Общество как самоорганизующаяся система и как объект управления




Население как управляемая система и как объект социального управления

Управление как социальный феномен n Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации. Управление - как функция - целенаправленное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты. Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в результаты на "выходе". Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

Основные понятия науки управления Понятия В широком смысле В узком смысле Управление Вся система классов, отношений и явлений управления в природе и обществе Технологическая организация объекта управления Менеджмент Администрирование Управление Всеобщий принцип производством, социального управления; деятельность по власть и искусство организации достижения управления людьми поставленных целей Административногосудартвенное управление; социальнополитический менеджмент Разработка и постановка целей, определение политики организации Социальное управление. Социальное управление - сознательное, целенаправленное воздействие на социальную систему в целом или ее отдельные элементы на основе использования присущих системе объективных закономерностей и тенденций. Целью социального управления является упорядочение социальной системы, достижение ее оптимального функционирования и развития, осуществление поставленной цели.Система социального управления включает следующие компоненты: механизм управления, структуру управления, субъекты и объекты управления, функции управления, кадры управления, процесс управления. Социальная система Социальная система выступает как органическое единство трех элементов — социальной общности, социальной организации и культуры. В социологии под системой понимается определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. В частности, любая социальная группа представляет собой сложную систему, не говоря уже об обществе и т. п. Общество как управляемая и управляющая подсистема. Самой большой системой является общество в целом. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, социальная, политическая и идеологическая. Другие подсистемы — классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья, индивид и т. д. Каждая из названных подсистем включает в себя множество других подсистем. Одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем. В основе классификации социальных систем может лежать тип социальных связей. В этом случае выделяются социальные группы (социальные отношения), социальные институты (институциональные связи), система социального контроля (связи социального контроля), социальные организации (организационные связи).

Общество как управляемая и управляющая подсистема Общество как управляемая и управляющая подсистема «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» НАСЕЛЕНИЕ - совокупность индивидов, проживающих в данном государстве или местности. Включает как граждан, так и постоянно проживающих иностранцев и лиц без гражданства.

Общество как самоорганизующаяся система и как объект управления

Среди всех известных современной науке сложных систем общество (Социум) представляет собой суперсложную самоорганизующуюся и саморазвивающуюся, открытую, диссипативную социальную систему, способом существования которой является деятельность людей.

В качестве социальной системы выступают и отдельные (выделенные) в рамках Социума его элементы – подсистемы: человек-личность; малые и большие социальные группы; этнические или национальные общности; государства или союзы государств; различные организации и объединения с четко представленной структурой; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, правовая, финансовая, наука, религия, искусство и т.д. Все эти подсистемы объединены сложной сетью разнообразных кооперативных, функциональных взаимодействий и взаимозависимостей и отличаются процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения. Общество имеет сверхсложный иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности. Поэтому общество, как социальная система, обладает всеми признаками самоорганизующихся систем: оно характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, нелинейностью и потому непредсказуемостью, вероятностным типом развития.

Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Принципиальное отличие социальных систем от природных состоит, прежде всего, в том, что в них самоорганизация сочетается с организацией, поскольку в обществе действуют люди, одаренные сознанием, ставящие себе определенные цели, руководствующиеся мотивами своего поведения и ценностными ориентирами. Поэтому взаимодействие самоорганизации и организации, случайного и необходимого, субъективного и объективного составляет основу развития социальных систем.

Ярким примером осуществления процесса самоорганизации в обществе является механизм, посредством которого поддерживается соответствие между спросом и предложением, производством и потреблением в рыночной экономике. Рынок в данном случае можно рассматривать, как самоорганизующуюся сложную систему. На свободном рынке цены регулируются при помощи кибернетического принципа самоорганизующихся систем – отрицательной обратной связи. Когда система отклоняется от равновесного положения, органы управления этой системы возвращают ее в исходное состояние. Таким образом, поддерживается гомеостаз системы – ее относительная динамическая устойчивость. Социальные структуры – многоаспектные и многомерные образования, определяющие и проявляющие внутреннее устройство социума и его составляющих – от социальных систем до социальных индивидов. Они являются по существу остовом социальных систем, обеспечивающим их сформированность, сопротивляемость внешним воздействием и внутренним девиациям-отклонениям, то есть придают им качественную специфичность и устойчивость. Спонтанное возникновение социальных структур происходит «вдали от равновесия» и связано с прохождением социальной системой точек бифуркации. Это, по существу, переход системы из одного состояния в другое, через кризисы и нередко – катастрофы. Формирование множества социальных групп и их трансформации – все это самоорганизующиеся социальные процессы. Жизнь семьи – постоянное становление взаимоотношений супругов, родителей и детей, членов семьи с родственниками, изменения дружеских семейных связей и т.д. – так же непрерывный процесс социальной самоорганизации. Таким образом, социальная самоорганизация относится к объективным явлениям: вся социальная жизнь соткана из переходов, кризисов, катастроф и других существенно неравновесных состояний и процессов, в которых развивается человеческая природа. А равновесное состояние в социальных системах – это только короткие остановки в стремительном беге времени. И чем стремительнее этот бег, тем короче остановки

Общество как объект управления: «биосфера — хозяйство — культура» Рассмотрение общества как объекта управления предполагает выявление порождаемых им в
себе самом социальных явлений и свойственных каждому из явлений причинно-следственных
взаимосвязей с другими явлениями как в пределах общества, так и с внешними процессами —
иносоциальными (порождаемыми из среды других обществ в рассматриваемом обществе), транссоциальными (затрагивающими несколько культурно своеобразных обществ одновременно) и этиконоосферными (общеприродными).
Жизнь всех культурно своеобразных цивилизованных обществ в настоящем и в обозримой перспективе это, прежде всего, — взаимодействие друг с другом трёх общественных институтов: государственности, семьи, сферы образования (школы в самом широком значении этого слова). Для благополучного развития общества каждый из этих институтов должен выполнять естественные для него функции, в осуществлении которых он незаменим либо вообще, либо незаменим полноценно. Сбои или извращения функций в работе одного из них оказывают негативное воздействие и на другие, и соответственно — на жизнь общества в целом. Поэтому необходимо определиться в функциях, которые должны нести эти институты. Президент США А. Линкольн выразил своё понимание смысла существования государственности так: «Законная задача правительства — делать для сообщества людей всё то, что им нужно, но что сами они, выступая каждый в своём индивидуальном качестве, не могут сделать совсем или не могут сделать хорошо»1. Это — одно из наиболее точных определений назначения государственности, когда-либо данных в истории.
Действительно, в своей жизни общества сталкиваются с проблемами, затрагивающими более или менее широкие социальные группы, которые люди не в состоянии разрешить, действуя в одиночку либо по-дилетантски на основе эпизодической самоорганизации. Потребность в решении такого рода проблем приводит к тому, что общество порождает государственность
— субкультуру осуществляемого на профессиональной основе управления делами общественной значимости на местах и в масштабах общества в целом. Государство это — государственность в указанном смысле плюс население и территория,
на которой проживает население и действует внутриполитическая власть соответствующей государственности. Управление делами общественной значимости на профессиональной основе — главная характеристика государственности как общественного института. Всё остальное, что характеризует ту или иную исторически сложившуюся государственность, — только приложения к этому исторически непреходящему главному.

8 Организационная культура как инструмент социального управления

Основные функции орга­низационной культуры

Реализуясь в качестве особого механизма управления, организа­ционная культура, как мы полагаем, выполняет следующие основные функции:

  1. социализирующую;
  2. преемственности (социального наследования);
  3. интегративную;
  4. стимулирующую (мотивирующую);
  5. регулирующую;
  6. стабилизирующую;
  7. инновативную (преобразовательную).

 

  1. Социализирующая функция оргкультуры заключа­ется в обеспечении "введения" новых членов в организацию, их социальной адаптации, освоения ими социокультурного опыта и знаково-символической системы социальной организации. В це­лом ряде зарубежных фирм новых сотрудников в течение опре­деленного, довольно длительного (до двух недель) ознакоми­тельного периода целенаправленно "социализируют", объясняя им основополагающие ценности и принципы функционирования компании, утвердившиеся в ней нормы морали и поведения, разрешения и запреты и т.д. Но даже в тех случаях, когда руко­водство организаций специально не вычленяет социализирую­щую функцию, она реализуется объективно, в процессе общения членов организации.
  2. Функция преемственности (социального наследо­вания) тесно взаимосвязана с социализирующей функцией, по­скольку в процессе социальной адаптации одновременно проис­ходит передача новым поколениям работников предыдущего социокультурного опыта.

3. Интегративная функция состоит в достижении сплачивания, "скрепления" членов организации в целостность, идентификации их в качестве обособленной целевой общности.Эта функция приобретает значительную дополнитель­ную результативность, будучи поставленной на целевую созна­тельную основу. Важнейшую роль в этом играет способность руководства организации определить и сформулировать клю­чевые ценности и принципы, которые могут стать объединяю­щим началом для деятельности всех подразделений и работников.

4. Стимулирующая (мотивирующая) функция оргкультуры, как мы полагаем, заключается в том, что создаются условия для реализации интересов работников, связанных с их социальными потребностями, выходящими за рамки уровня "экономического человека". Во-первых, работники стимулиру­ются организационной культурой в целом, её материальными и духовными факторами – как общей атмосферой взаимопод­держки и сотрудничества, корпоративного товарищества с при­сущими ему особыми, отличающими его от других сообществ ценностями, целями, результатами деятельности. Во-вторых, они стимулируются и мотивируются содержанием миссии и це­лей организации, тем "значением", которое в них заключено. То есть речь идет об определенных идеалах, которые движут людьми, наполняя их работу и жизнь высоким смыслом, облаго­раживая людей, поднимая их в их собственных глазах.

5. 5) Регулирующая функция оргкультуры связана с определением тех границ и форм, в которых разрешена и поощря­ется деятельность членов организации, и тех, в которых она не поощряется либо запрещается.Эта функция обеспечивает информирование работников организации о том, какое место они занимают в системе внутриорганизационных связей и какую роль они должны в ней выпол­нять, то есть каковы ожидания организации в связи с их дея­тельностью. Она тесно взаимосвязана со стимулирующей функ­цией, поскольку у работника вместе с тем формируются ожида­ния относительно реакции организации на его действия в случае добросовестного выполнения своей роли и в случае нарушения им норм поведения (причём речь идёт не только о реакции руко­водства, но и реакции его коллег).Тем самым осуществляется социальный контроль, то есть социальная система реагирует на отклонения от заданных параметров и поощряет следование им, обеспечивая адекват­ность реализации социальных ожиданий.

6. Стабилизирующая функция также выражает дейст­вие социального контроля – социальная система восстанавлива­ет равновесие, относительное состояние покоя в определенном временном интервале. До определенного предела система стабильна и не подвержена разрушению.Потребностью в стабильности обусловлено обязательное культивирование в организационной культуре таких ценностей и принципов, как организационный порядок, строгая дисциплина и ответственность, исполнительность и лояльность, личная пре­данность и конформизм, и т.д. Эти "консервативные" ценности позволяют, если им следуют, обеспечивать высокую стабиль­ность функционирования организации, но вместе с тем могут становиться и преградами необходимым преобразованиям.

7. Инновативная (преобразовательная) функция оргкультуры обусловлена потребностью внедрять новое, осуществ­лять организационные изменения. Тем самым эта функция нахо­дится в противоречии со стабилизирующей функцией и пред­ставляет собой её отрицание.Инновативная функция связана с культивированием и накоплением в оргкультуре таких ценностных ориентации, как ориентации на творчество, новаторство, преобразования. "Кри­тическая масса" таких "инновативных" ценностей обеспечивает необходимый преобразовательный потенциал, позволяющий осуществлять развитие организации, совершенствование отно­шений, технологий, продуктов и услуг на базе творчества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: