью БАРЩИНЫНЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ – КРЕСТЬЯН или дворовых (сервов, холопов). Весь продукт, произведенный на Д., являлся собственностью феодала. Земли Д. обычно были чересполосно расположены между крестьянскими ДЕРЖАНИЯМИ, реже – составляли единый массив. Помимо пахотных земель в состав Д. обычно входили угодья – леса, луга, водопои и т.п. – за пользование которыми крестьяне должны были вносить особую плату.

В исторической литературе термин Д. в указанном значении чаще всего применяется в отношении стран Западной Европы. Отечественными эквивалентами термина являются словосочетания: "господское хозяйство", "барское хозяйство", "барская запашка".

2) земли, являвшиеся лично собственностью монархов европейских стран эпохи средневековья ("коронный Д. "). В этом значении синонимом Д. является словосочетание "домениальные земли". Этот термин нередко применяют и для описания российского феодализма, хотя чаще, вслед за русскими источниками, земли великих русских князей и царей называют "дворцовыми"; императора и членов императорской фамилии – "кабинетскими" и "удельными",

 

ИЗД'ОЛЬЩИНА – в ряде стран Западной Европы вид АРЕНДЫ(земли), при которой арендная плата уплачивалась собственнику земли долей урожая (иногда до половины – см. ИСПОЛЬЩИНА).

На Руси и в России – нефиксированный натуральный ОБРОК, размеры которого составляли определенную долю урожая.

 

ИСП'ОЛЬЩИНА – разновидность ИЗДОЛЬЩИНЫ, при которой арендная плата или натуральный ОБРОК составляют половину урожая.

 

КОЛОН'АТ – особая форма отношений между крупными земельными собственниками и НЕПОСРЕДСТВЕННЫМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ – колонами. К. сложился в ранней Римской империи (не ранее I в. н. э.) и получил широкое распространение в Западной Европе в период перехода от античности к средневековью (IV‑IX вв.). При К. крупная земельная собственность дробилась на множество небольших земельных участков – парцелл, которые либо обрабатывались колонами на правах ДЕРЖАНИЯ, либо сдавались в АРЕНДУ. Колоны были обязаны уплачивать арендную плату (деньгами или долей урожая) и выполнять некоторые отработочные повинности. С экономической точки зрения, появление К. было связано с начавшимся кризисом рабовладельческих отношений, вытекавшего из незаинтересованности раба в результатах его труда и его низкой производительности. Социальной предпосылкой появления К. были, с одной стороны, ухудшение положения свободных земледельцев, с другой – известное повышение социально‑правового статуса рабов. В связи с этим, К. можно считать своеобразной переходной формой от рабовладения к ФЕОДАЛИЗМУ, содержащей черты сходства, как с тем, так и с другим. Наличие собственного хозяйства, прикрепление колонов к земле, применение ИЗДОЛЬЩИНЫсближает К. с феодальными отношениями. С другой стороны, юридический статус колонов (особенно в период поздней Империи) был во многом близок к рабскому – сам колон и его имущество считались собственностью господина; колон был лишен ряда прав свободных (право на брак, наследство, свободу передвижения), хотя формально‑юридически продолжал считаться свободным человеком.

КОММЕНД'АЦИЯ (патронат)– в Западной Европе раннего средневековья акт передачи себя под покровительство более "сильного", могущественного, богатого человека (патрона коммендирующегося), который приводил к установлению отношений личной зависимости от него. При всем разнообразии отношений, оформлявшихся институтом К., существовало два основных ее типа.

К.,во-первых, могла являться актом признания вассалом своего подчинения власти сеньора. Такого рода К. являлась составной частью письменного договора, за которым следовала клятва верности (омм'аж, фу'а), и, обычно, пожалование БЕНЕФИЦИЯ или ФЕОДА, что оформляло, таким образом, отношения внутри феодалитета (см. ВАССАЛИТЕТ).

Во-вторых, К. была связана с подчинением рядовых свободных крупному землевладельцу или иному могущественному лицу, или корпорации (например, монастырю). Она также обычно оформлялась грамотой, в которой фиксировались ее условия. К. такого типа не только ставила рядовых свободных в отношения личной зависимости от патрона, но и нередко была связана с элементами экономической зависимости (коммендирующийся мог стать держателем земли, принадлежавшей патрону), играя, тем самым, существенную роль в генезисе ФЕОДАЛИЗМА.

КОММУТ'АЦИЯ (ренты) – термин, употребляемый в исторической литературе применительно к странам Западной Европы (особенно к Англии) для обозначения процесса замены БАРЩИНЫи натуральных ОБРОКОВ денежным оброком. Иными словами, это – замена отработочной и натуральной ФЕОДАЛЬНОЙ РЕНТЫденежной рентой. Процесс К. был обусловлен развитием ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА и торговли в средневековом городе и проникновением товарно‑денежных отношений в деревню, что привело к началу товаризации сельскохозяйственного производства. Это, в свою очередь, повлекло за собой перестройку структуры СЕНЬОРИИ (1) и всей системы феодальной эксплуатации. В результате К., с одной стороны, произошло сокращение барской запашки (см. ДОМЕН (1)); с другой стороны, изменились отношения между сеньорами и зависимыми КРЕСТЬЯНАМИ: исчезают наиболее жесткие формы феодальной зависимости, близкие к КРЕПОСТНИЧЕСТВУ, и держатели получают большую личную и хозяйственную самостоятельность.

В процессе К. в Западной Европе в целом происходило некоторое улучшение имущественного и социально‑юридического положения крестьянства, хотя в различных регионах она происходила в разное время, с различной степенью интенсивности и имела весьма различные результаты.

В России К. части государственных сборов произошла в XVI в., а К. ФЕОДАЛЬНОЙ ренты – лишь в XVIII–XIX вв. В наиболее полном масштабе она прошла в тех районах России, где, в условиях углубления региональной специализации производства и развития рыночных отношений в сельском хозяйстве, земледелие не приносило высоких доходов. В результате здесь стал абсолютно преобладать денежный оброк, а натуральный оброк и барщина составляли незначительную долю ренты. В тех же районах, где земледелие составляло основу сельскохозяйственного производства, К. была лишь частичной, и доля денежного оброка была значительно ниже доли барщины и натурального оброка в общем объеме ренты.

КОПИГ'ОЛЬД – одна из основных форм зависимого крестьянского ДЕРЖАНИЯ в Англии в период зрелого средневековья и раннего нового времени. К. стал общераспространенным в XV в. На право владения земельным участком крестьянину‑копигольдеру выдавалась копия записи в протоколе судебного собрания МАНОРА (1) – отсюда и название К. К. был наиболее бесправной формой крестьянских держаний (ср. ЛИЗГОЛЬД, ФРИГОЛЬД): его владелец не имел права им распоряжаться без ведома лорда и выполнял многочисленные повинности (в том числе и БАРЩИНУ), зависевшие от произвола последнего (ср. ЦЕНЗИВА).

 

КОРМЛ'ЕНИЕ1) термин русских источников, которым в научной литературе принято обозначать одну из самых ранних форм содержания НЕПОСРЕДСТВЕННЫМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ формирующегося ГОСУДАРСТВА (2) в раннефеодальной Европе. Первоначально К. представляло собой продуктовые поставки, которые взимались правителями с населения во время разъездов по подвластной территории (см. ПОЛЮДЬЕ). Со временем возникает практика передачи прав на К. в рамках определенных территорий отдельным лицам из числа окружения правителя, являвшихся одновременно и представителями господствующего класса, и членами государственного аппарата. В состав К. постепенно включаются не только натуральные поборы, но и различные судебно‑административные прерогативы и связанные с ними штрафы и пошлины.

Система К. наряду с ДАНЬЮ являлась самым ранним вариантом налоговой системы и играла исключительно важную роль в создании материальной базы государственной власти, особенно в тех странах, где отсутствовало сколько‑нибудь значительное влияние римского политического устройства (Англия, Скандинавия, Русь).

2) система содержания должностных лиц, назначаемых великокняжеской, а позже – царской, властью на местах в России конца XV – 1-й половины XVI в. Наместники (в уездах) и волостели (в волостях) не получали за отправление своих функций никакого содержания непосредственно от государства, а содержались местным населением, поставлявшим в определенные сроки натуральный "корм" и/или его денежный эквивалент. К. были по большей части упразднены в середине XVI в., что явилось проявлением процесса централизации российского государства (хотя отдельные элементы К. сохранялись еще и в XVII в.).

 

КРЕПОСТН'ИЧЕСТВО – наиболее жесткая форма личной и поземельной зависимости феодально-зависимого крестьянства, складывающаяся в ряде стран Центральной и Восточной Европы на рубеже средневековья и раннего нового времени. Сутью К. обычно считается потомственное прикрепление КРЕСТЬЯНИНА к земле, возможность для феодала распоряжаться его личностью – отчуждать (продавать, дарить, обменивать) без ДЕРЖАНИЯ, а также крайние формы ограничения его дееспособности. Наиболее развитые формы К. приняло в России в XVIII – первой половине XIX в.

Очень часто в отечественной исторической литературе термин К. и другие соответствующие понятия (например, "крепостные крестьяне") обозначают любую форму феодальной зависимости (феодализм = крепостничество). Для такой расширительной трактовки термина история европейского средневековья не дает достаточных оснований. Не вдаваясь в конкретно‑исторические подробности становления и развития феодальной зависимости в различных странах Западной Европы, можно сказать, что для нее наиболее существенная и значима (особенно в раннее и отчасти в зрелое средневековье) была личная, но не поземельная зависимость крестьянства. Формы этой личной зависимости могли быть весьма разнообразны, но не К. в расширительном смысле слова определяло социально‑имущественное и юридическое положение крестьянства. Понятие К., кроме того, содержит в себя неявное указание на полное бесправие крестьянина, на его подчиненность произволу и капризу феодала, чего не наблюдается в Европе вплоть до XVI в., хотя в разные периоды и в разных странах отдельные элементы К. безусловно имели место.

 

крепостн'ое пр'аво – совокупность правовых норм, устанавливающих и регулирующих отношения КРЕПОСТНИЧЕСТВА.

 

КРЕПОСТН'ОЙ КРЕСТЬ'ЯНИН – феодально-зависимый КРЕСТЬЯНИН, прикрепленный к своему ДЕРЖАНИЮ и не имеющий права переходить на земли другого ФЕОДАЛА. Крепостное состояние было наследственным: после превращения крестьянина в крепостного, этот статус переходил на всех его потомков.

Как правило, статус К.К. проходил определенную эволюцию. Наследственное прикрепление



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: