Как избежать ненужных конфликтов
Чтобы избежать ненужных конфликтов, существует ряд правил.
1. Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком.
2. Прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия.
3. Попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами.
4. Не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступками.
5. Заставьте себя молчать, когда Вас задевают в мелкой ссоре.
6.Умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно.
7. Признавайте достоинства окружающих во весь голос и врагов станет меньше.
8. Если Вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.
Во взаимодействии с детьми ряд правил помогает выразить недовольство их поступками и избежать конфликтов.
Можно выразить недовольство действиями ребенка, но не ребенком.
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были. Раз они возникли, значит, есть причина. Недовольство действиями ребенка не может возникать то и дело - иначе это перерастет в неприятие со стороны ребенка.
Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
Самопознание – путь к профессиональному мастерству
Лекция 8
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕХНОЛОГИЯ
Творчество — это поиск и открытие личностных жизненных перспектив.
Н.В. Вишнякова
Творчеству можно учиться не хуже, чем всему другому.
Д. Бернал
Вопросы:
1. Основные понятия и характеристика педагогического творчества.
2. Инновационная деятельность и педагогический опыт как условия формирования педагогического творчества.
1. Основные понятия и характеристика педагогического творчества.
Двадцатый век характеризуется сменой типа культурно-исторического наследия. Человечество в считанные десятилетия совершило поворот от веками и тысячелетиями складывавшегося типа социокультурного наследия, основанного на передаче свода прошлых образцов, системы знаний и правил, к новому типу социокультурного наследия, в рамках которого главным стало не столько усвоение прежних рецептов, сколько подготовка к овладению методами и содержанием познания и практики, творческого осмысления и преобразования действительности.
В 90-е в России было 69700 школ, а сейчас 44100.
Творчество трактуется как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики. С позиций философии творчество – это деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов деятельности.
В психолого-педагогической науке различают как психологию творчества, так и педагогику творчества. Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внимания ученых-психологов – вопросы о структуре творчества, путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения, целеполагания, творческой активности.
Педагогика творчества – наука о создании инновационных теорий, систем, технологий учебно-воспитательного процесса. Отличительной чертой педагогики творчества являются человечность и гуманизм, направленные на реализацию и самореализацию творческой Я-концепции педагога и воспитанника.
Ученые-исследователи, в частности В.И.Андреев, считают, что педагогику творчества следует рассматривать как науку о педагогической системе двух взаимосвязанных видах человеческой деятельности: педагогике воспитания и педагогике самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения. Отсюда цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерны устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности, наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции и импровизации – неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребность личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Важнейшая роль в процессе формирования такой личности принадлежит педагогам.
В современных условиях творческий педагог – это прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами: научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта. Все эти качества так или иначе характеризуют готовность учителя-воспитателя к организации профессиональной творческой деятельности.
Исследователь проблемы творчества Н.М.Шакирова под готовностью педагога к организации творческой деятельности понимает сформированность у него соответствующих качеств и свойств личности, а именно:
– осознания себя как творческой индивидуальности, наличия творческой активности, самостоятельности;
– потребности в творческом взаимодействии с учащимися;
– наличия знаний, умений, навыков, опыта организации процесса познания, труда, общения как творческой деятельности.
Предполагается также наличие у учителя-воспитателя совокупности творческих способностей и исследовательских умений, среди которых важное место занимают организаторские способности, инициативность, активность, настойчивость, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций и творческому решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов, эмоционально-волевые свойства.
Как отмечает Н.Ф.Вишнякова, развитие в личности индивидуального прямо пропорционально совершенствованию в ней творца. Творческая индивидуальность рассматривается как высшая характеристика профессионального творчества. Она включает интеллектуально-творческую инициативу, интеллектуальные способности, широту и глубину знаний, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению ("сомневайся во всем"), способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу, информационный голод, чувство новизны, необычного в проблеме, профессионализм, жажду познания.
Творческая индивидуальность личности воспитателя-учителя осуществляется, как считает Н.Ф.Вишнякова, в обогащении человеческой культуры, в совершенствовании окружающего мира, преобразовании психолого-педагогического процесса и личности, в нахождении новых технологий и оригинальных технологических процессов, реализации эмоциональной культуры, эмпатии и идентификации, в развитии подсознательной или бессознательной структуры личности, педагогической интуиции и воображения, в саморазвитии на основе самоопределения, свободы, в самовыражении личности, формировании креативности и индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Профессиональное творчество педагога охватывает все стороны его деятельности, выработку стратегии и тактики преподавательского труда, направленного на решение задач разностороннего и гармонического развития личности обучающихся, включая подготовку различных форм учебно-воспитательного процесса.
Педагогическое творчество определяется как деятельность, отличающаяся качественно новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и формирующая высокоэрудированного, с точки зрения современной науки, творчески мыслящего человека. Главными признаками педагогического творчества, как и творчества в целом, являются:
– создание нового или существенное усовершенствование известного;
– оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
– взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.
Существенно новым в развитии педагогического творчества является так называемая креативная направленность обучения и воспитания, суть которой состоит в смене ценностных ориентации, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование. Н.Ф. Вишнякова в своем исследовании "Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения" определяет следующую стратегию креативной психопедагогики: "...Ценностные ориентации личности актуализируются в процессе поисковой практики и коммуникативной рефлексии в сотворческой деятельности". Сотворчество способствует преодолению стереотипов, раскрытию творческого потенциала каждой личности в коллективе.
Интересна оценка В.И.Андреевым творческого труда педагога. В.И.Андреев выделил разнообразные типы творческих способностей и на их основе – характеристики личности творческого типа. Согласно его типологии профессия педагога относится к блоку профессий "художник" наряду с профессиями скульптора, писателя, музыканта. Тем самым в профессии педагога подчеркивается аспект собственного творчества, творческого осмысления окружающей действительности. Педагогическая деятельность является сплавом науки и искусства, и оба эти компонента всегда предполагают творчество.
Разработать технологию творчества, учитывая тот факт, что в творчестве большую роль играют вдохновение, интуиция, сиюминутное ощущение бытия, а также то, что творчество имеет ярко выраженную личностную окраску, практически невозможно. Проще анализировать структуру творческого процесса и характеризовать каждый из этапов. Творческий процесс, по мнению Ф.В.Лазарева, включает следующую структуру:
– проявление более или менее сознательно сформулированной проблемы;
– поиск решения проблемы;
– возникновение решения в виде некоторого нового образа;
– процесс перевода содержания нового образа в объективную форму культуры (опредмечивание и социализация продукта творчества).
Первый этап предполагает возникновение определенной проблемной ситуации. Здесь учитываются материальные и духовные потребности человека, а соответствующие знания, навыки и умения являются условием и предпосылкой успешной творческой деятельности.
Второй этап связан с фактором общения, в процессе которого индивидуальные особенности одного человека сочетаются с индивидуальными особенностями других людей, участвующих в общении. Происходит обмен опытом, знаниями. Общение расширяет возможность нахождения творческого решения проблемы.
Третий этап отражает результаты творческого процесса. Выработка новой идеи – кульминация творческой деятельности. Возникшее решение часто является отправной точкой дальнейшего творческого процесса.
И наконец, пройдя через ряд превращений, "модель"–образец (понятие "найденная модель" приравнивается к понятию "найденное решение") становится законченным продуктом творчества – теоретической системой, художественным образом и т.п. Главная мысль в раскрытии четвертого звена заключается в том, что стадия опредмечивания и социализации результатов творчества очень важна для творческой деятельности, так как связывает творческий процесс с жизнедеятельностью человека.
Рассматривая некоторые рекомендации ученых, позволяющие внести элемент творчества в привычные действия, следует исходить из того, что любая технология – это прежде всего система. Она включает в себя следующие основные компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, содержательный (информационный) компонент, организационно-деятельностный и контрольно-управленческий. Так, например, ученые разработали технологию внедрения педагогической теории в практику. В частности. В.И. Журавлев предлагает следующий алгоритм внедрения:
1) изучение задач, сформулированных в нормативных документах;
2) анализ состояния практики и сопоставление данных с социальными требованиями;
3) построение эталона преобразования педагогической практики;
4) поиск идей, рекомендаций, которые могут быть внедрены;
5) разработка комплексной программы, включающей закономерности этапа внедрения;
6) подготовка дидактических, материальных, информационных, организационных средств;
7) методическая, психологическая, организационная подготовка участников внедрения;
8) установление связи с авторами рекомендаций.
В качестве примера рассмотрим технологию изучения, обобщения и описания передового педагогического опыта.
Передовой педагогический опыт – эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени. Исследователи, изучающие передовой опыт, различают его по масштабу, новизне и качеству. По масштабу выделяют единичный и типичный, индивидуальный, групповой и массовый; по новизне – новаторский, творческий, репродуктивный; по качеству – передовой, положительный, эффективный, неэффективный, рациональный, нерациональный, отрицательный. Все эти признаки находятся во взаимосвязи.
Известный педагог, исследователь проблемы научной организации педагогического труда И.П.Раченко выделяет три основных подхода в трактовке передового педагогического опыта: передовой педагогический опыт как образец хорошей работы; как деятельность, в которой воплощены в жизнь выводы научных исследований и благодаря чему достигаются принципиально новые результаты; как новаторство с его педагогическими находками, открытием нового, оригинального знания.
Передовой педагогический опыт в любом случае связан с творчеством, он является результатом творческого труда педагогических коллективов или отдельных учителей. Например, в истории развития советской школы в разные годы передовым считался опыт творческих коллективов учителей Кировоградской, Липецкой, Ростовской, Казанской, Московской, Новосибирской областей. В Липецкой области обобщались результаты изучения эффективности урока, в Ростовской – исследовались проблемы преодоления второгодничества учащихся, в Казанской – развитие познавательной активности и самостоятельности школьников.
Ярким примером педагогического творчества является профессиональная деятельность Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970). Спектр проблем, которые его интересовали, очень широк: гармоническое единство обучения и воспитания, образованности и воспитанности, превращение знаний в убеждения; гармоническое развитие умственных способностей детей в процессе их обучения; нравственная полноценность личности в богатстве и многогранности источников нравственного развития, в единстве его условий, предпосылок, методов; постоянное обогащение интеллектуальной жизни школьного коллектива и семьи как залог успешного учения; факторы, определяющие качество урока (широта кругозора и общая эрудиция учителя, его профессиональные знания и методическая подготовка, интеллектуальная жизнь семьи и школьного коллектива, внеклассная работа и др.); единство педагогических убеждений учителей и родителей; гармоническое сочетание всех видов деятельности, осуществляемых директором школы, и многое другое.
Все эти вопросы находили свое творческое решение в опыте Павлышской школы, директором которой долгие годы был В.А.Сухомлинский. Он разработал гуманистическую воспитательную систему школы, основанную на следующей концепции (см. таблицу 3).
Кроме того, В.А.Сухомлинским разработана система личностных ценностей учащихся, в которой особое внимание уделяется нравственному идеалу, счастью, свободе, чести, достоинству, долгу, справедливости, истине, добру и красоте. Красной нитью всего творчества В.А.Сухомлинского проходит внимание к Человеку, его физическому и духовному развитию.
Ценной является мысль В.А.Сухомлинского о том, что источниками учебно-воспитательного процесса являются наука, мастерство и искусство. Отсюда к педагогу предъявляются следующие требования: постоянно обогащаться и обновляться, каждодневно совершенствовать свое мастерство – творить новое, направлять гармоническое развитие и саморазвитие личности ребенка.
В 80-е годы широкое распространение получил опыт педагогов-новаторов Ш.А.Амонашвили, И.П.Иванова, Е.Н.Ильина, В.А.Караковского, С.Н.Лысенковой, А. Н. Тубельского, Р.Г.Хазанкина, В.Ф.Шаталова, М.П.Щетинина и др. Анализ опыта педагогов-новаторов показывает, что всем им свойственны общие черты: высокий уровень интеллектуального развития, педагогический талант, всесторонность организации их деятельности, неординарность, оригинальность, оптимизм, сильная воля, действенная любовь к детям, бескорыстное служение делу обучения и воспитания. Ценность опыта педагогов-новаторов состоит прежде всего в их творчестве, в новом качестве их педагогической деятельности.
В каждом городе, районе есть педагоги, чей опыт учебной или воспитательной работы может быть охарактеризован как передовой педагогический, или новаторский. Особенно ярко он проявился в 90-е годы в форме конкурса "Учитель года", который позволил выявить на региональном и российском уровнях многих талантливых, интересно и результативно работающих учителей. Только в городе Рязани и Рязанской области ежегодно победителями конкурсов становятся десятки учителей. Лучшие из них защищают свои опыт, талант и мастерство на Все- российских конкурсах. Как столичные педагоги, так и представители самых отдаленных регионов России становились победителями конкурса, а "Хрустальный пеликан" знаменовал их высочайшее профессиональное мастерство. Они вносили элементы своего опыта в незнакомую аудиторию, и для нее уроки мастеров-педагогов всегда становились открытием.
Передовой педагогический опыт требует знания технологии его изучения, обобщения и описания при использовании комплексной методики научно-педагогического исследования (см. Приложение 8). При обобщении передового педагогического опыта исследователь изучает содержание, методику, условия, процессы, качество и результаты работы конкретных учителей. Как правило, во внимание принимаются следующие основные компоненты: конкретные цели и задачи учебно-воспитательной работы, которые решаются автором; пути достижения конкретных результатов обучения и воспитания; развивающая технология (действия, операции учителей, учащихся и других участников педагогического процесса); новизна и творчество; условия творчества авторов опыта; обусловленность деятельности личностными качествами авторов, условиями школы и района; основная идея опыта; реальные пути и средства передачи, освоения и внедрения данного опыта.
При отборе передового педагогического опыта необходимо учитывать следующие критерий: актуальность, общественную и практическую значимость; исследовательский подход; главную идею опыта; учет своего опыта, местных особенностей, условий; эффективность опыта. Главная особенность любого опыта – интеграция науки и практики. При этом выделяются три группы источников его изучения: зафиксированный письменно, устные формы освещения опыта, непосредственная педагогическая Деятельность.
Методы, изучения передового педагогического опыта разнообразны. К их числу относятся: наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, анализ процесса и результатов трудовой деятельности, хронометрия, библиографический метод (анализ событий, фактов, хронология жизненного пути), методы психолого-педагогической диагностики (беседы, тесты, опросники, интервью, социометрия, экспертные оценки). Одним из наиболее распространенных методов изучения педагогического опыта является непосредственное наблюдение системы уроков, форм и методов воспитательной работы, стиля общения учителей и учащихся, управленческих действий. Он позволяет объективно оценить успешность решения учебно-воспитательных задач: как учащиеся усваивают материал, в какой мере проявляется их активность, как расширяется образовательный кругозор и др.
Различного рода беседы (с руководителями школ, учителями, учащимися, родителями) способствуют выяснению того, каким путем шел педагог в совершенствовании своей практики, чем он мотивирует применение того или иного метода, как осуществляет проверку эффективности работы и т. д. В ходе изучения опыта работы широко используется изучение документации школы и творческой лаборатории учителя: планы работы, протоколы педсоветов, журналы, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, подборки контрольных и самостоятельных работ, раздаточный материал, оборудование учебного кабинета, работы учащихся и др.
Завершающим этапом научного рассмотрения педагогического опыта является его обобщение и описание, то есть выведение конкретной общей идеи, которую следует творчески внедрять в другой опыт. Передовой педагогический опыт оформляется в специально разработанных карточках учета с включением следующих пунктов: кто внес предложение (идею); кто его разработал; суть предложения; кто его осуществляет; результаты внедрения в практику; отзывы учителей, проверяющих эффективность опыта; заключение компетентных лиц, а также органа, правомочного рекомендовать опыт к творческому пользованию или массовому внедрению (см. рис. 10).
ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ-МАСТЕРА
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧ ИЗУЧЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТУАЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ
ВЫЯВЛЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ УЧИТЕЛЯ-МАСТЕРА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
СБОР ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА О ПЕРЕДОВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ
Непосредственно: }. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом. 2, Беседа с учителем-мастером и руко- водителем школы. 3. Анализ школьной документации |
Опосредованно:
1.Педагогическая литература
2. Рукописные материалы из опыта работы учителя-мастера (доклады, выступления, методические документы).
3. Заочные методические задания
учителю (анкеты, письма-
обращения). ________
АН АЛИЗ, ОБОБЩЕНИЯ, ВЫВОДЫ
ТИПИЧНЫЕ ЧЕРТЫИЗУЧЕННОГО ОПЫТА, ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ. ХАРАКТЕРИСТИКА И ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫРАБОТЫУЧИТЕЛЯ-МАСТЕРА
±
ИДЕЯ, ВЫДЕЛЕННАЯ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ НА ОСНОВЕ ОПЫТА
Несомненно, что педагогический опыт должен включать в себя и приобретение новых знаний, и переживание результатов своей деятельности, и творческое решение проблем. А так как существуют различные формы творчества, которые проявляются в деятельности, то существует и опыт выполнения этой деятельности, а значит, существует и опыт творчества. Для успешного изучения и обобщения опыта педагога-новатора необходимо соблюдать следующую последовательность:
– поиск образцов работы учителей, воспитателей, руководителей;
– выявление критериев отбора передового педагогического опыта;
– выбор методики изучения передового педагогического опыта;
– сбор разнородной информации;
– обработка собранных данных, имеющихся материалов;
– выявление общей идеи внедрения опыта;
– оформление передового педагогического опыта;
– составление портрета учителя-мастера.
Анализ опыта, как правило, должен фиксироваться в аналитическом описании. При этом выявляются и описываются составные части опыта, элементы системы работы педагога, определяются их функции, возможности, цели, результативность, условия эффективности функционирования. Как правило, описанию подлежат:
– алгоритм действий в решении педагогических задач;
– принцип, разработанный автором;
– метод педагогической деятельности;
– приемы работы автора опыта;
– средство, разработанное автором опыта;
– педагогический комплекс;
– формы педагогической деятельности;
– другие виды педагогического творчества.
Таким образом, изучение, обобщение и описание передового педагогического опыта будет, на наш взгляд, успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов, помогающих в объективной оценке его эффективности. Описанная технология может быть использована учителем в любом виде творческой деятельности. Формирование творческой личности школьника наиболее эффективно при использовании, например, технологий коллективной творческой деятельности, внедренных известными педагогами И.П. Ивановым и В.А. Караковским.
Примером Истинного педагогического творчества, причем не отдельного учителя, а целого педагогического коллектива, может служить работа Московской городской педагогической гимназии (директор - А.Каспржак), где при разработке учебного плана, программ основные усилия направляются на изменение содержания образования и организацию развивающей деятельности. Рабочая гипотеза педагогов состояла в том, что изучаемый материал должен формировать личность, ориентированную не на классовые, а на общечеловеческие ценности. Показательна в этом плане работа методического объединения учителей русского языка и литературы — исследовательская лаборатория словесников.
Идеология подбора изучаемого материала в курсе литературы строится по принципу короля из "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери "приказывать только то, что возможно и желанно для исполнителя", то есть для ученика. По этому пути пошли при составлении программ для прогимназии преподаватели и других предметов. Так, историки заменили откровенно неинтересный и до предела политизированный курс "Рассказы по истории" историей в лицах, построив ее по принципу плу-тарховских пар ярких личностей из отечественной и зарубежной истории. Изучаемые пары подобраны по подобию или противоположности, они или из одной эпохи, или действовали в сходных исторических условиях.
По физике для семиклассников разработан курс "Физика: парадоксы, софизмы, проблемы" — эффективный эксперимент, перельмановские головоломки, рождающие интерес к предмету- Творчески решены и проблемы внеклассной работы. Обо всем этом можно прочитать у самого Анатолия Каспржака.
Разрабатывая модель инновационной деятельности педагога, исследователи, в частности В.А.Сластенин, Л.С.Подымова, использовали рефлексивно-деятельнос-тный, социально-психологический, индивидуально-творческий подходы.
Инновационная деятельность в современных условиях часто ассоциируется с творческой деятельностью, поскольку педагогическая инноватика, как правило, – это новации в области образования, связанные с творчеством, внедрением и распространением передового опыта.
Для того чтобы учитель-воспитатель развивал свое профессиональное творчество, необходимо создание педагогических условий в реально существующем учебно-воспитательном процессе того или иного образовательного учреждения, которые способствуют проявлению и развитию творческой индивидуальности учителя, формированию у него авторской педагогической технологии. К ним относятся:
– формирование профессионального идеала и выработка на его основе индивидуального стиля деятельности;
– проектирование целостного учебно-воспитательного процесса на основе сотрудничества, совместной творческой деятельности всех его участников;
– разработка и использование технологий рефлексивной деятельности учащихся и учителей в совместной деятельности;
– согласование объективных условий и индивидуальных особенностей педагога;
– наличие творческой лаборатории учителя и воспитателя.
Реализация указанных условий позволяет вести целенаправленную работу по развитию профессионального творчества учителя-воспитателя. А.Г. Асмолов на основе анализа культурно-исторического, этнографического и клинического материалов жизни творческих людей пришел к выводу: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".
М.М. Поташник так охарактеризовал труд учителя: "Педагогический труд не творческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом "педагогический".
Лекция 9
ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Люди не рождаются, а становятся тем, что они есть.
К.А.Гельвеций
Вопросы:
1. Понятие, содержание профессионального и личностного саморазвития.
2. Технология организации саморазвития педагога-воспитателя: методы, средства, практические рекомендации.
1. Понятие, содержание профессионального и личностного саморазвития.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности молодого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения или в виде приложения к диплому, а являются результатом длительной работы над собой.
Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития
Самовоспитание и саморазвитие – это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
Профессиональное саморазвитие и самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку. Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой.
Оба процесса сложны по своей структуре и осуществлению, однако овладение технологией профессионального саморазвития поможет будущему педагогу продуктивно организовать самостоятельную подготовку к профессиональной деятельности и мастерству.
Что является компонентами саморазвития, составными частями профессионального самовоспитания? Каковы пути, средства и методы овладения процессом самовоспитания?
Изучение жизни и деятельности великих людей убеждает нас в том, что критическое отношение к себе, к результатам своей деятельности более всего стимулирует человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Так, Альберт Эйнштейн считал себя не талантливым, а трудолюбивым, и свои достижения в науке относил на огромную работоспособность. Работа по самовоспитанию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний (см. Приложение 4). Этому способствуют сформированные рефлексивные умения, позволяющие разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге – деятельность в целом. Рефлексия – это анализ собственных действий и состояний. Саморефлексия помогает осознать свои недостатки, стимулирует возникновение желания исправить положение дел, изменить что-то в себе.
Следующим шагом самовоспитания является формулирование целей, то есть целеполагание как выбор личностно значимых целей саморазвития. Это очень ответственный шаг в процессе профессионального самовоспитания. Ведь от выбора цели зависит эффективность такой работы. Чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать перспективой в жизни человека. Так, цель стать прекрасным специалистом своего дела, принести как можно больше пользы людям и выступает как жизненная перспектива. Ее невозможно реализовать за короткое время, но к ней человек должен стремиться всю жизнь. Такие цели-перспективы должны воплощаться в жизнь через достижение рабочих целей – конкретных целей и задач, которых можно достичь за короткий срок. Например, научиться продуктивно организовать свою учебную деятельность, развить познавательный интерес к какому-либо предмету, важному в профессиональном становлении, развить усидчивость, коммуникативные умения, организаторские способности и пр.
Выдвинуть, сформулировать, а тем более реализовать названные цели практически невозможно без еще одного важнейшего компонента саморазвития – самопознания.
Самопознание и самооценка изучение и оценка своих личностных особенностей (интересов, склонностей, способностей, характера и т. д.), типологических свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и использования специальных методов диагностики.
Следует отметить, что все три вышеназванных процесса (рефлексия, целеполагание и самопознание) взаимосвязаны и взаимообусловлены. Рефлексия побуждает к самопознанию и самооценке, результаты самопознания стимулируют выдвижение цели, а сформулированные цели позволяют организовать самоизучение.
Самопознание позволяет создать целостную картину личности. Знание типологических свойств своей нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) облегчает педагогу работу над собой, так как позволяет строить программу саморазвития с учетом работоспособности, уравновешенности, эмоциональной стабильности, подвижности, пластичности или ригидности нервных процессов. Знание своих личностных особенностей (экстра-версия-интравереия, нейротизм), некоторых черт характера (лидерство, умение преодолевать трудности, лабильность, социальная дистанция), уровня развития организаторских и коммуникативных умений помогут создать и скорректировать программу профессионального самовоспитания. Самопознание и самооценка на каком-то этапе позволят будущему учителю составить свой психологический портрет – "Карту личности".
"Карта личности педагога" может рассматриваться и как руководство по организации самопознания (что изучать?), и как материал для дальнейшего анализа своих личностных свойств (оценка уровня развития). Она позволяет оценить будущему педагогу свои достоинства и недостатки, осознать свои возможности, тем самым почерпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, то есть создать мотивацию.
Однако одного желания изменить себя бывает недостаточно, и потому после выдвижения целей личностного саморазвития очень важно наметить программу действий самовоспитания в рамках учебно-научной деятельности студента педвуза и выбрать методы ее осуществления. Уровень интеллектуального развития студентов педвуза является, как правило, достаточным для составления такой программы.
Программа саморазвития будущего педагога – это программа действий по достижению конкретных целей самовоспитания с учетом требований профессии к человеку.
Процесс самопрограммирования личности не что иное, как материализа