В 90-е в России было 69700 школ, а сейчас 44100.




Как избежать ненужных конфликтов

Чтобы избежать ненужных конфликтов, существует ряд правил.

1. Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком.

2. Прежде чем сказать о неприятном, создайте благо­приятную, доброжелательную атмосферу доверия.

3. Попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами.

4. Не скрывайте своего доброго отношения к челове­ку, выражайте одобрение его поступками.

5. Заставьте себя молчать, когда Вас задевают в мел­кой ссоре.

6.Умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доб­рожелательно.

7. Признавайте достоинства окружающих во весь го­лос и врагов станет меньше.

8. Если Вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.

Во взаимодействии с детьми ряд правил помогает выразить недовольство их поступками и избежать конфликтов.

Можно выразить недовольство действиями ребен­ка, но не ребенком.

Можно осуждать действия ребенка, но не его чув­ства, какими бы непозволительными они ни были. Раз они возникли, значит, есть причина. Недовольство действиями ребенка не может возни­кать то и дело - иначе это перерастет в неприятие со стороны ребенка.

Дайте понять, что когда неприятный разговор бу­дет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

Самопознание – путь к профессиональному мастерству

 


 

Лекция 8

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕХНОЛОГИЯ

Творчество — это поиск и открытие личностных жизненных перспектив.

Н.В. Вишнякова

 

Творчеству можно учиться не хуже, чем всему другому.

Д. Бернал

Вопросы:

1. Основные понятия и характеристика педагогического творчества.

2. Инновационная деятельность и педагогический опыт как условия формирования педагогического творчества.

 

1. Основные понятия и характеристика педагогического творчества.

Двадцатый век характеризуется сменой типа культур­но-исторического наследия. Человечество в считанные де­сятилетия совершило поворот от веками и тысячелетия­ми складывавшегося типа социокультурного наследия, ос­нованного на передаче свода прошлых образцов, систе­мы знаний и правил, к новому типу социокультурного наследия, в рамках которого главным стало не столько усвоение прежних рецептов, сколько подготовка к овла­дению методами и содержанием познания и практики, творческого осмысления и преобразования действитель­ности.

В 90-е в России было 69700 школ, а сейчас 44100.

Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики. С позиций философии творчество – это деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов деятельности.

В психолого-педагогической науке различают как психологию творчества, так и педагогику творчества. Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внима­ния ученых-психологов – вопросы о структуре творче­ства, путях, ведущих к открытию нового, о познаватель­ной роли интуиции, воображения, предвидения, целеполагания, творческой активности.

Педагогика творчества – наука о создании инновационных теорий, систем, технологий учебно-воспитательного процесса. Отличительной чертой педагогики творчества являются человечность и гуманизм, направленные на реализацию и самореализацию творческой Я-концепции педагога и воспитанника.

Ученые-исследователи, в частности В.И.Андреев, считают, что педагогику творчества следует рассматривать как науку о педагогической системе двух взаимосвязанных видах человеческой деятельности: педагогике воспитания и педагогике самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения. Отсюда цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерны устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности, наличие спо­собностей, мотивов, знаний и умений, благодаря кото­рым создается продукт, отличающийся новизной, ори­гинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств лич­ности выявило важную роль воображения, интуиции и импровизации – неосознаваемых компонентов умствен­ной активности, а также потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Важнейшая роль в процессе формиро­вания такой личности принадлежит педагогам.

В современных условиях творческий педагог – это прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами: научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагоги­ческого опыта. Все эти качества так или иначе характери­зуют готовность учителя-воспитателя к организации профессиональ­ной творческой деятельности.

Исследователь проблемы творчества Н.М.Шакирова под готовностью педагога к организации творческой дея­тельности понимает сформированность у него соответствующих качеств и свойств личности, а именно:

– осознания себя как творческой индивидуальности, наличия творческой активности, самостоятельности;

– потребности в творческом взаимодействии с уча­щимися;

– наличия знаний, умений, навыков, опыта органи­зации процесса познания, труда, общения как творчес­кой деятельности.

Предполагается также наличие у учителя-воспитате­ля совокупности творческих способностей и исследова­тельских умений, среди которых важное место занимают организаторские способности, инициативность, актив­ность, настойчивость, внимание и наблюдательность, ис­кусство нестандартно мыслить, богатое воображение, исследовательский подход к анализу учебно-воспитатель­ных ситуаций и творческому решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов, эмоционально-волевые свойства.

Как отмечает Н.Ф.Вишнякова, развитие в личности индивидуального прямо пропорционально совершенство­ванию в ней творца. Творческая индивидуальность рас­сматривается как высшая характеристика профессиональ­ного творчества. Она включает интеллектуально-творчес­кую инициативу, интеллектуальные способности, широ­ту и глубину знаний, чуткость к противоречиям, склон­ность к творческому сомнению ("сомневайся во всем"), способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу, информационный голод, чувство новизны, необычного в проблеме, профессионализм, жажду познания.

Творческая индивидуальность личности воспитателя-учителя осуществляется, как считает Н.Ф.Вишнякова, в обогаще­нии человеческой культуры, в совершенствовании окру­жающего мира, преобразовании психолого-педагогичес­кого процесса и личности, в нахождении новых техноло­гий и оригинальных технологических процессов, реали­зации эмоциональной культуры, эмпатии и идентифика­ции, в развитии подсознательной или бессознательной структуры личности, педагогической интуиции и вооб­ражения, в саморазвитии на основе самоопределения, свободы, в самовыражении личности, формировании креативности и индивидуального стиля профессиональной де­ятельности.

Профессиональное творчество педагога охватывает все стороны его деятельности, выработку стратегии и тактики преподавательского труда, направленного на решение задач разностороннего и гармонического развития лич­ности обучающихся, включая подготовку различных форм учебно-воспитательного процесса.

Педагогическое творчество определяется как деятель­ность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в образо­вательном учреждении и формирующая высокоэрудированного, с точки зрения современной науки, творчески мыслящего человека. Главными признаками педагогичес­кого творчества, как и творчества в целом, являются:

– создание нового или существенное усовершенствование известного;

– оригинальность, неповторимость продукта деятель­ности, ее результатов;

– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.

Существенно новым в развитии педагогического твор­чества является так называемая креативная направленность обучения и воспитания, суть кото­рой состоит в смене ценностных ориентации, в установ­ке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование. Н.Ф. Вишнякова в своем исследовании "Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения" определяет следующую стратегию креативной психопедагогики: "...Ценностные ориентации личности актуализируются в процессе поисковой практики и коммуникативной реф­лексии в сотворческой деятельности". Сотворчество способствует преодолению стереотипов, раскрытию творческого потенциала каждой личности в коллективе.

Интересна оценка В.И.Андреевым творческого труда педагога. В.И.Андреев выделил разнообразные типы творческих способностей и на их основе – характеристи­ки личности творческого типа. Согласно его типологии профессия педагога относится к блоку профессий "художник" наряду с профессиями скульптора, писателя, музыканта. Тем самым в профессии педагога подчеркивается аспект собственного творчества, творческого осмыс­ления окружающей действительности. Педагогическая де­ятельность является сплавом науки и искусства, и оба эти компонента всегда предполагают творчество.

Разработать технологию творчества, учитывая тот факт, что в творчестве большую роль играют вдохновение, интуиция, сиюминутное ощущение бытия, а также то, что творчество имеет ярко выраженную личностную окраску, практически невозможно. Проще анализировать структуру творческого процес­са и характеризовать каждый из этапов. Творческий про­цесс, по мнению Ф.В.Лазарева, включает следующую структуру:

– проявление более или менее сознательно сформулированной проблемы;

– поиск решения проблемы;

– возникновение решения в виде некоторого нового образа;

– процесс перевода содержания нового образа в объективную форму культуры (опредмечивание и социализация продукта творчества).

Первый этап предполагает возникновение определен­ной проблемной ситуации. Здесь учитываются материаль­ные и духовные потребности человека, а соответствую­щие знания, навыки и умения являются условием и пред­посылкой успешной творческой деятельности.

Второй этап связан с фактором общения, в процессе которого индивидуальные особенности одного человека сочетаются с индивидуальными особенностями других людей, участвующих в общении. Происходит обмен опытом, знаниями. Общение расширяет возможность нахождения творческого решения проблемы.

Третий этап отражает результаты творческого процесса. Выработка новой идеи – кульминация творческой деятельности. Возникшее решение часто является отправной точкой дальнейшего творческого процесса.

И наконец, пройдя через ряд превращений, "модель"–образец (понятие "найденная модель" приравнивается к понятию "найденное решение") становится законченным продуктом творчества – теоретической системой, худо­жественным образом и т.п. Главная мысль в раскрытии четвертого звена заключается в том, что стадия опредме­чивания и социализации результатов творчества очень важ­на для творческой деятельности, так как связывает творческий процесс с жизнедеятельностью человека.

Рассматривая некоторые рекомендации ученых, позволяющие внести элемент творчества в привычные действия, следует исходить из того, что любая технология – это прежде всего система. Она включает в себя следующие основные компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, содержательный (информационный) компонент, организационно-деятельностный и контрольно-управленческий. Так, например, ученые разработали технологию внедрения педаго­гической теории в практику. В частности. В.И. Журавлев предлагает следующий алгоритм внедрения:

1) изучение задач, сформулированных в нормативных документах;

2) анализ состояния практики и сопоставление дан­ных с социальными требованиями;

3) построение эталона преобразования педагогичес­кой практики;

4) поиск идей, рекомендаций, которые могут быть внедрены;

5) разработка комплексной программы, включающей закономерности этапа внедрения;

6) подготовка дидактических, материальных, инфор­мационных, организационных средств;

7) методическая, психологическая, организационная подготовка участников внедрения;

8) установление связи с авторами рекомендаций.

В качестве примера рассмотрим технологию изучения, обобщения и описания передового педагогического опыта.

Передовой педагогический опыт – эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких зат­ратах сил, средств и времени. Исследователи, изучающие передовой опыт, различают его по масштабу, новизне и качеству. По масштабу выделяют единичный и типичный, индивидуальный, групповой и массовый; по новизне – новаторский, творческий, репродуктивный; по качеству – передовой, положительный, эффективный, неэффективный, рациональный, нерациональный, отрицательный. Все эти признаки находятся во взаимосвязи.

Известный педагог, исследователь проблемы научной организации педагогического труда И.П.Раченко выде­ляет три основных подхода в трактовке передового педа­гогического опыта: передовой педагогический опыт как образец хорошей работы; как деятельность, в которой во­площены в жизнь выводы научных исследований и благо­даря чему достигаются принципиально новые результа­ты; как новаторство с его педагогическими находками, открытием нового, оригинального знания.

Передовой педагогический опыт в любом случае свя­зан с творчеством, он является результатом творческого труда педагогических коллективов или отдельных учите­лей. Например, в истории развития советской школы в разные годы передовым считался опыт творческих кол­лективов учителей Кировоградской, Липецкой, Ростовс­кой, Казанской, Московской, Новосибирской областей. В Липецкой области обобщались результаты изучения эффективности урока, в Ростовской – исследовались проблемы преодоления второгодничества учащихся, в Казанской – развитие познавательной активности и самостоятельности школьников.

Ярким примером педагогического творчества является профессиональная деятельность Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970). Спектр проблем, которые его интересовали, очень широк: гармоническое единство обучения и воспитания, образованности и воспитанности, превращение знаний в убеждения; гармони­ческое развитие умственных способностей детей в про­цессе их обучения; нравственная полноценность личнос­ти в богатстве и многогранности источников нравствен­ного развития, в единстве его условий, предпосылок, методов; постоянное обогащение интеллектуальной жиз­ни школьного коллектива и семьи как залог успешного учения; факторы, определяющие качество урока (широта кругозора и общая эрудиция учителя, его профессиональ­ные знания и методическая подготовка, интеллектуаль­ная жизнь семьи и школьного коллектива, внеклассная работа и др.); единство педагогических убеждений учите­лей и родителей; гармоническое сочетание всех видов де­ятельности, осуществляемых директором школы, и мно­гое другое.

Все эти вопросы находили свое творческое решение в опыте Павлышской школы, директором которой дол­гие годы был В.А.Сухомлинский. Он разработал гуманистическую воспитательную систему школы, основанную на следующей концепции (см. таблицу 3).

Кроме того, В.А.Сухомлинским разработана систе­ма личностных ценностей учащихся, в которой особое внимание уделяется нравственному идеалу, счастью, сво­боде, чести, достоинству, долгу, справедливости, исти­не, добру и красоте. Красной нитью всего творчества В.А.Сухомлинского проходит внимание к Человеку, его физическому и духовному развитию.

Ценной является мысль В.А.Сухом­линского о том, что источниками учебно-воспитатель­ного процесса являются наука, мастерство и искусство. Отсюда к педагогу предъявляются следующие требования: постоянно обогащаться и обновляться, каждодневно со­вершенствовать свое мастерство – творить новое, направ­лять гармоническое развитие и саморазвитие личности ре­бенка.

В 80-е годы широкое распространение получил опыт педагогов-новаторов Ш.А.Амонашвили, И.П.Иванова, Е.Н.Ильина, В.А.Караковского, С.Н.Лысенковой, А. Н. Тубельского, Р.Г.Хазанкина, В.Ф.Шаталова, М.П.Щетинина и др. Анализ опыта педагогов-новаторов показывает, что всем им свойственны общие черты: вы­сокий уровень интеллектуального развития, педагогичес­кий талант, всесторонность организации их деятельнос­ти, неординарность, оригинальность, оптимизм, силь­ная воля, действенная любовь к детям, бескорыстное слу­жение делу обучения и воспитания. Ценность опыта педагогов-новаторов состоит прежде всего в их творчестве, в новом качестве их педагогической деятельности.

В каждом городе, районе есть педагоги, чей опыт учебной или воспитательной работы может быть охарактери­зован как передовой педагогический, или новаторский. Особенно ярко он проявился в 90-е годы в форме кон­курса "Учитель года", который позволил выявить на ре­гиональном и российском уровнях многих талантливых, интересно и результативно работающих учителей. Только в городе Рязани и Рязанской области ежегодно победите­лями конкурсов становятся десятки учителей. Лучшие из них защищают свои опыт, талант и мастерство на Все- российских конкурсах. Как столичные педагоги, так и представители самых отдаленных регионов России стано­вились победителями конкурса, а "Хрустальный пеликан" знаменовал их высочайшее профессиональное мастерство. Они вносили элементы своего опыта в незнакомую ауди­торию, и для нее уроки мастеров-педагогов всегда стано­вились открытием.

Передовой педагогический опыт требует знания тех­нологии его изучения, обобщения и описания при ис­пользовании комплексной методики научно-педагогичес­кого исследования (см. Приложение 8). При обобщении передового педагогического опыта исследователь изучает содержание, методику, условия, процессы, качество и результаты работы конкретных учителей. Как правило, во внимание принимаются следующие основные компонен­ты: конкретные цели и задачи учебно-воспитательной работы, которые решаются автором; пути достижения кон­кретных результатов обучения и воспитания; развиваю­щая технология (действия, операции учителей, учащих­ся и других участников педагогического процесса); но­визна и творчество; условия творчества авторов опыта; обусловленность деятельности личностными качествами авторов, условиями школы и района; основная идея опы­та; реальные пути и средства передачи, освоения и внедрения данного опыта.

При отборе передового педагогического опыта необ­ходимо учитывать следующие критерий: актуальность, об­щественную и практическую значимость; исследователь­ский подход; главную идею опыта; учет своего опыта, местных особенностей, условий; эффективность опыта. Главная особенность любого опыта – интеграция науки и практики. При этом выделяются три группы источников его изучения: зафиксированный письменно, устные фор­мы освещения опыта, непосредственная педагогическая Деятельность.

Методы, изучения передового педагогического опыта разнообразны. К их числу относятся: наблюдение и само­наблюдение, эксперимент, анализ процесса и результатов трудовой деятельности, хронометрия, библиографический метод (анализ событий, фактов, хронология жиз­ненного пути), методы психолого-педагогической диаг­ностики (беседы, тесты, опросники, интервью, социо­метрия, экспертные оценки). Одним из наиболее распро­страненных методов изучения педагогического опыта яв­ляется непосредственное наблюдение системы уроков, форм и методов воспитательной работы, стиля общения учителей и учащихся, управленческих действий. Он по­зволяет объективно оценить успешность решения учеб­но-воспитательных задач: как учащиеся усваивают мате­риал, в какой мере проявляется их активность, как рас­ширяется образовательный кругозор и др.

Различного рода беседы (с руководителями школ, учителями, учащимися, родителями) способствуют вы­яснению того, каким путем шел педагог в совершенство­вании своей практики, чем он мотивирует применение того или иного метода, как осуществляет проверку эффективности работы и т. д. В ходе изучения опыта работы широко используется изучение документации школы и творческой лаборатории учителя: планы работы, прото­колы педсоветов, журналы, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, подборки контрольных и самостоятельных работ, раздаточный материал, оборудо­вание учебного кабинета, работы учащихся и др.

Завершающим этапом научного рассмотрения педа­гогического опыта является его обобщение и описание, то есть выведение конкретной общей идеи, которую сле­дует творчески внедрять в другой опыт. Передовой педагогический опыт оформляется в специально разработан­ных карточках учета с включением следующих пунктов: кто внес предложение (идею); кто его разработал; суть предложения; кто его осуществляет; результаты внедрения в практику; отзывы учителей, проверяющих эффек­тивность опыта; заключение компетентных лиц, а также органа, правомочного рекомендовать опыт к творческо­му пользованию или массовому внедрению (см. рис. 10).

 

ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ-МАСТЕРА

 

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧ ИЗУЧЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТУАЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ

 

ВЫЯВЛЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ УЧИТЕЛЯ-МАСТЕРА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

 

СБОР ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА О ПЕРЕДОВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ

Непосредственно: }. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом. 2, Беседа с учителем-мастером и руко- водителем школы. 3. Анализ школьной документации

 

Опосредованно:

1.Педагогическая литература

2. Рукописные материалы из опыта работы учителя-мастера (доклады, выступления, методические доку­менты).

3. Заочные методические задания
учителю (анкеты, письма-
обращения). ________

 

АН АЛИЗ, ОБОБЩЕНИЯ, ВЫВОДЫ

 

ТИПИЧНЫЕ ЧЕРТЫИЗУЧЕННОГО ОПЫТА, ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА И ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫРАБОТЫУЧИТЕЛЯ-МАСТЕРА

±

ИДЕЯ, ВЫДЕЛЕННАЯ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОПЫТА

 

Несомненно, что педагогический опыт должен включать в себя и приобретение новых знаний, и переживание результатов своей деятельности, и творческое решение проблем. А так как существуют различные формы творче­ства, которые проявляются в деятельности, то существует и опыт выполнения этой деятельности, а значит, существует и опыт творчества. Для успешного изучения и обоб­щения опыта педагога-новатора необходимо соблюдать следующую последовательность:

– поиск образцов работы учителей, воспитателей, ру­ководителей;

– выявление критериев отбора передового педагоги­ческого опыта;

– выбор методики изучения передового педагогичес­кого опыта;

– сбор разнородной информации;

– обработка собранных данных, имеющихся матери­алов;

– выявление общей идеи внедрения опыта;

– оформление передового педагогического опыта;

– составление портрета учителя-мастера.

Анализ опыта, как правило, должен фиксироваться в аналитическом описании. При этом выявляются и опи­сываются составные части опыта, элементы системы ра­боты педагога, определяются их функции, возможности, цели, результативность, условия эффективности функ­ционирования. Как правило, описанию подлежат:

– алгоритм действий в решении педагогических задач;

– принцип, разработанный автором;

– метод педагогической деятельности;

– приемы работы автора опыта;

– средство, разработанное автором опыта;

– педагогический комплекс;

– формы педагогической деятельности;

– другие виды педагогического творчества.

Таким образом, изучение, обобщение и описание пе­редового педагогического опыта будет, на наш взгляд, успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов, по­могающих в объективной оценке его эффективности. Опи­санная технология может быть использована учителем в любом виде творческой деятельности. Формирование твор­ческой личности школьника наиболее эффективно при использовании, например, технологий коллективной творческой деятельности, внедренных известными педа­гогами И.П. Ивановым и В.А. Караковским.

Примером Истинного педагогического творчества, причем не отдельного учителя, а целого педагогического коллектива, может служить работа Московской городс­кой педагогической гимназии (директор - А.Каспржак), где при разработке учебного плана, программ основные усилия направляются на изменение содержания образо­вания и организацию развивающей деятельности. Рабо­чая гипотеза педагогов состояла в том, что изучаемый материал должен формировать личность, ориентирован­ную не на классовые, а на общечеловеческие ценности. Показательна в этом плане работа методического объе­динения учителей русского языка и литературы — иссле­довательская лаборатория словесников.

Идеология подбора изучаемого материала в курсе литературы строится по принципу короля из "Маленько­го принца" Антуана де Сент-Экзюпери "приказывать толь­ко то, что возможно и желанно для исполнителя", то есть для ученика. По этому пути пошли при составлении программ для прогимназии преподаватели и других пред­метов. Так, историки заменили откровенно неинтересный и до предела политизированный курс "Рассказы по исто­рии" историей в лицах, построив ее по принципу плу-тарховских пар ярких личностей из отечественной и зару­бежной истории. Изучаемые пары подобраны по подобию или противоположности, они или из одной эпохи, или действовали в сходных исторических условиях.

По физике для семиклассников разработан курс "Фи­зика: парадоксы, софизмы, проблемы" — эффективный эксперимент, перельмановские головоломки, рождающие интерес к предмету- Творчески решены и проблемы вне­классной работы. Обо всем этом можно прочитать у само­го Анатолия Каспржака.

Разрабатывая модель инновационной деятельности педагога, исследователи, в частности В.А.Сластенин, Л.С.Подымова, использовали рефлексивно-деятельнос-тный, социально-психологический, индивидуально-твор­ческий подходы.

Инновационная деятельность в современных услови­ях часто ассоциируется с творческой деятельностью, по­скольку педагогическая инноватика, как правило, – это новации в области образования, связанные с творчеством, внедрением и распространением передового опыта.

Для того чтобы учитель-воспитатель развивал свое профессиональное творчество, необходимо создание пе­дагогических условий в реально существующем учебно-воспитательном процессе того или иного образователь­ного учреждения, которые способствуют проявлению и развитию творческой индивидуальности учителя, форми­рованию у него авторской педагогической технологии. К ним относятся:

– формирование профессионального идеала и выра­ботка на его основе индивидуального стиля деятельнос­ти;

– проектирование целостного учебно-воспитательного процесса на основе сотрудничества, совместной творчес­кой деятельности всех его участников;

– разработка и использование технологий рефлексив­ной деятельности учащихся и учителей в совместной де­ятельности;

– согласование объективных условий и индивидуаль­ных особенностей педагога;

– наличие творческой лаборатории учителя и воспи­тателя.

Реализация указанных условий позволяет вести целенаправленную работу по развитию профессионального творчества учителя-воспитателя. А.Г. Асмолов на основе анализа культурно-исторического, этнографического и клинического материалов жизни творческих людей пришел к выводу: "Индивидом рождаются. Личностью ста­новятся. Индивидуальность отстаивают".

М.М. Поташник так охарактеризовал труд учителя: "Педагогический труд не творческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя и любое педагогическое решение дол­жно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учиты­вают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом "педагогический".


Лекция 9

ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

 

Люди не рождаются, а становятся тем, что они есть.

К.А.Гельвеций

Вопросы:

 

1. Понятие, содержание профессионального и личностного саморазвития.

2. Технология организации саморазвития педагога-воспитателя: методы, средства, практические рекомендации.

 

1. Понятие, содержание профессионального и личностного саморазвития.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности молодого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, преодо­левать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические пере­грузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения или в виде приложения к диплому, а являются результатом длительной работы над собой.

Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и само­управления, когда жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая ра­бота над собой носит название самовоспитания и само­развития

Самовоспитание и саморазвитие – это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Профессиональное саморазвитие и самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на совер­шенствование своей личности в соответствии с требова­ниями профессии к человеку. Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой.

Оба процесса сложны по своей структуре и осуще­ствлению, однако овладение технологией профессионального саморазвития поможет будущему педагогу продуктивно организовать самостоятельную подготовку к профессиональной деятельности и мастерству.

Что является компонентами саморазвития, составны­ми частями профессионального самовоспитания? Како­вы пути, средства и методы овладения процессом само­воспитания?

Изучение жизни и деятельности великих людей убеж­дает нас в том, что критическое отношение к себе, к результатам своей деятельности более всего стимулирует человека к постоянному личностному и профессиональ­ному самосовершенствованию. Так, Альберт Эйнштейн считал себя не талантливым, а трудолюбивым, и свои достижения в науке относил на огромную работоспособ­ность. Работа по самовоспитанию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с не­довольства собой, которое возникает в процессе сравне­ния своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний (см. Приложение 4). Этому способствуют сформированные рефлексивные умения, позволяющие разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге – деятельность в целом. Рефлексия – это анализ собственных действий и состояний. Саморефлексия помогает осознать свои недостатки, стимулирует возникновение желания исправить положение дел, изменить что-то в себе.

Следующим шагом самовоспитания является форму­лирование целей, то есть целеполагание как выбор личностно значимых целей саморазвития. Это очень ответственный шаг в процессе профессионального самовоспитания. Ведь от выбора цели зависит эффективность такой работы. Чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать перспективой в жизни человека. Так, цель стать прекрасным специалистом своего дела, принести как можно больше пользы людям и выступает как жизненная перспектива. Ее невозможно реализовать за короткое время, но к ней человек должен стремиться всю жизнь. Такие цели-перспективы должны воплощаться в жизнь через достижение рабочих целей – конкретных целей и задач, которых можно достичь за короткий срок. Например, научиться продуктивно организовать свою учебную деятельность, развить познавательный интерес к какому-либо предмету, важ­ному в профессиональном становлении, развить усидчи­вость, коммуникативные умения, организаторские способности и пр.

Выдвинуть, сформулировать, а тем более реализовать названные цели практически невозможно без еще одного важнейшего компонента саморазвития – самопознания.

Самопознание и самооценка изучение и оценка сво­их личностных особенностей (интересов, склонностей, способностей, характера и т. д.), типологических свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и исполь­зования специальных методов диагностики.

Следует отметить, что все три вышеназванных процесса (рефлексия, целеполагание и самопознание) взаимосвязаны и взаимообусловлены. Рефлексия побуждает к самопознанию и самооценке, результаты самопознания стимулируют выдвижение цели, а сформулированные цели позволяют организовать самоизучение.

Самопознание позволяет создать целостную картину личности. Знание типологических свойств своей нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) облегчает педагогу работу над собой, так как позволяет строить программу саморазвития с учетом работоспособности, уравновешенности, эмоциональной стабильности, подвижности, пластичности или ригидности нервных процессов. Знание своих личностных особенностей (экстра-версия-интравереия, нейротизм), некоторых черт харак­тера (лидерство, умение преодолевать трудности, лабиль­ность, социальная дистанция), уровня развития органи­заторских и коммуникативных умений помогут создать и скорректировать программу профессионального самовос­питания. Самопознание и самооценка на каком-то этапе позволят будущему учителю составить свой психологи­ческий портрет – "Карту личности".

"Карта личности педагога" может рассматриваться и как руководство по организации самопознания (что изучать?), и как материал для дальнейшего анализа своих личностных свойств (оценка уровня развития). Она по­зволяет оценить будущему педагогу свои достоинства и недостатки, осознать свои возможности, тем самым по­черпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, то есть создать мотивацию.

Однако одного желания изменить себя бывает недостаточно, и потому после выдвижения целей личностного саморазвития очень важно наметить программу дей­ствий самовоспитания в рамках учебно-научной деятель­ности студента педвуза и выбрать методы ее осуществле­ния. Уровень интеллектуального развития студентов пед­вуза является, как правило, достаточным для составле­ния такой программы.

Программа саморазвития будущего педагога – это программа действий по достижению конкретных целей самовоспитания с учетом требований профессии к человеку.

Процесс самопрограммирования личности не что иное, как материализа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: