Методическое пособие для практических работ по дисциплине Конструкции и эксплуатационные свойства автомобилей Силовые агрегаты часть I




 

Содержание Практическая работа №1. Общее устройство автомобиля и базисные детали. 5 Практическая работа №2. Кривошипно-шатунный механизм. 7 Практическая работа №3. Механизм газораспределения. 9 Практическая работа №4. Система охлаждения и система смазывания. 11 Практическая работа №5. Система питания бензинового ДВС. 13 Практическая работа №6. Система питания дизельного ДВС. 15 Практическая работа №7 Источники тока. 17 Практическая работа №8 Электрооборудование ДВС. 19 Практическая работа №1. Общее устройство автомобиля и базисные детали. Цель работы: Ознакомиться с общим устройством автомобиля, двигателя и базисными деталями. Содержание работы:
  1. Изучить принципы работы автомобильных двигателей.
  2. Изучить классификацию автомобильных двигателей, основные параметры и общее устройство (тактность, количество цилиндров их расположение, мощность двигателя, объем, тип используемого топлива, максимальный крутящий момент, максимальная мощность)
  3. Изучить способы установки двигателей на базовых автомобилях.
  4. Запомнить механизмы и системы, составляющие двигатель. Изучить особенности взаимного расположения базисных деталей двигателей. Обратить внимание на соединение деталей, уплотнение стыков, фиксацию деталей от продольных и осевых смещений. Составить схему ДВС
  5. Составить схему конструктивных элементов с указанием названия элементов, применяемых материалов и способов центровки относительно друг друга:
    • клапанная крышка,
    • головка бока цилиндров, указать способы уплотнения газового стыка,
    • блок цилиндров (верхний и нижний разъем) способ выполнения цилиндров,
    • картер (поддон)
  1. Для базовых моделей автомобилей (на выбор- одна марка) необходимо составить таблицу основных характеристик двигателей. Выполнить в отчете схемы установки двигателей на автомобиле и отразить порядок затяжки гаек (болтов) головки блока цилиндров.
Контрольные вопросы:
  1. В чем основное различие между бензиновым двигателем и дизелем?
  2. Что называется тактом в работе двигателя?
  3. Что называется ходом поршня?
  4. Что такое рабочий и что такое полный объем цилиндра?
  5. Что называется степенью сжатия?
  6. Что такое литраж двигателя?
  7. Что называется порядком работы двигателя?
  8. Из каких тактов составляется полный цикл работы бензинового двигателя и дизеля?
  9. В чем разница между бензиновым и дизельным двигателем?
  10. Укажите преимущества шести- и восьмицилиндровых двигателей перед четырехцилиндровыми.
  11. Как осуществляется рабочий процесс четырехтактного и двухтактного двигателей?
  12. Назовите преимущества V-образного расположения цилиндров двигателя.
  13. В каких пределах колеблется литраж двигателей малолитражного, среднего и большого литража?
Практическая работа №2. Кривошипно-шатунный механизм. Цель работы: Изучение конструкции корпусных деталей двигателя, деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ) и кривошипно-шатунного механизма (КШМ), их назначения и условий работы. Содержание работы: При выполнении работы необходимо изучить следующие вопросы и отразить их в письменном виде от руки в отчете, а также заэскизировать детали:
  1. Поршень: назначение, применяемые материалы, конструкция головки и юбки поршня, их особенности (форма юбки и т.п.);
  2. Поршневой палец: назначение, применяемые материалы, типы (указать преимущества и недостатки каждого типа), способ фиксации в осевом направлении.
  3. Поршневые кольца: назначение, типы компрессионных и маслосъемных колец, применяемые материалы, формы поперечного сечения, количество, расположение на поршне, типы применяемых замков.
  4. Шатун: назначение, применяемые материалы, формы поперечного сечения стержня шатуна; типы разъема кривошипной головки; центрирование крышки относительно шатуна; конструкция шатунных болтов, способ фиксации гайки болта.
  5. Коленчатый вал: назначение, применяемые материалы, типы. Указать шейки коленчатого вала, противовесы (щеки), масляные каналы, шкив коленчатого вала, маховик.
  6. Блок цилиндров, блок-картер: применяемые материалы; способы выполнения цилиндров;
  7. Головка цилиндров: применяемые материалы, типы; крепление головки; способы уплотнения газового стыка.
Контрольные вопросы:
  1. Для чего предназначен КШМ?
  2. Назовите основные части КШМ. Какие из них являются подвижными, а какие - неподвижными?
  3. Как работает КШМ?
  4. Устройство поршневой группы и поршня.
  5. С какой целью на нерабочей части юбки поршня делают вырезы?
  6. Зачем юбку поршня выполняют овальной в поперечном сечении и бочкообразной в продольном?
  7. Назначение и устройство компрессионных поршневых колец.
  8. Назначение и устройство маслосъемных поршневых колец.
  9. Устройство коленчатого вала двигателя.
  10. В чем назначение противовесов, маховика?
  11. Каким способом передается крутящий момент от коленчатого вала на маховик?
  12. Почему стержень шатуна, как правило, имеет двутавровое сечение?
  13. Каким образом смазывается сопряжение втулки шатуна и поршневого пальца?
  14. Назначение и устройство вкладышей.
  15. Как обеспечивается плотное прилегание вкладыша к постели?
Практическая работа №3. Механизм газораспределения. Цель работы: Изучить назначение, работу, конструкцию, условия работы и конструктивные особенности деталей механизма газораспределения двигателей. Содержание работы: При выполнении работы необходимо изучить следующие вопросы и отразить их в письменном виде от руки в отчете:
  1. Типы механизмов газораспределения: (схема) классификация по расположению клапанов, количеству и расположению распределительных валов (распредвалов); преимущества и недостатки каждого типа.
  2. Фазы газораспределения: (схема) объяснить назначение характерных фаз (перекрытие фаз, углы опережения и запаздывания клапанов); регулируемые фазы газораспределения.
  3. Распределительный вал: (схема) конструкция, типы привода, крепление и осевая фиксация, материал.
  4. Механизм привода клапанов: (эскиз) непосредственно от кулачка распределительного вала, через промежуточные детали; назначение и устройство гидрокомпенсатора теплового зазора.
  5. Клапаны (эскиз) и детали их крепления: количество; применяемые материалы для впускных и выпускных клапанов, формы головки клапана, угол рабочей фаски, соотношение диаметров впускных и выпускных клапанов; конструкция пружинного узла; назначения пружины, тарелки, сухарей, седла клапана, направляющей втулки и уплотнительных манжет.
Контрольные вопросы:
  1. Перечислите преимущества и недостатки верхнего расположения клапанов.
  2. Какая основная причина обусловливает верхнее расположение распределительного вала?
  3. Почему в двигателях с ременным приводом распределительного вала в поршнях предусматриваются специальные углубления?
  4. С какой скоростью вращается распределительный вал двух- и четырехтактного двигателя по отношению к коленчатому валу?
  5. Преимущество многоклапанных механизмов газораспределения.
  6. Что называется фазами газораспределения?
  7. Объясните назначение и принцип работы гидрокомпенсаторов.
  8. Преимущества и недостатки цепной и ременной передач в приводе распределительного вала.
  9. Назначение теплового зазора в приводе клапана, почему его необходимо регулировать в процессе эксплуатации двигателя?
  10. Каково основное назначение пружины клапана?
  11. С какой целью применяют две пружины на один клапан? Как отразится на работе двигателя поломка одной из пружин?
  12. Зачем применяется противоположное направление навивки внутренней и наружной пружин?
Практическая работа №4. Система охлаждения и система смазывания. Цель работы: Изучить систему жидкостного охлаждения двигателей, устройство и работу основных узлов и деталей. Изучить системы смазки автомобильных и тракторных двигателей, назначение и устройство основных узлов и деталей Содержание работы При выполнении работы необходимо изучить следующие вопросы и отразить их в письменном виде от руки в отчете:
  1. Назначение системы охлаждения; типы систем охлаждения, преимущества и недостатки каждого типа.
  2. Система жидкостного охлаждения (схема)
  3. Применяемые охлаждающие жидкости, их преимущества и недостатки, основные характеристики.
  4. Жидкостный насос (эскиз): назначение, устройство и работа, способы привода, типы профиля лопастей (радиальные, специальные);
  5. Радиатор (эскиз): применяемые материалы; тип охлаждающей решетки, направление течения жидкости, расположение трубок; назначение пароотводящей трубки и расширительного бачка. Крышка радиатора (расширительного бачка) (эскиз): назначение, конструкция и работа парового (выпускного) и воздушного (впускного) клапанов.
  6. Термостат (эскиз): назначение, конструкция и принцип работы, расположение, количество, применяемые типы наполнителей чувствительного элемента, количество клапанов.
  7. Схема системы смазки: типы (принудительная, разбрызгиванием, самотеком); путь масла; сопряжения, смазывающиеся под давлением, разбрызгиванием и самотеком; предохранительный, перепускной, дифференциальный (сливной) клапаны; главный и радиаторный контуры; устройства охлаждения поршня маслом; система смазки двухтактных двигателей.
  8. .Масляный насос: назначение, тип, принцип действия; конструкция и расположение предохранительного клапана; многосекционность; привод насоса.
  9. Масляные фильтры (схема): применяемые типы (“бумажные”, центробежные), принципы действия;
  10. Масляный радиатор: тип, назначение, конструкция, место установки, назначение предохранительного клапана; преимущества и недостатки различных схем включения радиатора в систему (от радиаторной секции насоса, от главной масляной магистрали).
  11. Система вентиляции картера: назначение, типы (открытая, закрытая); путь картерных газов при их удалении из картера; назначение и конструкция маслоуловителя.
Контрольные вопросы
  1. В чем назначение системы охлаждения?
  2. Преимущества и недостатки систем жидкостного охлаждения.
  3. Преимущества и недостатки систем воздушного охлаждения.
  4. Принцип работы жидкостного насоса центробежного типа.
  5. С какой целью радиатор оснащен пластинами?
Какое расположение трубок в радиаторе обеспечивает большую теплопередачу?
  1. Назначение расширительного бачка.
  2. Назначения парового и воздушного клапанов крышки радиатора.
  3. Назначение, устройство и работа термостата.
  4. С какой целью в приводе вентилятора применяют гидромуфту или электродвигатель?
  5. Что является приводом жидкостного насоса?
  6. Из чего состоит антифриз?
  7. Назначение системы смазки.
  8. Какие существуют типы систем смазки, в каких случаях применяется тот или иной тип?
  9. К каким сопряжениям деталей двигателя масло подается под давлением, разбрызгиванием, самотеком?
  10. Какой клапан служит для ограничения давления масла в системе?
  11. Перечислите узлы в системе смазки, где фильтруется масло.
  12. Покажите путь масла в корпусе шестеренного масляного насоса.
  13. За счет чего осуществляется забор масла в насос и за счет чего в насосе повышается давление масла?
  14. Каким способом осуществляется смазка поршневой группы двухтактного двигателя?
  15. Назначение вентиляции картера?
  16. Преимущества закрытой (принудительной) вентиляции картера?
  17. Как осуществляется привод масляного насоса?
Практическая работа №5. Система питания бензинового ДВС. Цель работы: Изучить системы питания и выпуска отработавших газов бензиновых двигателей, назначение, устройство и принцип работы основных узлов и деталей. Содержание работы: При выполнении работы необходимо изучить следующие вопросы и отразить их в письменном виде от руки в отчете:
  1. Назначение системы питания (схема)
  2. Назначение основных узлов (топливный бак, топливный и воздушный фильтры, бензонасос, топливодозирующий орган, впускной и выпускной трубопроводы, резонатор, глушитель).
Система питания с впрыскиванием топлива:
  1. Топливный бак: изменения в конструкции бака по сравнению с карбюраторной системой питания.
  2. Воздушный и топливный фильтры: типы, основные требования к фильтрам.
  3. Бензонасос: тип, принцип действия, места размещения, привод.
  4. Дроссельная заслонка: назначение, конструкция.
  5. Каталитический нейтрализатор (эскиз в разрезе) отработавших газов: назначение и принцип работы.
  6. Система впрыскивания топлива (схема): типы (центрального, распределенного, непосредственного), основные отличия, преимущества и недостатки каждого типа; устройства, входящие в состав системы; принцип действия электромагнитной форсунки.
  7. Отличие системы питания с впрыскиванием топлива от карбюраторной системы питания. Характеристики «простейшего карбюратора».
  8. Система пуска карбюраторного двигателя
Контрольные вопросы
  1. Назовите требования, предъявляемые к бензинам.
  2. Как осуществляется очистка топлива?
  3. Как осуществляется очистка воздуха?
  4. В чем назначение вентиляции бензобака?
  5. Зачем в топливном баке выполняют перегородки?
  6. Количество и расположение топливных фильтров в системе питания.
  7. Объясните принципы очистки топлива в топливных фильтрах.
  8. Назовите основные преимущества систем впрыскивания перед карбюратором.
  9. Объясните принцип действия электромагнитной форсунки, как с ее помощью дозируется топливо на различных режимах работы двигателя?
  10. Принцип работы адсорбера.
  11. Принцип работы регулятора давления.
  12. Что такое наддув? Приведите классификацию устройств наддува.
  13. В чем назначение каталитического нейтрализатора?
  14. В чем заключается особенность использования бензиновых топлив?
  15. Что такое октановое число?
Практическая работа №6. Система питания дизельного ДВС. Цель работы: Изучить принцип действия системы питания дизельного двигателя (дизеля), конструкцию основных узлов и деталей. Содержание работы: При выполнении работы необходимо изучить следующие вопросы и отразить их в письменном виде от руки в отчете:
  1. Принципиальная схема системы питания дизеля назначение ее основных узлов; назначение контуров обратного слива топлива в бак Насос-форсунки, назначение и конструкция.
  2. Фильтры грубой и тонкой очистки топлива: схема, материал фильтрующего элемента.
  3. Топливный насос высокого давления (ТНВД) (схема): назначение; типы (блочные и распределительные), преимущества и недостатки каждого типа; конструкция плунжерной пары, расположение винтовых канавок на плунжере, принципиальная схема работы секции насоса. Топливоподкачивающий насос: тип, принцип действия, конструкция, привод.
  4. Форсунка (схема): типы, принцип действия; конструкция распылителя; способ регулирования давления впрыскивания; назначение дополнительного фильтра; отвод топлива из форсунки.
  5. Автоматическая муфта опережения впрыскивания: назначение, принцип действия; привод; почему и как надо изменять угол опережения впрыскивания при изменении частоты вращения.
  6. Регулятор частоты вращения: назначение, принципиальная схема, расположение и привод; каким образом регулятор управляет ТНВД; как ограничиваются минимальная и максимальная частоты вращения.
  7. Электронное управление топливоподачей: какие элементы системы питания управляются с помощью электроники. Какие преимущества обеспечиваются при этом.
Контрольные вопросы
  1. Почему качество фильтрации топлива в дизеле должно быть более высоким, чем в бензиновом двигателе?
  2. Почему в надплунжерных пространствах секций насоса высокого давления необходимо поддерживать постоянное давление?
  3. Назначение ручного подкачивающего насоса.
  4. Назовите три основные задачи первого круга обратной циркуляции топлива от фильтра тонкой очистки в бак.
  5. Как осуществляется привод подкачивающего насоса низкого давления?
  6. Назовите преимущества и недостатки систем питания с насос-форсунками.
  7. Назовите причины, обусловливающие установку ТНВД блочного или распределительного типа.
  8. Чем трубки высокого давления отличаются от трубок низкого давления?
  9. Почему попадание воздуха в систему питания дизеля недопустимо?
  10. Как осуществляется привод ТНВД?
  11. Назовите преимущества и недостатки аккумуляторных систем питания
  12. Какой тип распылителя форсунки обеспечивает наилучший распыл топлива?
  13. С какой целью предусматривается отвод топлива от форсунки в бак?
  14. Какие преимущества обеспечивает дизелю электронное управление топливоподачей?
  Практическая работа №7 Источники тока. Цель работы: Изучить источники тока, назначение, работу, конструкцию, условия работы и их конструктивные особенности. Содержание работы: При выполнении работы необходимо изучить следующие вопросы и отразить их в письменном виде от руки в отчете:
  1. Аккумуляторная батарея (эскиз в разрезе), основные характеристики, устройство, электродвижущая сила, состав и плотность электролита, материал положительных и отрицательных пластин, максимальная величина силы тока;
  2. Устройство генератора (эскиз в разрезе), тип, привод, способ включения в систему, принцип регулирования, принцип получения напряжения.
  3. Свеча зажигания (эскиз в разрезе), конструкция; калильное число; материалы корпуса, изолятора, центрального и бокового электродов; зазор между электродами, связь маркировки и тепловых характеристик свечей зажигания.
  4. Провода высокого напряжения: устройство, защита от излучения радиопомех.
  5. Катушки зажигания, требования, материалы, конструкция, электрическая схема, конструкция, работа вариатора (дополнительного сопротивления).
  6. Стартер (эскиз в разрезе), муфта свободного хода, втягивающее реле.
Контрольные вопросы
  1. Как по маркировке свечи зажигания определить диаметр и шаг ее резьбы?
  2. Как и в какую обмотку катушки зажигания включен дополнительный резистор (вариатор)?
  3. Каково назначение конденсатора в цепи тока низкого напряжения?
  4. Как должен меняться угол опережения зажигания при увеличении оборотов двигателя?
  5. Как должен меняться угол опережения зажигания при увеличении нагрузки на двигатель?
  6. Каким образом обеспечивается изменение угла опережения зажигания при увеличении оборотов двигателя?
  7. В каких случаях площадка с закрепленными на ней контактами прерывателя поворачивается относительно вала прерывателя?
  8. Каким образом осуществляется привод вала прерывателя?
  9. Каков нормальный зазор между контактами прерывателя?
  10. Зачем необходимо устанавливать на двигателе начальный угол опережения зажигания?
  11. Каково назначение токоразносной пластины прерывателя?
  12. Какие имеются клеммы на крышке катушки зажигания?
  13. Каково назначение втягивающего реле стартера?
  14. Каково назначение коллектора стартера?
  15. Каким образом шестерня стартера входит в зацепление с зубчатым венцом маховика в случае, если её зубья оказываются напротив зубьев венца?
  16. Зачем нужна муфта свободного хода на валу стартера?
  17. Принцип работы свинцово-кислотного аккумулятора.
  18. Каким образом аккумуляторы соединены в батареи?
  19. Каковы состав и плотность (в заряженном и разряженном состояниях) электролита аккумулятора?
  20. Какой тип электрического генератора используется в электрической системе, почему?
  21. Какое устройство согласовывает работу генератора и аккумулятора?
  22. От каких эксплуатационных условий и как зависит емкость аккумуляторной батареи?
  23. Каково назначение, принцип действия и устройство генератора?
  24. Каков принцип действия генератора переменного тока?
  25. Из каких основных элементов состоит генератор?
  26. Какую роль играет обмотка возбуждения генератора?
  27. Какие выводные клеммы имеет генератор переменного тока?
  28. Каким образом обеспечивается системой зажигания порядок работы цилиндров?
  29. Как осуществляется привод прерывателя-распределителя?
  30. Каким образом образуется ЭДС высокого напряжения (20…25 тыс. В) при постоянном напряжении в первичной цепи 12 В?
  31. По какому признаку различают “холодные” и “горячие” свечи зажигания? Почему провода, соединяющие аккумулятор и стартер, имеют большое сечение?
  Практическая работа №8 Электрооборудование ДВС. Цель работы: Изучить электрооборудование, его конструкцию, условия работы и принцип работы основных датчиков системы управления двигателем. Содержание работы: При выполнении работы необходимо изучить следующие вопросы и отразить их в письменном виде от руки в отчете:
  1. Общая схема электрооборудования двигателя внутреннего сгорания
  2. Принцип работы контактной системы зажигания: назначение элементов, входящих в батарейную систему; величины напряжений в первичной и вторичной цепи, способ получения высокого напряжения во вторичной цепи; явление самоиндукции в первичной цепи, в чем состоит отрицательное последствие этого явления, способ его устранения, преимущества и недостатки такой системы.
  3. Принцип работы бесконтактной системы зажигания, преимущества и недостатки такой системы.
  4. Система управления ДВС, схема, назначение, основные составляющие.
  5. Используемые датчики конструкция и принцип работы: уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости, давления масла, расход и температура воздуха, датчики положения.
Контрольные вопросы
  1. На какие группы могут быть разделены приборы электрооборудования?
  2. Почему на автомобиле применяется однопроводная система электрооборудования?
  3. Почему в системе электрооборудования необходим регулятор напряжения?
  4. Назначение и принцип действия регулятора напряжения. Контактные (вибрационные) и бесконтактные регуляторы напряжения.
  5. Принцип системы управления Motronic
  6. Тип и принцип работы датчика уровня топлива.
  7. Тип и принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости.
  8. Тип и принцип работы датчика давления масла.
  9. Тип и принцип работы датчика расхода воздуха.
  10. Тип и принцип работы датчика положения дроссельной заслонки.
  11. Что такое управляющий сигнал?
  12. Что такое ЭБУ?
Список основной используемой литературы
  1. Автомобиль: Основы конструкции: Учебник для вузов по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство" / Н.Н. Вишняков, В.К. Вахламов, А.Н. Нарбут и др. М.: Машиностроение, 1986. З04 с.
  2. Михайловский Е.В., Серебряков К.В., Тур Е.П. Устройство автомобиля, М.: Машиностроение, 1987. 352 с.
Список дополнительной используемой литературы
  1. Автомобильные двигатели: учеб. для вузов / под ред. М. С. Ховаха. – М.: Машиностроение, 1977. – 591 с.
  2. Автомобильные и тракторные двигатели: учеб. для втузов в 2 ч. / под ред. И. М. Ленина. – М.: Высш. шк., 1976. – Ч. 1. – 368 с.; Ч. 2. – 280 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: